Ульяновская область
Решение от 02 декабря 2011 года
По делу № 7751/05-2011
- Принято
- Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
02 декабря 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - ВрИО руководителя управления Спиридонов И.И.,
члены комиссии:
- главный специалист-эксперт Хлыкина М.Е.,
- ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,
рассмотрев дело № 7751/05-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы «ОПТАН. Всегда хороший бензин! Соответствует стандарту ЕВРО-4», содержащей признаки нарушения п. 2 ч. 3 ст. 5 и п. 1 ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в присутствии представителей:
заявителей:
- А. (паспорт);
- Г. - не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом;
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- общества с ограниченной ответственностью «ОПТАН-Ульяновск» (далее - ООО «ОПТАН - Ульяновск»), расположенного по адресу: 432026, г. Ульяновск, ул. Московское шоссе, д. 32, - К. (доверенность б/н от 04.03.2011, паспорт);
- закрытого акционерного общества «ОПТАН» (далее - ЗАО «ОПТАН»), расположенного по адресу: 450001, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Бессонова, д. 2, - не явился, о месте и времени рассмотрения дела общество извещено надлежащим образом,
В Ульяновское УФАС России поступило заявление гражданина Г. (вх. № 179/ог от 25.07.2011). Из заявления следует, что в г. Ульяновске распространяется реклама ООО «ОПТАН-Ульяновск» «ОПТАН. Всегда хороший бензин! Соответствует стандарту ЕВРО-4». 20.07.2011 гражданин Г. на АЗС № 2 ООО «ОПТАН-Ульяновск» заправил автомобиль топливом А-80. В кассовом чеке было указано: «А-80» без пометки «Евро-4». В паспорте качества продукции, предоставленном гражданину Г. на АЗС, указано, что бензин неэтилированный автомобильный марки «Нормаль-80» соответствует автомобильному бензину класса 3.
По мнению гражданина Г., реклама ООО «ОПТАН-Ульяновск», в которой утверждается, что автомобильное топливо, реализуемое на АЗС общества, соответствует стандарту Евро-4, недостоверна, нарушает ч.ч. 1, 3 и 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».
В доказательство распространения рекламы «ОПТАН. Всегда хороший бензин! Соответствует стандарту ЕВРО-4» заявитель представил рекламную листовку.
Также в Ульяновское УФАС России поступило заявление гражданина А. (вх. № 178/ог от 25.07.2011). Из заявления следует, что в г. Ульяновске распространяется реклама ООО «ОПТАН-Ульяновск» «ОПТАН. Всегда хороший бензин! Соответствует стандарту ЕВРО-4». 12.06.2011 гражданин А. на АЗС № 7 ООО «ОПТАН-Ульяновск» заправил автомобиль топливом А-92. Однако согласно заключению проверки проб вышеуказанного бензина, проведенной Отделом (инспекцией) в Ульяновской области Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Отдел (инспекция) в Ульяновской области ПМТУ Росстандарта), бензин марки «Регуляр Евро-92 (АИ-92)» соответствует классу 3, а не классу 4, как заявлено в рекламе ООО «ОПТАН-Ульяновск».
По мнению гражданина А., реклама ООО «ОПТАН-Ульяновск», в которой утверждается, что автомобильное топливо, реализуемое на АЗС общества, соответствует стандарту Евро-4, вводит потребителей в заблуждение, является недостоверной, нарушает ч.ч. 1, 3 и 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В рекламной листовке ООО «ОПТАН-Ульяновск» приведена информация: «ОПТАН Всегда хороший бензин! Соответствует стандарту ЕВРО-4», которая не соответствует действительности в части указанного стандарта.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия.
В рекламной листовке ООО «ОПТАН-Ульяновск» указано, что акция проводится с 10.06.2010, но не указано, до какого срока действует акция.
