Ульяновская область
Закон от 14 ноября 2002 года № 055-ЗО

Об основах молодежной политики в Ульяновской области

Принят
Законодательным Собранием Ульяновской обл.
01 октября 2002 года
    В редакции
  • от 08.11.2007 № 186-ЗО.
  1. Глава I.Общие положения

  2. Настоящий Закон определяет общие принципы создания организационных и социально-экономических механизмов осуществления молодежной политики в Ульяновской области и регулирует общественные отношения, возникающие в связи с разработкой и осуществлением органами государственной власти Ульяновской области мер по реализации молодежной политики и поддержке молодежи.
    В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
    молодежная политика в области (далее именуется - молодежная политика) - совокупность принципов, которыми руководствуются в своей деятельности органы государственной власти Ульяновской области, общественные объединения, юридические и физические лица в отношении молодежи, а также сама деятельность органов государственной власти Ульяновской области, общественных объединений, юридических и физических лиц в отношении молодежи;
    молодежь (молодые граждане) - граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет; иностранные граждане, лица без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет;
    молодая семья - семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполная семья, состоящая из одного родителя, не достигшего 30-летнего возраста, и одного и более детей;
    молодежные общественные объединения - объединения граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, социальное становление и развитие членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод;
    детские общественные объединения - объединения, в которые входят граждане в возрасте от 8 до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов, развитие творческих способностей и социальное становление членов объединения, а также в целях защиты прав и свобод;
    социальные службы для молодежи (специализированные организации) - организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, по содействию социальной, психологической адаптации и социальной реабилитации молодежи;
    единая молодежная информационно-образовательная инфраструктура - центры информации для молодежи, информационно-консультационные пункты для подростков и молодежи, молодежные средства массовой информации, в том числе электронные, учреждения и организации, созданные в целях обеспечения их функционирования.
    Целями молодежной политики являются:
    - создание социально-экономических условий для выбора молодежью своего жизненного пути, осуществление выдвигаемых ею программ (проектов) в сфере молодежной политики для социального становления и самореализации молодежи и молодежных объединений в обществе;
    - содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи, защита ее прав и законных интересов;
    - реализация инновационного потенциала молодежи, молодежных общественных объединений в интересах общественного развития и самой молодежи.
    1.Молодежная политика основывается на следующих принципах:
    - взаимодействие органов государственной власти области, организаций, в том числе общественных объединений, граждан в сфере молодежной политики;
    - участие молодежи, молодежных общественных объединений в формировании и реализации молодежной политики, программ и иных мероприятий органов государственной власти области по вопросам, затрагивающим права и законные интересы молодежи;
    - проведение мероприятий по поддержке реализации общественно полезных инициатив молодежи и молодежных объединений;
    - содействие юридическим и физическим лицам в осуществлении негосударственной поддержки молодежи, молодежных общественных объединений.
    2.Приоритетными направлениями молодежной политики в соответствии с федеральным законодательством и законами Ульяновской области являются:
    - соблюдение и защита прав и свобод молодежи, гарантированных Конституцией Российской Федерации;
    - обеспечение охраны здоровья молодежи, формирование ее здорового образа жизни;
    - духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание молодежи;
    - содействие в получении молодежью образования;
    - обеспечение профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, трудоустройства молодежи, развития ее экономической активности;
    - предоставление социальных услуг молодежи, оказание содействия в решении жилищно-бытовых проблем молодежи;
    - поддержка общественно значимых молодежных инициатив;
    - формирование единой молодежной информационно-образовательной инфраструктуры Ульяновской области.
  3. Глава II.Организационные основы молодежной политики

  4. Законодательное Собрание Ульяновской области осуществляет законодательное регулирование в сфере молодежной политики в пределах полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
    К компетенции Правительства Ульяновской области в сфере молодежной политики относятся:
    - формирование органа исполнительной власти Ульяновской области, осуществляющего полномочия в сфере молодежной политики;
    - утверждение Положения об органе исполнительной власти Ульяновской области, осуществляющем полномочия в сфере молодежной политики;
    - разработка и осуществление текущих и перспективных планов и программ в сфере молодежной политики;
    - осуществление иных полномочий в сфере молодежной политики, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Ульяновской области.
