Ульяновская область
Закон от 04 ноября 2003 года № 057-ЗО

Об утверждении областной целевой программы «Старшее поколение» на 2004 год

Принят
Законодательным Собранием Ульяновской обл.
03 октября 2003 года
    В редакциях
  • от 31.05.2004 № 027-ЗО,
  • от 28.06.2004 № 032-ЗО.
    Утвердить областную целевую программу "Старшее поколение" на 2004 год (прилагается).
    Глава администрации
    Ульяновской области
    В.А.ШАМАНОВ
    Ульяновск
    4 ноября 2003 года
    N 057-ЗО
    ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
    "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2004 ГОД
    Паспорт
    областной целевой программы "Старшее поколение"
    на 2004 год
  1. Наименование           - областная  целевая   программа   "Старшее
    программы                поколение" на 2004 год
    Основание для          - постановление  Правительства   Российской
    разработки программы     Федерации   от   29.01.2002   N   70   "О
                             федеральной  целевой  программе  "Старшее
                             поколение" на 2002 - 2004 годы"
    Государственный        - администрация области
    заказчик программы
    Разработчик программы  - Комитет   социальной   защиты   населения
                             администрации области
    Цель программы         - создание условий для  повышения  качества
                             жизни граждан пожилого возраста на основе
                             развития  сети   учреждений   социального
                             обслуживания   и   совершенствования   их
                             деятельности,   обеспечения   доступности
                             медицинской   помощи,    образовательных,
                             культурно-досуговых   и    иных    услуг,
                             содействия  активному   участию   граждан
                             пожилого возраста в жизни общества
    Срок реализации        - 2004 год
    программы
    Основные мероприятия   - обеспечение     повышения      социальной
    программы                защищенности,    улучшения    социального
                             положения  граждан   пожилого   возраста,
                             повышения   уровня   их    адаптации    в
                             современных условиях и активного  участия
                             в жизни  общества;  создание  оптимальной
                             сети учреждений социального обслуживания,
                             обеспечивающих предоставление  социальных
                             услуг гражданам пожилого возраста
    Исполнители            - Комитет   социальной   защиты   населения
    мероприятий программы    администрации    области;     Департамент
                             здравоохранения и фармации  администрации
                             области;   Ульяновский    государственный
                             университет  (по  согласованию);   органы
                             местного        самоуправления        (по
                             согласованию); комитеты социальной защиты
                             населения городов и районов  области  (по
                             согласованию)
    Объем и источники      - средства федерального бюджета - 12,4 млн.
    финансирования           рублей;
    программы              - средства областного бюджета  -  9,1  млн.
                             рублей;
                           - средства      бюджетов      муниципальных
                             образований - 5,5 млн. рублей;
                           - внебюджетные источники - 5,5 млн. рублей
    Ожидаемые конечные     - усиление защиты прав и законных интересов
    результаты реализации    граждан пожилого возраста;
    программы              - улучшение социального  положения  граждан
                             пожилого  возраста  за  счет  приближения
                             состава и объема предоставляемых им услуг
                             к потребностям общества;
                           - создание  учреждений  нового   типа   для
                             предоставления     гражданам     пожилого
                             возраста    жизненно     важных     услуг
                             (геронтологические      центры,      дома
                             временного  пребывания  граждан  пожилого
                             возраста);
                           - повышение  уровня  социальной   адаптации
                             граждан пожилого возраста и упрочение  их
                             социальных связей
    Система контроля за    - контроль   за    реализацией    программы
    исполнением программы    осуществляется в  порядке,  установленном
                             Комитетом  социальной  защиты   населения
                             администрации области
  2. Введение
    Одной из особенностей современной демографической ситуации на территории области является высокая численность граждан пожилого возраста (380 тыс. человек). В перспективе (после 2007 года) прогнозируется динамичное увеличение доли граждан пожилого возраста в составе населения.
    В силу возрастных особенностей гражданам пожилого возраста трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны государства.
    Процесс старения населения обусловливает необходимость принятия мер, направленных как на усиление социальной защищенности граждан пожилого возраста, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.
    Повышение уровня и качества жизни граждан пожилого возраста, усиление их правовой защиты, предоставление социальных услуг и адресной помощи остается одной из целей социальной политики в области.
    Программа разработана Комитетом социальной защиты населения администрации области с учетом предложений районных (городских) комитетов социальной защиты населения.
    1.Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
    При разработке комплексных мероприятий, направленных на социальную защиту и улучшение положения граждан пожилого возраста, следует иметь в виду, что средний возраст населения области устойчиво увеличивается, причем население городов и сельской местности стареет неравномерно.
    В 2003 году среди сельского населения граждане пожилого возраста составляют 31,1 процента, среди жителей городов - 23,6 процента.
