Ульяновская область
Закон от 24 апреля 1996 года № 001-ЗО

О статусе депутата Законодательного Собрания Ульяновской области

Принят
Законодательным Собранием Ульяновской обл.
24 апреля 1996 года
    В редакциях
  • от 30.12.1996 № 020-ЗО,
  • от 26.05.1997 № 012-ЗО,
  • от 01.03.2000 № 002-ЗО,
  • от 14.10.2000 № 040-ЗО.
    Настоящий Закон определяет права, обязанности и ответственность депутата Законодательного Собрания Ульяновской области, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности.
  1. Глава I.Общие положения

  2. Депутатом Законодательного Собрания Ульяновской области является гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, избранный избирателями соответствующего избирательного округа на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
    В течение срока своих полномочий депутат Законодательного Собрания области не может быть депутатом Государственной Думы федерального Собрания Российской Федерации, судьей, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности Ульяновской области или государственные должности государственной службы Ульяновской области, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
    Статус депутата Законодательного Собрания, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются Федеральными законами, Уставом Ульяновской области, настоящим Законом и другими законами области.
    Депутату Законодательного Собрания Ульяновской области при осуществлении депутатской деятельности обеспечиваются условия для беспрепятственной и эффективной реализации прав и обязанностей, установленных Конституцией Российской Федерации, Уставом области, настоящим Законом, другими федеральными и областными законами, Регламентом Законодательного Собрания Ульяновской области. При осуществлении своих полномочий депутат руководствуется интересами населения области, государства и федеральными и областными законами, Регламентом Законодательного Собрания, действует в соответствии со своими убеждениями и своей предвыборной программой.
    Срок полномочий депутата Законодательного Собрания области начинается со дня избрания депутата и прекращается с момента начала работы Законодательного Собрания нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона.
    Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях:
    а) письменного заявления депутата о сложении своих полномочий;
    б) утраты депутатом гражданства Российской Федерации;
    в) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;
    г) признания гражданина, являющегося депутатом, недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
    д) объявления гражданина, являющегося депутатом, умершим решением суда, вступившим в силу;
    е) досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания области в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
    (п. е) в ред. Закона Ульяновской области от 14.10.2000 N 040-ЗО)
    ж) выезда депутата на постоянное место жительства за пределы Ульяновской области;
    з) признания выборов депутата недействительными решением суда, вступившим в законную силу;
    и) избрания (назначения) на должность, несовместимую со статусом депутата Законодательного Собрания области;
    (п. и) в ред. Закона Ульяновской области от 14.10.2000 N 040-ЗО)
    к) исключен. - Закон Ульяновской области от 14.10.2000 N 040-ЗО
    г) смерти депутата.
    Постановление о прекращении полномочий депутата принимается Законодательным Собранием области.
    Депутат Законодательного Собрания области имеет удостоверение, являющееся основным документом, подтверждающим личность и полномочия депутата, и нагрудный знак, которыми он пользуется в течение срока своих полномочий.
    Удостоверение депутата Законодательного Собрания Ульяновской области является документом, дающим ему право беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, на заседаниях избирательных комиссий, образованных в области для проведения выборов и референдумов, а также право посещения всех предприятий, учреждений, организаций, воинских частей и общественных объединений на территории Ульяновской области, независимо от их подчиненности и форм собственности.
    Образцы удостоверения и нагрудного знака депутата утверждаются Законодательным Собранием области.
    По окончании срока полномочий удостоверение и нагрудный знак депутата остаются у депутата Законодательного Собрания на вечное хранение.
    Депутаты Законодательного Собрания работают на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности.
    В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
    Депутат имеет право быть акционером и пользоваться всеми правами согласно закону Российской Федерации "Об акционерных обществах".
    Депутаты Законодательного Собрания не могут получать гонорары за публикации и выступления в средствах массовой информации по вопросам их депутатской деятельности, участвовать в коммерческой рекламе товаров и услуг.
