Государственной налоговой инспекцией по Воронежской области
01 августа 1997 года
1.Как начислить износ по приобретенной для офиса мебели?
В связи с тем, что приобретаемая организацией мебель служит свыше одного года, стоимость ее на дату приобретения также превышает установленный предел стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов, а также согласно единым нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072 мебель учитывается в составе основных фондов так как срок ее использования составляет 10 - 15 лет. 2.Какой порядок списания не полностью амортизированных основных средств?
В соответствии с планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению первоначальная стоимость их списывается со счета 01 "Основные средства" в дебет счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств". При этом предприятие в обязательном порядке отражает по кредиту счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" выручку от ликвидации основных средств. Разница списывается со счета 47 в дебет счета 80 "Прибыли и убытки".
При формировании финансового результата, учитываемого при налогообложении прибыли, данная сумма должна быть восстановлена на увеличение финансового результата в соответствии с п. 13 "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг)", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 (с учетом изменений и дополнений), согласно которому для формирования конечного финансового результата для целей налогообложения принимаются результаты от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия с учетом внереализационных доходов и расходов, предусмотренных пунктами 14 и 15 этого же Постановления Правительства). При этом пунктом 15 не предусмотрено в составе внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении, убытков, связанных со списанием основных средств. Такой порядок применяется, начиная с 1 января 1995 года. 3.Можно ли производить переоценку материальных ценностей, приобретенных ранее по более дешевым ценам?
Для отражения в бухгалтерском учете и отчетности имущество организации оценивается в денежном выражении путем суммирования фактически произведенных расходов, если законодательством Российской Федерации, Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и другими нормативными документами Минфином России не предусмотрены другие виды оценки.
По этой причине пункт 4 Указаний по заполнению форм квартальной бухгалтерской отчетности Минфина России от 23.06.1993 N 78. Минфин России довел до сведения организация, что переоценка производственных запасов и готовой продукции по решению организации (за исключением уценки по окончании отчетного года в соответствии с п. 52 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации) не допускается.
В случае проведения переоценки материальных ценностей суммы до оценки списываются по дебету счета 14 "Переоценка материальных ценностей" и кредиту счета 80 "Прибыли и убытки" и в соответствии с п. 14 Положения о составе затрат учитываются при налогообложении, а суммы уценки не принимаются (п. 15 Положения о составе затрат). 4.Как отражается в бухгалтерском учете реализация продукции (товаров) ниже себестоимости для целей налогообложения?
На счетах реализации (46 "Реализация продукции (работ, услуг)", 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств", 48 "Реализация прочих активов") отражаются фактические данные о выручке и себестоимости реализации продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг, основных фондов и прочих активов.
Результаты от реализации указанных ценностей списываются ежемесячно со счетов реализации на счет 80 "Прибыли и убытки".
При наличии факта нарушения Инструкции Госналогслужбы от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" и других указаний по исчислению налогооблагаемой базы в результате реализации материальных ценностей в бухгалтерском учете до начисления реализации не делается, а учитывается только в расчетах по налогам. 5.Товар продан намного дешевле. Наказуемо или нет, если с разницы по прибыли, заплатить налог?
Если не выполнены требования налогового законодательства и товар продается не по рыночным ценам, то перерасчет производится не только по налогу на прибыль, но и другим налогам, исчисление которых производится с выручки от реализации продукции. Под сложившимися рыночными ценами понимаются рыночные цены данного региона на момент исполнения сделки. 6.Предприятие берет в банке ссуду на выплату заработной платы. Можно ли отнести затраты на оплату процентов по ссуде на себестоимость?
Оплаченные проценты по ссудам, взятым на выплату заработной платы работникам предприятия за фактически выполненную работу и выплаты стимулирующего характера по системным положениям относится на затраты производства.
Проценты по ссудам банков, взятым из выплаты вынужденных отпусков по инициативе работодателя, не относятся на себестоимость, так же как и оплата труда за время простоя в соответствии с письмом Госналогслужбы России от 30.08.1996 N ВГ-6-13/616 "По отдельным вопросам учета и отчетности для целей налогообложения". 7.Какие документы, кроме договора подряда, нужны предприятию для оформления аренды у физического лица; как определить сумму, списываемую на счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"?
