Государственной налоговой инспекцией по Воронежской области
01 июня 1997 года
Вопрос:
Каков порядок отнесения на себестоимость арендной платы по основным фондам: в полной сумме или только части амортизационных отчислений на полное восстановление?
Отражается ли в себестоимости продукции (работ, услуг) в элементе "прочие затраты" часть прибыли, уплаченная арендатором в составе арендной платы, которая состоит из суммы износа, затрат на проведение ремонта арендованных основных средств и части прибыли? Ответ:
В соответствии с пунктом 10 Положения о составе затрат плата за аренду (в случае аренды отдельных объектов основных производственных фондов) относится на себестоимость производимой продукции (издержки обращения) в полной сумме, предусмотренной в договоре аренды без разделения ее на составляющие за исключением сумм прибыли, предусмотренной договором. Вопрос:
Каким образом можно списать товар, который был испорчен во время хранения, в случае, если дальнейшая его реализация невозможна? Ответ:
В соответствии с пунктом 18 "Положения о бухгалтерском учете и отчетности РФ" от 26.12.1994 N 170, пунктами 5.1 и 5.2 "Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств", утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49, порча материальных ценностей сверх норм естественной убыли относится на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано в судебном порядке, убытки от недостач или порчи списываются на издержки обращения предприятия.
В документах, представляемых для оформления списания недостач, ценностей или порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученной от отдела технического контроля или соответствующих организаций (инспекций по качеству и др.)
В последнем документе должны быть четко указаны характеристика и качество исследуемого имущества и исчислен коэффициент потерь, списываемых на убытки. Данный коэффициент исчисляется исходя из фактического состояния имущества и возможности его дальнейшего применения по назначению. Вопрос:
ТОО "Байкал" вошло в уставный капитал вновь образованного предприятия частью своего имущества (часть помещения). Первоначальная стоимость этого помещения 244 млн. рублей, износ - 140 млн. рублей, остаточная стоимость - 104 млн. рублей. С учетом переоценки на 01.01.1997 - 118 млн. рублей. Указанная часть помещения, внесенная в уставный капитал нового общества, оценена по соглашению сторон в 120 млн. рублей.
В случае выхода из состава предприятия и возврата ТОО "Байкал" доли в уставном капитале не имуществом, а его стоимостью в размере 120 млн. рублей обязано ли ТОО "Байкал" уплачивать НДС и налог на прибыль и с какой суммы: со стоимости имущества; с суммы, указанной в учредительных документах, т.е. 120 млн. рублей; с остаточной стоимости или исходя из рыночных цен? Ответ:
Согласно действующему законодательству, при соблюдении всех требований Гражданского Кодекса и условий, предусмотренных учредительными документами, суммы в пределах первоначального вклада в уставный капитал при возврате учредителям налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль не облагаются. Суммы, превышающие стоимость первоначального взноса, облагаются налогами в общеустановленном порядке. Вопрос:
Относится ли на себестоимость продукции (работ, услуг) оплата дополнительных отпусков работников (например, здравоохранения, фармации и т.д.), которым предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью до 36 дней (24 дня - основной отпуск и до 12 дней дополнительный на основании ведомственных указаний)? Ответ:
В соответствии со ст. 67 КЗоТ РФ ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 24 рабочих дней из расчета 6-дневной рабочей недели и признан в качестве основного, к которому должны присоединяться дополнительные отпуска, положенные работнику по законодательству.
Дополнительные отпуска предоставляются работникам с 10 июня 1996 года, в соответствии с решением Верховного Суда РФ и с этого периода расходы по оплате ежегодного отпуска, с учетом дополнительного, относятся на издержки. Вопрос:
Оптовая торговля ГСМ является основным видом деятельности ТОО "Барон". Для торговли ГСМ ТОО приобрело лицензию сроком на 6 месяцев с 19.06.1996 по 18.12.1996, а затем лицензия была продлена еще на 6 месяцев до 19.06.1997.
На каком счете в этом случае ведется учет лицензии и за счет каких средств можно списывать стоимость лицензии: за счет издержек (счет 44) или за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (счет 81). Ответ:
В соответствии с п. 48 "Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ" от 26.12.1994 N 170 и п. 2 подпункт "ц" "Положения о составе затрат" от 05.08.1992 N 552 (с учетом дополнений и изменений) затраты по приобретению нематериальных активов (к которым относятся и лицензии со сроком их менее одного года) отражаются в учете и отчетности по счету 31 "Расходы будущих периодов".
