Ульяновская область
Закон от 27 февраля 1997 года № 002-ЗО

О карантине растений на территории Ульяновской области

Принят
Законодательным Собранием Ульяновской обл.
27 февраля 1997 года
    Настоящий Закон определяет правовые основы обеспечения карантина растений на территории Ульяновской области.
    Целью Закона является регулирование правоотношений всех субъектов права на территории Ульяновской области, возникающих в связи с карантином растений при осуществлении всех видов деятельности.
    В отношении настоящего Закона понятия и термины используются в следующих значениях:
    1.Карантин растений - правовой режим, предусматривающий систему государственных мер, направленных на защиту территории Ульяновской области от карантинных объектов (организмов).
    2.Карантинный объект (организм) - вредитель, возбудитель болезни растений, сорняк, отсутствующий или ограниченно распространенный на территории Российской Федерации, который может нанести значительный ущерб народному хозяйству страны в случае проникновения на ее территорию и распространения по ней.
    Перечень карантинных объектов (организмов) определяется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
    3.Подкарантинные материалы и объекты - любые материалы и объекты, которые могут способствовать проникновению или с помощью которых могут распространяться карантинные объекты (организмы).
    4.Подкарантинная зона - территория, на которой установлен особый карантинный режим в связи с выявлением карантинного объекта.
    5.Карантинный досмотр - проведение внешнего осмотра транспорта, продукции, отбор образцов от подкарантинных материалов, просмотр их на месте для выявления вредителей, болезней растений и сорняков.
    6.Карантинная экспертиза - лабораторный анализ отобранных от партий подкарантинных материалов образцов на выявление и определение видов вредителей, болезней растений и сорняков.
    7.Карантинный сертификат - документ, выдаваемый органами государственной службы по карантину растений, удостоверяющий карантинное состояние продукции растительного происхождения и определяющий маршрут, условия перевозки и использование этой продукции, тары и упаковки материала.
    8.Импортное карантинное разрешение - документ, разрешающий ввоз в страну, а также транзит через ее территорию подкарантинных материалов на условиях, определяемых государственной службой по карантину растений.
    9.Фитосанитарный сертификат - форма карантинного сертификата, предусмотренная международной конвенцией Организации Объединенных Наций по продовольствию и сельскому хозяйству (ФАО), по которой осуществляются межгосударственные перевозки подкарантинных материалов.
    Законодательными основами обеспечения карантина растений являются международные договоры и соглашения, федеральные законы, настоящий Закон, иные нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации и Ульяновской области.
    1.Пограничная государственная инспекция по карантину растений на территории Ульяновской области является образующим звеном единой централизованной Государственной службы по карантину растений в Российской Федерации.
    2.Пограничная государственная инспекция по карантину растений по Ульяновской области осуществляет Государственный контроль по карантину растений на пограничном переходе международного аэродромного комплекса "Ульяновск-Восточный" и на всей территории Ульяновской области.
    3.В состав пограничной государственной инспекции по карантину растений по Ульяновской области входят:
    3.1.Пограничный пункт международного аэродромного комплекса "Ульяновск-Восточный".
    3.2.Межрайонные пункты по карантину растений.
    4.Пограничная государственная инспекция по карантину растений по Ульяновской области в пределах своих полномочий взаимодействует с органами государственной власти области, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями всех форм собственности и частными лицами.
    5.Основными задачами пограничной государственной инспекции по карантину растений по Ульяновской области являются:
    5.1.Проведение карантинных досмотров и лабораторных экспертиз продукции растительного происхождения и других подкарантинных материалов, завозимых в Ульяновскую область из зарубежных стран и регионов России, объявленных под карантином.
    5.2.Организация обеззараживания растительной продукции, других подкарантинных материалов, складских емкостей, а также транспортных средств, зараженных карантинными объектами (организмами).
    5.3.Проведение карантинных досмотров, лабораторных экспертиз растительных грузов, других подкарантинных материалов, отгружаемых из Ульяновской области на экспорт, с оформлением международных фитосанитарных сертификатов, а в другие регионы России с оформлением карантинных сертификатов установленного образца.
    5.4.Проведение контрольных (выборочных) обследований сельскохозяйственных угодий, мест хранения и переработки продукции растительного происхождения с целью своевременного выявления карантинных вредителей, болезней растений и сорняков.
