Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
06 июня 2012 года
Временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Спиридонов И.И.,
рассмотрев материалы дела о совершении некоммерческим партнерством «Городская информационная похоронная служба» (далее - НП «Городская информационная похоронная служба», некоммерческое партнерство), ИНН 7326998997, ОГРН 1117300001609, расположенным по адресу: 432017, г. Ульяновск, ул. Кирова, д. 8 А, оф. 5, правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии директора некоммерческого партнерства <В...> (протокол № 1 от 25.10.2011, паспорт),
В Ульяновское УФАС России поступило обращение учредителя ООО «МУП Ритуальных услуг» <К…> (исх. б/н от 13.12.2011, вх. № 10942 от 14.12.2011) о размещении в выпусках газеты «Мозаика» за декабрь 2011 года рекламы «Городская информационная похоронная служба», нарушающей, в том числе, законодательство Российской Федерации о рекламе.
Управлением в адрес ООО «ИРА «Мозаика» направлен запрос (исх. № 7055-04 от 20.12.2011) о представлении сведений о рекламодателе указанной информации. В ответ на запрос Ульяновского УФАС России ООО «Издательство «Мозаика» представило (исх. № 35 от 26.12.2011), в том числе, копию договора б/н от 28.11.2011 на информационно-консультационное, рекламное обслуживание, заключенного обществом с НП «Городская информационная похоронная служба» - заказчиком публикации в газете «Мозаика» информации «Городская информационная похоронная служба».
По заявлению учредителя ООО «МУП Ритуальных услуг» (исх. б/н от 13.12.2011, вх. № 10942 от 14.12.2011) Ульяновским УФАС России определением от 16.01.2012 возбуждено дело № 8175/05-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (служебная записка № 14 от 16.01.2012), по результатам рассмотрения которого решением Ульяновского УФАС России от 03.04.2012 реклама «Городская информационная похоронная служба», размещённая в выпусках газеты «Мозаика» № 135 (1904) от 19.11.2011, № 141 (1910) от 03.12.2011, № 144 (1913) от 10.12.2011, № 145 (1914) от 14.12.2011, № 146 (1915) от 16.12.2011, № 147 (1916) от 17.12.2011, № 150 (1919) от 24.12.2011, признана ненадлежащей, нарушающей п. 2 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»). Материалы дела № 8175/05-2012 переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту нарушения законодательства о рекламе.
Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. вынесено определение от 28.04.2012 о возбуждении в отношении НП «Городская информационная похоронная служба» дела об административном правонарушении № 8598-К/05-2012 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Составление протокола об административном правонарушении назначено на 25.05.2012 в 14 час. 00 мин. Определение от 28.04.2012 направлено НП «Городская информационная похоронная служба» заказным письмом с уведомлением № 43206848769696 от 28.04.2012, которое получено 02.05.2012.
В Ульяновское УФАС России 25.05.2012 поступило ходатайство НП «Городская информационная похоронная служба» (вх. № 4558 от 25.05.2012) об отложении составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела № 8598-К/05-2012 на один месяц для привлечения адвоката и в связи с подачей заявления об оспаривании решения Ульяновского УФАС России от 03.04.2012 по делу № 8175/05-2012 в Арбитражный суд Ульяновской области.
Согласно ч. 5 ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, срок административного расследования по делу может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца.
Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 28.04.2012 направлено НП «Городская информационная похоронная служба» заказным письмом с уведомлением № 43206848769696 от 28.04.2012, которое получено 02.05.2012. Следовательно, до 25.05.2012 у НП «Городская информационная похоронная служба» имелась возможность в соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ воспользоваться юридической помощью защитника, о которой упоминается в определении от 28.04.2012.
Кроме того, подача заявления в арбитражный суд об оспаривании решения комиссии Ульяновского УФАС России не является основанием для отложения составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Определением от 25.05.2012 в удовлетворении ходатайства НП «Городская информационная похоронная служба» отказано.
25.05.2012 заместителем руководителя Ульяновского УФАС России Поповым К.Ю. в отношении НП «Городская информационная похоронная служба» в присутствии директора некоммерческого партнерства <В...> (протокол № 1 от 25.10.2011) составлен протокол № 240 об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Копия протокола № 240 от 25.05.2012 и определение от 25.05.2012 о назначении рассмотрения дела № 8598-К/05-2012 на 06.06.2012 в 15 час. 00 мин. вручены лично <В...> под роспись 25.05.2012.
