Ульяновская область
Решение от 20 декабря 2011 года

В отношении кредитного потребительского кооператива «Региональный центр микрофинансирования»

По делу № 7800/05-2011
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
20 декабря 2011 года
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
    председатель комиссии - зам. руководителя управления -.,
    члены комиссии:
    - ведущий специалист-эксперт.,
    - ведущий специалист-эксперт.,
    рассмотрев дело № 7800/05-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы «Деньги вам в помощь!» кредитного потребительского кооператива «Региональный центр микрофинансирования» (далее - КПК «Региональный центр микрофинансирования»), размещенной в журнале «Деловое обозрение» № 5 (161) за май 2011 года, содержащей признаки нарушения п. 2 ч. 3, ч. 7 ст. 5 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
    в присутствии представителей:
    лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - КПК «Региональный центр микрофинансирования», расположенного по адресу: г. Ульяновск, б-р Пластова, д. 7/1, - директора кооператива Ц.<...> (выписка из ЕГРЮЛ от 16.11.2011, паспорт);
    заинтересованных лиц:
    - общества с ограниченной ответственностью «Деловое обозрение» (далее - ООО «Деловое обозрение), расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Робеспьера, д. 2/79, - М<...>. (доверенность б/н от 10.11.2011, паспорт);
    - общества с ограниченной ответственностью «Информационно-рекламное агентство «Мозаика» (далее - ООО «ИРА «Мозаика»), расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. К. Маркса, д. 41, - А<...>. (доверенность б/н от 03.10.2011, паспорт),
    В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Ульяновского УФАС России в журнале «Деловое обозрение» № 5 (161) за май 2011 года обнаружена реклама «Деньги вам в помощь!» КПК «Региональный центр микрофинансирования», содержащая признаки нарушения ч. 7 ст. 5 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» (служебная записка № 640 от 13.09.2011).
    Ульяновским УФАС России определением от 13.09.2011 возбуждено дело № 7800/05-2011. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечен КПК «Региональный центр микрофинансирования». Также к участию в деле привлечено заинтересованное лицо - ООО «Деловое обозрение». Рассмотрение дела назначено на 12.10.2011.
    Определением от 12.10.2011 срок рассмотрения дела № 7800/05-2011 продлен до 14.11.2011, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «ИРА «Мозаика». Рассмотрение дела отложено и назначено на 10.11.2011.
    Определением от 10.11.2011 срок рассмотрения дела № 7800/05-2011 продлен до 14.12.2011, рассмотрение дела отложено и назначено на 06.12.2011.
    В ходе рассмотрения дела № 7800/05-2011 лицами, участвующими в деле, даны следующие пояснения.
    В письменном пояснении КПК «Региональный центр микрофинансирования» (вх. № 10682 от 06.12.2011) и представителем кооператива на заседании комиссии 06.12.2011 пояснено, что в мае 2011 года в журнале «Деловое обозрение» № 5 (161) на странице 25 в рубрике «Ульяновский бизнес» опубликована рекламная статья «Деньги Вам в помощь!», в которой описывалась возможность получения кредита членами КПК «Региональный центр микрофинансирования». Названная рекламная статья была опубликована на основании договора б/н от 05.04.2011, заключенного между КПК «Региональный центр микрофинансирования» и ООО «ИРА «Мозаика», согласно которому ООО «ИРА «Мозаика» принимает на себя права и обязанности по размещению информационных сообщений и/или рекламному обслуживанию кооператива в соответствии с требованиями Федерального закона «О рекламе» и прайс-листа. В рекламной статье «Деньги Вам в помощь!» присутствуют условия по услугам займа и сбережений, которые могут повлиять на сумму доходов или расходов обратившихся за ними лиц. Условия вступления в кооператив (взнос) не могут относиться к условиям, определяющим фактическую стоимость займов и сумму сбережений для пайщиков и влияющим на них. В рекламной статье указано, что займы предоставляются только членам кооператива и сбережения принимаются также только у членов кооператива. Членство в кооперативе и договор - это два разных правовых института, так, например, в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) они регулируются разными разделами. Обязательными условиями, как договора займа, так и договора передачи личных сбережений, являются сумма, срок и проценты. Таким образом, условия вступления в кооператив нельзя относить к условиям предоставления займов и привлечения личных сбережений. КПК «Региональный центр микрофинансирования» считает, что рекламная статья «Деньги Вам в помощь!» не содержит нарушений и соответствует требованиям законодательства Российской Федерации «О рекламе».