Порядок списания арендатором арендной платы по основным фондам, арендуемым у физического лица, определен в п. 4 письма Госналогслужбы России от 14.05.1996 N ПВ-6-13/325, которым можно пользоваться, несмотря на его приостановление.
Порядок оформления договорных обязательств по аренде установлен в статье 606 - 670 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При работе физического лица - арендодателя, не зарегистрированного в качестве предпринимателя, в организации - арендаторе расходы по содержанию объектов основных фондов, подтвержденные документально, списываются на затраты производства, а арендодателю для исчисления подоходного налога учитывается доход, получаемый им за использование его объектов в производственных целях без начисления фонда социального страхования. 8.Следует ли обязательные отчисления по пожарной безопасности в размере 0,5 процента от стоимости работ по строительству и капитальному ремонту относить на себестоимость?
Согласно Федеральному Закону Российской Федерации "О пожарной безопасности" для выполнения возложенных на пожарную охрану задач местного самоуправления установлены обязательные отчисления в размере 0,5 процента от общей стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с письмом Минфина России от 04.10.1995 N 04-02-11 указанные отчисления должны включаться отдельной строкой в соответствующие сметы затрат (на строительство, капитальный ремонт и т.д.). 9.Допускается ли образование дебетового сальдо в течение отчетного периода по счету 89 "Резерв предстоящих расходов и платежей" в части капитального ремонта?
На счете 89 "Резерв предстоящих расходов и платежей" дебетовое сальдо быть не может, так как резерв предстоящих затрат по ремонту основных средств образуется в течение отчетного года в случае неравномерного осуществления ремонта основных средств.
Затраты на проведение всех видов ремонта (текущих, средних, капитальных) в тех случаях, если не образуется ремонтный фонд основных производственных фондов, включаются в себестоимость продукции (работ и услуг) по соответствующим элементам (материальные затраты, затраты на оплату труда и другие). В случае образования резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, то излишне начисленные средства в конце года сторнируются или списываются по дебету счета 89 и кредиту 80 "Прибыли и убытки", а при их недостаточности производится списание превышения фактических расходов против резерва на затраты производства. 10.Разрешается ли списывать затраты по законсервированному цеху на счет прибылей и убытков?
В соответствии с приказом Минфина России от 19.12.1995 N 130 порядок консервации основных средств, числящихся на балансе, устанавливается и утверждается руководителем предприятия. При этом, как правило, могут быть переведены на консервацию основные средства, находящиеся в определенном комплексе, объекте, которые имеют законченный цикл производства.
Положением о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденного Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР, Госстроем СССР 29.12.1990 N ВГ-21-Д/144/17-24/4073 предусмотрено, что на законсервированные основные фонды амортизационные отчисления не производятся.
В п. 15 "Положения о составе затрат" предусмотрено списание на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов (кроме затрат, возмещаемых за счет других источников).
На финансовые результаты основной деятельности промышленных предприятий и организаций расходы по содержанию основных фондов за время их консервации относятся только тогда, когда на эти расходы не предусмотрены средства целевого финансирования.
В таких случаях на расходы по содержанию законсервированных основных средств организацией составляется и утверждается отдельная смета, в которой не должно быть списания сырья и материалов. 11.Считаются ли расходы документально подтвержденными: а) если командированный не представил документы на оплату проезда, а по его заявлению руководитель разрешил оплатить по минимальной стоимости проезда, согласно Инструкции МФ СССР "О служебных командировках в пределах СССР" от 07.04.1988; б) если проездные документы оформлены на чужую фамилию, то как оплачивать такие расходы? За счет каких средств относить расходы и облагаются они подоходным налогом; в) если командировка оформлена на один день в пределах области и согласно заданию она продолжается более восьми часов, т.е. нормальный рабочий день, оплачиваются ли суточные?
Основанием для записи в регистрах бухгалтерского учета (п. 7 "Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации") являются первичные учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции.
Первичные учетные документы (п. 2, ст. 9 Федерального Закона Российской Федерации от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете") принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать необходимые реквизиты.
При оформлении документов на чужую фамилию они считаются фиктивными и не подлежат отражению в бухгалтерском учете.
В соответствии с п. 15 Инструкции о служебных командировках в пределах СССР, изданной на основании Постановления Совета Министров СССР от 18.03.1988 N 351, при командировках в такую местность, откуда командированный имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства, суточные (надбавки взамен суточных) не выплачиваются. 12.Начисляется ли износ сверх нормативного срока службы основных средств?