    Формами депутатской деятельности являются:
    а) участие в заседаниях Законодательного Собрания области;
    б) участие в работе комитетов, комиссий;
    в) участие в рабочих группах, создаваемых совместно с администрацией области;
    г) участие в выполнении поручений Законодательного Собрания области;
    д) участие в депутатских слушаниях;
    е) обращение с депутатскими запросами;
    ж) работа с избирателями;
    з) участие в работе депутатских объединений и групп;
    Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом области, Регламентом Законодательного Собрания Ульяновской области.
    Депутат Законодательного Собрания области обязан соблюдать правила депутатской этики, утверждаемые Законодательным Собранием области.
    Вопросы неэтичного поведения депутатов рассматриваются мандатной комиссией.
    Ответственность за нарушение правил депутатской этики устанавливается регламентом Законодательного Собрания области.
    Депутат Законодательного Собрания в установленном законом порядке представляет в налоговые органы по месту жительства декларацию о доходах одновременно с представлением их в Законодательное Собрание области.
    Указанная информация хранится в мандатной комиссии в течение всего срока полномочий депутата.
    Информация о нарушениях налогового законодательства, выявленная в результате проверки налоговыми органами, рассматривается Законодательным Собранием области, после чего она подлежит опубликованию в областных средствах массовой информации, в которых осуществляется опубликование законодательных актов области.
  3. Глава II.Обязанности депутатов

  4. Депутат обязан принимать участие в заседаниях Законодательного Собрания области, комитетов, комиссий, рабочих групп, членом которых он является. При невозможности присутствовать на заседании по уважительной причине депутат заблаговременно информирует об этом председателя Собрания, комитета, комиссии, рабочей группы.
    Депутат обязан поддерживать связи с избирателями своего округа, ответствен перед избирателями и подотчетен им.
    Депутат обязан принимать меры по обеспечению прав, свобод, законных интересов своих избирателей. Вести прием граждан, рассматривать поступившие от них предложения и жалобы, способствовать, в пределах своих полномочий, правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов, изучать общественное мнение и, при необходимости, вносить предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления.
    Депутат обязан в месячный срок давать устные или письменные ответы на обращения избирателей.
  5. Глава III.Полномочия депутата законодательного собрания области

  6. Депутат Законодательного Собрания Ульяновской области свободен в своих суждениях, мнениях, выраженных при осуществлении депутатских полномочий, пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Собранием, Президиумом Законодательного Собрания, комитетом, комиссией данного Собрания, членом которого он является и реализует предоставленные ему права в соответствии с Регламентом Законодательного Собрания области.
    Депутат Законодательного Собрания вправе присутствовать на всех заседаниях комитетов, комиссий данного Собрания, членом которых он не является, с правом совещательного голоса.
    Депутат имеет право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Законодательное Собрание области:
    а) законопроектов области, проектов постановлений;
    б) законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных законов;
    в) законопроектов, проектов постановлений о внесении изменений и дополнений в действующие законы области и постановления, Устав области, либо о признании этих законов утратившими силу.
    Предложения депутата, внесенные в порядке законодательной инициативы, подлежат обязательному рассмотрению Законодательным Собранием в установленном Регламентом Собрания порядке.
    Органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения обязаны оказывать содействие депутатам Законодательного Собрания области в решении вопросов, возникающих при осуществлении ими депутатской деятельности.
    О результатах выполнения поручений депутат информирует Законодательное Собрание области или его органы, вносит предложения об устранении выявленных недостатков, отмене незаконных решений, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения закона Российской Федерации, других органов государственной власти и местного самоуправления.
    Депутат (группа депутатов) вправе обращаться с запросом.
    Депутатским запросом считается обращение депутата (группы депутатов) к любым должностным лицам органов государственной власти области, местного самоуправления, должностным лицам федеральных органов государственной власти и управления, действующим на территории области (прокуратура, УВД, ФСБ, налоговые органы и т.д.), а также ко всем командирам и начальникам воинских частей, руководителям, расположенных на территории области, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов.
    Депутатский запрос вносится Председателю Законодательного Собрания в письменной форме до начала заседания. Внесенный запрос оглашается председательствующим на заседании и по нему принимается решение Собрания.
    Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, должен дать ответ на него в устной форме на заседании Собрания или в письменной форме не позднее, чем через 15 дней со дня его получения, или в иной установленный Законодательным Собранием области срок. Настоящий порядок не распространяется на территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, федеральные суды, прокуратуру и их должностных лиц.
