О характерных нарушениях налогоплательщиками налогового законодательства по плате за землю
Воронежская область
Информация от 01 июня 1998 года
О характерных нарушениях налогоплательщиками налогового законодательства по плате за землю
Принята
Государственной налоговой инспекцией по Воронежской области
01 июня 1998 года
С введением в действие Закона РСФСР от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" с 1 января 1992 года использование земли в Российской Федерации является платным.
Плательщиками земельного налога и арендной платы являются предприятия, объединения, организации и учреждения, независимо от них организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая международные неправительственные организации (объединения), совместные предприятия с участием советских юридических лиц и граждан, иностранные юридические лица, а также граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или в аренду на территории России.
По состоянию на 01.01.1998 в г. Воронеже на учете в налоговых инспекциях стоит 2260 плательщиков налога на землю и арендной платы.
По итогам работы за 1997 год налоговыми инспекциями г. Воронежа было проверено 746 плательщиков, что составляет 33 процента от общего числа. В 123 случаях выявлены нарушения, приведшие к неполной уплате налога на землю и арендной платы.
В результате контрольной работы налоговыми инспекциями было доначислено 6139 млн. руб. (в старом масштабе цен) налога на землю и арендной платы.
Основными нарушениями при исчислении налога являются: 1.Неправильное применение ставок по земельному налогу.
Так, многие предприятия по земельным участкам, отведенным им под строительство жилых домов, налог уплачивают в размере трех процентов от ставок земельного налога. В связи с тем, что жилые дома в эксплуатацию еще не были сданы и земельные участки, занимаемые этими домами, считались землями жилищного строительства, налог необходимо считать по полным ставкам.
Кроме того, сторонние организации в соответствии с договорами арендуют у предприятий жилые помещения под магазин, склады и т.д. Предприятия исчисляют налог на землю по жилому фонду в размере трех процентов от ставки земельного налога со всей занимаемой жилым фондом площади, а следует по арендуемым площадям в жилом фонде исчислять земельный налог по полной ставке пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании (раздел V, ст. 16 Закона "О плате за землю"), так как жилые помещения используются не по назначению.
Пример.
На земельном участке площадью 5000 кв. м. располагается 3-этажный жилой дом, общая площадь которого 9000 кв. м (всех трех этажей) Жилой дом находится на балансе предприятия, которое заключило договор с коммерческой фирмой на обслуживание арендованного у предприятия помещения в жилом доме под магазин площадью 300 кв. м. и расположенного на 1 этаже этого дома. Ставка земельного налога с коэффициентом "2" - 984 руб. за кв. м.
Доля площади фирмы в общей площади дома составляет 1/30 часть (300 : 9000). Налогооблагаемая база для фирмы 166 кв. м. (5000 х 1/30), сумма земельного налога 163344 руб. (984 х 166), уплачиваемого в составе платы за обслуживание. Налогооблагаемая база для предприятия равна 4834 метров (5000 - 166).
Сумма земельного налога, уплачиваемого предприятием за свою долю составит 142788 руб. ((984 х 3 %) х 4834), а вся сумма налога, уплачиваемая им как арендодателем, 306132 руб. (163344 + 142788).
На балансе предприятия находятся расположенные отдельно от жилого фонда ясли-сады.
В расчетах земельного налога за земли занятые этими детскими учреждениями налог отдельными предприятиями исчисляется в размере трех процентов от ставок земельного налога в то время как, согласно ст. 8 Закона "О плате за землю" эта льгота применяется только за земли, занятые жилищным фондом. 2.Следует отметить, что много нарушений допускается юридическими лицами, освобожденными от уплаты земельного налога в соответствии со ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" (научные организации, учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, учреждения культуры, физической культуры и спорта, спортивные сооружения и т.д.) и сдающими свои земли, а также производственные площади в аренду юридическим лицам и физическим лицам, не имеющим таких льгот.
Так, многие предприятия сдают в аренду спортивные сооружения, объекты здравоохранения, числящиеся на их балансе и в соответствии с вышеназванной статьей Закона РФ ошибочно не исчисляют налог на землю. Однако, с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче им земельных участков в аренду, взимается земельный налог с площади переданной в аренду по полной ставке. 3.Некоторые предприятия не включают в расчеты по плате за землю земельные участки, занятые строениями, сооружениями, водозаборными узлами, производственными площадями, расположенными вне основной территории предприятия. 4.При исчислении земельного налога в налогооблагаемую базу в ряде случаев не включались земельные участки, выделенные местными органами власти предприятиям под строительство жилых домов, гаражей, автостоянок и т. д. 5.Если на балансе предприятий находятся приватизированные базы отдыха, расположенные в различных районах Воронежской области и других регионах страны, то, в соответствии с пунктом 13 Инструкции ГНС РФ от 17.04.1995 N 29 по применению Закона РФ "О плате за землю", эти земли подлежат обложению налогом на землю и перечислению в соответствующие бюджеты тех территорий, где расположены эти объекты. Невключение объектов соцкультбыта в налогооблагаемую базу является одним из часто встречающихся нарушений.
Предприятия, допустившие занижение налога на землю или арендную плату в соответствии со ст. 13 Закона "Об основах налоговой системы в РФ" от 27.12.1991 N 2118-1, несут ответственность в виде: а) взыскания суммы заниженного налога и штрафа в размере той же суммы; б) штрафа в размере 10 процентов доначисленных сумм налога за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода; в) взыскания пени с налогоплательщика в размере 0,7% до 04.01.1998 и после 0,3% с неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа.
Кроме того, должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном законом порядке к административной и уголовной ответственности.
В соответствии с постановлением областной Думы от 02.07.1997 N 96-II-ОД юридические лица - плательщики земельного налога за землю несельскохозяйственного назначения должны представить в налоговые органы в срок до 1 марта годовые расчеты налога на землю с разбивкой по 5 срокам уплаты: до 15 марта, до 15 июня, до 15 сентября, до 15 октября и до 15 ноября.
За непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога - с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 10 процентов причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога (ст. 13 "Об основах налоговой системы в РФ").
И в заключение хочу напомнить налогоплательщикам, что в соответствии с пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 года N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины", вы имеете право до начала документальной проверки внести исправления в бухгалтерскую отчетность, представить уточненные расчеты по налогам в налоговый орган и уплатить самостоятельно доначисленные платежи в бюджет. Финансовые санкции за нарушение налогового законодательства в этом случае в Вам применяться не будут.
Советник налоговой службы III ранга
Л.Н.АНОХИНА