    К компетенции органа исполнительной власти Ульяновской области, осуществляющего полномочия в сфере молодежной политики, относятся:
    - обеспечение сотрудничества общественных объединений с государственными по реализации молодежной политики;
    - обеспечение информационной и научно-методической поддержки молодежной политики;
    - поддержка ученических предприятий и содействие развитию молодежных, в том числе студенческих, предприятий;
    - ведение учета молодежных и детских общественных объединений;
    - участие в формировании единой молодежной информационно-образовательной инфраструктуры Ульяновской области;
    - содействие организации международных и региональных связей Ульяновской области в сфере молодежной политики;
    - осуществление иных полномочий в сфере молодежной политики, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Ульяновской области.
    1.Молодежные общественные объединения участвуют в реализации молодежной политики в соответствии с принципами:
    - приоритета общих гуманистических и патриотических ценностей;
    - равенства прав на государственную поддержку.
    2.Молодежные общественные объединения вправе участвовать в конкурсах проектов и программ на соискание поддержки в сфере молодежной политики.
    3.Органы государственной власти области могут создавать специальные общественные формирования (молодежные парламенты, советы по делам молодежи, экспертные советы и т.п.), способствующие привлечению молодежных и детских объединений к реализации молодежной политики.
    4.Общественные объединения участвуют в реализации молодежной политики в формах, не противоречащих их уставным документам и действующему законодательству.
    1.Коммерческие и некоммерческие организации вправе участвовать в осуществлении мероприятий, предусмотренных областными и целевыми программами в сфере молодежной политики.
    2.Коммерческие и некоммерческие организации вправе получать информацию о реализации мероприятий областных целевых программ по государственной поддержке молодежи.
    1.К социальным службам для молодежи относятся:
    - дома и дворцы молодежи, подростковые и молодежные клубы, физкультурно-спортивные объединения, молодежные центры;
    - центры информации для молодежи, организации по содействию занятости молодежи (молодежные биржи труда, центры занятости молодежи, молодежные информационно-аналитические центры);
    - учреждения социального обслуживания семьи и детей (центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты, службы психолого-педагогической помощи, центры и клубы для детей-инвалидов, кризисные центры);
    - детские и молодежные оздоровительные центры и лагеря;
    - другие организации, которые реализуют некоммерческие общественно значимые программы (проекты) работы с молодежью.
    2.В целях координации деятельности специализированных организаций органы государственной власти области, реализующие молодежную политику, способствуют созданию молодежных центров, оказывающих молодежи социальные услуги и осуществляющих мероприятия по охране ее здоровья, образованию, воспитанию, социальному становлению, духовному, культурному и физическому развитию.
    1.Молодежь участвует в формировании и реализации молодежной политики через молодежные и детские общественные объединения посредством внесения предложений в адрес органов исполнительной власти, осуществляющих меры в сфере молодежной политики.
    Орган государственной власти Ульяновской области, которому направлено предложение, оказывает информационную и консультативную помощь инициаторам предложения.
    2.Молодежь, молодежные, детские общественные объединения участвуют в реализации внесенных ими инициатив при отсутствии препятствующих обстоятельств.
    Препятствующими обстоятельствами признаются:
    - наличие правовых ограничений для осуществления соответствующей деятельности по возрасту, профессиональной квалификации, другим требованиям, определяемым нормативными правовыми актами (отсутствие лицензии, несоблюдение авторских, патентных прав, других требований);
    - наличие медицинских противопоказаний;
    - отсутствие необходимых кадровых ресурсов и опыта соответствующей деятельности для молодежных и детских общественных объединений;
    - наличие других ограничений, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Ульяновской области.
  5. Глава III.Приоритетные направления молодежной политики

  6. 1.Дополнительными мерами по охране здоровья молодежи, осуществляемыми органами государственной власти области, органами местного самоуправления, являются:
    - оказание поддержки в организации оздоровления молодежи в летний период;
    - пропаганда среди молодежи ценностей и навыков здорового образа жизни;
    - реализация экологических программ.
    2.Уполномоченные органы государственной власти области, работодатели могут заключать долгосрочные договоры об оказании услуг по пропаганде среди молодежи здорового образа жизни, по охране здоровья молодежи с предоставляющими такие услуги организациями на территории Ульяновской области, а также за ее пределами, прежде всего в районах с благоприятными климатическими условиями, в том числе со специализированными лечебно-профилактическими учреждениями.