    5.5.Подготовка проектов постановлений, распоряжений Главы администрации области, органов местного самоуправления по вопросам наложения карантина на зараженные территории и по другим мероприятиям, регламентирующим деятельность в области карантина растений.
    5.6.Ознакомление населения Ульяновской области с мерами по предотвращению заражения земель и растениеводческой продукции карантинными вредителями, болезнями растений и сорняками и методами борьбы с ними.
    5.7.Осуществление Государственного контроля за исполнением внутрихозяйственных карантинных мероприятий юридическими лицами независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, а также частными предпринимателями и отдельными гражданами.
    5.8.Проведение надзора за фитосанитарным состоянием посевов, насаждений в научно-исследовательских учреждениях, сортоучастках, питомниках, цветочно-декоративных хозяйствах в целях выпуска семян, посадочного материала, свободных от карантинных вредителей, болезней растений и сорняков.
    5.9.Изучение видового состава отсутствующих и ограниченно распространенных в Российской Федерации вредителей, болезней растений и сорняков, включенных в список карантинных объектов для Российской Федерации.
    1.Мероприятия по усилению охраны территории Ульяновской области от заноса и распространения из зарубежных государств и субъектов Российской Федерации карантинных и других опасных вредителей, болезней растений и сорняков разрабатываются и проводятся заблаговременно.
    2.Объемы, виды и содержание мероприятий по карантину растений определяются федеральными законами, настоящим Законом, нормативными актами Российской Федерации и Ульяновской области.
    3.Виды подкарантинных материалов и объектов, подлежащих карантинному досмотру, лабораторной экспертизе, обследованию:
    3.1.Семена и посадочный материал сельскохозяйственных, лесных и декоративных культур, растений и их части (черенки, отводки, луковицы, корневища, клубни, корнеплоды, горшечные растения, срезы цветов и т. п.).
    3.2.Свежие овощи, плоды, ягоды.
    3.3.Продовольственное, фуражное и техническое зерно и продукты его переработки, копра, солод, шроты, жмых, волокно хлопчатника, льна и других прядильно-волокнистых культур, лекарственное растительное сырье, а также кожсырье и шерсть.
    3.4.Рис (обрушенный и необрушенный), орехи, арахис, мука, крупа, кофе в зернах, какао - бобы, сушеные плоды и овощи, табак - сырец и пряности, чай, сахар - сырец, специи.
    3.5.Культуры живых грибов, бактерий, вирусов, нематод, клещей, насекомых, являющихся возбудителями и переносчиками болезней растений и повреждающих растения, продукцию растительного происхождения.
    3.6.Коллекции насекомых, возбудителей болезней растений, гербарии и коллекции семян.
    3.7.Растительные вложения в почтовых отправлениях, ручной клади и багаже пассажиров.
    3.8.Тара, древесина, отдельные промышленные товары, упаковочные материалы и изделия из растительных материалов, монолиты и образцы почв.
    3.9.Фураж, сено, комбикорм, а также подстилка при ввозе животных из подкарантинных зон.
    4.Карантинные мероприятия распространяются на:
    4.1.Транспортные средства, прибывшие из других государств или из подкарантинных зон.
    4.2.Помещения, где складируются подкарантинные материалы.
    4.3.Сельскохозяйственные и лесные угодья (посевы сельскохозяйственных и других культур, насаждения т. п.), в том числе прилегающие к пунктам ввоза, местам складирования, переработки и реализации подкарантинных материалов.
    1.Пограничная государственная инспекция по карантину растений по Ульяновской области обладает полномочиями, предусмотренными федеральными законами, настоящим Законом и другими нормативными актами.
    2.Пограничная государственная инспекция по карантину растений по Ульяновской области имеет право:
    2.1.Беспрепятственно входить на территории аэропортов, железнодорожных станций, речных портов и пристаней, элеваторов, складов, на грузовые суда, в товарные вагоны, в гражданские самолеты, на поля сельскохозяйственных кооперативов, опытных и научно-исследовательских организаций, фермерских хозяйств, в питомники, сады, приусадебные участки, а также на предприятия, занимающиеся заготовкой, хранением, переработкой и реализацией продукции растительного происхождения, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.
