Волгоградская область
Закон от 16 ноября 1998 года № 222-ОД

Экспертное заключение Управления Минюста РФ по Волгоградской обл. от 29.01.2004 N 01-10/(052)14-04

Принят
Волгоградской областной Думой
16 ноября 1998 года
    Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 октября 2002 года N 286 "Об утверждении Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело повторную юридическую экспертизу Закона Волгоградской области от 16 ноября 1998 года N 222-ОД "О местном референдуме в Волгоградской области" на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
    Основанием для проведения повторной юридической экспертизы стало принятие Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 169-ФЗ, вносящего изменения в Федеральный закон от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступление в силу главы 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также исполнение пункта 3 Специального плана информирования Минюста России и полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе о процессах в сфере юстиции на первое полугодие 2004 года, утвержденного начальником Федерального управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу 23 декабря 2003 года.
    Юридической экспертизой установлено следующее:
    Предметом правового регулирования настоящего Закона являются отношения, направленные на непосредственное осуществление населением местного самоуправления путем участия в местном референдуме.
    Исследуемый нормативный правовой акт устанавливает процедуру подготовки и проведения местного референдума на территории Волгоградской области.
    Нормативное регулирование в сфере рассматриваемых правоотношений осуществляется:
    - Конституцией Российской Федерации;
    - Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ;
    - Федеральным законом от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ;
    - Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
    Частью 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации установлено, что высшим непосредственным выражением власти народа является референдум.
    Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации определено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
    В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
    Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
    В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о референдумах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, иные нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в Российской Федерации.
    Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
    Порядок назначения и проведения местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (часть 6 статьи 22 указанного выше Федерального закона).
    Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе регулировать рассматриваемые правоотношения путем принятия соответствующего нормативного правового акта.
    В тексте исследуемого Закона Волгоградской области противоречий действующему федеральному законодательству не выявлено.
    Вывод: Повторная юридическая экспертиза пришла к выводу, что Закон Волгоградской области от 16 ноября 1998 года N 222-ОД "О местном референдуме в Волгоградской области" не противоречит действующему федеральному законодательству.
    Примечание. Несмотря на то, что согласно части 1 статьи 83 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающей, что настоящий Федеральный закон, за исключением положений, для которых установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступает в силу с 1 января 2006 года, в рамках мероприятий Управления юстиции по приведению нормативных правовых актов Волгоградской области, действующих в сфере местного самоуправления, в соответствие с вновь принятым федеральным законодательством Закон Волгоградской области от 16 ноября 1998 года N 222-ОД "О местном референдуме в Волгоградской области" проанализирован на предмет соответствия всем положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
    По результатам анализа установлено следующее.
    В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
    Порядок подготовки и проведения местного референдума регулируется законом субъекта Российской Федерации (часть 10 статьи 22 указанного выше Федерального закона).
    Таким образом, с момента вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" анализируемый Закон Волгоградской области будет признан принятым в рамках компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
    Вместе с тем Управление юстиции считает необходимым обратить внимание регионального законодателя на выявленные в тексте рассматриваемого областного Закона несоответствия Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
    1.Частью 2 статьи 14 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что федеральным законом инициатива проведения референдума может быть предоставлена иным субъектам.
    Пунктом 3 части 3 статьи 22 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" право инициировать проведение местного референдума наряду с гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в референдуме, и избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом, предоставлено совместно представительному органу муниципального образования и главе местной администрации.
    Абзацем 3 части 4 статьи 22 указанного Федерального закона определено, что инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.
    По мнению Управления юстиции, в рамках осуществления Волгоградской областной Думой деятельности, направленной на усовершенствование нормативной правовой базы Волгоградской области в сфере местного самоуправления и приведение ее в соответствие с вновь принятым федеральным законодательством, необходимо дополнить соответствующими положениями анализируемый Закон Волгоградской области "О местном референдуме в Волгоградской области".
    2.Часть 1 статьи 8 Закона Волгоградской области, согласно которой представительный орган местного самоуправления принимает решение о назначении местного референдума не позднее 14 дней после представления ему документов, необходимых для назначения местного референдума, не соответствует части 5 статьи 22 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающей, что представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов о выдвижении инициативы проведения местного референдума.
    Выявленное несоответствие заключается в ограничении срока, установленного федеральным законодательством, для принятия решения о назначении местного референдума представительным органом муниципального образования.
    Начальник Управления
    государственный советник
    юстиции 2-го класса
    В.Р.КЛЕЙН