Ульяновским УФАС России определением от 23.08.2011 возбуждено дело № 7751/05-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечено ООО «ОПТАН-Ульяновск», а также заявители. Рассмотрение дела назначено на 19.09.2011.
Гражданин Г. на рассмотрение дела 19.09.2011 не явился. Ходатайства о рассмотрении дела без его участия гражданина Г. не представлено.
Гражданин А. на рассмотрении дела 15.09.2011 поддержал доводы, изложенные в заявлении, пояснив дополнительно, что 12.06.2011 он заправился на автозаправочной станции, принадлежащей ООО «ОПТАН-Ульяновск, расположенной на 184-ом км автомобильной трассы «Сызрань-Цивильск» в Ульяновской области. В рекламных материалах, распространяемых на АЗС ООО «ОПТАН-Ульяновск», утверждается, что «Всегда хороший бензин! Соответствует стандарту ЕВРО-4». Однако, бензин, заправленный гражданином А. на АЗС ООО «ОПТАН-Ульяновск», сразу негативно сказался на работе двигателя, что привело гражданина А. к мысли о несоответствии бензина заявленным в рекламе стандартам качества. Гражданин А. обратился в Отдел (инспекцию) в Ульяновской области ПМТУ Росстандарта с заявлением о проверке автомобильного топлива, реализуемого на указанной АЗС ООО «ОПТАН-Ульяновск». Проведенная Отделом (инспекцией) в Ульяновской области ПМТУ Росстандарта проверка подтвердила, что бензин соответствует классу 3, а не классу 4.
На рассмотрение дела 19.09.2011 представитель ООО «ОПТАН-Ульяновск» не явился. Затребованные определением от 23.08.2011 документы и сведения обществом не представлены.
Определением от 19.09.2011 срок рассмотрения дела № 7751/05-2011 продлен до 23.10.2011, к участию в рассмотрении дела в качестве эксперта привлечен Отдел (инспекция) в Ульяновской области ПМТУ Росстандарта. Рассмотрение дела назначено на 06.10.2011.
Гражданин Г. на рассмотрение дела 06.10.2011 не явился, ходатайства о рассмотрении дела без своего участия не представил.
Гражданин А. на рассмотрении дела 06.10.2011 поддержал доводы, приведенные ранее, пояснив дополнительно, что весной и летом 2011 года на радио «Дорожное радио» транслировалась реклама бензина ЕВРО-4 «ОПТАН. Всегда хороший бензин! Соответствует стандарту ЕВРО-4». Кроме того, реклама бензина ЕВРО-4 распространялась на рекламных конструкциях, установленных на улицах г. Ульяновска, в том числе на ул. К. Маркса, ул. Минаева и в районе парка «Победы».
В письменном пояснении ООО «ОПТАН-Ульяновск» (б/н, без даты, указанные в пояснении приложения не представлены) и представителем общества на рассмотрении дела 06.10.2011 пояснено, что ООО «ОПТАН-Ульяновск» не согласовывало оригинал-макеты рекламы «ОПТАН. Всегда хороший бензин! Соответствует стандарту ЕВРО-4», распространяемой (распространявшейся) в г. Ульяновске посредством рекламных листовок и на рекламных конструкциях. Обществу ничего не известно по поводу распространения ранее или на сегодняшний день на рекламных конструкциях информации данного содержания. ООО «ОПТАН-Ульяновск» заключило договор на распространение информации на объектах наружной рекламы с ООО «Фабрика безупречной рекламы» 15.10.2009, на основании которого на рекламных конструкциях была размещена информация: «Приезжай и получай ПОДАРКИ С ЗАПРАВКИ. ОПТАН. Хороший бензин находится через 300 метров». Рекламные флаеры, буклеты, листовки, распространяемые на АЗС ООО «ОПТАН-Ульяновск», поставляются в готовом виде учредителем ООО «ОПТАН-Ульяновск» - ЗАО «ОПТАН». ЗАО «ОПТАН» осуществляет рекламные мероприятия с целью продвижения нового продукта. Таким образом, бензин ЕВРО 4 рекламировался до осени 2011 года, на данный момент рекламируется новый продукт - топливо «Jet».
