Волгоградская область
Заключение от 20 декабря 2004 года № 01-11/(036)252-04

Экспертное заключение ГУ Минюста РФ по Волгоградской обл. от 20.12.2004 N 01-11/(036)252-04

Принято
Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области
20 декабря 2004 года
    Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 22 октября 2002 г. N 285 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело повторную юридическую экспертизу Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 17.03.2004 N 231 "О должностных лицах Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, осуществляющих государственный экологический контроль" (далее - Постановление) на предмет соответствия федеральному законодательству.
    Основанием для проведения повторной юридической экспертизы являются принятие Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, вступающего в силу, за исключением отдельных положений, с 1 января 2005 года, Распоряжение Министра юстиции Российской Федерации от 8 октября 2004 года N 834, Схема мониторинга ситуации в регионах по реализации Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, разработанная Министерством юстиции Российской Федерации, поступившая в Главное управление Письмом от 19 октября 2004 года N 22/9911-ЕЗ.
    Юридической экспертизой установлено следующее:
    Настоящим Постановлением утверждаются перечень должностных лиц Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, осуществляющих государственный экологический контроль на территории Волгоградской области.
    Предметом правового регулирования исследуемого Постановления являются отношения, возникающие в связи с установлением общих принципов организации системы органов государственной власти.
    Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
    - Конституцией Российской Федерации;
    - Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
    - Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
    - Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ;
    - Уставом (Основным законом) Волгоградской области от 17.07.1996 N 73-ОД.
    В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
    Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
    Частью 2 ст. 8 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.
    Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды" перечень должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственные инспектора в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации), устанавливается в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
    Таким образом, принятие исследуемого юридической экспертизой нормативного правового акта входит в компетенцию Главы Администрации Волгоградской области.
    В тексте рассматриваемого Постановления Главы Администрации Волгоградской области несоответствий действующему федеральному законодательству не выявлено.
    Нарушений юридической техники не установлено.
    Главное управление обращает внимание, что в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" внесены изменения Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), вступающим в силу, за исключением отдельных положений, с 01.01.2005. В связи с внесением указанных изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" положения рассматриваемого Постановления Главы Администрации Волгоградской области с 1 января 2005 года вступят в несоответствие с вышеназванным Федеральным законом.
    Согласно ч. 2 ст. 64 Федерального закона "Об охране окружающей природной среды" в Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль в области охраны окружающей среды. Таким образом, федеральным законодательством установлен исчерпывающий перечень видов контроля в области охраны окружающей среды.
    В соответствии с ч. 1 ст. 65 Федерального закона "Об охране окружающей природной среды" государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти.
    Частью 3 статьи 65 Федерального закона "Об охране окружающей природной среды" предусмотрено, что перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей среды), устанавливается Правительством Российской Федерации.
    Утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственные инспектора в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации), исключено из компетенции субъектов Российской Федерации (абзац 3 п. 7 ст. 140 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
    Следовательно, Глава Администрации Волгоградской области не вправе принимать исследуемое Постановление "О должностных лицах Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, осуществляющих государственный экологический контроль".
    Вывод: По итогам юридической экспертизы Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 17.03.2004 N 231 "О должностных лицах Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, осуществляющих государственный экологический контроль" соответствует действующему федеральному законодательству, однако с момента вступления в силу (с 01.01.2005) Федерального закона "Об охране окружающей среды" вступит в противоречие с ним в целом.
    Предлагаем привести указанные положения рассматриваемого Постановления в соответствие с вышеуказанным Федеральным законом. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
    И.о. начальника Главного
    управления советник
    юстиции 1-го класса
    А.В.СТЕПАНОВ