    Депутатские запросы, а также ответы на них публикуются в средствах массовой информации наряду с другими официальными документами Собрания.
    Депутатским обращением считается обращение депутатом в письменной форме к должностным лицам государственных органов власти и местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений с просьбой предоставить информацию, предложения, а также по другим вопросам, касающихся депутатской деятельности.
    Все органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, организации и учреждения, осуществляющие свою деятельность на территории области, а также их должностные лица, при обращении депутата по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, обязаны дать депутату ответ на его обращение или представить запрашиваемые документы и сведения в течение 3 дней. В случае необходимости проведения, в связи с обращением депутата, дополнительных проверок или изучения каких-либо вопросов следует сообщить об этом депутату в 3-дневный срок со дня получения обращения депутата. Окончательный ответ представляется депутату не позднее 30 дней со дня получения обращения. Настоящий порядок не распространяется на территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, федеральные суды, прокуратуру и их должностных лиц.
    Депутат имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в обращении вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов. О дне рассмотрения депутат должен быть извещен не позднее, чем за 3 дня.
    Депутат Законодательного Собрания области вправе требовать незамедлительного устранения нарушений закона, прав, свобод и законных интересов граждан, а в необходимых случаях обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с требованием о пресечении нарушения. Факт нарушения может быть зафиксирован в протоколе, составленном депутатом самостоятельно или по его требованию представителем соответствующего правоохранительного или контрольного органа.
    Должностные лица государственных и общественных органов, предприятий, организаций и учреждений, к которым обращено требование депутата, обязаны незамедлительно принять меры для устранения нарушений, а при необходимости - для привлечения виновного к ответственности с последующим информированием об этом депутата.
    Вмешательство депутатов в процессуальную деятельность органов дознания, предварительного следствия, суда, по находящимся в их производстве делам, не допускается.
    Депутат Собрания по вопросам своей депутатской деятельности пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов государственной власти, местного самоуправления, а также руководителями предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений, лицами начальствующего состава войск и воинских формирований на территории Ульяновской области по любым вопросам, отнесенным к компетенции Законодательного Собрания.
    Депутат Законодательного Собрания по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, имеет право пользоваться, по предъявлению удостоверения депутата, телефонной связью, которой располагают государственные и общественные органы, предприятия, организации, учреждения, находящиеся на территории области, независимо от форм собственности, бесплатно в пределах абонентного действия связи.
    Междугородние переговоры оплачиваются самим депутатом.
    Почтовые и телеграфные отправления, телефонные переговоры из гостиниц и с домашних телефонов оплачиваются самим депутатом.
    Депутат Законодательного Собрания области, в установленном порядке, обеспечивается документами, принятыми Собранием, документами, информационными и справочными материалами, распространенными областной администрацией, а также иными информационными и справочными материалами.
    При обращении депутата в органы государственной власти и местного самоуправления, на предприятия, в организации, учреждения, а также в их структурные подразделения, независимо от формы собственности, должностные лица обеспечивают депутата по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, консультациями специалистов, представляют ему необходимую информацию и документацию.
    С документами, содержащими государственную или коммерческую тайну, депутат может быть ознакомлен после оформления подписки о ее неразглашении.
    За разглашение государственной или коммерческой тайны депутат несет ответственность на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Редакции средств массовой информации, учреждаемых Законодательным Собранием области, а также средств массовой информации, действующих на территории области полностью или частично финансируемых из федерального, областного или местного бюджета, обязаны по письменному обращению депутата представить ему возможность выступления по вопросам депутатской деятельности бесплатно.
    Органы местного самоуправления (администрации) обеспечивают депутату необходимые условия для проведения в избирательном округе отчетов и встреч с избирателями округа. Для этого они обязаны по просьбе депутата выделить помещение, известить граждан о времени и месте проведения встреч, направить по приглашению депутата для участия во встрече своих представителей, оказывать другую помощь.
    Главы органов местного самоуправления несут персональную ответственность за создание благоприятных условий деятельности депутатов в округах.