    В письменном пояснении ООО «Деловое обозрение» (исх. № 2 от 07.10.2011, вх. № 8766 от 07.10.2011) и на заседаниях комиссии 12.10.2011, 10.11.2011 и 06.12.2011 представителем общества сообщено, что в мае 2011 года в журнале «Деловое обозрение» № 5 (161) на странице 25 в рубрике «Ульяновский бизнес» опубликована рекламная статья «Деньги Вам в помощь!», в которой описывалась возможность получения кредита членами КПК «Региональный центр микрофинансирования». Названная рекламная статья опубликована на основании агентского договора от 01.03.2011, заключенного между ООО «Деловое обозрение» и ООО «ИРА «Мозаика», согласно которому ООО «ИРА «Мозаика» принимает на себя обязательства по сбору рекламных материалов своими силами для дальнейшего их размещения в журнале «Деловое обозрение». Комплект рекламных услуг ООО «ИРА «Мозаика» заказан КПК «Региональный центр микрофинансирования» в рамках договора от 05.04.2011, заключенного между указанными лицами. Вся информация была предоставлена КПК «Региональный центр микрофинансирования» по электронной почте. Рекламный текст был согласован представителем кооператива КПК «Региональный центр микрофинансирования». В рамках данного заказа кооперативу выставлен счет, который оплачен 03.05.2011. Кроме того, ООО «Деловое обозрение» считает, что рекламная статья «Деньги Вам в помощь!» КПК «Региональный центр микрофинансирования» соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе. В указанной рекламной статье «Деньги Вам в помощь!» присутствуют условия по услугам займа и сбережений, которые могут повлиять на сумму доходов или расходов обратившихся за ними лиц. Что касается условий вступления в кооператив (взнос), то они не могут относиться к условиям, определяющим фактическую стоимость займов и сумму сбережений для пайщиков и влияющих на них. В рекламной статье указано, что займы предоставляются только членам кооператива, и сбережения принимаются также только у членов кооператива. Членство в кооперативе и указанные договоры - это два разных правовых института, так, например, в ГК РФ они регулируются разными разделами. Обязательными условиями, как договора займа, так и договора передачи личных сбережений, являются сумма, срок и проценты. Таким образом, условия вступления в кооператив нельзя относить к условиям предоставления займов и привлечения личных сбережений.
    В письменном пояснении ООО «ИРА «Мозаика» (исх. № 67 от 31.10.2011, вх. № 9396 от 01.11.2011) и на заседаниях комиссии 10.11.2011 и 06.12.2011 представителем общества сообщено, что в мае 2011 года в журнале «Деловое обозрение» № 5 (161) на странице 25 в рубрике «Ульяновский бизнес» опубликована рекламная статья «Деньги Вам в помощь!», в которой описывалась возможность получения кредита членами КПК «Региональный центр микрофинансирования». Рекламная статья опубликована на основании агентского договора от 01.03.2011, заключенного между ООО «Деловое обозрение» и ООО «ИРА «Мозаика», согласно которому ООО «ИРА «Мозаика» принимает на себя обязательства по сбору рекламных материалов своими силами для дальнейшего их размещения в журнале «Деловое обозрение». Комплект рекламных услуг ООО «ИРА «Мозаика» заказан КПК «Региональный центр микрофинансирования» в рамках договора от 05.04.2011, заключенного между указанными лицами. Вся информация была предоставлена КПК «Региональный центр микрофинансирования» по электронной почте. Рекламный текст был согласован представителем кооператива КПК «Региональный центр микрофинансирования». В рамках данного заказа кооперативу выставлен счет, который оплачен 03.05.2011. Кроме того, ООО «Деловое обозрение» считает, что рекламная статья «Деньги Вам в помощь!» КПК «Региональный центр микрофинансирования» соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе. В указанной рекламной статье «Деньги Вам в помощь!» присутствуют условия по услугам займа и сбережений, которые могут повлиять на сумму доходов или расходов обратившихся за ними лиц. Что касается условий вступления в кооператив (взнос), то они не могут относиться к условиям, определяющим фактическую стоимость займов и сумму сбережений для пайщиков и влияющих на них. В рекламной статье указано, что займы предоставляются только членам кооператива и сбережения принимаются также только у членов кооператива. Членство в кооперативе и указанные договоры - это два разных правовых института, так, например, в ГК РФ они регулируются разными разделами. Обязательными условиями, как договора займа, так и договора передачи личных сбережений, являются сумма, срок и проценты. Таким образом, условия вступления в кооператив нельзя относить к условиям предоставления займов и привлечения личных сбережений. ООО «ИРА «Мозаика» считает, что рекламная статья «Деньги Вам в помощь!» КПК «Региональный центр микрофинансирования» не содержит нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе».
