"1. Тарногский район в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами имеет официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции.
2. Официальные символы Тарногского района подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством.
3. Официальными символами Тарногского района являются герб и флаг Тарногского района. Описание и порядок использования официальных символов Тарногского района устанавливаются нормативными правовыми актами Представительного Собрания района.".
"1. К вопросам местного значения Тарногского района относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;
4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;
5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;
6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;
7) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района;
8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
9) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;
10) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
11) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Вологодской области; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
12) организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
13) опека и попечительство;
14) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
15) утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд;
16) выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе";
"1. Местный референдум проводится для решения вопросов местного значения непосредственно населением.
2. Местный референдум проводится на всей территории Тарногского района.
3. Решение о назначении местного референдума принимается Представительным Собранием района:
1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;
2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;
3) по инициативе Представительного Собрания Тарногского района и Главы муниципального района, выдвинутой ими совместно.
4. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, указанных в пункте 2 части 3 настоящей статьи, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом Вологодской области и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории Тарногского района в соответствии с федеральным законом.
4.1. Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, указанными в пункте 2 части 3 настоящей статьи, реализуется в следующем порядке:
- инициативная группа по проведению местного референдума образуется гражданами Российской Федерации, общественными объединениями в количестве не менее 10 человек. Если инициатором проведения референдума выступает общественное объединение, руководящий орган этого общественного объединения выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности;
- инициативная группа по проведению местного референдума обращается в избирательную комиссию Тарногского района с ходатайством о регистрации группы. В ходатайстве инициативной группы указываются сведения, предусмотренные федеральным законом. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению местного референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума, подписанный всеми членами инициативной группы;
- Представительное Собрание Тарногского района проверяет соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям федерального и областного законодательства в срок, не превышающий 20 дней со дня поступления в избирательную комиссию Тарногского района ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов;
- Представительное Собрание Тарногского района не позднее чем через 5 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов обязано уведомить об этой инициативе Законодательное Собрание области, Губернатора области и избирательную комиссию области;
- в случае признания Представительным Собранием Тарногского района вопроса, выносимого на местный референдум, отвечающим требованиям федерального и областного законодательства, избирательная комиссия Тарногского района регистрирует инициативную группу по проведению референдума и выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Форма регистрационного свидетельства утверждается избирательной комиссией Вологодской области. Регистрационное свидетельство при проведении местного референдума действительно в течение 60 дней со дня его выдачи. Решение о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания Представительным Собранием Тарногского района соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям федерального и областного законодательства;
- в случае признания Представительным Собранием Тарногского района вопроса, выносимого на референдум, не отвечающим требованиям федерального и областного законодательства избирательная комиссия Тарногского района отказывает в регистрации инициативной группе по проведению референдума;
- в случае отказа в регистрации инициативной группе по проведению референдума выдается решение избирательной комиссии Тарногского района, в котором указываются основания отказа. Основанием отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава области, законов области, настоящего Устава.
4.2. Инициатива проведения местного референдума, выдвинутая совместно Представительным Собранием муниципального района и Главой муниципального района, оформляется правовым актом Представительного Собрания Тарногского района и Главы муниципального района.
5. Представительное Собрание назначает местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в Представительное Собрание района документов, на основании которых назначается местный референдум.
В случае если местный референдум не назначен Представительным Собранием Тарногского района в установленные сроки, избирательные объединения, Глава муниципального района, граждане, органы государственной власти Вологодской области, избирательная комиссия Вологодской области или прокурор вправе обратиться в суд с требованием о назначении местного референдума.
6. В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах Тарногского района. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию.
7. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории Тарногского района и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления муниципального района.
8. Органы местного самоуправления Тарногского района обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным положением, утвержденным Представительным Собранием Тарногского района.
9. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение могут быть обжалованы в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления Тарногского района, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.
10. Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Вологодской области.".
"1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального района Представительным Собранием Тарногского района, Главой муниципального района могут проводиться публичные слушания.
