Ульяновская область

Решение от 29 мая 2012 года

По делу № 8620/05-2012
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
29 мая 2012 года
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
    председатель комиссии - ВрИО руководителя управления.,
    члены комиссии: - ведущий специалист-эксперт.,
    - ведущий специалист-эксперт.,
  1. рассмотрев дело № 8620/05-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в сетевом издании «Информационное агентство «УльяновскМеню.ру» (www.ulyanovskmenu.ru) рекламы пивного ресторана «Дубинин» и пива, реализуемого в ресторане, содержащей признаки нарушения части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»), в присутствии представителей
  2. лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
    - общества с ограниченной ответственностью «Стар.com» (далее - ООО «Стар.com»), расположенного по адресу: 432017, г. Ульяновск, ул. Красноармейская, д. 41, - С<...>ва М.Н. (доверенность б/н от 17.05.2012, паспорт), <...> (доверенность б/н от 28.05.2012, паспорт),
    - индивидуального предпринимателя П<...>ой (далее - ИП П<...>ая Е.И.), зарегистрированной по адресу: 432030, г. Ульяновск, ул. <...>, - П<...>ой Е.И. (паспорт),
    В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Ульяновского УФАС России в сетевом издании «Информационное агентство «УльяновскМеню.ру» (www.ulyanovskmenu.ru) обнаружен факт размещения рекламы ресторана «Дубинин», а также пива, реализуемого в ресторане (акт обнаружения от 15.03.2012, скриншоты, служебная записка № 295 от 02.05.2012), содержащей признаки нарушения ч. 3 ст. 22 Федерального закона «О рекламе».
    Ульяновским УФАС России определением от 03.05.2012 возбуждено дело № 8620/05-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. К участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечены ООО «Стар.com» и ИП П<...>ая Е.И. Рассмотрение дела назначено на 29.05.2012.
    На заседании комиссии 29.05.2012 представителями ООО «Стар.com», а также в письменных пояснениях общества по делу (вх. № 4566 от 25.05.2012) пояснено, что рассматриваемая информация размещена на основании договора № 33 от 21.10.2011, заключенного между ООО «Стар.com» и ИП П<...>ой Е.И. Предметом указанного договора является оказание предпринимателем услуг по разработке программного обеспечения, предназначенного для оформления и размещения в сети Интернет материалов заказчика - ООО «Стар.com» - и непосредственному размещению их на сайте ИП П<...>ой Е.И. www.ulyanovskmenu.ru.
    Представители ООО «Стар.com» также сообщили, что согласно разъяснениям некоторых положений Федерального закона «О рекламе» Федеральной антимонопольной службы не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров, следовательно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются. Размещение в разделе «О нас» описания пива предназначено только для информирования посетителей сайта об ассортименте товара. Данная информация аналогична той, которая публикуется в меню ресторана.
    Кроме того, представители ООО «Стар.com» пояснили, что в настоящее время на странице ресторана «Дубинин» размещен модуль, содержащий информацию о вреде чрезмерного потребления пива.
    В письменном пояснении ИП П<...>ой Е.И. (исх. № 2 от 24.05.2012, вх. № 4541 от 25.05.2012) и на рассмотрении дела 29.05.2012 предпринимателем сообщено, что сайт www.ulyanovskmenu.ru, разработанный ИП П<...>ой Е.И., является информационно-развлекательным Интернет-порталом, на котором размещается информация о кафе, барах, ресторанах и других заведениях г. Ульяновска, а также о проводимых ими мероприятиях. На сайте рекламная информация размещается в виде баннеров, остальная информация носит справочный характер и публикуется как на платной, так и на бесплатной основе. Публикацию информации о ресторане «Дубинин» осуществляла ИП П<...>ая Е.И. на основании заключенного с ООО «Стар.com» договора № 33 от 21.10.2011. Предметом указанного договора является разработка программного обеспечения, предназначенного для оформления и размещения в сети Интернет информации о ресторане «Дубинин», а также непосредственное размещение данной информации на сайте www.ulyanovskmenu.ru. Основной целью размещения информации было информирование населения, а не рекламирование конкретной продукции. На сайте ресторана «Дубинин» не осуществляется его сравнение с другими развлекательными заведениями, какие-либо его преимущества перед аналогичными заведениями не обозначаются. В данном случае лишь публикуется информация о самом заведении, а не реклама конкретных товаров, реализуемых в ресторане «Дубинин».
