Воронежская область
Информация от 01 декабря 1997 года

Основные нарушения налогового законодательства, при исчислении НДС и налога на прибыль, выявленные при документальных проверках предприятий

Принята
Государственной налоговой инспекцией по Воронежской области
01 декабря 1997 года
    В целях обеспечения полноты учета объектов налогообложения, правильности исчисления и уплаты в бюджет налогов и других платежей на основании бухгалтерской отчетности предприятий, а также в соответствии со ст. 11 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" работники налоговых инспекций обязаны проводить документальные проверки юридических лиц согласно утвержденных графиков.
    Для реализации этой задачи налоговой инспекцией в текущем году проверено 191 предприятие, - плательщиков налога на прибыль и НДС.
    В результате дополнительно начислено в бюджет налогов более чем на 25,3 млр. руб., в т.ч. штрафы по ним составили 16 млр. руб. Каждая проверка убеждает, что основная причина неправильно исчисленных налогов - недостаточное знание налогоплательщиками налогового законодательства. В ходе проведенных документальных проверок выявлены следующие ошибки по налогу на прибыль:
    1.Отнесение на себестоимость продукции затрат, которые согласно Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 (с последующими изменениями и дополнениями) подлежат возмещению за счет иных источников, а именно:
    - стоимость платы за превышение сброса очистных сточных вод.
    - стоимость средств за медикаменты, переданные в здравпункт.
    - санкции за перебор лимиту электроэнергии.
    - на счет 43 отнесена оплата услуг по вывозу импортного оборудования, следовало отнести на счет 08.
    - списание на производство материальных затрат вместе с НДС.
    - отнесены на затраты расходы за подключение факс - аппарата, телекоммуникационных систем, за установку телефонов.
    - отнесены на издержки производства сумма налога на землю под строительство базы отдыха, а также расходы по выписке литературы, не имеющей отношения к основной деятельности.
    - отдельными предприятиями в соответствии с Постановлением Правительства N 315 от 12.04.1994 "О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов НИОКР" произведены отчисления в межотраслевой фонд НИОКР с отнесением на затраты, но перечисления этих средств не производились. В результате на сумму неперечисленных средств доначислен налог на прибыль и пени за несвоевременное перечисление налогов.
    - затраты по предоставлению вынужденных отпусков без сохранения зарплаты по инициативе работодателя отнесены на себестоимость продукции неправомерно, т. к. в случае отсутствия производства продукции отсутствует и показатель себестоимости продукции в части оплаты труда (п. ГНИ от 09.09.1996 N 02-03).
    - на издержки обращения отнесен ряд затрат только на основании чеков ККМ без приложения первичных документов (нарушен п. 7 "Положения о бухучете").
    - отнесены на затраты расходы по начислению амортизации по основным средствам, отслужившим свой нормативный срок.
    - в состав затрат включены расходы по охране офиса, оказанные предприятием не имеющим лицензии на охранную деятельность.
    - отнесены на затраты транспортные расходы, представление которых в соответствии с договором предусматривалось за счет средств предприятия поставщика.
    - допускалось отнесение в состав затрат по совместной деятельности транспортных расходов, не подтвержденных первичными документами.
    В нарушение п. 15 "Положения о составе затрат... "необоснованно произведено списание на внереализационные расходы:
    - убытков от не полностью амортизированных основных средств.
    - списание штрафных санкций за нарушение законодательства по налогам и внебюджетным фондам.
    - увеличены издержки на сумму просроченной дебиторской задолженности, документы на истребование которой у предприятия дебитора предъявлены не были.
    - отдельные предприятия производят списание расходов в дебет счета 80 документально не подтвержденные, нарушая п. 7 "Положения по бухучету", которым определяется, что основанием для записей в регистры бухгалтерского учета являются первичные учетные документы.
    - при формировании финансовых результатов не всегда производится корректировка на сумму банковского процента за кредит, отнесенного на издержки производства сверх ставки ЦБ РФ.
    В ходе проверки установлены факты нарушения Инструкции N 34 от 16.06.1995 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" п. 5.1.11 "л", т.е. поступление товаров, работ, услуг из стран СНГ. При отсутствии документов, свидетельствующих о ввозе иностранным юридическим лицом товаров из-за границы для их реализации на территории РФ, при этом валовая выручка выплаченная иностранному юридическому лицу за реализованный товар подлежит обложению налогом по ставке 20% за счет дохода иностранного юридического лица. Одновременно допущены нарушения порядка исчисления НДС и спецналога, т.к. в соответствии с п. 21 ст. IХ Инструкции N 39 от 11.10.1995 "в случае реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговом органе, НДС уплачивается в полном размере российскими организациями за счет средств, перечисляемых иностранным организациям.
    Большинством предприятий исчисление указанных налогов с сумм выручки за реализованный товар с иностранных юридических лиц не производилось.
    Установлены факты нарушения Инструкции N 39 от 11.10.1995 "О порядке исчисления и уплаты НДС" а именно:
    - исчисление расчетным путем невыделенных сумм НДС и спецналога из первичных учетных и расчетных документов, подтверждающих стоимость приобретенных материальных ценностей (п. 19);
    - невключение в облагаемый оборот стоимости безвозмездно переданного имущества, товаров, работ, услуг, а также средств, полученных на неустановленные цели (п. 8);
    - занижение облагаемой базы за счет невключения объемов работ, выполненных хозяйственным способом (п. 8); в нарушение п. 19 Инструкции N 39 в дебет счета 68 неправомерно относились суммы НДС и СН по материалам и услугам, неподлежащим отнесению на издержки производства и обращения;
    - неправомерно допускались случаи выделения сумм НДС и спецналога по материальным ценностям (работам, услугам) приобретенных для производственных нужд у организаций розничной торговли, у индивидуальных предпринимателей (п. 19);
    - допускается безосновательное отнесение в дебет счета 68 сумм налога, уплаченного поставщиками за приобретаемые служебные легковые автомобили и микроавтобусы, который следует относить за счет чистой прибыли (п. 20 "а");
    - производилось неправомерное возмещение сумм НДС со стоимости услуг, оплаченных векселем по акту взаимозачета, подтвержденных ТТН без выделения НДС и при отсутствии счетов на данные услуги (п. 19);
    - при проверке правильности исчисления НДС и спецналога установлены расхождения между данными бухгалтерского учета, и расчетами (налоговыми декларациями) представленными в налоговую инспекцию по отчетным периодам, за что предъявлены штрафные санкции;
    - в нарушение п. 19 Инструкции N 39 от 11.10.1995 предприятие осуществляло оптовую торговлю, а НДС исчисляло с облагаемого оборота в части торговой надбавки;
    Большинством проверенных предприятий допускаются случаи реализации продукции по ценам не выше себестоимости без определения суммы выручки по сделкам исходя из рыночных цен.
    В расчетах по налогу представленных в налоговую инспекцию этот факт не отражался.
    В результате произведены значительные доначисления до НДС, спецналогу, налогу на прибыль.
    В заключении следует отметить, что согласно Указа Президента N 685 от 08.05.1996 п. 13 налогоплательщик имеет право самостоятельно до проверки налоговых органов внести исправления в ранее представленные налоговые расчеты в бухгалтерскую отчетность и при условии перечисления платежей в бюджет финансовые санкции к предприятию не применяются.
    Таким образом, для избежания санкций, налагаемых налоговыми органами, предприятиям необходимо уделять больше внимания изучению налогового законодательства, оперативнее реагировать на его изменения.
    Советник налоговой службы II ранга
    В.В.МАМОНТОВА