Государственной налоговой инспекцией по Воронежской области
01 ноября 1998 года
10 декабря 1997 года Госдумой был принят Закон "О несостоятельности (банкротстве)" N 6-ФЗ от 08.01.1998, который вступил в действие 1 марта 1998 года. Новый Закон о банкротстве значительно отличается от предыдущего. В новом Законе значительно шире и полнее освещены вопросы, затрагивающие процедуры, касающиеся банкротства граждан, индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств.
В Законе дается четкое определение понятия несостоятельности (банкротства) - это признанная судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требование кредитов по денежным обязательствам исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды. Из Закона исключена такая характеристика экономического положения должника, как неудовлетворительная структура баланса. Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по другим основаниям, предусмотренным ГК РФ.
К обязательным относятся налоги, сборы или иные взносы в различные уровни бюджетов и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определяемых законодательством РФ. Критерии неплатежеспособности должника - юридического лица остались прежними: неисполнение обязанности по уплате вышеуказанных сумм платежей в течение 3 месяцев с момента наступления даты платежа. По новому Закону процедуру банкротства можно применять к любому предприятию, имеющему просроченную более 3 месяцев задолженность, превышающую 500 ММОТ (минимальных месячных оплат труда), а к должнику - гражданину - не менее 100 ММОТ. При этом совершенно не берется во внимание задолженность перед самим предприятием-должником. И Арбитражный Суд не обязан выяснять причины неплатежеспособности должника, в частности такой, как наличие дебиторской задолженности.
Правом на обращение в Арбитражный Суд с заявлением о признании должника в связи с неисполнением денежных обязательств обладает должник, кредитор и прокурор. Право на обращение в Арбитражный Суд с заявлением о признании должника в связи с неисполнением обязанностей по уплате обязательных платежей об падают также налоговые органы. И надо отметить, что налоговые инспекции начали использовать это право как эффективный механизм взыскания недоимки в бюджеты всех уровней. Так ГНИ по Коминтерновскому району только в 1998 году были направлены материалы в Арбитражный Суд Воронежской области на ряд предприятий, имеющих задолженность перед бюджетом.
Общий подход здесь у налоговой инспекции такой. Если предприятие-должник не произвело реструктуризацию своей задолженности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.04.1998 N 395 "О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом" и Постановлением Воронежской областной Думы и администрации Воронежской области N 475/552 от 09.06.1998 "О реструктуризации и погашении задолженности по платежам в областной и местные бюджеты Воронежской области" и не принимает мер по погашению своей задолженности, то налоговой инспекцией в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве) возбуждается в Арбитражном Суде дело о признании предприятия-должника несостоятельным. С момента возбуждения дела Арбитражным Судом вводится процедура наблюдения, т. е. Арбитражным Судом назначается временный управляющий.
В его задачи входит:
во первых, принять меры по обеспечению сохранности имущества должника;
во вторых, проведя анализ финансового состояния подготовить мероприятия, направленные либо на финансовое оздоровление предприятия, либо на его ликвидацию.
Меры, принимаемые по восстановлению платежеспособности предприятия - должника могут включать в себя: - перепрофилирование производства; - закрытие нерентабельных производств; - ликвидацию дебиторской задолженности; - продажу части имущества; - уступку прав требования; - исполнение обязательств должника собственникам имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом (лицами); - продажу предприятия; - иные способы восстановления платежеспособности.
В рамках Закона о банкротстве можно оказывать эффективное воздействие на руководство предприятия, так как Закон позволяет вводить внешнее управление должником. Внешнее управление вводится Арбитражным Судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более 12 месяцев.
В случае, если внешнее управление не дало положительных результатов, Арбитражным Судом принимается решение о признании должника банкротом, что влечет за собой открытие конкурсного производства. Срок конкурсного производства не должен превышать 1 год.
При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, Арбитражный Суд назначает конкурсного управляющего, в задачи которого входят: - проведение инвентаризации и оценки имущества должника; - принятие мер по его сохранности; - принятие мер по взысканию дебиторской задолженности, по выявлению и возврату имущества должникам, находящегося у третьих лиц; - принятие мер по реализации имущества должникам с целью погашения задолженности должникам перед кредиторами в порядке очередности, установленный Законом о банкротстве; - увольнение работников предприятия-должника; - ликвидация предприятия - должника.
После рассмотрения Арбитражным Судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства, Арбитражным Судом выносится определение о завершении конкурсного производства. Определение Арбитражного Суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в еди ный Государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С момента внесения такой записи полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник ликвидированным.
По нашему мнению, новый Закон "О несостоятельности (банкротстве)" должен быть более работоспособен, чем прежний. Вместе с тем и в новом Законе имеются недостатки, снижающие эффективность его применения. Так не решенным остается вопрос подготовки кадров квалифицированных арбитражных управляющих. Их катастрофически не хватает. И тут федеральному управлению по делам о несостоятельности (ФУДН) необходимо проявлять больше инициативы.
Практически не действует и Постановление Правительства РФ от 22.05.1998 N 476 "О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства", утвержденного Постановления Правительства РФ от 22.05.1998 N 476.
Наши попытки реализации указанного постановления закончились ничем, так как ФУДН ссылаясь на отсутствие у него опыта, отказывается проводить процедуру банкротства предприятий должников по схеме, рекомендованной вышеуказанным Постановлением.
Не предусмотрено новым Законом ответственности должника за непредставление необходимых сведений и неявку в Арбитражный Суд без уважительных причин, что позволяет затягивать судебный процесс.
Необходимо также внести изменения в статью 78 п. 4 "Недействительность сделок должника", в соответствии с которой все сделки, совершенные должником в течение 6 месяцев, предшествовавшие подачи заявления о признании должника банкротом, связанные с выплатой, выделением доли (пая) в имуществе должника участнику предприятия, в связи с его выходом из состава участников должника, по заявлению кредитора или внешнего управляющего признаются недействительными. По нашему мнению этот пункт необходимо дополнить требованием, что все сделки должника, связанные с отчуждением его имущества или передачи его в качестве вкладов в уставные капиталы других предприятий должны признаваться незаконными в течение одного года, предшествующего банкротству.
Необходимо поднять роль и ответственность ФУДН, предоставив этой организации все права по взысканию обязательных платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды, как единого кредитора, представляющего интересы государства. Реализовав таким образом принцип один исполнитель - один ответственный, что позволит повысить оперативность принятия всех решений и действий по отношению к должнику.
Советник налоговой
службы II ранга
В.А.ПОПОВ