2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Представительного Собрания Тарногского района или Главы муниципального района.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Представительного Собрания Тарногского района, назначаются Представительным Собранием Тарногского района, а по инициативе Главы муниципального района - Главой муниципального района.
3. На публичные слушания выносятся в обязательном порядке:
1) проект Устава, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района;
2) проект бюджета района и отчет о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития муниципального района, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий;
4) вопросы о преобразовании муниципального района.
4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Положением о публичных слушаниях в муниципальном районе, утверждаемым Представительным Собранием Тарногского района.
Положение о публичных слушаниях в муниципальном районе должно предусматривать заблаговременное оповещение жителей о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального района, опубликование результатов публичных слушаний.".
"1. На части территории Тарногского района для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципального района могут проводиться собрания граждан.
2. Собрание граждан проводится по инициативе населения, Представительного Собрания Тарногского района, Главы муниципального района.
3. Собрание граждан, проводимое по инициативе населения или Представительного Собрания Тарногского района, назначается Представительным Собранием Тарногского района, а по инициативе Главы - Главой муниципального района. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются федеральным законом, уставом территориального общественного самоуправления и Положением о собраниях и конференциях граждан в муниципальном районе, утверждаемым Представительным Собранием Тарногского района.
4. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления муниципального района, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления муниципального района.
5. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления муниципального района, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
6. Итоги проведения собрания граждан подлежат официальному опубликованию.".
"1. Для обсуждения вопросов местного значения, затрагивающих интересы всех жителей муниципального района, для информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципального района могут проводиться конференции граждан (собрания делегатов).
Конференции граждан могут осуществлять полномочия собраний граждан в случаях, когда:
- выносимый на рассмотрение вопрос (вопросы) непосредственно затрагивает интересы более 500 жителей, имеющих право на участие в собрании;
- созвать собрание не представляется возможным.
2. Порядок назначения и проведения конференций граждан, избрания делегатов определяется Положением о собраниях и конференциях граждан в муниципальном районе, утверждаемым Представительным Собранием Тарногского района, уставом территориального общественного самоуправления.
3. Итоги проведения конференции граждан подлежат официальному опубликованию.".
"1. Порядок и основания прекращения полномочий депутатов Представительного Собрания Тарногского района определяются федеральным законодательством.
2. Полномочия депутата Представительного Собрания Тарногского района прекращаются досрочно в случае:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
8) отзыва избирателями;
9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;
10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
11) в иных случаях, установленных федеральным законом".
"1. Полномочия Главы района прекращаются досрочно в случае:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) отрешения от должности в соответствии со статьей 74 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
"1. Избирательная комиссия Тарногского района в соответствии с федеральными законами и решениями Представительного Собрания Тарногского района осуществляет подготовку и проведение муниципальных выборов, референдума, голосования по отзыву депутата, Главы района, по вопросам изменения границ Тарногского района, преобразования Тарногского района.
2. Избирательная комиссия формируется Представительным Собранием Тарногского района в количестве 5 человек.
3. Порядок формирования избирательной комиссии, ее полномочия, порядок и гарантии ее деятельности регулируются федеральным законом, принимаемым в соответствии с ним законом Вологодской области и положением об избирательной комиссии Тарногского района, утверждаемым Представительным Собранием Тарногского района.".
"1. В собственности Тарногского района может находиться:
1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения муниципального района;
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами Вологодской области;
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами Представительного Собрания Тарногского района;
4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральным законом и которые не отнесены к вопросам местного значения.".
"1. Расходы бюджета района осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
2. Финансовое управление Тарногского района ведет реестр расходных обязательств муниципального района в порядке, установленном нормативным правовым актом Представительного Собрания Тарногского района в соответствии с бюджетным законодательством.
3. Нормативным правовым актом Представительного Собрания Тарногского района определяются в соответствии с действующим законодательством размеры и условия оплаты труда депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, Главы района, а также устанавливаются муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета района на решение вопросов местного значения.
Нормативным правовым актом Главы района определяются в соответствии с действующим законодательством размеры и условия оплаты труда руководителей органов местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.