В письменном пояснении Отдела (инспекции) в Ульяновской области ПМТУ Росстандарта (исх. б/н от 04.10.2011) и представителем отдела на рассмотрении дела 06.10.2011 пояснено, что Отделом (инспекцией) в Ульяновской области ПМТУ Росстандарта с 06.07.2011 по 18.07.2011 была проведена внеплановая выездная проверка АЗС № 7-73 ООО «ОПТАН-Ульяновск» (Ульяновская область, 184 км автодороги «Цивильск-Сызрань») в соответствии с пп. «в» п. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Поводом к проведению проверки явилось заявление гражданина А. о реализации некачественного бензина АИ-92 (топливораздаточная колонка № 1) на этой АЗС. При проведении проверки на указанной АЗС в соответствии с ГОСТ 2517 -85 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб» 06.07.2011 были отобраны пробы (образцы) бензина марки Регуляр Евро-92, класс 3, для автомобилей экологического класса 3 (паспорт продукции № 62 от 02.07.2011). На указанной АЗС бензина класса 4 на момент проведения проверки не было в наличии. Отобранные образцы бензина направлены в аккредитованный испытательный центр «Нижегородиспытания» ФГУ «Нижегородский ЦСМ». Испытания проводились на соответствие обязательным показателям «Технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008. № 118. По результатам испытаний (Протокол испытаний № 71984/2 от 15.07.2011) бензин марки Регуляр Евро- 92, класс 3, для автомобилей экологического класса 3 соответствует требованиям Технического регламента. В Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99). Вместе с тем, распространены также бензины иных марок. Бензин марки Нормаль-80 (ГОСТ Р51105-97) никогда не бывает класса ЕВРО. К стандартам «Евро» могут быть отнесены бензины: АИ-92, АИ-95 и АИ-98. Бензин марок Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и Премиум Евро-95 (ГОСТ Р 51866-2002) соответствует европейскому стандарту EN-228-2004 и экологическим классам Евро-3, Евро-4. В данном случае марка топлива одинаковая, но классы могут быть разные.
Определением от 06.10.2011 срок рассмотрения дела № 7751/05-2011 продлен до 23.11.2011 к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечено ЗАО «ОПТАН». Рассмотрение дела назначено на 18.11.2011.
Гражданин Г. на рассмотрение дела 18.11.2011 не явился. Ходатайства о рассмотрении дела без его участия не представлено.
Гражданин А. на рассмотрении дела 18.11.2011 поддержал доводы, изложенные в заявлении и приведенные ранее на заседаниях Комиссии, пояснив в дополнение, что реклама бензина ЕВРО-4 «ОПТАН. Всегда хороший бензин! Соответствует стандарту ЕВРО-4» распространяется до сих пор на ряде радиостанций.