На себестоимость продукции (счет 44 "Издержки обращения") эта сумма переносится равномерно (ежемесячно) в течение всего срока действия лицензии. Вопрос:
Как исчисляются амортизационные отчисления на грузовые автомобили, которые временно простаивают? Ответ:
При решении вопроса о начислении амортизационных отчислений на грузовые транспортные средства, находящиеся в простое, необходимо руководствоваться Положением "О порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйств", утвержденным Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР и Госстроем СССР от 29.12.1990 N ВГ-21-Д/144/17-24/4-73 (далее - Положение об амортизации).
Согласно п. 13 Положения об амортизационных отчислениях на полное восстановление активной части основных фондов, в том числе и транспортных средств, производятся в течение нормативного срока их службы или срока, за который балансовая стоимость этих фондов полностью переносится на издержки производства и обращения. При этом необходимо учитывать положение о нормах амортизационных отчислений при использовании грузовых автомобилей, предусмотренных в Постановлении Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР". Если грузовые автомобили указаны в числе грузовых машин, по которым предусмотрено начисление амортизационных начислений в зависимости от пробега, то в случае простоя амортизационные отчисления начисляться не будут, если же грузовые автомобили не предусмотрены в данном списке, то амортизация будет начисляться и за период простоя согласно Положению об амортизации. Согласно п. 2 Положения "О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552, амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
Кроме того, хотелось бы отметить, что в случае неиспользования транспортных средств неопределенное время руководителем предприятия может быть принято решение о консервации данных транспортных средств. Порядок консервации числящихся на балансе предприятия транспортных средств устанавливается и утверждается руководителем предприятия согласно Приказу Министра Финансов N 130 от 19.12.1995 "Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности результатов переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1996 года". При этом согласно п. 2 Положения об амортизации на фонды, переведенные на консервацию, амортизация не начисляется. Согласно п. 15 Положения о составе затрат... затраты, связанные с содержанием законсервированных производственных мощностей, относятся на внереализационные расходы и будут учитываться для целей налогообложения. Вопрос:
Если производство простаивает по причинам, возникшим внутри производства, то в соответствии с абзацем 4 пункта 3 Положения N 552 потери от простоев по внутрипроизводственным причинам включаются в фактическую себестоимость продукции. Можно ли отнести к внутрипроизводственным причинам затраты от остановки производства на недельный срок из-за отсутствия рынка сбыта продукции? Или к расходам и потерям, отраженным на счете "Прибыли и убытки" как затраты на производство, не давшее продукции? Ответ:
Простои по причинам возникновения различают на внешние и внутренние. Согласно п. 3 Положения "О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг)...", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552, потери от простоев по внутрипроизводственным причинам включаются в фактическую себестоимость продукции (работ, услуг), а некомпенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам включаются в состав внереализационных расходов при формировании финансовых результатов (п. 15 Положения).
Расходы по простоям включают в себя материальные затраты на начисление заработной платы, которую в соответствии со ст. 91 КЗоТ РФ предусмотрено производить в размерах не ниже установленных законодательством, отчисления во внебюджетные фонды и др.
Простои по внутренним причинам могут возникнуть только внутри предприятия (цеха, отдела), к их числу относятся: простои в результате неисправности оборудования, незапланированных остановок отдельных видов оборудования и др.
Простои по внешним причинам зависят от внешних факторов, с которыми может быть связана остановка предприятия, таких как неподача топлива, электроэнергии, воды и др.
Отсутствие рынка сбыта не влечет необходимости остановки предприятия (цеха, отдела), на определенный период времени, следовательно отсутствие рынка сбыта нельзя рассматривать как причину простоя предприятия.
Что касается затрат на производство, не давшее продукции, то действительно, п. 15 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.1995 N 552, предусмотрено отнесение в состав внереализационных расходов затрат по аннулированным заказам, а также затрат на производство, не давшее продукции.
В данном пункте под "затратами на производство, не давшее продукции", следует понимать производственные расходы на производство продукции, по которой не был завершен ее выпуск вследствие аннулированного заказа.