  7. Глава IV.Основные гарантии депутатской деятельности

  8. 1.Депутат Законодательного Собрания в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия Законодательного Собрания, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено Федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
    2.Неприкосновенность депутата распространяется на занимаемые им жилое и служебное помещения, на его багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.
    3.Указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи ограничения не распространяются на действия депутата, связанные с преступлениями против личности, а также на иные действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий.
    4.В случае возбуждения дела, предусматривающего уголовную или административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий депутата, не связанных с осуществлением им своих полномочий, по завершении дознания, предварительного следствия или производства по административным правонарушениям такое дело не может быть передано в суд без согласия Законодательного Собрания. В отношении депутата следственные действия и порядок производства по административным правонарушениям осуществляются в соответствии с федеральным законодательством под непосредственным надзором прокурора Ульяновской области (далее - прокурора области).
    5.Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена Федеральным законом.
    6.Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается в соответствии с федеральным законодательством по представлению прокурора области.
    Для получения согласия Законодательного Собрания на привлечение депутата к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на его задержание, арест, обыск или допрос, кроме случаев задержания на месте преступления, а также на личный досмотр, за исключением случаев, когда это предусмотрено Федеральным законом для обеспечения безопасности других людей, прокурор области вносит представление в Законодательное Собрание. Получение такого согласия, предусматривается в отношении действий депутата, связанных с осуществлением им своих полномочий.
    Представление прокурора области вносится также для получения согласия Законодательного Собрания на передачу дела в суд в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.
    7.Законодательное Собрание в порядке, установленном Регламентом Законодательного Собрания, рассматривает представление прокурора области и не позднее чем через четырнадцать дней со дня получения представления принимает по нему мотивированное решение.
    8.Депутат вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий.
    Освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей депутата, осуществляющего свои полномочия без отрыва от основной производственной или служебной деятельности производится по инициативе депутата на основании его письменного уведомления. Требование каких-либо иных документов не допускается.
    Уведомление депутата служит основанием для выплаты ему среднего заработка за весь период освобождения от работы для участия в заседаниях Законодательного Собрания, заседаниях комитетов и комиссий Законодательного Собрания, членом которых он является, выполнения поручений Законодательного Собрания и его органов, приемов избирателей, встреч с ними и выполнения других обязанностей депутата, определенных настоящим Законом.
    В соответствии с федеральным законодательством депутат Законодательного Собрания освобождается от призыва на военную службу и на военные сборы на весь срок его депутатских полномочий.
    Жизнь и здоровье депутата подлежат обязательному государственному страхованию за счет областного бюджета на величину 150-кратного минимального размера оплаты труда.
    Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:
    - гибели (смерти) депутата, если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения его здоровья;
    - причинения депутату увечья или иного повреждения здоровья как не повлекших стойкую утрату трудоспособности, так и повлекших стойкую утрату трудоспособности;
    - в случае причинения депутату увечья или иного повреждения здоровья, повлекшего стойкую утрату трудоспособности, ему ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячным вознаграждением депутата, работающего на постоянной основе в Законодательном Собрании на момент выплаты компенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию.
    Положения, содержащиеся в настоящей статье не применяются, если в предусмотренном законом порядке будет установлено, что причинение вреда депутату не связано с осуществлением им депутатских полномочий.
    Освобождение депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности в Законодательном Собрании на профессиональной постоянной основе производится через увольнение переводом на работу в Законодательное Собрание области.
    На основании личного заявления депутата и постановления Законодательного Собрания он должен быть принят на работу в Законодательное Собрание на профессиональной постоянной основе. Депутат осуществляет свою деятельность в соответствии с "Правилами внутреннего трудового распорядка Законодательного Собрания Ульяновской области", утверждаемыми Законодательным Собранием. Председатель Законодательного Собрания в соответствии с действующим законодательством о труде применяет поощрения за успехи в осуществлении депутатами их полномочий, налагает на них взыскания за нарушения трудовой дисциплины.
    При осуществлении депутатом Законодательного Собрания депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе за ним сохраняются все права члена трудового коллектива предприятия, организации, учреждения, в котором он работал до перехода на работу в Собрание.
    Срок полномочий депутата засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение трех месяцев после прекращения депутатских полномочий.