На рассмотрение дела № 8598-К/05-2012 НП «Городская информационная похоронная служба» представлено письменное объяснение, в котором указывается, что размещенная НП «Городская информационная похоронная служба» в газете «Мозаика» информация содержит только справочно-информационные материалы, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке (сведения о создании и деятельности некоммерческого партнерства, адрес сайта и номер телефона). Кроме того, созданная организация не осуществляет коммерческой деятельности, существует только на регулярные членские взносы, добровольные пожертвования граждан и организаций. Целью создания НП «Городская информационная похоронная служба» является формирование информационного ресурса (базы), в котором содержалась бы вся информация, необходимая гражданам для организации похорон, а также обеспечение доступа к такому ресурсу на безвозмездной основе. Размещенная в газете «Мозаика» информация не содержит ссылки на определенный товар (услугу).
Помимо этого, распространенная НП «Городская информационная похоронная служба» в газете информация является надлежащей. Создание некоммерческого партнерства одобрено Попечительским советом по вопросам похоронного дела при мэрии г. Ульяновска, о чем имеется письмо председателя совета <Ф…> № 30 от 09.12.2011. Использование в названии некоммерческого партнерства слова «городская» (служба) законодательством Российской Федерации не запрещено и не означает, что данная организация имеет информацию обо всех организациях и предпринимателях, осуществляющих деятельность на данном рынке. Указанный в статье Интернет сайт www.ulritual.ru не является сайтом Попечительского совета по вопросам похоронного дела при мэрии г. Ульяновска. Он зарегистрирован на физическое лицо - одного из членов некоммерческого партнерства и бывшего члена Попечительского совета. Первоначально на указанном сайте размещалась информация о Попечительском совете с согласия всех его членов, однако после создания НП «Городская информационная похоронная служба» сайт был передан в безвозмездное пользование партнерства.
Из материалов дела о нарушении законодательства о рекламе № 8175/05-2012 и дела об административном правонарушении № 8598-К/05-2012 усматривается следующее.
В Ульяновское УФАС России поступило обращение учредителя ООО «МУП Ритуальных услуг» <К…>, в котором сообщается, что НП «Городская информационная похоронная служба» позиционирует себя как службу, имеющую «городской» статус, т.е. осуществляющую свою деятельность при поддержке органов местного самоуправления г. Ульяновска. Кроме того, в заявлении указывается, что «Городская информационная похоронная служба» помимо информационных услуг, о чем непосредственно сообщается в рекламе, оказывает также и практические услуги по погребению путем направления в адрес звонившего в службу своего агента ритуальных услуг. Реклама содержит адрес Интернет-сайта Попечительского совета по вопросам похоронного дела при администрации города Ульяновска, при поддержке которого, как следует из текста рекламы, НП «Городская информационная похоронная служба» и осуществляет свою деятельность. При обращении к председателю Попечительского совета учредителем ООО «МУП Ритуальных услуг» было выяснено, что вышеуказанная служба была организована членами Попечительского совета, которые являются руководителями предприятий ритуальных услуг в г. Ульяновске, т.е. для осуществления более благоприятной деятельности своего предприятия и получения прибыли они используют членство в Попечительском совете.
К обращению ООО «МУП Ритуальных услуг» приложена, в том числе, вырезка из газеты «Мозаика» с рекламной статьёй «Городская информационная похоронная служба», размещённой в разделе «Комментарий специалиста». Указанная статья имеет следующее содержание:
«В нашем городе была создана диспетчерская многоканальная линия, через которую любой человек может получить бесплатную исчерпывающую консультацию, касающуюся сферы ритуального обслуживания, бесплатно вызвать агента на дом, что совершенно ни к чему не обязывает в дальнейшем, а также получить информацию о льготах, предусмотренных для различных категорий граждан.
Воспользовавшись оперативной линией «Городской информационной похоронной службы», вы можете получить необходимые сведения о порядке предоставления услуг.
В настоящее время существует проблема незаконного сотрудничества ритуальных фирм с различными структурами, которым в короткие сроки становится доступна информация о смерти человека.
Чтобы не попасться на удочку мошенников, ни в коем случае нельзя вступать ни в какие договорные отношения с такими аферистами.
В подобных случаях люди могут не просто переплатить существенную сумму денежных средств, но и попросту быть обманутыми. Если вы не вызывали ритуального агента, а он к вам пришел или позвонил по телефону с предложением об оказании ритуальных услуг, то этот агент может преследовать корыстную цель, перепродавая ритуальные услуги и товары по завышенным ценам.
Соглашаясь на услуги незваных агентов, вы рискуете стать жертвой похоронных мошенников.
Откажитесь от незваных агентов. Вызывайте похоронную службу самостоятельно.
