Воронежская область
Информация от 01 декабря 1998 года

Типичные ошибки при исчислении налога на добавленную стоимость

Принята
Государственной налоговой инспекцией по Воронежской области
01 декабря 1998 года
    В соответствии со ст. 11 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" работники налоговых инспекций обязаны проводить документальные проверки соблюдения налогового законодательства предприятиями согласно утвержденным графикам.
    Одним из важнейших доходов бюджета является налог на добавленную стоимость. За истекший период сотрудниками ГосНИ по Железнодорожному району проверено 162 налогоплательщиков НДС, в результате чего дополнительно начислено в бюджет налогов около 15 млн. рублей, из них штрафов на 10,5 млн. руб.
    За нарушение налогового законодательства привлечено к административной ответственности 35 должностных лиц, исчислено штрафов 5 тыс. руб.
    В настоящей статье отражаются наиболее характерные нарушения Инструкции ГНС РФ от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты НДС", которые были выявлены при документальных проверках в текущем году:
    - предприятием в налогооблагаемую базу для исчисления НДС и спецналога не включалась выручка обслуживающих производств (столовая, баня, гостиница), находящихся на балансе данного предприятия. Сумма выручки по этим подразделениям в бухучете была проведена записью по Кт счета 29, т.е. поставлена на уменьшение затратных статей вспомогательных производств, что привело к занижению НДС и спецналога (п. 9);
    допускались случаи занижения налогооблагаемой базы на стоимость услуг, оказанных ЖКХ (содержание жилого фонда), не покрываемых квартплатой и отнесенных в конце года в Дт счета 81 как убыток на содержание жилищно-коммунального хозяйства. По этому факту следует отметить, что убыток ЖКХ, отнесенный в Дт счета 81 не покрывается квартплатой, но входит в стоимость услуг ЖКХ (п. 9);
    отдельными торговыми предприятиями (оптовая и розничная торговля) в налогооблагаемую базу не была включена сумма самостоятельно произведенной дооценки реализованных товарно - материальных ценностей. Сумма дооценки для предприятия является фактическим увеличением наценки. Дооценка товаров зафиксирована в соответствующей ведомости. Вся сумма дооценки была отражена в бухгалтерском учете по Кт счета 86. По мере реализации дооцененного товара сумма дооценки относилась на финансовый результат проводкой Дт 86 - Кт 80. Однако в налогооблагаемую базу по НДС и спецналогу была включена только наценка, установленная в процентах к стоимости дооцененного товара.
    Стоимость дооценки под налогообложение не попала, что привело к значительному занижению НДС и спецналога (п. 9);
    - имеются случаи, когда предприятием не исчислен НДС с суммы полученных штрафных санкций за нарушение договорных обязательств. Отношения между предприятиями - партнерами регулировались положениями договора, по которому проверяемое предприятие направляло предприятию - партнеру значительные суммы инвестиционных средств для реализации оговоренных проектов с целью получения дохода обеими сторонами. Впоследствии, из-за нарушения договорных обязательств партнером предприятие расторгло договор и истребовало штраф, который был оплачен второй стороной простым векселем. Сумма штрафа предприятием - получателем была отнесена на увеличение финансового результата (Кт 80) без исчисления НДС (п. 9);
    - Многие юридические лица продолжают допускать нарушения в части неправомерного возмещения НДС по ГСМ, полученного по договору от индивидуального предпринимателя на основании предъявленных счетов с выделением НДС.
    Аналогичные нарушения установлены по зачету входного НДС со стоимости безвозмездно переданных организации товарно - материальных ценностей, со стоимости оплаченного предприятием питания рабочих, оплаты расходов за использование общежития для проживания рабочих и т. д. (п. 19);
    - научной организацией, имеющей право на льготу, не произведено начисление НДС на стоимость материалов, используемых для производства льготируемой продукции, и не сделана на сумму входного НДС восстановительная запись проводкой Дт 20 - Кт 68. При оприходовании и оплате материальных ресурсов входной НДС был полностью принят к зачету (п. 12);
    - отдельными предприятиями розничной торговли, реализовавшими по безналичному расчету товар, принятый от населения по договору комиссии, НДС в бюджет начислен не со всей суммы, полученной от покупателя, а только с суммы полученного комиссионного дохода (п. 19);
    - имели место факты, когда предприятие не включало в налогооблагаемую базу для исчисления НДС стоимость сырья, переданного в качестве взноса в совместную деятельность по договору о совместной деятельности (п. 9);
    - допускалось завышение входного НДС по продукции, реализованной в стеклянной таре, имеющей залоговые цены, т.к. вместо отражения НДС по этой таре в залоговой цене на счетах учета материальных ценностей, он был предъявлен к зачету (п. 19);
    - выявлены нарушения, когда предприятие, вы ручка которого в целях налогообложения определяется по оплате, допустило занижение НДС по факту замены дебиторской задолженности (долг покупателя за оказанные услуги), возникшей по договору купли - продажи, на договор займа, а также неправомерное уменьшение НДС с объема реализованной продукции на сумму налога с авансов, полученных и включенных в налогооблагаемую базу ранее, не закрытых поставкой товаров (п. 9);
    - в нарушение п. 48 инструкции организацией неправомерно предъявлена к возмещению сумма НДС по оборудованию, приобретенному согласно проектно - сметной документации для строящегося хозспособом объекта.
    По-прежнему большинство проверенных предприятий допускают случаи реализации продукции (работ, услуг) по ценам не выше себестоимости без определения выручки по сделкам, исходя из рыночных цен.
    В заключение хотелось бы отметить, что для избежания налоговых санкций налогоплательщикам необходимо уделять больше внимания изучению налогового законодательства, оперативнее реагировать на его изменения.
    Советник налоговой
    службы III ранга
    Л.А.ПРОНИНА