    Депутату по окончании срока его полномочий, осуществляемых на профессиональной постоянной основе, предоставляется прежняя работа (должность), независимо от форм собственности предприятия, учреждения, организации, а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или, с его согласия, на другом предприятии, в учреждении, организации.
    Депутат Законодательного Собрания, работающий на профессиональной постоянной основе, вправе, подав заявление в Законодательное Собрание, осуществлять свои полномочия без отрыва от основной деятельности. В этом случае депутату предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) на том же предприятии, учреждении, организации, независимо от их форм собственности или, с согласия депутата, на другом предприятии, учреждении, организации. Депутат вправе лично подбирать себе работу, соответствующую его профессии.
    Депутат, не имевший места работы, службы до избрания в Законодательное Собрание, по окончании депутатских полномочий сохраняет непрерывный трудовой стаж, приобретенный при осуществлении депутатских полномочий, при условии поступления на работу или службу в течение трех месяцев после прекращения депутатских полномочий.
    При замене депутатов, предусмотренной Регламентом Законодательного Собрания, депутаты, перешедшие на осуществление депутатских полномочий без отрыва от основной деятельности, сохраняют право на обеспечение материально - финансовых условий для осуществления ими депутатских полномочий до момента их трудоустройства, но не более, чем в течение трех месяцев.
    Депутат, осуществляющий в период своих полномочий депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, не может по инициативе администрации быть уволен с работы на предприятии, в учреждении или организации без согласия Законодательного Собрания области.
    Денежное вознаграждение депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе состоит из должностного оклада, надбавок и премий, предусмотренных действующим законодательством.
    Председателю Законодательного Собрания устанавливается должностной оклад, равный окладу Главы администрации области.
    Оклады должностных лиц Законодательного Собрания из числа депутатов (заместителей председателя Собрания, председателей комитетов и т.д.), а также депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается в соответствии с должностными окладами, по штатному расписанию, утвержденному Законодательным Собранием.
    Депутату ежемесячно возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью, в сумме, равной четырем минимальным размерам оплаты труда. Данные выплаты по возмещению расходов производятся из средств областного бюджета и не облагаются подоходным налогом.
    После окончания установленного срока полномочий депутатам, работавшим в Законодательном Собрании на профессиональной постоянной основе, выплачивается заработная плата до момента их трудоустройства по новому месту работы, но не более, чем в течение трех месяцев.
    Депутату возмещаются связанные с проживанием вне его постоянного места жительства, в связи с осуществлением им депутатской деятельности, расходы по проживанию в гостинице или найму жилого помещения.
    Депутату Законодательного Собрания, работающему на профессиональной постоянной основе и не имеющему постоянного места жительства в Ульяновске по его заявлению на период работы в Законодательном Собрании предоставляется служебная жилая площадь для проживания с членами семьи, либо возмещаются расходы по найму жилого помещения для проживания с членами семьи.
    Занимаемая депутатом и членами его семьи жилая площадь по постоянному месту жительства на этот период бронируется.
    Служебная жилая площадь, предоставляемая депутату, не подлежит приватизации.
    Депутат Законодательного Собрания области при поездках за пределы области пользуется правом внеочередного приобретения проездных документов. При предъявлении удостоверения депутата Законодательного Собрания агентства гражданской авиации или аэропорты, билетные кассы железнодорожных вокзалов и станций, речных вокзалов и пристаней (как суточной, так и предварительной продажи) на территории Ульяновской области обязаны вне очереди продать депутату билет на одно место в салоне самолета, спальном или купейном вагоне поезда, на суда всех категорий.
    Депутат по предъявлению депутатского удостоверения имеет право бесплатного пользования залами официальных делегаций аэропортов, железнодорожных вокзалов и станций, речных вокзалов на территории Ульяновской области.
    Отпуск депутату предоставляется администрацией предприятий, учреждений, организаций по месту его работы (службы) в срок, указанный в письменном заявлении депутата (в том числе с разделением отпуска на части). Депутату предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 36 рабочих дней в расчете на шестидневную рабочую неделю, за исключением тех случаев, когда законодательством предусмотрен более продолжительный отпуск.