    2.2.Получать от администраций таможен, аэропортов, железнодорожных станций, речного порта и пристаней, других предприятий и организаций сведения о прибываемой, хранящейся и отправляемой продукции растительного происхождения, требовать соответствующие документы, относящиеся к этой продукции, запрещать выгрузку зараженных карантинными вредителями грузов.
    2.3.Отбирать образцы семян, растений и иной продукции для карантинного досмотра и последующих лабораторных экспертиз.
    2.4.Требовать от вышеуказанных организаций создания условий для проведения фитосанитарного контроля и лабораторной экспертизы, а также предоставления в случае необходимости транспортных средств, складских и других необходимых для работы помещений и вспомогательных материалов для проведения работ по проверке и обеззараживанию на их территории продукции растительного происхождения.
    2.5.Задерживать подкарантинные грузы, ввезенные с нарушением установленных правил, а также зараженные карантинными организмами.
    2.6.Давать предписания об осуществлении необходимых мероприятий, включая возврат или уничтожение подкарантинных материалов.
    1.Основными обязанностями пограничной государственной инспекции по карантину растений по Ульяновской области являются:
    1.1.Осуществление охраны территории России и Ульяновской области от проникновения и распространения карантинных и других опасных вредителей, болезней растений и семян сорняков.
    1.2.Обследование земельных, лесных угодий, посевов и насаждений сельскохозяйственных, декоративных, лекарственных и других культур, складов, территорий предприятий всех форм собственности, связанных с переработкой, хранением и реализацией подкарантинной продукции.
    1.3.Наложение карантина в установленном порядке при выявлении зараженности (засоренности).
    1.4.Оповещение руководителей администраций области и муниципальных образований, руководителей предприятий и организаций, а также населения области о наложении карантина.
    1.5.Разработка мероприятий по локализации (ликвидации) карантинных организмов и контроль за исполнением.
    1.6.Выдача импортных карантинных разрешений на ввоз в Ульяновскую область из зарубежных стран подкарантинного материала.
    1.7.Оформление фитосанитарных сертификатов на вывоз подкарантинных материалов из Ульяновской области в зарубежные страны и карантинных сертификатов на вывоз в другие регионы Российской Федерации.
    1.8.Осуществление мероприятий по карантину растений в соответствии с Законом Российской Федерации от 01.04.93 N 4730 "О государственной границе Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.92 N 268 "О государственной службе по карантину растений в Российской Федерации", настоящим Законом, приказами и инструкциями Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
    1.Граждане и юридические лица, находящиеся на территории Ульяновской области в области карантина растений, имеют право:
    1.1.На защиту здоровья, имущества от карантинных и других опасных вредителей, болезней растений и сорняков.
    1.2.На информацию о риске и мерах необходимой безопасности, связанных с карантином растений.
    1.3.Участвовать в установленном порядке в мероприятиях по карантину растений с использованием своих средств и имущества.
    1.4.На ввоз/вывоз подкарантинных материалов, хранение, переработку и реализацию их при условии выполнения карантинных мероприятий, установленных настоящим Законом.
    1.Организация своевременного и полного проведения карантинных мероприятий в хозяйствах и на предприятиях всех форм собственности возлагается на руководителей, а в индивидуальных хозяйствах на их владельцев; на территориях населенных пунктов, городов и районов области - на органы местного самоуправления.
    2.Администрации речного порта, пристаней, железнодорожных и автодорожных станций, аэропортов, а также грузополучатели и грузоотправители обязаны:
    2.1.Немедленно извещать пограничную государственную инспекцию по карантину растений о прибытии из-за рубежа и других регионов Российской Федерации подкарантинных материалов, транспорта, багажа.
    2.2.Предъявлять государственным инспекторам по карантину растений документы на прибывающие подкарантинные грузы.
    2.3.Создавать необходимые условия для своевременного проведения фитосанитарного досмотра подкарантинных материалов.
    2.4.Выделять соответствующие помещения для хранения подкарантинных грузов, не отвечающих карантинным требованиям.
    2.5.Обеспечивать очистку транспорта, мест разгрузки и временного хранения после их освобождения от подкарантинных материалов.
    2.6.Обеспечивать в соответствии с предписанием местной госинспекции по карантину растений уничтожение зараженных подкарантинных материалов.
    2.7.Выделять рабочих, транспортные средства, складские и другие помещения для проведения обеззараживания подкарантинных материалов, зараженных карантинными и вредными организмами.