До выхода "Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации" начисления износа согласно "Положению о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве", утвержденного Госпланом СССР, Минфином СССР, Госкомбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР, Госстроем СССР от 29.12.1990 N ВГ21-Д/144/17-24/4-73, производилась в течение срока службы.
С 1 января 1992 года стоимость основных средств организаций погашается путем начислений износа (амортизационной стоимости) и списывается на издержки производства (обращения) в течение нормативного срока их полезного использования по нормам, утвержденным в установленном порядке (за исключением земельных участков, объектов природопользования и других объектов, по которым порядок исчисления износа устанавливается отдельными нормативными актами).
При этом, применение ускоренной амортизации сокращает срок использования основных средств, а при понижающем коэффициенте срок использования увеличивается. 13.На каком балансовом счете следует отразить установку охранно-пожарной сигнализации?
Затраты на установку пожарно-охранной сигнализации относятся по сути к затратам по монтажу оборудования, которое на основании Приказа Минфина России от 30.12.1993 N 160 "Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций" относится к капитальным вложениям, учитываемым на счете 08 "Капитальные вложения". 14.На основании какого документа и с какого времени действует размер пени 0,3% в Пенсионный фонд РФ?
Указом Президента РФ от 18.08.1996 N 1212 (п. 12) установлен размер пени, взыскиваемой с предприятий, банков или иных кредитных организаций в случае задержки уплаты обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 0,3% от недоимки (неуплаченной суммы страховых взносов) за каждый день просрочки платежа.
Однако, за несвоевременное перечисление и зачисление в доход ПФ страховых взносов по вине банков начисление пеней банком производится в соответствии с п. 6 "Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации", утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, в размере 1% за каждый день просрочки. 15.Предприятие занимается оптовой торговлей парфюмерией. При перевозке товара из г. Москва в пути следования произошел пожар в автомобиле. В результате пожара поврежден груз, принадлежавший АОЗТ "Мир".
В г. Орле, где ликвидировали пожар, была выдана справка пожарной частью.
Достаточно ли данной справки для списания потерь от пожара на убытки, или необходимо решение Арбитражного суда?
В соответствии с "Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации" N 170 от 26.12.1994, с последующими дополнениями и изменениями, недостача материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства (обращения) у организаций.
Согласно п. 5.2 Приказа МФ РФ N 49 от 13.06.1995 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств", в документах, предоставляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц.
Справка, выданная ПЧ-29 г. Орла, не дает Вам оснований для списания потерь от пожара на убытки. 16.Организация в июне 1995 года на основании ст. 23 ГК РФ заключила договор подряда с предпринимателем без образования юридического лица, имеющим патент на выполнение этого вида работ, выданный администрацией поселка, и зарегистрированный в установленном порядке в ГНИ, ПФ РФ, ФОМС, ЦЗ. В июне - августе 1995 года согласно акту выполненных работ организацией оплачены его услуги. 1.Включается ли в среднесписочную численность организации данный предприниматель? 2.Включается ли в ФОТ сумма, выплаченная по этому договору подряда данному предпринимателю? 3.Должна ли организация в июне - августе 1995 года учитывать суммы выплат по договору подряда, уплаченные предпринимателем без образования юридического лица, при исчислении налога на превышение ФОТ (налог на прибыль)? 4.Какими нормативными документами следует при этом руководствоваться?
Определение среднесписочной численности работников производится в соответствии с "Инструкцией по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях", утвержденной Госкомстатом СССР 17.09.1987 N 17-10-0370.
Однако, согласно действующему до 1996 года налоговому законодательству при исчислении налога с превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, численность лиц, работающих по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера учитывались в общей численности основного производственного персонала.
Суммы, выплаченные по договору подряда, соответственно включились в фактические расходы. Каких-либо особенностей в учете среднесписочной численности и расходов на оплату труда лиц, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, имеющих статус предпринимателя, при расчете налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой величиной законодательством не предусмотрено.
Основание: п. 2.15 Инструкции Госналогслуж6ы РФ от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". 17.О включении в себестоимость расходов за междугородние телефонные переговоры, осуществляемые в производственных целях с домашнего телефона.
