Некоторые особенности налогообложения имущества предприятий
Воронежская область
Информация от 01 июня 1999 года
Некоторые особенности налогообложения имущества предприятий
Принята
Государственной налоговой инспекцией по Воронежской области
01 июня 1999 года
В 1999 году до выхода II части Налогового кодекса РФ продолжает действовать порядок налогообложения, предусмотренный Законом РФ "О налоге на имущество предприятий" от 13.12.1991 N 2030-1 и Инструкцией ГНС РФ от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий".
В связи с этим, законодателями Воронежской области принят Закон Воронежской области "Об областном бюджете на 1999 год" от 15.03.1999 N 77-II-ОЗ. Статьей 9 указанного закона установлена ставка налога на имущество предприятий в процентах от налогооблагаемой базы в размерах: - 0,5 процента для предприятий, учреждений и организаций, финансируемых полностью или получающих дотации из областного и местных бюджетов; - 2,0 процента - для других налогоплательщиков.
В последнее время возникают вопросы, связанные с порядком уплаты в бюджет налога на имущество предприятиями ГП "Юго-Восточная железная дорога". Так, пунктом "к" статьи 4 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" определено, что налогом не облагается имущество, используемое для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным циклом поставок и работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления - Территориальные органы власти самостоятельно определяют перечень предприятий, расположенных на их территории и связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ (исходя из условий их функционирования). Предприятия, включенные в такой перечень, согласовывают размеры страховых и сезонных запасов с указанными сроками. Предприятия ГП "ЮВЖД", не согласовав размеры льготируемых запасов с органами власти области, претендуют на рассматриваемую льготу. А действующим налоговым законодательством отстановка в запас грузовых вагонов по Указанию МГТС не предусмотрена.
Кроме того, из практики работы предприятия ГП "ЮВЖД" могут воспользоваться льготой, изложенной в пункте "а" статьи 5 указанного закона по зеленым насаждениям общего пользования. Объекты жилищно-коммунальной сферы, к которым отнесены зеленые насаждения общего пользования, расположенные в скверах, парках, лесопарковых зонах и т.д. и используемые для отдыха и жизнедеятельности людей в местах массового общественного проживания (город, поселок и т.д.), уменьшает налогооблагаемую базу. В этих случаях предприятия обязаны обеспечить раздельный учет льготируемого имущества.
Остановлюсь на вопросе налогообложения имущества предприятий, перерабатывающих рыбу и морепродукты.
Пунктом "б" статьи 4 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (с изменениями и дополнениями) установлено, что данным налогом не облагается имущество предприятий по выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Инструкцией от РФ от 08.06.1995 N 33 предусмотрено, что к рыбной продукции относится продукция, включенная в Общероссийский классификатор продукции ОК005-93, принятый постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.
В соответствии с данным классификатором, продукция рыбоводства прудового относится к сельскохозяйственной продукции, а свежемороженая рыба - к "продукции рыбной, пищевой, товарной".
Таким образом, предприятия, которые занимаются выращиванием прудовой рыбы, отнесенной к сельхозпродукции или переработкой свежемороженой океанической рыбы (мороженой в брикетах с головой, непотрошеной), приобретаемой у предприятий по лову рыбы, отнесенной к "продукции рыбной, пищевой, товарной" имеет право на льготу по налогу на имущество.
Некоторые плательщики спрашивают, может ли считаться специализированным протезно-ортопедическим предприятием, пользующимся льготами по налогу на имущество, предприятие, осуществляющее согласно лицензии департамента здравоохранения следующие виды деятельности: 1.терапевтическую стоматологию; 2.ортопедическую стоматологию (протезирование).
Ответ записан в налоговом законодательстве.
В соответствии с п. "в" статьи 4 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 данным налогом не облагается имущество лицензированных протезно-ортопедических предприятий.
Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг терапевтическая стоматология и ортопедическая стоматология (протезирование) по виду деятельности относятся к услугам в области здравоохранения и социальных услуг.
В связи с этим предприятия, занимающиеся терапевтической и ортопедической стоматологией (протезированием), не имеют права на указанную льготу по налогу на имущество предприятия.
Считаю необходимым еще раз рассмотреть порядок применения льготы по налогу на имущество предприятий, предусмотренной для научно-исследовательских организаций.
Для применения льготы по уплате налога на имущество предприятий научно - исследовательским организациям следует руководствоваться порядком, изложенным в подпункте "к" пункта 5 Инструкции Госналогслужбы России от 8 июня 1995 года N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий, предусматривающем исчисление как общего, так и льготируемого объема работ по результатам отчетного года.
При этом указанный порядок применяется при условии, что в прошедшем году организация имела право на данную льготу.
В случае, если по итогам прошедшего года льгота не предоставлялась или организация была образована в отчетном году, то в течение отчетного периода организация уплачивает налог на имущество в порядке, предусмотренном пунктом 12 указанной инструкции.
В заключении коснусь переоценки основных фондов на 1 января 1998 года. В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 года N 627 "Об уточнении порядка расчета амортизационных отчислений и переоценки фондов" организациям всех форм собственности предоставлялось право проведения во II полугодии 1998 года переоценки основных фондов на 1 января 1998 года в случае, когда балансовая стоимость объектов основных фондов превышает текущие рыночные цены. Проведение переоценки в 1 полугодии 1998 года указанным постановлением не предусмотрено. В этом случае предприятие, отразив итоги переоценки в первом полугодии в бухгалтерском учете, занижает расчет среднестатистической стоимости имущества предприятий и необоснованно занижает уплату налога на имущество.
Необходимо иметь в виду, что итоги переоценки на 01.01.1998, проведенной во втором полугодии 1998 года, отражаются в бухгалтерской отчетности за квартал следующий за кварталом, в котором завершена переоценка, на начало квартала. По переоценке, проведенной в третьем квартале 1998 года итоги находят отражение в четвертом квартале 1998 года. Для целей налогообложения за 1998 год на 01.10.1998 и 01.01.1999 итоги переоценки, осуществленной в четвертом квартале 1998 года учитываются на начало 1999 года. Для целей налогообложения за первый квартал 1999 года на 01.01.1999 и 01.04.1999.
Советник налоговой службы III ранга
Ю.Н.КИСУРИН