Волгоградская область
Закон от 29 ноября 1999 года № 330-ОД

О социальном партнерстве в Волгоградской области

Принят
Волгоградской областной Думой
04 ноября 1999 года
    Настоящий Закон определяет правовые основы организации, функционирования и развития социального партнерства в Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом (Основным законом) Волгоградской области. Закон устанавливает основные условия и принципы содействия договорному регулированию социально-трудовых отношений и согласования социально-экономических интересов работников и работодателей.
    В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
    социальное партнерство-основанные на законах Российской Федерации и Волгоградской области взаимоотношения между работниками (их объединениями, ассоциациями, профсоюзами), работодателями (их объединениями, ассоциациями), исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления с целью выработки и принятия решений по социально-трудовым и социально-экономическим вопросам для удовлетворения интересов различных социальных групп населения через проведение взаимных консультаций, переговоров, заключение сторонами соглашений, коллективных договоров;
    социально-трудовые отношения - взаимоотношения между работниками и работодателями, возникающие в процессе трудовой деятельности;
    соглашение - правовой акт, регулирующий социально-экономические отношения между работниками, работодателями и органами местного самоуправления;
    стороны соглашений - работники, работодатели, исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления в лице их полномочных представителей;
    коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателем;
    представители исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления - руководители этих органов или другие полномочные в соответствии с уставами (положениями) лица, иные уполномоченные этими органами лица;
    стороны социального партнерства:
    представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений;
    органы общественной самодеятельности - образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные на представительство их в соответствии со своими уставами. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;
    работники - физические лица, работающие в организации на основе индивидуального трудового договора (контракта) или занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью;
    работодатели - предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности и организационно-правовой формы;
    представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы;
    организации - предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.
    Правовую основу социального партнерства составляют Конституция Российской Федерации, Кодекс законов о труде Российской Федерации, Федеральные законы "О коллективных договорах и соглашениях", "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "Об общественных объединениях", Декларация Международной организации труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда, законодательство Волгоградской области, Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
    Правовую основу социального партнерства в Волгоградской области также составляют соглашения (трехстороннее областное, трехстороннее г. Волгограда, городские и районные, отраслевые (межотраслевые), профессиональные и коллективные договоры.
    Целями социального партнерства являются:
    обеспечение социально-экономических и социально-трудовых интересов сторон;
    выработка и проведение согласованной социально-экономической и социально-трудовой политики;
    реализация социальных гарантий права на труд жителей Волгоградской области;
    реализация социально-экономических программ Волгоградской области;
    совершенствование организации и функционирования социального партнерства;
    обеспечение роста доходов работников;
    усиление роли органов исполнительной власти, объединений работодателей и профсоюзов как социальных партнеров в решении социально-экономических вопросов;
    выработка эффективных методов правового регулирования трудовых отношений между работодателями и работниками;
    бесконфликтное преодоление негативных явлений в социально-трудовой сфере.
    Основными принципами социального партнерства являются:
    соблюдение участниками социального партнерства норм законодательства Российской Федерации и Волгоградской области;
    полномочность представителей сторон;
    добровольность принятия обязательств;
    реальность обеспечения принимаемых обязательств;
    ответственность участников социального партнерства за выполнение принятых обязательств;
    свобода выбора и обсуждения условий коллективных договоров и соглашений;
    разрешение коллективных трудовых споров методом примирительных процедур;
    систематичность контроля за выполнением принимаемых обязательств и неотвратимость ответственности;
    равноправие сторон и уважение их позиций.
    Участниками социального партнерства в Волгоградской области являются:
    администрация Волгоградской области;
    Волгоградский областной совет профсоюзов;
    областные, отраслевые и территориальные объединения работодателей;
    администрации муниципальных образований;
    соответствующие профсоюзы и их объединения;
    органы общественной самодеятельности.
    1.Объектом социального партнерства являются социально-экономические и социально-трудовые отношения между сторонами социального партнерства.