    Исследовав материалы дела № 7800/05-2011, заслушав пояснения представителей лиц участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу «Деньги вам в помощь!» КПК «Региональный центр микрофинансирования», размещенную в журнале «Деловое обозрение» № 5 (161) за май 2011 года, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
    Рекламная статья «Деньги вам в помощь!», опубликованная в журнале «Деловое обозрение» № 5 (161) за май 2011 года выполнена в виде рассказа председателя правления КПК «Региональный центр микрофинансирования» Ф<...>а А<...>ва о деятельности кооператива. В том числе в статье указывается:
    «КПК «Региональный центр микрофинансирования» предоставляет займы членам кооператива на срок от 1 до 12 месяцев суммой от пяти до ста тысяч рублей. Процентная ставка (компенсационный взнос) составляет от 4,5% до 6,5% в месяц от суммы остатка займа. Период погашения - ежемесячно, согласно графику погашения. Второй заем можно будет получить только после полного погашения ранее выданного.
    Жители Ульяновской области, в том числе предприниматели, ставшие членами КПК «Региональный центр микрофинансирования», могут также преумножить личные сбережения. Вклады принимаются на срок от трех месяцев до одного года по ставкам от 13% до 15% годовых. Максимальная сумма, принимаемая от одного пайщика, - 600 тысяч рублей. Пайщик вправе досрочно востребовать свой вклад».
    Статья сопровождается пометкой «реклама».
    В соответствии с п.п. 1, 2 и 3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
    В силу п.п. 1-2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» информация КПК «Региональный центр микрофинансирования», размещённая в журнале «Деловое обозрение» № 5 (161) за май 2011 года, является рекламой, поскольку адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - КПК «Региональный центр микрофинансирования» и его услугам.
    Согласно п.п. 2, 6 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции») финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг; финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
    Согласно п. 2 ч. 3 ст. 1 Федерального закона «О кредитной кооперации» кредитный потребительский кооператив - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).
    КПК «Региональный центр микрофинансирования» (ОГРН 1107325000749) зарегистрирован в качестве юридического лица 10.02.2010 и осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением общего собрания членов указанного кооператива в редакции от 17.05.2011.
    В соответствии с Уставом КПК «Региональный центр микрофинансирования» является юридическим лицом, некоммерческой организацией объединившихся физических и юридических лиц на основе членства, для удовлетворения своих потребностей в финансовой взаимопомощи. Предметом деятельности КПК «Региональный центр микрофинансирования» является привлечение денежных средств физических и юридических лиц, предоставление займов членам кооператива из фонда финансовой взаимопомощи, сохранение и преумножение личных сбережений членов кооператива т. д.
    Согласно п.п. 2, 6 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» и п. 2 ч. 3 ст. 1 Федерального закона «О кредитной кооперации» КПК «Региональный центр микрофинансирования» является финансовой организацией, оказывающей финансовые услуги по сбережению и предоставлению займов членам кооператива.
    В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
    Согласно п.п. 1 и 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О кредитной кооперации» кредитный кооператив не вправе предоставлять займы лицам, не являющимся членами кредитного кооператива (пайщиками), а также привлекать денежные средства лиц, не являющихся членами кредитного кооператива, за исключением случаев, предусмотренных упомянутым Федеральным законом. П. 21 ч. 3 ст. 1 Федерального закона «О кредитной кооперации» допускает привлечение денежных средств от лиц, не являющихся членами кредитного кооператива, только в отношении юридических лиц при соблюдении финансовых нормативов, установленных ч. 4 ст. 6 указанного Федерального закона.
    В соответствии с п.п. 6.3, 11.1 и 11.5 Устава КПК «Региональный центр микрофинансирования» членство в кооперативе возникает после уплаты обязательного паевого взноса, а также после уплаты вступительного взноса на основании решения Председателя кооператива со дня внесения в реестр членов КПК. Решения Председателя кооператива о приеме в члены КПК новых пайщиков кооператива подлежат последующему одобрению Правлением кооператива. Вступительный взнос - денежные средства, вносимые при вступлении в кооператив на покрытие расходов, связанных со вступлением в кооператив. Размер вступительного взноса составляет 100 рублей. Вступительный взнос не подлежит возврату при прекращении членства в кооперативе. Обязательный паевой взнос вносится в обязательном порядке и определяет минимальную долю участия члена кооператива в паевом фонде КПК и минимальную долю субсидиарной ответственности по обязательствам кооператива. Размер обязательного паевого взноса составляет 400 рублей.