    Кроме того, ИП П<...>ая Е.И. сообщила, что в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О рекламе» указанный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
    В соответствии с разъяснениями ФАС России, опубликованными на сайте Пензенского УФАС России (http://penza.fas.gov.ru), не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров, следовательно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются. Таким образом, ИП П<...>ая Е.И. полагает, что деятельность сайта www.ulyanovskmenu.ru не подпадает под действие Федерального закона «О рекламе» и, следовательно, размещение на сайте предупредительных надписей о вреде чрезмерного употребления пива не является обязательным.
    Исследовав материалы дела № 8620/05-2012, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу ресторана «Дубинин», а также пива, реализуемого в ресторане, размещенную в сетевом (электроном) издании «Информационное агентство «УльяновскМеню.ру» (www.ulianovskmenu.ru), ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
    В сетевом издании «Информационное агентство «УльяновскМеню.ру» (www.ulianovskmenu.ru) на странице //www.ulianovskmenu.ru/dubinin/ размещена рекламная информация о ресторане «Дубинин», а также о пиве, реализуемом в ресторане (акт обнаружения от 15.04.2012 и скриншоты).
    В частности, в электроном издании «Информационное агентство «УльяновскМеню.ру» (www.ulianovskmenu.ru) в разделе «Каталог развлечений. Рестораны» на странице ресторана «Дубинин» размещена информация о ресторане, в том числе следующего содержания: «Один из самых популярных пивных ресторанов Ульяновска, расположенный в центре города. «Фишка» ресторана - собственная пивоварня, которая находится в одном помещении с рестораном и открыта для обзора гостей. По предварительной договоренности можно совершить экскурсию по пивоварне с дегустацией фирменного пива «ДУБИНИН». Здесь Вам предложат от 5 сортов живого пива «ДУБИНИН», сваренного по европейским технологиям…». В подразделе «О нас» размещена следующая информация: «В центре нашего города расположилась первая частная пивоварня и настоящий пивной ресторан «Дубинин». Ресторан «Дубинин» - это два этажа, несколько залов, большая барная зона, TV-плазмы. Интерьер здесь отличается от классических пивных двориков. Заведение привлекает стильной строгостью и легкостью. В одном из залов в интерьер вписались специальные пивные бочки, вносящие особый колорит. Большие панорамные окна создают ощущение простора, а мебель из темного дерева в сочетании с полукруглыми кожаными диванами окружат вас уютом и создадут неповторимую домашнюю атмосферу. На сегодняшний день «Дубинин» один из самых популярных пивных ресторанов города, не имеющий аналогов. Он отличается удобным для посещения месторасположением и необычен тем, что в одном помещении находится и ресторан, и пивоваренный завод.
    Непосредственно в ресторане варится 4 сорта пива. Гостям рады предложить:
    11% - Светлое Лагерное «Дубинин» (не менее 4% алкоголя).
    16% - Тёмное «Дубинин» (не менее 5,2% алкоголя).
    12% - Премиум «Дубинин» Богемное (не менее 4,5% алкоголя)
    Ароматное (не менее 4,5% алкоголя)…». Предупредительная надпись отсутствует.
    Согласно п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
    Объектом рекламирования в данной рекламе являются как непосредственно сам ресторан «Дубинин», так и пиво, в нём реализуемое.
    Комиссия не может согласиться с доводами ИП П<...>ой Е.И. и ООО «Стар.com» о том, что информация о ресторане «Дубинин» относится к справочно-информационным материалам в связи со следующим.
    Согласно п. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О рекламе» указанный закон не распространяется на справочно-информационные материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке.
