Об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
Волгоградская область
Закон от 30 октября 2001 года № 616-ОД
Об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
Принят
Волгоградской областной Думой
07 сентября 2001 года
В редакции
от 23.08.2007 № 1530-ОД.
Настоящий Закон, разработанный в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений", определяет правовую основу формирования и деятельности Волгоградской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия).
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
Комиссия - постоянно действующий представительный орган, срок полномочий которого устанавливается соглашением сторон;
социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
работодатель - физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником;
объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;
объединение профессиональных союзов - добровольное объединение организаций (территориальных, первичных), общероссийских профсоюзов, действующих на территории Волгоградской области. 1.Волгоградская областная Комиссия состоит из:
представителей областных объединений профессиональных союзов;
представителей областных объединений работодателей;
представителей администрации Волгоградской области, которые образуют соответствующие стороны. 2.Утратил силу 3.Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Волгоградской области, настоящим Законом, постановлениями администрации Волгоградской области, иными нормативными правовыми актами, действующими на территории Волгоградской области. 1.Комиссия формируется на принципах добровольности участия, паритетности и полномочности представительства, равноправия и взаимной ответственности сторон. 2.Решение о формировании Комиссии и числе представителей принимается сторонами совместно. Представители сторон являются членами Комиссии в рамках согласованной нормы и определяются сторонами самостоятельно на основе их уставов и в соответствии с действующим законодательством. 3.Утверждение и замена представителей сторон производится в соответствии с решениями органов указанных объединений. 1.Основными целями Комиссии являются:
сотрудничество сторон в выработке и реализации социально ориентированной политики экономических реформ, проводимых в Волгоградской области;
регулирование социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на областном уровне;
согласование социально-экономических интересов органов исполнительной власти, работодателей, работников и их представителей. 2.Основными задачами Комиссии являются: 1) создание условий для снижения социальной напряженности на основе совместной разработки и реализации долгосрочных целевых программ и планов социально-экономического развития Волгоградской области; 2) ведение коллективных переговоров и подготовка проекта областного соглашения между объединениями профессиональных союзов, объединениями работодателей, администрацией Волгоградской области (далее - областное соглашение); 3) содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на областном уровне; 4) проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов законов и иных нормативных правовых актов Волгоградской области в сфере социально-трудовых отношений, областных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения; 5) согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики; 6) рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения областного соглашения; 7) распространение опыта социального партнерства, информирование районных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности Комиссии; 8) организация исполнения областного соглашения. 1.Комиссия вправе: 1) проводить с органами государственной власти Волгоградской области в согласованном с ними порядке консультации по вопросам, связанным с разработкой и реализацией социально-экономической политики; 2) разрабатывать и вносить в органы государственной власти Волгоградской области в согласованном с ними порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов в сфере социально-трудовых отношений; 3) согласовывать интересы областных объединений профессиональных союзов, объединений работодателей, органов исполнительной власти Волгоградской области при разработке проекта регионального соглашения, реализации указанного соглашения, выполнении решений Комиссии; 4) осуществлять взаимодействие с районными и иными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений в ходе коллективных переговоров и подготовки проекта областного соглашения и иных соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения, реализации указанных соглашений, оказывать практическое и методическое содействие заключению коллективных договоров и соглашений; 5) запрашивать у органов исполнительной власти Волгоградской области, работодателей и (или) профессиональных союзов информацию о заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, и коллективных договорах в целях выработки рекомендаций Комиссии по развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, организации деятельности районных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений; 6) осуществлять контроль за выполнением областного соглашения; 7) получать от органов исполнительной власти Волгоградской области в установленном администрацией Волгоградской области порядке информацию о социально-экономическом положении в Волгоградской области и в муниципальных образованиях Волгоградской