    Оплата отпуска депутатам, работающим на профессиональной постоянной основе в Законодательном Собрании, производится бухгалтерией Собрания, а другим депутатам - по месту работы.
    Расходы, понесенные предприятиями, учреждениями и организациями на оплату отпуска депутата большей продолжительности, чем предусмотрено по основной работе, возмещаются за счет сметы расходов Законодательного Собрания на основе счетов.
    Депутат, по его просьбе и решению комитета, может быть направлен на учебу, с сохранением среднемесячного заработка по месту основной работы. Расходы на обучение депутата возмещаются за счет сметы расходов Законодательного Собрания.
    Расходы органов государственной власти и управления области, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, связанные с материальным обеспечением деятельности депутата оплачиваются за счет сметы расходов Законодательного Собрания на основании счетов с указанием вида услуг, фамилии и номера удостоверения депутата.
    Депутат Законодательного Собрания для содействия в осуществлении депутатских полномочий в избирательном округе может иметь не более трех помощников. Месячный фонд оплаты труда помощников депутата устанавливается на уровне одного должностного оклада специалиста второй категории аппарата Законодательного Собрания области. Депутат самостоятельно определяет число помощников, распределяет обязанности между ними и регулирует оплату их труда.
    Полномочия, права, обязанности и порядок работы помощников депутатов устанавливаются положением, принимаемым Законодательным Собранием.
    Для работы в избирательном округе и приема избирателей депутату и его помощникам на весь срок полномочий безвозмездно предоставляется помещение, оборудованное мебелью, телефоном на территории округа. Конкретное местонахождение данного помещения определяется соответствующей местной администрацией по согласованию с депутатом.
    Если избирательный округ охватывает большую территорию (несколько районов) помощникам может быть предоставлено несколько оборудованных помещений, находящихся на территории избирательного округа.
  9. Глава V.Ответственность депутата за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей

  10. Депутат не реже двух раз в год обязан информировать избирателей о своей деятельности.
    По требованию избирателей может быть проведен внеочередной отчет депутата.
    Внеочередной отчет депутата перед избирателями проводится по инициативе трудовых коллективов предприятий (учреждений, организаций), расположенных на территории избирательного округа, либо по инициативе избирателей данного округа.
    В случае, если инициатива исходит от трудового коллектива, соответствующее требование оформляется в виде решения собрания (конференции) данного коллектива.
    Если инициаторами являются граждане, то они должны собрать под требованием внеочередного отчета депутата не менее 150 подписей избирателей данного округа. Форма подписного листа и порядок сбора подписей устанавливается мандатной комиссией Законодательного Собрания.
    Требование о проведении внеочередного отчета депутата перед избирателями подается в мандатную комиссию, которая совместно с организационным отделом Собрания в месячный срок должна организовать собрание избирателей на территории округа с участием депутата.
    Соответствующие исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления выделяют помещение, извещают граждан о времени и месте проведения встречи, направляют по приглашению депутата для участия во встрече своих представителей, оказывают другую помощь.
  11. Глава VI.Ответственность за невыполнение требований настоящего закона

  12. Невыполнение должностными лицами государственных и общественных органов, предприятий, организаций, учреждений законных требований депутата либо создание препятствий в его работе, непредоставление или предоставление заведомо ложной информации, а также нарушение должностными лицами предприятий, организаций, учреждений установленных гарантий трудовых прав депутата, прав депутата из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
    Неправомерное воздействие на депутата, членов его семьи и других родственников, оказанное с целью повлиять на его участие в голосовании по каким-либо вопросам, а также в целью принуждения его к прекращению депутатской деятельности или изменению ее характера, если отсутствуют признаки уголовно наказуемого преступления, влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
    Оскорбление депутата, в том числе при исполнении депутатских обязанностей, а равно клевета в отношении депутата либо распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном виде влекут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
    Нарушение положений настоящего закона, регулирующих вопросы депутатской неприкосновенности, влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
  13. Глава VII.Заключительные положения

  14. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Действие части 2 статьи 1, статьи 27 и статьи 28 настоящего закона распространяется на депутатов Законодательного Собрания области не ранее 14 дней со дня избрания.