    2.Предметом социального партнерства являются принятые обязательства сторон и способы их реализации, обусловленные взаимными интересами.
    1.Основными формами социального партнерства являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые в Волгоградской области.
    2.Региональные соглашения устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений.
    3.Отраслевые тарифные соглашения устанавливают нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенной отрасли и заключаются между отраслевым профсоюзом, соответствующим объединением работодателей и органом исполнительной власти.
    4.Профессиональные тарифные соглашения устанавливают нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные льготы и гарантии для работников определенных профессий.
    5.Территориальные соглашения устанавливают условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями определенного муниципального образования Волгоградской области.
    6.Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двухсторонними или трехсторонними.
    7.Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии исполнительных органов соответствующего уровня.
    1.Порядок, сроки разработки и заключения, действие, изменение и дополнение коллективных договоров, соглашений, а также контроль за их выполнением осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях".
    2.Сроки действия коллективных договоров и соглашений, порядок осуществления контроля за их выполнением фиксируются сторонами в их текстах.
    3.Содержание и структура регионального соглашения определяются Волгоградской областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
    Содержание и структура отраслевого (межотраслевого) профессионального тарифного соглашения определяются отраслевой комиссией на основе предварительных консультаций между сторонами.
    Содержание и структура территориального соглашения определяются соответствующими комиссиями.
    Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях".
    4.Взаимные обязательства сторон коллективного договора и соглашения могут содержать более льготные социально-трудовые и социально-экономические условия по сравнению с нормами и положениями, установленными законодательством, в том числе по вопросам предоставления дополнительных отпусков, надбавок к тарифным ставкам и окладам, компенсаций затрат работников на питание, транспортные и командировочные расходы, досрочного ухода на пенсию, оплаты питания детей работников в дошкольных учреждениях и иные дополнительные льготы и компенсации.
    5.Подписанный коллективный договор в четырех экземплярах с приложениями в семидневный срок направляется работодателем в администрацию муниципального образования по месту нахождения организации для уведомительной регистрации и выявления условий, противоречащих законодательству.
    6.Уведомительная регистрация соглашений, заключенных в Волгоградской области, осуществляется комитетом по труду администрации Волгоградской области и Волгоградским областным советом профсоюзов в семидневный срок в порядке, предусмотренном для уведомительной регистрации коллективных договоров.
    7.Комитет по труду администрации Волгоградской области (не являющийся стороной соглашения) сообщает сторонам о выявленных противоречиях в соглашении для последующего их устранения.
    8.Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений осуществляется сторонами, комитетом по труду администрации Волгоградской области, органами по труду администраций муниципальных образований, профсоюзами и их объединениями.
    1.Реализация актов социального партнерства осуществляется сторонами, подписавшими акты социального партнерства. Координация действий сторон в процессе социального партнерства осуществляется комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, создаваемых при администрации Волгоградской области и при администрациях муниципальных образований.
    2.Основными этапами реализации социального партнерства являются:
    подготовка и заключение акта о социально-экономическом партнерстве;
    разработка мероприятий по выполнению акта социального партнерства;
    осуществление контроля за выполнением коллективного договора или соглашения (ежегодно, или в соответствии с планом, или по окончании каждого квартала).
    1.Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов соглашений при администрации Волгоградской области и при администрациях муниципальных образований могут создаваться областная и территориальные постоянно действующие трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
    2.Порядок формирования и права комиссий по регулированию социально-трудовых отношений осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений".
    1.Профсоюзы и их объединения, работодатели и их объединения, зарегистрированные на территории Волгоградской области, вправе присоединиться к любому соглашению, в подготовке и заключении которого они не участвовали.
    2.Присоединяющиеся к соглашению добровольно приобретают обязанность исполнения в полном объеме условий соглашения и право контроля за его выполнением.