Организация в связи с тем, что не имеет собственного телефона и с согласия Учредителей принимает к оплате расходы за междугородние телефонные переговоры, произведенные с домашнего телефона директора с учетом квитанций об оплате за услуги телефонной связи и приложением номеров (кодов) абонентов, с которыми велись телефонные переговоры. Организации на данный номер телефона звонят с других организаций, расположенных за пределами района и внутри района, в том числе райфо, ГНИ, ПФ, ФОМС, ФСС, ЦЗ. 1.Включаются ли данные переговоры в расходы организации? 2.Какими нормативными документами при этом руководствоваться? Можно ли делать ссылку на Письмо ГНИ по г. Москве от 05.05.1995 N 11-13 16892 "О включении в себестоимость продукции (работ, услуг) затрат по страхованию, услуг средств связи"?
Расходы по оплате междугородних переговоров, предоставляемых с домашнего телефона сотруднику организации в связи с осуществлением производственного процесса с документальным подтверждением (договора, контракта с указанием номеров телефонов фирм и т.д.) могут быть отнесены на себестоимость продукции (работ и услуг).
Основание: письмо Госналогслужбы РФ от 14.12.1995 N 17-0-15/157. 18.Какие расходы, связанные с содержанием арендованного легкового и грузового автотранспорта у частного предпринимателя и у физического лица относятся на себестоимость: 1.Суммы, выплачиваемые за аренду; 2.Стоимость текущего ремонта; 3.Стоимость з/частей; 4.Расход бензина при наличии путевок и чеков; 5.Налог с владельцев транспортных средств; 6.Расходы, связанные с проведением техосмотра.
В соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 (с учетом изменений, внесенных в него Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 661), в себестоимость подлежат включению затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией. При этом указанным Положением не определена зависимость такого включения от способа приобретения основных средств, материальных ресурсов или возможностей использования какого-либо имущества, не принадлежащего данной организации на правах собственности для производственных целей.
При решении вопроса в каком порядке арендная плата включается в себестоимость необходимо учитывать условия договоров.
Исходя из этого, в случае аренды объектов основных средств (или их отдельных частей) для целей производства у физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, арендная плата в сумме по договору включается в себестоимость продукции по элементу "Прочие затраты", а в случае аренды у физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность - по элементу "Затраты на оплату труда".
В случае, если арендованный легковой и грузовой автотранспорт используются для целей производства и реализации продукции (работ, услуг), то в соответствии с установленным законодательством порядком расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля, подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг). При этом у арендатора, осуществляющего текущий и капитальный ремонты (с учетом приобретения запасных частей) арендованного легкового и грузового автотранспорта, согласно договору аренды, расходы, связанные с этим, а также расходы на бензин (при наличии соответствующих документов, подтверждающих расход), подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг).
Что же касается вопроса правомерности включения в себестоимость налога с владельцев транспортных средств, арендованного автотранспорта, то необходимо иметь ввиду следующее.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 27.12.1992 "Об основах налоговой системы в РФ" плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги. Таким образом, расходы по уплате налогов арендованного имущества не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) арендатора (включая расходы, связанные с проведением техосмотра арендованного автотранспорта). 19.Ряд наших организаций работают с арендаторами, используя собственность на правах аренды. В счет арендной платы за аренду собственности арендодатель обязывает арендаторов производить отдельные платежи, в частности, за почтовые и иные услуги, которые необходимы для производственной деятельности арендодателя.
Районные налоговые инспекции не принимают в налоговых расчетах эти затраты на расходы, считая такие расходы не обязательными. Правы налоговые инспекции?
Исходя из смысла письма, налоговые инспекции, очевидно, предъявляют претензии за нарушение порядка расчетов между юридическими лицами, предусмотренного п. п. 6 и 8 Указа Президента РФ от 18.08.1996 N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочения наличного и безналичного денежного обращения". В случае, если установленный порядок расчетов не нарушается, то при соблюдении всех требований бухгалтерского и налогового учета расходы арендаторов по уплате арендной платы относятся на затраты, а у арендодателей эти суммы должны учитываться в составе доходов от предпринимательской деятельности, которые подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Зам. нач. отдела информации
и обучения налогоплательщиков
ГНИ по Воронежской области
Государственный советник
налоговой службы III ранга
Т.Ф.НЕЙШТАДТ