4. Расходы бюджета района на выравнивание бюджетной обеспеченности входящих в муниципальный район поселений осуществляются в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
5. Порядок осуществления расходов бюджета района на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Вологодской области, устанавливается соответственно федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Вологодской области.
В случаях и порядке, предусмотренных указанными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Вологодской области, осуществление расходов бюджета района на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий может регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
6. Осуществление расходов бюджета района на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Вологодской области не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами Вологодской области.".
"1. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
2. Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств бюджета района.
3. Порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается Положением о муниципальном заказе в Тарногском районе, утверждаемым Представительным Собранием Тарногского района в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.".
"1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением Тарногского района, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
Глава района несет персональную ответственность за создание условий по защите сведений, составляющих государственную тайну.
2. Население муниципального района вправе отозвать Главу района, депутатов Представительного Собрания Тарногского района в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
3. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Вологодской области, законов Вологодской области, настоящего Устава, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий в порядке, установленном действующим законодательством.
4. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами.".
"1. Предложения о внесении изменений и дополнений в настоящий Устав могут быть внесены Главой муниципального района, депутатами Представительного Собрания Тарногского района, инициативными группами граждан, органами территориального общественного самоуправления, общественными организациями и объединениями, гражданами.
2. Решение о внесении изменений и дополнений в настоящий Устав принимает Представительное Собрание Тарногского района.
3. Проект нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в настоящий Устав не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса Представительным Собранием Тарногского района подлежит официальному опубликованию с одновременным опубликованием установленного Представительным Собранием порядка учета предложений по проекту указанного нормативного правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
После опубликования не более чем через 15 дней проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в настоящий Устав выносится на публичные слушания. Результаты публичных слушаний подлежат официальному опубликованию.
4. Решение о внесении изменений и дополнений в настоящий Устав считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от установленного настоящим Уставом числа депутатов Представительного Собрания Тарногского района.
5. Принятый Представительным Собранием Тарногского района нормативный правовой акт о внесении изменений и дополнений в настоящий Устав направляется Главе муниципального района для подписания. Глава муниципального района имеет право отклонить данный нормативный правовой акт и в течение 10 дней вернуть его в Представительное Собрание Тарногского района с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если Глава муниципального района отклонит нормативный правовой акт о внесении изменений и дополнений в настоящий Устав, он вновь рассматривается Представительным Собранием Тарногского района. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов Представительного Собрания Тарногского района, он подлежит подписанию Главой муниципального района в течение семи дней.
6. Нормативный правовой акт о внесении изменений и дополнений в настоящий Устав подлежит государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом.
7. После государственной регистрации нормативный правовой акт о внесении изменений и дополнений в настоящий Устав подлежит официальному опубликованию.
8. Нормативный правовой акт о внесении изменений и дополнений в настоящий Устав вступает в силу после его официального опубликования.".
"1. Настоящий Устав, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступает в силу с 1 января 2006 года после официального опубликования, следующего за его государственной регистрацией в установленном порядке.
2. Положения, предусмотренные пунктом 8 части 1 статьи 5 настоящего Устава, вступают в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции.
3. До 1 января 2009 года органы местного самоуправления муниципального района осуществляют в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, настоящим Уставом, отчуждение или производят перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района, не соответствующего требованиям статьи 45 настоящего Устава и не переданного в соответствии с федеральным законом в федеральную собственность.
4. Положения статьи 53 настоящего Устава о распределении между поселениями средств районного фонда финансовой поддержки поселений вступают в силу в следующем порядке:
1) при формировании и утверждении проектов бюджетов муниципальных районов на 2006, 2007, 2008 и 2009 годы часть средств районного фонда финансовой поддержки поселений может распределяться с использованием показателей фактических доходов и расходов за отчетный период или прогнозируемых на плановый период доходов и расходов бюджетов поселений;
2) размер дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений, указанного в пункте 1 части 4 настоящей статьи, не может превышать максимального объема средств соответствующего фонда, установленного Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".".