области, необходимую для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта областного соглашения, организации контроля за выполнением указанного соглашения, нормативные правовые акты Волгоградской области, а также проекты законов и иных нормативных правовых актов в сфере социально-трудовых отношений; 8) принимать участие в подготовке проектов законов Волгоградской области и иных нормативных правовых актов в сфере социально-трудовых отношений, разрабатываемых главой администрации Волгоградской области, областным советом профессиональных союзов и иными субъектами права законодательной инициативы в соответствии с требованиями, установленными Регламентом Волгоградской областной Думы; 9) принимать по согласованию с областными объединениями профессиональных союзов, объединениями работодателей и органами государственной власти Волгоградской области участие в проводимых указанными объединениями и органами заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием социально-трудовых отношений; 10) приглашать для участия в своей деятельности представителей областных объединений профессиональных союзов, областных объединений работодателей и органов государственной власти Волгоградской области, не являющихся членами Комиссии, а также ученых и специалистов, представителей других организаций; 11) формировать координационный совет, секретариат, подкомиссии по направлениям деятельности, создавать рабочие группы с привлечением ученых и специалистов; 12) принимать участие в проведении областных, межрегиональных совещаний, конференций, семинаров по вопросам социально-трудовых отношений и социального партнерства в согласованном с организаторами указанных мероприятий порядке; 13) получать экономическую поддержку от органов государственной власти Волгоградской области и местного самоуправления; 14) вносить предложения об отмене или приостановлении действия ранее принятых решений; 15) ставить вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, не обеспечивающих выполнение достигнутых решений и соглашений Комиссии; 16) направлять членов Комиссии, специалистов, экспертов на предприятия, объединения для выявления и обобщения причин и условий возникновения конфликтных ситуаций в социально-трудовых отношениях. 2.Комиссия обязана: 1) разрабатывать и утверждать регламент областной трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - регламент Комиссии), определять порядок подготовки проекта и заключения областного соглашения; 2) разрабатывать и заключать областное трехстороннее соглашение, регулировать разногласия, возникающие при заключении и выполнении различных видов соглашений, проводить трехсторонние консультации, выявлять причины возникновения конфликтных ситуаций в социально-трудовых отношениях; 3) разрабатывать и заключать областное соглашение о минимальной заработной плате в порядке, установленном трудовым законодательством; 4) рассматривать направленные органами государственной власти Волгоградской области проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов государственной власти Волгоградской области в сфере труда, принимающие указанные акты; 5) информировать население Волгоградской области, участников социального партнерства о ходе подготовки, заключения и реализации соглашений. Решения Комиссии, принятые в соответствии с настоящим Законом, обязательны для исполнения всеми сторонами социального партнерства. 3.Реализация Комиссией определяемых настоящим Законом прав не препятствует областным объединениям профессиональных союзов и объединениям работодателей, представленным в Комиссии, реализовывать свои права в соответствии с действующим законодательством. 1.Права и обязанности члена Комиссии определяются регламентом Комиссии. 2.Член Комиссии в своей деятельности руководствуется федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными нормами, действующими на территории Российской Федерации, областными законами и регламентом Комиссии. 3.Член Комиссии:
участвует в заседаниях Комиссии и рабочих групп в соответствии с регламентом Комиссии, в подготовке проектов решений Комиссии;
вносит предложения по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии, для рассмотрения на заседаниях Комиссии и ее рабочих групп. 4.Член Комиссии имеет право:
в соответствии с поручениями Комиссии обращаться в администрацию Волгоградской области, областной совет профсоюзов, совет директоров и получать письменный ответ по существу поставленных вопросов в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;
знакомиться с соответствующими нормативными, информационными и справочными материалами. 5.Член Комиссии по согласованию с сопредседателем стороны администрации Волгоградской области может принимать участие в заседаниях комитетов администрации Волгоградской области при обсуждении вопросов, входящих в компетенцию Комиссии. 6.Член Комиссии или сопредседатель Комиссии не вправе вмешиваться в оперативную деятельность любой из сторон и предпринимать действия, выходящие за пределы полномочий, установленных настоящим Законом. 1.Утратил силу 2.Для обеспечения работы Комиссии стороны формируют координационный совет, секретариат, рабочие группы, подкомиссии по направлениям деятельности, а также иные структурные подразделения, осуществляющие свою деятельность на общественных началах. 3.Комиссия проводит заседания в соответствии с планом работы. По письменному заявлению одной из сторон в течение трех дней созывается ее внеочередное заседание. 