    Таким образом, чтобы воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами КПК «Региональный центр микрофинансирования» лицу необходимо вступить в члены кооператива. При вступлении в кооператив необходимо внести вступительный и обязательный паевой взносы. Вступительный и обязательный паевой взносы вносятся в денежной форме в размере 100 и 400 рублей соответственно.
    Отсутствие в рекламе «Деньги вам в помощь!» КПК «Региональный центр микрофинансирования» части существенной информации об условиях приобретения или использования рекламируемых услуг по сбережению и предоставлению займов в части информации о расходах, которые понесут лица при вступлении в члены КПК «Региональный центр микрофинансирования», а именно, о сумме дополнительных расходов в виде вступительного взноса и обязательного паевого взноса, приводит к искажению смысла информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, поскольку не позволяет правильно определить круг лиц, которые могут воспользоваться услугами КПК «Региональный центр микрофинансирования», что нарушает ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».
    В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
    В рекламе КПК «Региональный центр микрофинансирования» потребителям рекламы предлагается разместить денежные средства во «вклады», тогда как кооператив привлекает денежные средства пайщиков кооператива (сбережения), а не вклады. Согласно ст. 36 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» вклад - денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором. Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, участвующими в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках и состоящими на учете в организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов. Банки обеспечивают сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками. Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику.
    Согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
    В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О кредитной кооперации» по договору передачи личных сбережений физическое лицо, являющееся членом кредитного кооператива (пайщиком), передает кредитному кооперативу денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности.
    Решением общего собрания КПК «Региональный центр микрофинансирования» (протокол № 5.1 от 25.03.2010) утверждены основные условия сберегательных и заемных программ кооператива. Договоры передачи личных сбережений заключается на следующих условиях:
    Вид сбережений Срок хранения Сумма, рублей Размер компенсации, годовых
    Начисленной После удержания, НДФЛ
    «Срочный» 3 месяца 10 000 – 100 000 11,5% 10%
    «Среднесрочный» 6 месяцев 10 000 – 100 000 13% 11,3%
    «Накопительный» 12 месяцев от 10 000 15% 13%
    «Пенсионный» 12 месяцев 5 000 – 50 000 15% 13%
    «Победный», при предъявлении удостоверения участника войны 12 месяцев 5 000 – 50 000 15,5% 13,5%

    Кроме того, установлены минимальные и максимальные пределы размеров привлекаемых личных сбережений - от 5 000 до 300 000 рублей. Также при досрочном востребовании суммы переданных личных сбережений членом кооператива компенсация за использование личных сбережений не начисляется.
    КПК «Региональный центр микрофинансирования» займы предоставляются с уплатой за пользование займом: компенсации из расчета 5,0% в месяц. В случае несвоевременной оплаты займа заемщик уплачивает 0,5% от суммы задолженности за каждый день просрочки до даты оплаты долга. Для погашения займа предоставляется десятидневный льготный период.
    Таким образом, в рекламе «Деньги вам в помощь!» КПК «Региональный центр микрофинансирования» приведены не все условия по предоставлению займов и хранению сбережений, влияющих на сумму доходов (расходов), которую получат (понесут) члены кооператива, определяющие фактическую стоимость займов и сумму сбережений для пайщика (неначисление процентов при досрочном востребования членом кооператива суммы переданных личных сбережений, льготный десятидневный период для погашения займа и др.), что противоречит п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».
    Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
    В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение ч.ч. 3, 7 ст. 5 и ч. 2 ст. 28 указанного Федерального закона несет рекламодатель.
    Согласно п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
    Распространение рекламы «Деньги вам в помощь!» КПК «Региональный центр микрофинансирования» осуществлялось на основании договора от 05.04.2011, заключенного между ООО «ИРА «Мозаика» и КПК «Региональный центр микрофинансирования». Утверждение оригинал-макета рекламы и подачу заявки на публикацию рекламы осуществлял представитель кооператива.
    Издателем журнала «Деловое обозрение» является ООО«Деловое обозрение». В соответствии с агентским договором от 01.03.2011, заключенным между ООО «ИРА «Мозаика» и ООО «Деловое обозрение», первое принимает на себя обязательства по сбору рекламных материалов своими силами для дальнейшего их размещения в журнале «Деловое обозрение».
    Таким образом, рекламодателем в данном случае является КПК «Региональный центр микрофинансирования», а рекламораспространителем - ООО «Деловое обозрение».
    Учитывая, что публикация рекламы носила разовый характер и на данный момент её распространение прекращено, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1-2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия
    Признать рекламу «Деньги вам в помощь!» кредитного потребительского кооператива «Региональный центр микрофинансирования», размещенную в журнале «Деловое обозрение» № 5 (161) за май 2011 года, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».