    Высокая доля граждан пожилого возраста в структуре населения в долгосрочной перспективе сохранится в связи с низкой рождаемостью и ростом ожидаемой продолжительности жизни.
    Масштабный характер приобрели негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья граждан пожилого возраста. За последние годы отмечается ухудшение показателей физического здоровья граждан пожилого возраста, проявляющееся в увеличении заболеваемости, инвалидности и смертности.
    Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости граждан пожилого возраста от экономически и социально активного населения.
    Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части граждан пожилого возраста.
    Большинство граждан пожилого возраста в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены.
    Ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста снижается.
    Граждане пожилого возраста нередко теряют ориентацию в современном социально-культурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для людей, их окружающих. В сфере охраны здоровья, социального, культурно-досугового, торгово-бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительной работы и туризма недостаток внимания к нуждам граждан пожилого возраста приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.
    В связи с этим актуальным остается развитие сети учреждений по оказанию социальных услуг. В стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста требуется создание более комфортных условий проживания, организация качественной медико-социальной помощи и реабилитации, предоставление услуг социально-культурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей.
    Положение граждан пожилого возраста нуждается в коренном улучшении на основе комплексного подхода к решению связанных с этим задач.
    2.Основные принципы программы
    Осуществление программы базируется на принципах гуманности и уважения к личности, добровольности, адресности и оперативности предоставления услуг, профилактической направленности и конфиденциальности.
    3.Цель и задачи программы
    Целью программы является создание условий для повышения качества жизни граждан пожилого возраста на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг, внедрения новых форм социального обслуживания, содействия активному участию граждан пожилого возраста в жизни общества.
    Указанная цель соответствует глобальной стратегии мирового сообщества - обеспечить достойное существование граждан пожилого возраста путем улучшения условий и качества жизни, усилить их защиту и облегчить доступ ко всем основным социальным услугам при одновременном повышении эффективности социальных расходов.
    В рамках программы предусматривается решение следующих задач:
    - расширение сети и совершенствование деятельности учреждений и служб, предоставляющих гражданам пожилого возраста комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг (геронтологические центры, дома временного пребывания граждан пожилого возраста и другие);
    - разработка новых форм социального обслуживания граждан пожилого возраста с учетом масштабов и темпов старения населения, приближения уровня социального обслуживания к потребностям общества;
    - поддержание жизненной активности граждан пожилого возраста мерами реабилитационного и оздоровительного характера;
    - проведение научных исследований по приоритетным проблемам социальной защиты граждан пожилого возраста.
    4.Срок реализации программы
    Срок реализации программы - 2004 год.
    5.Система программных мероприятий
    Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на улучшение социального положения граждан пожилого возраста, повышение уровня их адаптации в современных условиях, создание благоприятных условий для активного участия в жизни общества.
    Перечень мероприятий областной целевой программы "Старшее поколение" на 2004 год прилагается.
    6.Механизм реализации программы и организация контроля за ее исполнением
    Государственный заказчик осуществляет меры по полному и качественному выполнению мероприятий программы.
    Исполнители программы осуществляют организацию и контроль за обеспечением выполнения в полном объеме предусмотренных программой мероприятий, ежеквартально представляют государственному заказчику информацию о ходе реализации программы.
    Контроль за исполнением программы осуществляется Комитетом социальной защиты населения администрации области.
    Отчет об использовании бюджетных ассигнований ежемесячно представляется исполнителями программы в порядке, установленном действующим законодательством.
    7.Социально-экономические последствия и оценка эффективности реализации программы
    Оценка эффективности реализации программы осуществляется по следующим показателям: сокращение очереди на получение мест в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания, увеличение охвата граждан пожилого возраста социальными услугами на дому, рост посещаемости граждан пожилого возраста учреждений социальной сферы.
    Реализация мероприятий программы позволит:
    - усилить защиту прав и законных интересов граждан пожилого возраста;
    - улучшить социальное положение граждан пожилого возраста посредством целенаправленных мероприятий по оказанию им адресной социальной помощи и услуг;
    - способствовать повышению качества жизни граждан пожилого возраста - комплексного показателя, отражающего состояние физического и духовного здоровья, удовлетворенность условиями жизни, гармоничные отношения в обществе;
    - обеспечить более широкий доступ граждан пожилого возраста к культурным ценностям, образовательным, просветительным, информационным, консультативным и развлекательным программам, современным информационным технологиям;
    - способствовать развитию сети учреждений социальной сферы, в том числе специализированных учреждений и учреждений нового типа, повышению качества обслуживания граждан пожилого возраста;
    - стимулировать и поддерживать активную жизненную позицию граждан пожилого возраста в целях их интеграции в современное общество, улучшения семейных отношений, участия в общественных объединениях и посильной трудовой деятельности.