ТЕЛ. 479-911 (КРУГЛОСУТОЧНО) Сайт в интернете: www.ulritual.ru При поддержке попечительского совета по вопросам похоронного дела мэрии г. Ульяновска».
Рядом с данной статьёй приведено изображение телефонного аппарата черного цвета, а также надпись «Печальный телефон 479-911».
Ульяновским УФАС России установлено, что подобная реклама распространялась в ряде выпусков газеты «Мозаика»: № 135 (1904) от 19.11.2011, № 141 (1910) от 03.12.2011, № 144 (1913) от 10.12.2011, № 145 (1914) от 14.12.2011, № 146 (1915) от 16.12.2011, № 147 (1916) от 17.12.2011, № 150 (1919) от 24.12.2011.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рассматриваемая информация об оказании НП «Городская информационная похоронная служба», в том числе, информационных услуг в сфере ритуального обслуживания является рекламой, поскольку адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - НП «Городская информационная похоронная служба» и оказываемым им услугам. Кроме того, объектом рекламирования в данном случае являются непосредственно ритуальные услуги, оказываемые хозяйствующими субъектами в г. Ульяновске: в статье содержится призыв, в случае необходимости, воспользоваться услугами добросовестных лиц и отказаться от услуг, предлагаемых недобросовестными участниками рынка ритуальных услуг.
В рассматриваемой рекламной статье сообщается об оказании информационных и консультационных услуг, которые предоставляет конкретное юридическое лицо - НП «Городская информационная похоронная служба».
Также несостоятельным является довод партнёрства о том, что рассматриваемая статья не является рекламой также и потому, что не имеет своей целью продвижение определённого товара с целью извлечения прибыли, поскольку НП «Городская информационная похоронная служба» является некоммерческой организацией, не имеющей своей целью осуществление предпринимательской деятельности. Однако согласно ч. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В нарушение данной нормы закона в рассматриваемой статье «Городская информационная похоронная служба» позиционируется как «городская», т.е. обладающая информацией, в том числе, обо всех организациях, осуществляющих свою деятельность на рынке похоронных услуг г. Ульяновска. Как следует из пояснений представителя НП «Городская информационная похоронная служба» людям, звонящим на телефонный номер 479-911, сообщается информация, размещенная на Интернет-сайте www.ulritual.ru (также упомянутом в рекламе), в том числе, предлагается список всех хозяйствующих субъектов, оказывающих похоронные услуги на рынке г. Ульяновска, размещенных на указанном сайте. Хозяйствующим субъектам, желающим внести в упомянутый список свои данные, необходимо заполнить соответствующую анкету. Однако НП «Городская информационная похоронная служба» вышеупомянутые анкеты в ходе рассмотрения дела № 8175/05-2012 не были представлены ввиду их отсутствия, а сведения о хозяйствующих субъектах, содержащиеся на Интернет-сайте партнёрства «www.ulritual.ru», являются неполными и неточными (к примеру, на указанном сайте неверно указан адрес заявителя по рассматриваемому делу).
В статье «Городская информационная похоронная служба», размещённой в газете «Мозаика» № 141 (1910) 03.12.2011 и № 144 (1913) от 10.12.2011 указано: «Квалифицированные специалисты, прошедшие переподготовку в Институте обрядовых культур, дадут вам исчерпывающую информацию о том, как, где и что нужно сделать, чтобы достойно проводить в последний путь близкого человека». Однако, как следует из материалов дела № 8175/05-2012 в штате НП «Городская информационная похоронная служба» числится только один человек - директор общества <В...>. НП «Городская информационная похоронная служба» представлено документальное подтверждение прохождения только учредителем партнёрства <К…> обучения по программе «Государственное и муниципальное управление. Организация похоронного дела» в Институте обрядовой культуры Московской академии государственного и муниципального управления, о чём свидетельствует сертификат академии № 19558. Иные лица, в частности, диспетчеры <К…>, <Н...> и <Л…>, оказывающие НП «Городская информационная похоронная служба» возмездные услуги по договорам гражданско-правового характера, либо непосредственно директор партнёрства упомянутыми сертификатами (или иными документами), подтверждающими прохождение обучения в Институте обрядовых культур, не обладают.
