Положение Совета депутатов города Димитровграда от 26.06.97 N 7/49
Ульяновская область
Положение от 26 июня 1997 года № 7/49
Положение Совета депутатов города Димитровграда от 26.06.97 N 7/49
Принято
Советом депутатов г. Димитровграда Ульяновской обл.
26 июня 1997 года
Настоящее положение определяет права, обязанности и ответственность депутата Совета депутатов города Димитровграда Ульяновской области, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности.
Глава I.Общие положения
Депутатом Совета депутатов города Димитровграда Ульяновской области (далее - "Совет") является избранный представитель населения города, уполномоченный осуществлять полномочия, предусматриваемые Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом и законами Ульяновской области, Уставом Димитровграда.
Статус депутата Совета определяется Конституцией Российской Федерации, Уставом Ульяновской области, Уставом Димитровграда, настоящим Положением и другими нормативно-правовыми актами местного самоуправления.
Депутату при осуществлении депутатской деятельности обеспечиваются условия для беспрепятственной и эффективной реализации прав и обязанностей, установленных Конституцией Российской Федерации, Уставом области, Уставом города, настоящим Положением.
При осуществлении своих полномочий депутат руководствуется интересами населения города, области, государства, федеральными и областными законами, действует в соответствии со своими убеждениями и своей предвыборной программой.
Срок полномочий депутата Совета начинается со дня избрания депутата и прекращается с момента работы Совета нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4 настоящего Положения.
Полномочия депутата прекращаются до срока в случаях: а) письменное заявление депутата о сложении своих полномочий; б) утраты депутатом гражданства Российской Федерации; в) выезда депутата на постоянное место жительства за пределы города Димитровграда; г) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата; д) признание гражданина, являющегося депутатом, недееспособным решением суда, вступившим в законную силу; е) объявления гражданина, являющегося депутатом, умершим решением суда, вступившим в законную силу; ж) отзыва депутата, проведенного в соответствии с настоящим Положением; з) признание выборов депутата недействительными решением суда, вступившим в законную силу; и) избрания его депутатом иного представительного органа государственной власти или местного самоуправления, если в течение месяца со дня избрания от него не поступило письменного заявления о сложении полномочий депутата такого органа; к) самороспуска Совета; л) смерти депутата.
Решение о прекращении полномочий депутата принимается Советом.
Депутат Совета имеет удостоверение, являющееся основным документом, подтверждающим личность и полномочия депутата и нагрудный знак, которым он пользуется в течение срока своих полномочий.
Удостоверение депутата Совета является документом, дающим ему право беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, на заседаниях избирательных комиссий, образованных в городе Димитровграде для проведения выборов и референдумов, а также право посещать все предприятия, учреждения, организации, воинские части и общественные объединения на территории города Димитровграда, независимо от их подчиненности и формы собственности.
Образцы удостоверения и нагрудного знака депутата утверждаются Советом.
По окончании срока полномочий удостоверение и нагрудный знак депутата остаются у депутата Совета на вечное хранение.
Депутат выполняет свои обязанности, работая либо на постоянной основе, либо без отрыва от основной производственной или служебной деятельности.
Депутат Совета, работающий на постоянной основе, не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Депутат имеет право быть акционером и пользоваться всеми правами согласно Закону Российской Федерации "Об акционерных обществах".
Депутат Совета не может получать гонорары за публикации и выступления в средствах массовой информации по вопросам их депутатской деятельности, участвовать в коммерческой рекламе товаров и услуг.
Формами депутатской деятельности являются: а) участие в заседаниях Совета; б) участие в работе комитетов, комиссий; в) участие в рабочих группах, комиссиях, координационных советах, других общественных формированиях, создаваемых совместно с администрацией города; г) участие в выполнении поручений Совета; д) участие в депутатских слушаниях; е) обращение с депутатскими запросами; ж) работа с избирателями; з) участие в работе депутатских объединений и групп.
Депутатская деятельность может осуществляться также в иных
формах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Ульяновской области, Уставом города, регламентом Совета.
Депутат Совета обязан соблюдать правила депутатской этики, утверждаемые Советом.
Вопросы неэтичного поведения депутатов рассматриваются мандатной комиссией.
Депутат Совета в установленном законом порядке представляет в налоговые органы по месту жительства декларацию о доходах.