В письменном пояснении ООО «ОПТАН-Ульяновск» (исх. б/н от 15.11.2011) и представителем общества на рассмотрении дела 18.11.2011 пояснено, что ранее ООО «ОПТАН-Ульяновск» в материалы дела представлялись копии паспортов на топливо, реализуемое на АЗС общества за период с января по август 2011 года, в том числе паспортов на топливо АИ-92 Регуляр, АИ 95 Регуляр, которые соответствуют стандартам ЕВРО-4. Поэтому то, что в конкретное время на АЗС закончилось топливо ЕВРО-4, и гражданин А. не обнаружил бензин стандарта ЕВРО-4, не означает, что ООО «ОПТАН-Ульяновск» ввело потребителей в заблуждение. Кроме того, следует отметить, что гражданин А. обратился в Отдел (инспекцию) в Ульяновской области ПМТУ Росстандарта с заявлением о реализации некачественного бензина АИ-92. В результате проверки бензина марки Регуляр ЕВРО-92 было установлено, что представленный образец топлива соответствует стандартам и нормативам, т.е. оснований полагать, что потребителю было предоставлено некачественное топливо, нет. Перед Отделом (инспекцией) в Ульяновской области ПМТУ Росстандарта не ставился вопрос, имеется ли на АЗС ООО «ОПТАН-Ульяновск» топливо стандарта ЕВРО-4. Соответственно, из пояснений представителя Отдела (инспекции) в Ульяновской области ПМТУ Росстандарта нельзя сделать заключение о том, что на АЗС ООО «ОПТАН-Ульяновск» отсутствует топливо стандарта ЕВРО-4. На обозрение Комиссии и представителю Отдела (инспекции) в Ульяновской области ПМТУ Росстандарта гражданином А. не представлен оригинал кассового чека с АЗС, поэтому все заключения заявителя об отсутствии на АЗС ООО «ОПТАН-Ульяновск» топлива стандарта ЕВРО-4 не имеют под собой реальных оснований.
В письменном пояснении ЗАО «ОПТАН» (б/н от 15.11.2011) указано, что ЗАО «ОПТАН» не принимало участие в рекламной акции топлива марки ЕВРО-4 и не передавало ООО «ОПТАН-Ульяновск» никаких рекламных материалов для их дальнейшего распространения на территории Ульяновской области. Кроме того, ЗАО «ОПТАН» сообщило, что ООО «ОПТАН-Ульяновск» осуществляет свою хозяйственную деятельность от своего имени самостоятельно, действует в своих интересах в отношениях с другими физическими и юридическими лицами.
Исследовав материалы дела № 7751/05-2011, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу «ОПТАН. Всегда хороший бензин! Соответствует стандарту ЕВРО-4» ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В Ульяновское УФАС России поступило заявление гражданина Г. (вх. № 179/ог от 25.07.2011). Из заявления следует, что в г. Ульяновске распространяется реклама ООО «ОПТАН-Ульяновск» «ОПТАН. Всегда хороший бензин! Соответствует стандарту ЕВРО-4». Реклама распространяется в виде листовок на кассах сетей супермаркетов «Гулливер» и «Провиант», а также на рекламных конструкциях, установленных в г. Ульяновске на пр-те Нариманова, ул. Локомотивной и Московском шоссе. 20.07.2011 гражданин Г. на АЗС № 2 ООО «ОПТАН-Ульяновск» заправил автомобиль топливом А-80. В кассовом чеке было указано: «А-80» без пометки «Евро-4». В паспорте качества продукции, предоставленном гражданину Г. на АЗС, указано, что бензин неэтилированный автомобильный марки «Нормаль-80» соответствует автомобильному бензину класса 3.
По мнению гражданина Г., реклама ООО «ОПТАН-Ульяновск», в которой утверждается, что автомобильное топливо, реализуемое на АЗС общества, соответствует стандарту «Евро-4», недостоверна, нарушает ч.ч. 1, 3 и 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».
В доказательство распространения рекламы «ОПТАН. Всегда хороший бензин! Соответствует стандарту ЕВРО-4» заявитель представил рекламную листовку.
Рекламная листовка «ОПТАН. Всегда хороший бензин! Соответствует стандарту ЕВРО-4», представленная гражданином Г., имеет следующее содержание.
На одной стороне листовки приведена надпись: «Подарки с заправки», ниже - «ОПТАН Всегда хороший бензин! Соответствует стандарту ЕВРО-4». На другой стороне листовки приведены условия получения подарков на АЗС «ОПТАН»: «Инструкция для получения подарков от АЗС ОПТАН… Подробнее об акции… Акция проводится с 10 июня 2010г.», а также перечислены подарки: «Призы и подарки от АЗС ОПТАН…». По нижнему краю листовки приведена надпись: «ОПТАН Бесплатная горячая линия 8-800-555-5678 www.optan.ru».
