Экспертное заключение Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 25.06.2003 N 01-10/116-03
Волгоградская область
Закон от 17 января 2001 года № 500-ОД
Экспертное заключение Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 25.06.2003 N 01-10/116-03
Принят
Волгоградской областной Думой
17 января 2001 года
Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 22 октября 2002 г. N 286 "Об утверждении Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 17 января 2001 г. N 500-ОД "О зоне экономического развития на территории открытого акционерного общества "Аврора" на предмет соответствия действующему законодательству.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Рассматриваемый областной Закон определяет порядок функционирования и налоговый режим зоны экономического развития на территории открытого акционерного общества "Аврора" (далее - ОАО "Аврора") на основании Закона Волгоградской области от 3 июня 1997 г. N 121-ОД "О зонах экономического развития на территории Волгоградской области" и Постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов и администрации Волгограда от 13 июля 2000 г. N 15/178/893 "О создании зоны экономического развития на территории открытого акционерного общества "Аврора" (преамбула областного Закона).
Данный областной Закон направлен на регулирование отношений в сфере налогообложения.
Законодательное регулирование данной сферы осуществляют: 1.Конституция Российской Федерации. 2.Налоговый кодекс Российской Федерации. 3.Бюджетный кодекс Российской Федерации. 4.Федеральный закон от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". 5.Федеральный закон РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий". 6.Федеральный закон от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю". 7.Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии с п. "и" п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
На момент проведения юридической экспертизы порядок создания зон экономического развития федеральным законодательством не урегулирован.
Следовательно, в соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" до принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование.
Таким образом, принятие Закона находится в компетенции Волгоградской областной Думы (законодательного органа государственной власти Волгоградской области).
Вместе с тем ст. 2 областного Закона в части установления размера ставки единого налога на вмененный доход противоречит федеральному законодательству.
Статьей 2 областного Закона для юридических лиц, производственная деятельность которых будет осуществляться в зоне экономического развития на территории ОАО "Аврора", сроком на пять лет установлена ставка единого налога на вмененный доход в размере 0 процентов (в части, зачисляемой в областной бюджет), что противоречит ст. 346.31 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что ставка единого налога для всех категорий налогоплательщиков устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода.
Право устанавливать ставку единого налога на вмененный доход в размере 0 процентов федеральным законодательством субъектам Российской Федерации не предоставлено.
Вывод: Закон Волгоградской области от 17 января 2001 г. N 500-ОД "О зоне экономического развития на территории открытого акционерного общества "Аврора" противоречит действующему федеральному законодательству в части установления для предприятий зоны экономического развития на территории ОАО "Аврора" ставки единого налога на вмененный доход в размере 0 процентов.
Примечание. В целях устранения выявленного противоречия Управлением Минюста России по Волгоградской области предлагается исключить из текста ст. 2 Закона Волгоградской области от 17 января 2001 г. N 500-ОД "О зоне экономического развития на территории открытого акционерного общества "Аврора" слова "единый налог на вмененный доход".
В этом случае для всех предприятий, зарегистрированных в зоне экономического развития на территории ОАО "Аврора", будет действовать ставка единого налога на вмененный доход, предусмотренная ст. 346.31 Налогового кодекса Российской Федерации, - 15 процентов.
Законом Волгоградской области может быть установлен корректирующий коэффициент К2, применяемый для корректировки базовой доходности по единому налогу на вмененный доход.
Управление Минюста России по Волгоградской области также отмечает, что указанное в экспертном заключении противоречие федеральному законодательству в части установления ставки единого налога на вмененный доход возникло в связи с признанием с 1 января 2003 года утратившим силу Федерального закона от 31 июля 1998 года N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах").
Начальник Управления
государственный советник
юстиции 2-го класса
В.Р.КЛЕЙН