    2.8.Назначать в установленном порядке своих уполномоченных по карантину растений на предприятии для обеспечения организации карантинных мероприятий и внутриведомственного контроля за их выполнением.
    3.Руководители хозяйств, предприятий, организаций, учреждений, коммерческих структур, землевладельцы обязаны обеспечить систематическое обследование посевов и насаждений, а также проверку запасов сельскохозяйственной продукции в целях выявления карантинных объектов.
    4.Руководители хозяйств, арендаторы, а также владельцы земельных участков обязаны принимать неотложные меры по ликвидации выявленных очагов заражения карантинными организмами в соответствии с действующими инструкциями и рекомендациями.
    5.Правоохранительные органы, Госавтоинспекция оказывают в пределах своих полномочий содействие сотрудникам карантинной службы области при проведении карантинных мероприятий.
    6.Средства массовой информации предоставляют эфирное время, публикуют статьи, информационные сообщения о карантинном состоянии области, проводимых карантинных мероприятиях на ее территории.
    7.На территории области силами и за счет средств хозяйств (организаций, предприятий), частных землевладельцев проводятся специальные обследования на выявление карантинных объектов.
    8.Ежегодному двукратному обследованию подлежат:
    8.1.Все посевы сельскохозяйственных культур и насаждений, произведенные импортными семенами или посадочным материалом, а также семенами, завезенными из регионов России, объявленных под карантином.
    8.2.Все земли семеноводческих хозяйств, питомников, научно - исследовательских учреждений, госсортоучастков.
    8.3.Территории элеваторов, хлебоприемных пунктов, хлебных баз, перерабатывающих предприятий, территорий железнодорожных станций, складских помещений, куда завозят подкарантинные грузоматериалы.
    9.Ежегодному однократному обследованию подлежат все посевы сельскохозяйственных культур, многолетних, декоративных насаждений, другие сельскохозяйственные угодья, полосы отчуждения шоссейных и железных дорог.
    Кроме специальных обследований карантинные объекты выявляют при апробации сельскохозяйственных культур.
    1.Управления сельского хозяйства и продовольствия районов, научно-исследовательские организации и учреждения, питомники и госсортоучастки области, заготовительные и перерабатывающие предприятия, коммерческие структуры представляют в пограничную государственную инспекцию по карантину растений по Ульяновской области оперативную информацию и отчетность:
    1.1.По всем видам обследований посевов сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений на выявление в них очагов карантинных организмов.
    1.2.По количеству поступивших и использованных импортных видов семян сельскохозяйственных культур с указанием их сортов, стран происхождения, площади посевов и фитосанитарного состояния посевов по результатам обследований.
    1.3.По количеству поступивших и использованных других импортных и отечественных подкарантинных материалов, их остатки на базе хранения.
    Периодичность, сроки и форма информации и отчетов устанавливаются пограничной государственной инспекцией по карантину растений по Ульяновской области.
    2.Пограничная государственная инспекция по карантину растений по Ульяновской области представляет в администрацию области и Управление сельского хозяйства и продовольствия области не позднее 10 января ежегодно информацию о карантинном состоянии области за прошедший год.
    1.Пограничная государственная инспекция по карантину растений по Ульяновской области финансируется:
    1.1.За счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
    1.2.Специальных средств, образуемых из поступлений за работы по обеззараживанию продукции растительного происхождения, других подкарантинных материалов, транспортных средств, складских помещений; за проводимые карантинные досмотры, анализы, экспертизы, а также другие работы по осуществлению карантинных мероприятий.
    1.Юридические и физические лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут административную, гражданскую, уголовную и иную ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации.
    Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных от обязанности возместить ущерб, связанный: с проведением обследований, вызванных завозом зараженной продукции, обеззараживанием подкарантинных материалов и транспортных средств, работами по локализации и ликвидации выявленных очагов заражения земель карантинными вредителями, болезнями растений и сорняками, другими убытками, возникшими в результате нарушения или неисполнения карантинных мероприятий.
    2.Споры, связанные с применением настоящего Закона, разрешаются судом, арбитражным или третейским судами в соответствии с их компетенцией.
    Настоящий Закон Ульяновской области вступает в силу со дня его официального опубликования.
    Глава администрации
    Ульяновской области
    Ю.Ф.ГОРЯЧЕВ
    Ульяновск
    27 февраля 1997 года
    N 002-ЗО