    3.Основными задачами, осуществляемыми органами государственной власти области в сфере развития спорта среди молодежи, ее физической подготовки, являются:
    - массовое привлечение молодежи к спорту и оздоровительной физической подготовке;
    - развитие и обеспечение доступности для молодежи неолимпийских видов спорта, в том числе технических, а также способствующих подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
    1.Органы исполнительной власти Ульяновской области, государственные организации реализуют планы и программы деятельности в сфере духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания молодежи.
    2.Общественные объединения, за исключением политических и религиозных организаций (объединений), граждане привлекаются к реализации программ в сфере духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания на основе соглашения с соответствующим органом исполнительной власти или организацией - исполнителем соответствующих мероприятий, входящих в целевые программы по поддержке молодежи.
    3.Молодежным и детским общественным объединениям и организациям, ставящим своей целью изучение и сохранение истории и культурного наследия коренных народов и иных национальных общностей, проживающих на территории Ульяновской области, оказывается государственная поддержка.
    1.Молодежь реализует свои права и законные интересы по гарантированному общедоступному бесплатному начальному, основному и среднему (полному) общему образованию, начальному профессиональному образованию.
    2.Необходимые меры в сфере образования молодежи предусматриваются целевыми программами по вопросам социально-экономического развития, поддержки образования, обеспечения занятости населения, государственной поддержки молодежи и другими целевыми программами в сфере молодежной политики.
    3.В целях поощрения талантливой молодежи органы исполнительной власти Ульяновской области устанавливают государственные и именные стипендии, премии и другие формы финансовой поддержки исходя из имеющихся на эти цели средств.
    4.В образовательных учреждениях поощряется деятельность молодежных и детских общественных объединений, профессиональных союзов студентов (учащихся).
    Поддержка профессиональных союзов студентов (учащихся) осуществляется органами государственной власти области в сфере общего и профессионального образования, занятости населения, реализации молодежной политики и другими органами исполнительной власти в соответствии с ведомственной принадлежностью образовательного учреждения по итогам конкурсов проектов и программ, представляемых указанными профессиональными союзами. Условия конкурса определяются проводящим его органом исполнительной власти Ульяновской области или местного самоуправления.
    1.Органы государственной власти области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, формируют и реализуют целевые программы по поддержке молодых семей.
    Формирование целевых программ осуществляется в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Ульяновской области на основе ежегодного анализа социально-экономического положения, потребностей молодых семей, в отношении которых устанавливаются приоритетные меры государственной поддержки. Поддержка молодых семей заключается в создании условий для трудоустройства, получении соответствующих образовательных, медицинских, социальных, психолого-педагогических, юридических, информационных и других услуг и помощи, в том числе в обеспечении охраны здоровья, образовании, воспитании и развитии детей, в их социальной защите.
    2.Молодые семьи пользуются поддержкой органов государственной власти области в улучшении жилищных условий на территории Ульяновской области. Организация, формы и способы поддержки регламентируются дополнительными нормативными правовыми актами органов государственной власти области.
    1.Органы государственной власти в пределах своей компетенции, имеющихся финансовых средств и возможностей оказывают содействие организациям (независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности) в их деятельности по обеспечению профессиональной ориентации и профессиональной подготовки молодежи, достигшей возраста 14 лет, трудоустройству молодежи, а также созданию и квотированию рабочих мест.
    2.Органы государственной власти области, реализующие молодежную политику в Ульяновской области, дополнительно к мерам, осуществляемым органами занятости населения, образования, здравоохранения, могут создавать специализированные организации занятости, профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, по содействию в трудоустройстве молодежи.
    3.Органы государственной власти области поддерживают предпринимательскую деятельность молодежи путем разработки и реализации соответствующих программ на конкурсной основе. Об объеме и характере мер поддержки, видах деятельности, которым оказывается поддержка, условиях участия в конкурсе указанные органы информируют молодежь через средства массовой информации, а также проводят необходимые консультации по вопросам участия в конкурсах.
    1.Система социально-экономической поддержки молодежи, проживающей на территории Ульяновской области, предполагает:
    - информирование молодежи о ее правах и обязанностях, об имеющихся возможностях для реализации интересов и потребностей в различных сферах жизнедеятельности;
    - консультирование молодежи, оказание ей социальной, психологической, педагогической, медицинской, юридической и иных видов помощи;
    - социальную помощь молодым семьям и их социальное обслуживание;
    - социальную помощь молодежи, находящейся в государственных, учебно-воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социального обслуживания и иных учреждениях, в которых осуществляется надзор за ней, или окончившей пребывание в них;
    - оказание социальной помощи молодежи, вернувшейся из мест лишения свободы или находящейся в них;
    - оказание социальной и психологической помощи молодежи, оказавшейся в трудных жизненных ситуациях, в том числе молодежи с психологическими проблемами и ограниченными физическими возможностями.