Таким образом, у потребителя рассматриваемой рекламы складывается неверное впечатление об информации, которая ему сообщается, а также о лицах, её сообщающих.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В статье «Городская информационная похоронная служба», размещенной в газете «Мозаика» в № 135 (1904) от 19.11.2011, № 145 (1914) от 14.12.2011, № 146 (1915) от 16.12.2011, № 147 (1916) от 17.12.2011, № 150 (1919) от 24.12.2011, указано: «В нашем городе была создана диспетчерская многоканальная линия, через которую любой человек может получить бесплатную исчерпывающую консультацию, касающуюся сферы ритуального обслуживания, бесплатно вызвать агента на дом, что совершенно ни к чему не обязывает в дальнейшем, а также получить информацию о льготах, предусмотренных для различных категорий граждан». Вместе с тем, в штате НП «Городская информационная похоронная служба» числится только директор партнёрства. Какие-либо договоры с лицами, оказывающими ритуальные услуги в г. Ульяновске, партнёрством в материалы дела не представлены. Тем самым потребитель рекламы, желающий вызвать на дом агента для оформления договора на погребение, вводится в заблуждение, поскольку партнёрство, которое, со слов его представителя, предпринимательскую деятельность не оказывает, а преследует своей целью формирование информационного ресурса (базы) в сфере ритуальных услуг, такую услугу оказать не может. В рекламе отсутствует существенная информация о том, агенты каких хозяйствующих субъектов (либо иных лиц) могут быть направлены по телефонному звонку на номер «диспетчерской многоканальной линии». Из содержания рекламы следует, что указанные агенты представляют НП «Городская информационная похоронная служба», тогда как в штате некоммерческого партнерства агентов нет. Таким образом, реклама искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы.
Кроме того, нарушения п. 2 ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О рекламе», согласно которому в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами, в рекламе «Городская информационная похоронная служба» Ульяновское УФАС России не усматривает, поскольку в рекламе не содержится напрямую указания на одобрение объекта рекламирования органом местного самоуправления (администрацией г. Ульяновска) либо его должностным лицом.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 и ч. 7 ст. 5 указанного Федерального закона несёт рекламодатель.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В ходе рассмотрения дела № 8175/05-2012 установлено, что между ООО «Издательство «Мозаика» (исполнитель) и НП «Городская информационная похоронная служба» (заказчик) заключен договор на информационно-консультационное, рекламное обслуживание от 28.11.2011, согласно которому заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя права и обязанности по размещению информационных сообщений и/или рекламному обслуживанию заказчика. Следовательно, рекламодателем в данном случае является НП «Городская информационная похоронная служба».
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).
Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ, в редакции Федерального закона от 28.12.2009 № 380-ФЗ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (в том числе ст. 5 Федерального закона «О рекламе»), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, некоммерческим партнерством «Городская информационная похоронная служба» совершено административное правонарушение, за которое частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей на граждан; от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей - на должностных лиц и на юридических лиц - в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, степень вины лица в совершении правонарушения, его финансовое положение. В частности, учитывается то, что в данном случае нарушено право неограниченного круга потребителей рекламы (читателей газеты «Мозаика») на получение добросовестной и достоверной рекламы об оказываемых, в действительности, услугах НП «Городская информационная похоронная служба».
Обстоятельства, признаваемые смягчающими административную ответственность, отягчающими административную ответственность, отсутствуют.
Основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного также отсутствуют, поскольку правонарушение, совершенное НП «Городская информационная похоронная служба», несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламной деятельности. Также правонарушение, совершенное некоммерческим партнерством, направлено на ограничение конкуренции на рынке ритуальных услуг г. Ульяновска, поскольку из рассматриваемой рекламы следует, что добросовестные участники соответствующего рынка могут быть рекомендованы, в случае необходимости, при обращении в «Городскую информационную похоронную службу», тогда как остальные участники рынка могут являться «похоронными мошенниками». Данные обстоятельства исключают применение ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отсутствие денежных средств на расчетном счете НП «Городская информационная похоронная служба» на момент вынесения настоящего постановления, что подтверждается документами, представленными некоммерческим партнерством, не является основанием, исключающим административную ответственность, данное обстоятельство учитывается при определении размера административного штрафа.
Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 1.Признать в действиях некоммерческого партнерства «Городская информационная похоронная служба» наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 2.Назначить некоммерческому партнерству «Городская информационная похоронная служба» административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.
На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение десяти дней со дня получения копии постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней после истечения срока на обжалование постановления либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа.
Штраф уплачивается по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Ульяновской области (Управление Федеральной антимонопольной службы).
Налоговый орган: ИНН 7325002331.
Код КПП 732501001.
Номер счета получателя платежа: 40101810100000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области, г. Ульяновск, БИК 047308001.
Код бюджетной классификации 16111626000016000140.
ОКАТО 73401000000.
Наименование платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе (с указанием номера дела и постановления).
Об уплате штрафа сообщить в срок до 27.07.2012, представив в Ульяновское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа.
При неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Временно исполняющий обязанности руководителя управления
И.И.Спиридонов