Также в Ульяновское УФАС России поступило заявление гражданина А. (вх. № 178/ог от 25.07.2011). Из заявления следует, что в г. Ульяновске распространяется реклама ООО «ОПТАН-Ульяновск» «ОПТАН. Всегда хороший бензин! Соответствует стандарту ЕВРО-4». Реклама распространяется в виде листовок на кассах сетей супермаркетов «Гулливер» и «Провиант», а также на рекламных конструкциях, установленных в г. Ульяновске на пр-те Нариманова, ул. Локомотивной и Московском шоссе. 12.06.2011 гражданин А. на АЗС № 7 ООО «ОПТАН-Ульяновск» заправил автомобиль топливом А-92. С приобретенным бензином гражданин А. обратился в Отдел (инспекцию) в Ульяновской области ПМТУ Росстандарта по поводу проверки бензина, реализуемого на АЗС № 7 ООО «ОПТАН-Ульяновск», на соответствие требованиям Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 № 118. Отдел (инспекция) в Ульяновской области ПМТУ Росстандарта предоставил гражданину А. протокол испытаний № 71984/2 от 15.07.2011, проведенных аккредитованным испытательным центром «Нижегородиспытания» ФГУ «Нижегородский ЦСМ», в котором указано, что бензин марки «Регуляр Евро-92 (АИ-92)» соответствует классу 3.
По мнению гражданина А., реклама ООО «ОПТАН-Ульяновск», в которой утверждается, что автомобильное топливо, реализуемое на АЗС общества, соответствует стандарту «Евро-4», вводит потребителей в заблуждение, является недостоверной, нарушает ч.ч. 1, 3 и 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».
Гражданином А. аналогичное заявление с приложением оригинала кассового чека направлено также в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области. Копия указанного заявления поступила из управления в Ульяновское УФАС России (вх. № 7128 от 03.08.2011).
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу п.п. 1-2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» информация ООО «ОПТАН-Ульяновск», размещённая на листовке «ОПТАН. Всегда хороший бензин! Соответствует стандарту ЕВРО-4», является рекламой, поскольку адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - топливу стандарта ЕВРО-4, а также акции по получению подарков от ООО «ОПТАН-Ульяновск» при единовременной заправке на 400 рублей на АЗС общества.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Из рекламы «ОПТАН. Всегда хороший бензин! Соответствует стандарту ЕВРО-4» следует, что на всех АЗС общества всегда (в любой день, в любое время суток) реализуется бензин любой марки (Премиум Евро 95, Регуляр Евро 92 вид II, Регуляр Евро 92 вид I, Нормаль-80), который соответствует стандарту «Евро-4».
Как следует из заявления гражданина Г., им на АЗС ООО «ОПТАН-Ульяновск», расположенной по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, трасса «Сызрань-Цивильск», 202 км, был заправлен (что подтверждено копией кассового чека № 0046 от 20.07.2011) бензин марки Нормаль-80, однако согласно паспорту продукции № 87, предоставленному заявителю на указанной АЗС, бензин неэтилированный автомобильный марки Нормаль-80 соответствует требованиям ГОСТ Р 51105-97 с изменениями 1-5 и поправками в отношении автомобильного бензина класса 3.
В заявлении гражданина А. указано, что 12.06.2011 заявителем на АЗС, расположенной по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, трасса «Сызрань-Цивильск», 184 км, был заправлен бензин марки Регуляр Евро 92. Факт заправки на АЗС ООО «ОПТАН-Ульяновск» зафиксирован кассовым чеком № 0227 от 12.05.2011 (в материалах дела № 7751/05-2011 имеется копия данного чека, заверенная сотрудником государственного органа - Отдела (инспекции) в Ульяновской области ПМТУ Росстандарта). Отметив после заправки вышеуказанным топливом ухудшение в работе двигателя своего автомобиля, гражданин А. обратился с заявлением в Отдел (инспекцию) в Ульяновской области ПМТУ Росстандарта. Из акта проверки № 18 от 06.07.2011, проведённой вышеуказанным государственным органом, следует, что взятые на АЗС № 7-73, расположенной на 184 км. автодороги «Сызрань - Цивильск», пробы бензина соответствуют стандартам бензина автомобильного неэтилированного Регуляр Евро-92 класса 3.
