Волгоградская область
Заключение от 17 июля 2002 года № 727-ОД

Экспертное заключение Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 06.08.2003 N 01-10/(169)142-03

Принято
Волгоградской областной Думой
17 июля 2002 года
    Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 октября 2002 года N 286 "Об утверждении Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело юридическую экспертизу Кодекса Волгоградской области об административной ответственности от 17 июля 2002 года N 727-ОД на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
    Юридической экспертизой установлено следующее:
    Кодекс Волгоградской области регулирует отношения, направленные на определение административных правонарушений и установление административной ответственности за их совершение на территории Волгоградской области.
    Нормативное регулирование в сфере рассматриваемых правоотношений осуществляется нормативными правовыми актами:
    - Конституцией Российской Федерации;
    - Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
    В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
    Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
    Частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемую сферу отношений путем принятия соответствующего нормативного правового акта.
    Однако в ходе проведения юридической экспертизы Кодекс Волгоградской области об административной ответственности в актуальной редакции признан в части противоречащим действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.
    1.Пунктом 1 части 2 статьи 8 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности на должностных лиц милиции общественной безопасности возложена обязанность по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 18.1, 18.2, 24, 37 - 39, 51, 54 - 58, 66.1 - 66.4, 66.6 настоящего Кодекса.
    Полномочия органов внутренних дел (милиции), связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях и составлением протоколов об административных правонарушениях, определены в статьях 23.3 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Милиция в Российской Федерации, подразделяющаяся на криминальную милицию и милицию общественной безопасности, входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации (статьи 1 и 7 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции").
    Установление порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти находится в исключительном ведении Российской Федерации; по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (пункт "г" статьи 71 и часть 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации соответственно).
    Согласно части 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О милиции" милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.
    Частью 5 статьи 9 указанного выше Закона Российской Федерации предусмотрено, что численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливается соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
    Однако право определять полномочия должностных лиц милиции общественной безопасности органам государственной власти субъекта Российской Федерации не предоставлено.
    Выявленное противоречие заключается в том, что субъект Российской Федерации не вправе уполномочивать должностных лиц милиции общественной безопасности на составление протоколов об административных правонарушениях.
    2.Статья 66.6 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, предусматривающая административную ответственность за нарушение порядка приема и утилизации лома и отходов черных и цветных металлов, противоречит пункту 3 части 1 статьи 1.3 и статье 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Согласно пункту 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях отнесено установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    Статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность в отношении граждан, должностных и юридических лиц за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения, транспортировки).
    Следовательно, при наличии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 66.6 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, правонарушитель несет административную ответственность в соответствии со статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Таким образом, установление региональным законодателем административной ответственности за указанное выше правонарушение неправомерно и рассматривается как вторжение в компетенцию Российской Федерации, поскольку соответствующие санкции за его совершение определены нормами федерального законодательства об административных правонарушениях, и, кроме того, как нарушение части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
    Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Кодекс Волгоградской области об административной ответственности от 17 июля 2002 года N 727-ОД противоречит действующему федеральному законодательству в части возложения обязанности на должностных лиц милиции общественной безопасности по составлению протоколов об административных правонарушениях, а также установления органами государственной власти субъекта Российской Федерации административной ответственности за нарушение порядка приема и утилизации лома и отходов черных и цветных металлов.
    Примечание 1. 28 мая 2003 года Управлением юстиции проведена юридическая экспертиза проекта Закона Волгоградской области "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Волгоградской области об административной ответственности от 17 июля 2002 года N 727-ОД, Закон Волгоградской области от 26 июня 2000 года N 418-ОД "О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи в Волгоградской области" и Закон Волгоградской области от 17 июня 1997 года N 122-ОД "О порядке приема и утилизации лома и отходов черных и цветных металлов", по результатам которой внимание регионального законодателя было обращено на неправомерность определения полномочий органов внутренних дел (милиции) органами государственной власти субъекта Российской Федерации в части составления протоколов об административных правонарушениях (экспертное заключение N 01-08/38-03).
    Выявленное Управлением юстиции противоречие в принятом нормативном правовом акте не устранено.
    Примечание 2. 6 июня 2003 года Управлением юстиции подготовлено экспертное заключение по результатам юридической экспертизы Кодекса Волгоградской области об административной ответственности от 17 июля 2002 года N 727-ОД .
    Принятым Законом Волгоградской области от 14 июля 2003 года N 850-ОД статья, признанная Управлением юстиции противоречащей федеральному законодательству, отменена.
    И.о. начальника Управления
    советник юстиции 1-го класса
    В.А.ШУБИН