Информация о нарушениях депутатами налогового законодательства рассматривается Советом, после чего она подлежит опубликованию в городских средствах массовой информации, в которых осуществляется опубликование нормативно-правовых актов органов местного самоуправления.
Глава II.Обязанности депутата совета
Депутат обязан принимать участие в заседаниях Совета, комитетов, комиссий, рабочих групп, членом которых он является. При невозможности присутствовать на заседании по уважительной причине депутат заблаговременно информирует об этом председателя Совета, комитета, комиссии, рабочей группы.
Депутат обязан поддерживать связь с избирателями своего округа, ответственен перед избирателями и подотчетен им.
Депутат обязан принимать меры по обеспечению прав, свобод, законных интересов своих избирателей; вести прием граждан, рассматривать поступившие от них предложения и жалобы способствовать, в пределах своих полномочий, правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов; изучать общественное мнение и, при необходимости, вносить предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Депутат обязан в месячный срок давать устные и письменные ответы на обращения избирателей.
Глава III.Полномочия депутата совета
Депутат Совета свободен в своих суждениях, мнениях, выражениях при осуществлении депутатских полномочий. Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом, комитетом, комиссией Совета, членом которых он является и реализует предоставленные ему права в соответствии с Регламентом Совета.
Депутат в праве присутствовать на всех заседаниях комитетов, комиссий Совета, членом которых он не является, с правом совещательного голоса.
Депутат имеет право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Совет: а) проектов нормативно-правовых документов города, проектов решений Совета; б) законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных законов; в) законопроектов, проектов постановлений о внесении изменений и дополнений в действующие законы Ульяновской области.
Предложения депутата, внесенные в порядке законодательной инициативы, подлежат обязательному рассмотрению Советом в установленном Регламентом Совета порядке.
Органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения обязаны оказывать содействие депутату Совета в решении вопросов, возникающих при осуществлении им депутатской деятельности.
О результатах выполнения поручений депутат информирует Совет или его органы, вносит предложения об устранении выявленных недостатков, отмене незаконных решений, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение законов Российской Федерации, законов Ульяновской области, нормативно-правовых актов органов местного самоуправления.
Депутат (группа депутатов) вправе обращаться с запросом.
Депутатским запросом считается обращение депутата (группы депутатов) к любым должностным лицам органов государственной власти города, местного самоуправления, должностным лицам федеральных органов государственной власти и управления, действующим на территории города (прокуратура, ГУВД, ФСБ, налоговые органы и т.д.), а также ко всем командирам и начальникам воинских частей, руководителям расположенных на территории города предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов.
Депутатский запрос вносится Председателю Совета в письменной форме до начала заседания. Внесенный запрос оглашается на заседании и по нему принимается решение Совета.
Должностное лицо или орган, к которому обращен запрос, должен дать ответ на него в устной форме на заседании Совета или в письменной форме не позднее, чем через 15 дней со дня его получения, или в иной установленной Советом срок.
Депутатские запросы, а также ответы на них публикуются в средствах массовой информации, наряду с другими официальными документами Совета.
Депутатским обращением считается обращение депутата в письменной форме к должностным лицам государственных органов власти и местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений с просьбой предоставить информацию, а также по другим вопросам, касающимся депутатской деятельности.
Все органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, организации и учреждения, осуществляющие свою деятельность на территории города, а также их должностные лица при обращении депутата по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, обязаны дать депутату ответ на его обращение или представить запрашиваемые документы в течение 3-х дней. В случае необходимости проведения, в связи с обращением депутата, дополнительных проверок или изучения каких-либо вопросов следует сообщить об этом депутату в трехдневных срок со дня получения сообщения депутата. Окончательный ответ представляется депутату не позднее 30 дней со дня получения обращения.
Депутат имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных в обращении вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов. О дне рассмотрения депутат должен быть извещен не позднее, чем за 3 дня.
Депутат Совета вправе требовать незамедлительного устранения нарушения закона, нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, а в необходимых случаях обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с требованием о пресечении нарушения.
Факт нарушения должен быть зафиксирован в протоколе, составленном самостоятельно или по его требованию представителем соответствующего правоохранительного или контрольного органа.