Таким образом, затраты от остановки производства в результате отсутствия рынка сбыта произведенной продукции не могут быть списаны по данной статье по вышеприведенным основаниям. Вопрос:
Акционерное общество открытого типа взяло ссуду в сбербанке под 51 процент годовых. Кроме того, заключило договор об оплате за обслуживание ссудного счета сбербанком в размере 9 процентов годовых (или 0,75 процента в месяц) от суммы взятого кредита. Может ли предприятие отнести на себестоимость сумму затрат за обслуживание ссудного счета? Ответ:
В соответствии с п. 10 "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядке формирования финансовых результатов" от 05.08.1992 N 552 (с учетом изменений и дополнений) обслуживание ссудного счета относится к услугам банка при наличии соответствующего договора.
При этом следует иметь ввиду, что на затраты производства будет относиться оплата услуг банка по обслуживанию только тех ссудных счетов, кредиты по которым выданы на производственные цели (на приобретение товарно-материальных ценностей, на оплату за оказанные услуги и т. д.). Вопрос:
Как исключаются из налогооблагаемой прибыли сельскохозяйственных предприятий местные налоги и сборы: в полной сумме или по удельному весу, рассчитанному исходя из выручки от реализации промышленной продукции в общем объеме реализации? Ответ:
Согласно Закону РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом всех изменений и дополнений) от налогообложения освобождается прибыль, полученная от производства и реализации сельхозпродукции, а также продуктов от первичной переработки собственной сельхозпродукции при условии, что переработка осуществлялась самим предприятием.
Прибыль от других видов деятельности, а также сумма превышения доходов над расходами по прочим и внереализационным операциям облагается налогом на прибыль в общеустановленном порядке. В связи с этим, те виды налогов (включая местные), которые учитываются согласно "Положению о составе затрат...", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.1995 N 552, в составе внереализационных расходов должны полностью исключаться из налогооблагаемой прибыли. Вопрос:
Наше предприятие приобрело квартиру для последующей перепродажи своему сотруднику. Как списать расходы по юридическому оформлению квартиры? Ответ:
Расходы оформляются различно, в зависимости от того: 1.Осуществляет ли предприятие перепродажу квартиры. 2.Первоначально приобретает квартиру для себя, а затем продает ее работнику.
Первый вариант не может быть использован при отсутствии у предприятия лицензии на осуществление риэлторской деятельности, если местным законодательством предусмотрена необходимость получения такой лицензии (см. "Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и органов уполномоченных на ведение лицензионной деятельности", прилагаемый к Постановлению Правительства РФ от 24.12.1994 N 1418.
Квартира в этом случае учитывается как товар (счет 41) с последующей его реализацией (счет 46), а затраты по юридическому оформлению относятся на издержки обращения как непосредственно связанные с производством продукции (подпункт "а" п. 2 Положения "О составе затрат по производству продукции (работ, услуг)...", утвержденного Постановлением Правительства от 05.08.1992 N 552). При приобретении квартиры для себя предприятие должно учесть ее как нематериальный актив (п. 2 Письма Министерства финансов от 29.10.1993 N 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве"), а затраты на покупку увеличат балансовую стоимость квартиры (п. 48 Положения "О бухгалтерском учете и отчетности в РФ", утвержденного Приказом Минфина РФ от 26.12.1994 N 170). При продаже квартиры расходы по юридическому оформлению списываются в дебет счета 48 (см. описание к счету 48 Инструкции "По применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий", утвержденной Приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56). Эти расходы не уменьшат прибыль от реализации квартиры (п. 4 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.1991 N 2116-1), то есть в конечном счете будут осуществлены из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Вопрос:
Предприятие из-за отсутствия средств на приобретение материальных ресурсов вынуждено остановить основное производство. Работникам выплачивается 2/3 тарифной ставки, осуществляются другие необходимые расходы. Может ли возникнуть ситуация, что из-за искусственно завышенной себестоимости после выхода из простоя реализация продукции будет производиться по ценам ниже ее себестоимости? Ответ:
Списание затрат, связанных с простоем, производится в соответствии с Положением "О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг)...", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 (далее - Положение).
Указанные затраты могут возмещаться из разных источников, в зависимости от причин простоя предприятия. Потери от простоя по внутрипроизводственным причинам списываются на себестоимость (п. 3 Положения). В случае простоя по внешним причинам некомпенсируемые виновниками потери включаются во внереализационные расходы (п. 15 Положения). Таким образом, ответ будет зависеть от того, считать ли причину простоя внешней или внутрипроизводственной.