    2.Социальные услуги для молодежи могут предоставляться социальными службами для молодежи либо иными учреждениями независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе молодежи.
    3.Органы государственной власти области принимают меры по содействию в решении жилищно - бытовых проблем молодежи. В этих целях используются возможности областных программ строительства жилья, ипотечное кредитование и иные меры государственной поддержки решения жилищно - бытовых проблем молодежи.
    1.Органы государственной власти области поддерживают общественно значимые инициативы молодежи и ее общественные объединения. Поддержка посредством финансирования общественно значимой деятельности, инициатив (проектов, программ) из областного бюджета осуществляется на конкурсной основе при условии, что выдвигающая предложение молодежь, ее общественные объединения участвуют в его реализации.
    2.Приоритетные меры по стимулированию общественно значимой молодежной инициативы устанавливаются в отношении проектов и программ молодежных общественных объединений.
    Молодежные общественные объединения участвуют в конкурсах проектов и программ в сфере молодежной политики в соответствии с положением, утверждаемым уполномоченным органом исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики. Конкурсный проект, программа молодежного или детского общественного объединения должны содержать характеристику финансовых, материальных, кадровых возможностей данного объединения по реализации проекта, программы.
  7. Глава IV.Обеспечение реализации мероприятий молодежной политики

  8. Основными формами обеспечения реализации мероприятий молодежной политики являются:
    1.Информационно-аналитическое обеспечение молодежной политики.
    1.1.Органы государственной власти области создают благоприятные условия для обеспечения доступа молодежи к информации, а также оказывают поддержку молодежным электронным и печатным средствам массовой информации.
    Координация деятельности участников целевых программ, реализуемых в соответствии с прогнозами, планами социально-экономического развития Ульяновской области и направленных на организацию информационного обслуживания молодежи, возлагается на учреждения, обеспечивающие функционирование единой молодежной информационно-образовательной системы Ульяновской области.
    1.2.Исследования проблем молодежи предусматриваются целевыми программами по поддержке молодежи и другими программами и планами в соответствии с прогнозом и планами социально-экономического развития Ульяновской области.
    1.3.Органы государственной власти области информируют молодежь и молодежные общественные объединения о планируемых и реализуемых мероприятиях в сфере молодежной политики через средства массовой информации области.
    2.Мониторинг социально-экономического положения молодежи Ульяновской области.
    2.1.Целью мониторинга является системный анализ основных показателей социального обеспечения молодежи в интересах предупреждения негативных тенденций, прогнозирование социальных последствий принимаемых решений и выработка предложений по совершенствованию законодательства Ульяновской области в данной сфере.
    2.2.На основании результатов мониторинга социально-экономического положения молодежи орган исполнительной власти Ульяновской области, реализующий молодежную политику, готовит ежегодный отчет о положении молодежи в Ульяновской области и публикует его в официальном печатном органе.
    3.Защита прав и законных интересов молодежи при формировании социальной инфраструктуры для молодежи.
    Органы государственной власти области, формируют и обеспечивают функционирование социальной инфраструктуры для молодежи, в том числе специализированных организаций и учреждений, ведущих работу с молодежью.
    4.Областные целевые программы в сфере молодежной политики.
    4.1.Приоритетной формой реализации молодежной политики является исполнение областных целевых программ. Разработка, принятие и реализация областных целевых программ осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    4.2.Органы государственной власти области могут совместно с молодежными и детскими общественными объединениями разрабатывать совместные программы мероприятий по реализации молодежной политики.
    4.3.Утратил силу
    Финансирование областных целевых программ, иных мероприятий по реализации молодежной политики осуществляется за счет средств областного бюджета, внебюджетных средств и иных источников, привлекаемых для указанных целей в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ульяновской области. Финансирование мероприятий молодежной политики предусматривается законом Ульяновской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
    Глава администрации
    Ульяновской области
    В.А.ШАМАНОВ
    Ульяновск
    14 ноября 2002 года
    N 055-ЗО