    3.В случаях, когда в Волгоградской области заключено отраслевое тарифное соглашение, профессиональное тарифное соглашение, в сферу действия которого включается не менее 50 процентов работников отрасли, комитет по труду администрации Волгоградской области имеет право предложить работодателям, не участвующим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.
    4.Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на данных работодателей с момента получения предложения.
    5.В случаях, когда на работников распространяются условия различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений.
    1.Интересы работников не могут представлять представители работодателей, администраций предприятий, учреждений, организаций, обществ.
    2.Представители работников имеют право:
    на участие в создании и работе соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
    участие в урегулировании коллективных трудовых споров;
    ведение коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективных договоров и соглашений;
    осуществление контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений;
    получение информация и статистических данных по социально-трудовым вопросам сторон социального партнерства.
    3.Представители работников обязаны:
    способствовать заключению коллективных договоров и соглашений;
    ежеквартально информировать стороны социального партнерства о ходе выполнения соответствующих соглашений и не реже двух раз в год - о выполнении коллективных договоров, отстаивать требования и интересы работников.
    1.Представители работодателей вправе:
    участвовать в создании и работе соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
    контролировать выполнение сторонами социального партнерства коллективных договоров, соглашений;
    участвовать в подготовке и обсуждении проектов коллективных договоров и соглашений, проектов программ, решений органов государственной власти и органов местного самоуправления Волгоградской области.
    2.Представители работодателей обязаны:
    вести переговоры по социально-трудовым вопросам, предлагаемым для рассмотрения представителями работников;
    содействовать профсоюзам в осуществлении их деятельности (в соответствии с коллективным договором, соглашением);
    представлять имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров;
    участвовать в подготовке и заключении коллективных договоров и соглашений и обеспечивать их выполнение;
    содействовать предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров;
    ежеквартально информировать стороны социального партнерства о ходе выполнения соответствующих соглашений и не реже двух раз в год - о выполнении коллективных договоров.
    Исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления:
    принимают меры по созданию трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, заключению соглашений и их выполнению;
    содействуют созданию объединений работодателей в целях исполнения настоящего Закона с учетом структуры исполнительных органов и соответствующих объединений профсоюзов;
    организуют работы по проведению примирительных процедур при возникновении коллективных трудовых споров;
    проверяют полномочия представителей сторон при ведении переговоров и заключении соглашений;
    обеспечивают работу комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
    принимают участие в выявлении причин возникновения коллективных трудовых споров;
    принимают меры к предотвращению коллективных трудовых споров;
    обеспечивают выполнение условий актов социального партнерства;
    обеспечивают дальнейшее развитие социального партнерства в Волгоградской области;
    разрабатывают проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по регулированию социально-трудовых отношений и по совершенствованию форм социального партнерства;
    учитывают мнение представителей работников и работодателей о подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по социально-трудовым вопросам, их применении, а также при разработке и осуществлении планов экономического и социального развития.
    Критериями эффективности социального партнерства являются:
    реальное повышение благосостояния и жизненного уровня трудящихся Волгоградской области;
    обеспечение занятости населения Волгоградской области;
    улучшение организации производственных процессов и условий охраны труда;
    снижение социальной напряженности и разрешение коллективных трудовых споров.
    1.Стороны социального партнерства несут ответственность за нарушение или невыполнение актов социального партнерства в соответствии с действующим законодательством.
    2.Стороны социального партнерства вправе установить дополнительные нормы ответственности в рамках актов социального партнерства при условии соблюдения действующих законодательных норм.
    3.Предложения о привлечении к ответственности могут исходить от любой из сторон при ущемлении ее прав, при установлении факта нарушения действующего законодательства или при нарушении настоящего Закона.
    4.Привлечение к ответственности может осуществляться судом по заявлениям представителей работников, по решению соответствующего органа по труду либо по инициативе прокурора.
    Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Глава администрации
    Волгоградской области
    Н.К.МАКСЮТА
    29 ноября 1999 года
    N 330-ОД