Учитывая изложенное, информация о том, что на АЗС ООО «ОПТАН-Ульяновск» всегда осуществляется реализация топлива стандарта Евро-4, размещённая на рекламной листовке «ОПТАН. Всегда хороший бензин! Соответствует стандарту ЕВРО-4», не соответствует действительности.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия.
Однако в нарушение данной нормы закона, в рекламной листовке «ОПТАН. Всегда хороший бензин! Соответствует стандарту ЕВРО-4» указана дата начала акции по получению подарков от ООО «ОПТАН-Ульяновск» при единовременной заправке на 400 рублей на АЗС общества - с 10 июня 2011 года, однако не указана дата, до которой действует вышеуказанная акция.
Согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение ч. 3 ст. 5 указанного Федерального закона несёт рекламодатель, а за нарушение ст. 9 - рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламная листовка «ОПТАН. Всегда хороший бензин! Соответствует стандарту ЕВРО-4» содержит, в том числе, информацию о товаре - бензине стандарта Евро-4. Продавцом данного товара является ООО «ОПТАН-Ульяновск».
В материалах дела № 7751/05-2011 имеются представленные рекламораспространителями копии договоров на размещение на средствах наружной рекламы рекламных материалов ООО «ОПТАН-Ульяновск», заключенных обществом с ООО «Сити» (договор № 21-09 от 28.07.2009), ООО «Маркет-Люкс» (договор б/н от 01.08.2009), ООО «Фабрика безупречной рекламы» (договор б/н от 15.09.2009) и ООО «XXI» (договоры № 358/2010 от 31.12.2010 и № 62/2011 от 16.03.2011).
Из материалов, представленных ООО «Маркет-Люкс», следует, что ООО «ОПТАН-Ульяновск» заказано распространение на рекламной конструкции по адресу: г. Ульяновск, ул. Минаева, д. 46, рекламы, в которой указывается: «НИЧТО НЕ ЗАВОДИТ, КАК ЕВРО-4». При этом, ООО «ОПТАН-Ульяновск» за подписью директора общества в адрес ООО «Маркет-Люкс» направлено письмо (исх. № 330 от 21.04.2011) следующего содержания: «Настоящим письмом ООО «ОПТАН-Ульяновск» принимает на себя все возможные риски и последствия размещения рекламного баннера «Ничто не заводит как Евро 4» и несет ответственность за наступление возможных последствий, связанных с нарушением действующего законодательства о рекламе».
Таким образом, рекламодателем в данном случае является ООО «ОПТАН-Ульяновск».
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»). Административная ответственность за нарушение п. 2 ч. 3 ст. 5 и ст. 8 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Доказательства прекращения распространения ненадлежащей рекламы в ходе рассмотрения дела № 7751/05-2011 не представлены. Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи рекламодателю предписания об устранении нарушения законодательства о рекламе в целях предотвращения дальнейшего распространения рекламы с нарушением пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О рекламе».
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия
Признать рекламу общества с ограниченной ответственностью «ОПТАН-Ульяновск» о реализации бензина стандарта «Евро-4», в частности, рекламу «ОПТАН. Всегда хороший бензин! Соответствует стандарту ЕВРО-4», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 2 ч. 3 ст. 5 и п. 1 ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Выдать обществу с ограниченной ответственностью «ОПТАН-Ульяновск» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 02.12.2011.
Председатель комиссии
И.И.Спиридонов
Члены комиссии
М.Е.Хлыкина
Т.Ю.Табартова