    Справочно-информационные материалы, как правило, содержатся в печатных или электронных документах, публикациях, статьях научно-просветительного, повествовательного характера, содержащих анкетно-реквизитные, статистические, сводные или регулярно видоизменяющиеся полезные данные, основанные на количественных и качественных показателях отдельных явлений, объектов.
    Рассматриваемую информацию нельзя признать исключительно справочно-информационным материалом, так как форма и содержание, способ распространения информации направлены, прежде всего, на привлечение внимания потребителей к объектам рекламирования - пивному ресторану «Дубинин» и его основным товарам - пиву «Светлое Лагерное «Дубинин», «Тёмное «Дубинин», «Премиум «Дубинин» Богемное», «Премиум «Дубинин» Ароматное», на формирование и поддержание интереса к ним, их продвижение на рынке.
    Кроме того, сайт www.ulyanovskmenu.ru зарегистрирован как средство массовой информации - сетевое издание «Информационное агентство «УльяновскМеню.ру» - и не может рассматриваться как официальный сайт ресторанов, кафе, клубов и иных развлекательных заведений г. Ульяновска.
    В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 11.07.2011) «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). Под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.
    Таким образом, информация о ресторане «Дубинин», а также о пиве, реализуемом в ресторане, размещенная в сетевом издании «Информационное агентство «УльяновскМеню.ру», формирующая и поддерживающая интерес потребителей к ресторану «Дубинин» и одноименному пиву, продвигающая их на рынке, является рекламой ресторана и реализуемого в нем пива.
    Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона «О рекламе» реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
    В соответствии с ч. 4 ст. 2 Федерального закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
    Таким образом, предупреждение, предусмотренное ч. 3 ст. 22 Федерального закона «О рекламе», необходимо в рекламе и в случае, когда объектом рекламирования является только лицо, являющееся изготовителем либо продавцом пива, в данном случае, ресторан «Дубинин», позиционируемый в рекламе как пивной ресторан.
    Однако в рассматриваемой рекламе предупредительная надпись о вреде чрезмерного потребления пива отсутствует.
    В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
    Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение ч. 3 ст. 22 указанного Федерального закона.
    В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
    Реклама ресторана «Дубинин» и пива, реализуемого в ресторане, опубликована в сетевом издании «Информационное агентство «УльяновскМеню.ру» (www.ulyanovskmenu.ru) по заказу ООО «Стар.com», осуществляющего деятельность ресторана, на основании договора № 33 от 21.10.2011, заключенного между обществом и ИП П<...>ой Е.И. Информация о ресторане для публикации предоставлена ООО «Стар.com». Учредителем сетевого издания «Информационное агентство «УльяновскМеню.ру» (свидетельство ЭЛ № ФС 77-47781) является ИП П<...>ая Е.И.
    Таким образом, в данном случае рекламодателем является ООО «Стар.com», а рекламораспространителем - ИП П<...>ая Е.И.
    В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания. Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей.
    Однако, в ходе рассмотрения дела № 8620/05-2012 ИП П<...>ой Е.И. представлены распечатки рекламы ресторана «Дубинин» и пива, реализуемого в ресторане, размещенной в сетевом издании «Информационное агентство «УльяновскМеню.ру» по состоянию на 24.05.2012. Из указанных документов следует, что реклама дополнена предупреждением.
    Учитывая, что распространение рекламы с нарушением части 3 статьи 22 Федерального закона «О рекламе» в настоящее время прекращено, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия
    1.Признать рекламу ресторана «Дубинин» и пива «Дубинин» («Светлое Лагерное «Дубинин», «Тёмное «Дубинин», «Премиум «Дубинин» Богемное», «Премиум «Дубинин» Ароматное»), реализуемого в ресторане, размещенную в сетевом (электронном) издании «Информационное агентство «УльяновскМеню.ру» (www.ulyanovskmenu.ru), ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
    2.Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение ненадлежащей рекламы прекращено.
    3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Решение изготовлено в полном объеме 13.06.2012.
    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    Председатель Комиссии
    Члены Комиссии