4.Сроки, место проведения и повестка дня заседания Комиссии определяются по согласованию сторон. 5.Решение Комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих членов Комиссии от каждой стороны. Разногласия, возникшие в процессе работы Комиссии, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Волгоградской области. 6.Порядок принятия решения каждой стороной определяется регламентом Комиссии. 7.Члены Комиссии, не согласные с принятым решением, вправе требовать занесения их особого мнения в протокол заседания Комиссии. 8.Деятельность Комиссии организует координатор Комиссии и сопредседатели сторон. 9.Принятое решение Комиссии подписывается тремя сопредседателями, в десятидневный срок публикуется в средствах массовой информации и является обязательным для всех сторон. 10.Решения Комиссии или мнения их сторон по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов государственной власти Волгоградской области подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти Волгоградской области, принимающими указанные акты. 1.Координатор Комиссии утверждается главой администрации Волгоградской области. Координатор не является ее членом, не принимает участия в голосовании и не вмешивается в оперативную деятельность сторон, входящих в Комиссию. 2.Координатор Комиссии: 1) присутствует на заседаниях Комиссии и организует ее работу; 2) проводит в период между заседаниями Комиссии консультации по вопросам, требующим принятия оперативного решения; 3) информирует главу администрации Волгоградской области о деятельности Комиссии; 4) информирует Комиссию о мерах, принимаемых главой администрации Волгоградской области, советом директоров (работодателей), областным советом профессиональных союзов по решению вопросов социально-экономической и трудовой сферы; 5) приглашает в случае необходимости для участия в работе Комиссии представителей иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений профсоюзов (иных уполномоченных работниками органов) и объединений работодателей, не входящих в состав Комиссии, ученых, экспертов и специалистов, представителей других организаций. 1.Сторонами Комиссии признаются созданные и организованные в качестве участников Комиссии:
представители Волгоградского областного совета профессиональных союзов;
представители администрации Волгоградской области;
представители областных объединений работодателей. 2.Стороны Комиссии самостоятельно определяют персональный состав своих представителей. 3.Стороны Комиссии имеют право:
участвовать в заседаниях;
предлагать вопросы для обсуждения. 1.Деятельность каждой из сторон организует сопредседатель стороны. 2.Сопредседатель стороны (координатор стороны) избирается или назначается соответствующей стороной. 3.Сопредседатель стороны (координатор стороны) организует деятельность соответствующей стороны Комиссии, обеспечивает единство ее позиции. 4.Сопредседатель стороны (координатор стороны):
вносит предложения по проектам планов работы Комиссии, повесткам заседаний Комиссии, персональному составу представителей сторон в рабочих группах, информирует Комиссию об изменениях персонального состава стороны;
организует совещания представителей стороны в целях уточнения их позиций по вопросам, внесенным на рассмотрение Комиссии;
вносит предложения о проведении внеочередного заседания Комиссии;
приглашает для участия в работе Комиссии соответственно представителей профсоюзов, работодателей и администрации Волгоградской области, не являющихся членами Комиссии, а также экспертов, специалистов других организаций;
обеспечивает взаимодействие и достижение согласия стороны при выработке решений и их реализации;
приглашает в случае необходимости для участия в работе представителей профсоюзов, работодателей и администрации Волгоградской области, не являющихся членами Комиссии;
направляет по согласованию с профсоюзами, работодателями и администрацией Волгоградской области членов Комиссии для участия в проводимых указанными объединениями заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием социально-трудовых отношений. 1.Основной формой реализации компетенции областной Комиссии является заключаемое областное трехстороннее соглашение. 2.Объектами областного трехстороннего соглашения могут выступать отношения в социально-экономической и трудовой сфере, регулирование которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и Волгоградской области отнесено к ведению Волгоградской области как субъекта Российской Федерации. 3.Областное трехстороннее соглашение подписывается представителями сторон. Соглашение вступает в силу с момента его подписания. 4.Действие областного трехстороннего соглашения распространяется на работников, работодателей и исполнительные органы государственной власти в соответствии с действующим трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. 5.Администрация предусматривает в проекте областного бюджета средства, обеспечивающие выполнение обязательств соглашения.
Материально-техническое и организационное обеспечение деятельности Комиссии осуществляется в порядке, установленном администрацией Волгоградской области.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Нормативные правовые акты органов государственной власти Волгоградской области приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
Глава администрации
Волгоградской области
Н.К.МАКСЮТА
30 октября 2001 года
N 616-ОД