В вопросе речь идет о простое из-за отсутствия материальных ресурсов. Если бы договор на поставку ресурсов был нарушен поставщиком, причины простоя нужно было бы отнести к внешним. Однако, предприятие не может произвести закупки по внутренним причинам - из-за отсутствия денежных средств. Причина простоя, таким образом, внутрипроизводственная. Поэтому наличие потерь при простое приведет к увеличению себестоимости продукции.
Следует иметь в виду, что при реализации продукции по ценам не выше себестоимости для целей налогообложения (по налогам на прибыль и НДС) будет применяться фактическая цена реализации при соблюдении следующих условий (см. п. 5 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.1991 N 2116-1 и п. 1 ст. 4 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" от 06.12.1991 N 1992-1): - рыночные цены на эту или аналогичную продукцию ниже фактической себестоимости; - в течение 30 дней до реализации продукции по ценам не выше себестоимости аналогичная продукция реализовывалась по ценам выше фактической себестоимости. Вопрос:
Правомерно ли отнесение затрат на приобретение проездных билетов на городской транспорт, а также стоимость поездок с использованием "расходных листков" на себестоимость произведенной продукции (работ, услуг)? Ответ:
В соответствии с п. 2 Положения "О составе затрат...", утвержденного Постановлением Правительства от 05.08.1992 N 552 (с учетом изменений и дополнений) в себестоимость продукции (работ, услуг) подлежат включению затраты, непосредственно связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг).
Исходя из изложенного, затраты, связанные с приобретением проездных билетов, а также возмещением стоимости поездок с использованием "разъездных листков" лицам, чья работа в соответствии с должностными инструкциями связана со служебными поездками по городу, относится на себестоимость продукции (работ, услуг). Вопрос:
Включается ли в совокупный налогооблагаемый доход работников стоимость проездных билетов, приобретаемых предприятием своим сотрудникам, чья работа в соответствии с должностными обязанностями связана со служебными разъездами по городу в пределах обслуживаемых участков? Ответ:
В соответствии с п. 6 Инструкции Государственной налоговой службы РФ от 29.06.1995 N 35 "О подоходном налоге с физических лиц" в случае, если физическое лицо получает документы, дающие право проезда, являющегося в обычных условиях платным, то сумма средств, направленных предприятием на эти цели, включается в состав совокупного дохода физического лица для обложения подоходным налогом. Вопрос:
Как исчисляется в 1 квартале 1997 года налог на имущество организациями, которыми осуществлена переоценка отдельных объектов основных средств путем прямого пересчета их стоимости в 1996 году после 15 февраля? Ответ:
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 N 1442 "О переоценке основных фондов в 1997 году" установлено, что результаты переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года не учитываются при исчислении налога на имущество организаций за 1996 - 1997 годы, а также амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов в 1997 году. Организациям предоставляется право отразить в бухгалтерском и статистическом учете и отчетности по состоянию на 1 января 1997 года результаты переоценки основных фондов (не учтенных в установленные сроки) по состоянию на 1 января 1996 года, осуществленной на основе прямого пересчета стоимости отдельных объектов основных фондов по документально подтвержденным рыночным ценам на них.
В соответствии с пунктами 1.2 и 2.8 Порядка проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года, утвержденного Госкомстатом РФ, Минэкономики РФ и Минфином РФ 18.02.97 года N ВД-1-24/336, переоценка основных фондов производится по состоянию на 1 января 1997 года (т. е. исходя из уровня цен на эту дату) и осуществляется в течение 1997 года, а результаты проведенной переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года должны быть отражены в бухгалтерском балансе организаций за 1 квартал 1998 года.
В связи с этим, результаты переоценки основных фондов, проводимой по состоянию на 1 января 1997 года, не учитываются при исчислении налога на имущество и начисления амортизации в течение 1997 года.
Организации, осуществившие в 1996 году после 15 февраля 1996 года переоценку отдельных объектов основных фондов путем прямого пересчета их стоимости по документально подтвержденным рыночным ценам на них, результаты переоценки которых не учли в установленные сроки по состоянию на 1 января 1996 года, отражают результаты переоценки в бухгалтерском балансе за 1 квартал 1997 года (пункт 2.9 Порядка) и соответственно учитывают их при исчислении налога на имущество, начиная с расчетов за 1 квартал 1997 года.
Зам. начальника отдела информации
и обучения налогоплательщиков ГНИ
по Воронежской области,
Государственный советник III ранга
Т.НЕЙШТАДТ