Некоторые разъяснения, касающиеся порядка применения финансовых санкций по налогу на имущество предприятий
Воронежская область
Информация от 01 июня 1998 года
Некоторые разъяснения, касающиеся порядка применения финансовых санкций по налогу на имущество предприятий
Принята
Государственной налоговой инспекцией по Воронежской области
01 июня 1998 года
Обращаясь к статье 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы Российской федерации", в частности, к подпункту "а" пункта 1 применительно к налогу, на имущество предприятий, следует иметь в виду, что налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, несет ответственность в виде взыскания суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штраф в размере той же суммы, а при повторном нарушении - соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы.
Необходимо отметить, что согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" объектом налогообложения, начиная с 1 января 1994 года являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты. Если и представленном балансе занижены остатки, характеризующие нематериальные активы, основные средства, запасы и затраты, то это свидетельствует о том, что неучтен объект налогообложения.
Другими словами, если сумма налога, подлежащая уплате в бюджет занижена в связи с занижением остатков по статьям баланса, составляющих налогооблагаемую базу, то это является достаточным основанием для применения к налогоплательщику финансовой санкции в виде взыскания с него суммы налога за неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы. Кроме этого, в соответствии с п. 1 "в" ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ" начисляется пеня на сумму недоимки.
Возможен и такой вариант. Налогоплательщик достоверно отразил в балансе остатки по статьям, составляющие налогооблагаемую базу. Однако занижение налога вызвано или допущенной арифметической ошибкой или неправильно примененными льготами. При условии достоверно составленного баланса занижение суммы налога, связанное с арифметической ошибкой или неправильно примененными льготами, не является основанием для взыскания с плательщика штрафа.
В этом случае налоговая инспекция вправе только доначислить налог и пени на создавшуюся недоимку.
Целесообразно напомнить о приложении к информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 мая 1994 года N С1-7/ОП-370 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушение налогового законодательства".
В пункте 5 этого письма Высший Арбитражный Суд рассматривает ситуацию, когда по результатам проверки налоговая инспекция взыскала с предприятия помимо финансовых санкций, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", и сумму налога, которая должна быть уплачена за сокрытый или неучтенный объект налогообложения (то есть недоимку). Предприятие обратилось в Арбитражный суд с иском о возврате суммы недоимки, считая, что недоимка уплачена им в составе финансовых санкций.
Высший Арбитражный Суд разъяснил, что в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" обязанности налогоплательщика - юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога либо отменой налога.
По общему правилу привлечение лица к ответственности не освобождает его от исполнения обязанностей, предусмотренных законом.
Однако, в данном случае следует обратить внимание на особую конструкцию ответственности, установленную пунктом 1 статьи 13 названного выше закона: финансовые санкции, предусмотренные подпунктом "а" пункта 1 указанной статьи, включает в себя сумму недоимки и штраф в размере той же суммы.
При таких условиях оснований для взыскания суммы недоимки сверх финансовых санкций не имеется. С учетом указанных разъяснений в части налога на имущество в случае, если к налогоплательщику применены финансовые санкции в виде взыскания заниженной суммы налога и штрафа в размере этой же суммы, дополнительное начисление и взимание заниженной суммы налога на имущество не производится.
Особое внимание следует обратить на неотражение в балансе основных фондов по восстановительной стоимости и, как следствие, на неучтение в расчетах среднегодовой стоимости соответствующей переоценки основных фондов. В результате происходит занижение суммы налога. подлежащего уплате в бюджет.
В этом случае налоговая инспекция при документальной проверке вправе применить к налогоплательщику финансовые санкции, установленные подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона "Об основах налоговой системы" в связи с тем, что занижены остатки по балансу, а значит, не учтен объект налогообложения.
Таким образом, доначисляется сумма налога, взыскивается штраф в размере доначисленной суммы налога и начисляется пеня на недоимку.
Кроме санкций, предусмотренных ст. 13 подпунктам "а" и "в", к плательщику применяется финансовая 10-процентная санкция только за непредставление или несвоевременное представление в налоговой орган расчетов среднегодовой стоимости имущества и налога на имущество предприятий.
Несомненно, большую помощь налогоплательщикам оказало письмо Госналогслужбы, согласованное с Минфином России от 10 мая 1995 года N ВГ4-14/17н "О неприменении к налогоплательщику финансовых санкций за нарушение налогового законодательства в случае самостоятельного внесения им в отчетность исправлений допущенных ошибок".
Письмом разъясняется, что в тех случаях, когда налогоплательщик самостоятельно до проверки налоговым органом выявил ошибки, в результате которых не были уплачены или неполностью уплачены суммы налогов и других обязательных платежей, и в установленном порядке внес исправления в бухгалтерскую отчетность и в расчеты по налогам и платежам, финансовые санкции, предусмотренные пунктом 1 "а" ст. 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не применяются. В случае уплаты причитающихся сумм допущенные ошибки налоговыми нарушениями не являются.
В данном случае, в соответствии с письмом ГНС РФ от 28.06.1996 N ПВ-6-09/450, с налогоплательщика пеня за несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей не взыскивается.
советник налоговой службы III ранга
Ю.Н.КИСУРИН