Должностные лица государственных и общественных органов, предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности, к которым обращено требование депутата, обязаны незамедлительно принять меры для устранения нарушения, а при необходимости - для привлечения виновного к ответственности с последующим информированием об этом депутата.
Вмешательство депутата в процессуальную деятельность органов дознания, предварительного следствия, суда по находящимся в их производстве делам не допускается.
Депутат Совета по вопросам своей депутатской деятельности пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов государственной власти, местного самоуправления, а также руководителями предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений, лицами начальствующего состава войск и воинских формирований на территории города Димитровграда по любым вопросам, отнесенным к компетенции Совета.
Депутат Совета по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, имеет право пользоваться, по предъявлению удостоверения депутата, телефонной связью, которой располагают государственные и общественные органы, предприятия, организации, учреждения, находящиеся на территории города, независимо от форм собственности, бесплатно в пределах абонентного действия связи.
Междугородние переговоры оплачиваются самим депутатом.
Почтовые и телеграфные отправления, телефонные переговоры из гостиниц и с домашних телефонов оплачиваются самим депутатом.
Депутат Совета в установленном порядке обеспечивается документами, принятыми Советом, документами, информационными и справочными материалами, распространенными городской администрацией, а также иными информационными и справочными материалами.
При обращении депутата в органы государственной власти и местного самоуправления, на предприятия, в организации, учреждения, а также в их структурные подразделения, независимо от форм собственности, должностные лица обеспечивают депутата по вопросам, связанным его депутатской деятельностью, консультациями специалистов, предоставляют ему необходимую информацию и документацию.
С документами, содержащими государственную или коммерческую тайну, депутат может быть ознакомлен после оформления подписки о ее неразглашении.
За разглашение государственной или коммерческой тайны депутат несет ответственность на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Редакции средств массовой информации, учреждаемые Советом, а также средств массовой информации, действующих на территории города, полностью или частично финансируемые из федерального, областного или местного бюджета, обязаны по письменному обращению депутата предоставить ему возможность выступления по вопросам депутатской деятельности бесплатно.
Исполнительные органы местного самоуправления (городская администрация) обеспечивают депутату необходимые условия для проведения в избирательном округе отчетов и встреч с избирателями округа. Для этого они обязаны по просьбе депутата выделить помещение.
Должностные лица местного самоуправления несут персональную ответственность за создание благоприятных условий деятельности депутатов в округах.
Глава IV.Основные гарантии депутатской деятельности
Депутат Совета обладает неприкосновенностью. На территории города Димитровграда он не может быть задержан, кроме случаев задержания на месте преступления, подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора Ульяновской области.
Правоохранительные органы, произведшие задержание депутата, обязаны содержать его отдельно от других задержанных граждан.
Освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей депутата, осуществляющего свои полномочия без отрыва от основной производственной или служебной деятельности, производится по инициативе депутата на основании его письменного уведомления. Требование каких-либо документов не допускается. Уведомление депутата служит основанием для выплаты ему среднего заработка за весь период освобождения от работы.
Депутата на срок депутатских полномочий имеет право на отсрочку от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов.
Освобождение депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности в Совете на постоянной основе производится через увольнение переводом на работу в Совет.
Военнослужащие, лица рядового и начальственного состава органов внутренних дел, работники прокуратуры, избранные депутатами и осуществляющие депутатскую деятельность в Совете на постоянной основе, приостанавливают службу в ранее занимаемых должностях на период осуществления депутатских полномочий. Условия и порядок приостановления воинской службы в органах внутренних дел и органах прокуратуры для депутата устанавливаются федеральным законом.
На основании личного заявления депутата и решения Совета он принимается на работу в Совет на постоянной оплачиваемой основе.
Депутат осуществляет свою деятельность в соответствии с "Правилами внутреннего трудового распорядка Совета", утверждаемыми Советом. Председатель Совета в соответствии с действующим законодательством о труде применяет поощрения за успехи в осуществлении депутатами их полномочий, налагает на них взыскания за нарушения трудовой дисциплины.
При осуществлении депутатом Совета депутатской деятельности на постоянной основе за ним сохраняются все права члена трудового коллектива предприятия, организации, учреждения, в котором он работал до перехода на работу в Совет.
Срок полномочий депутата засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течении трех месяцев после прекращения депутатских полномочий.
Депутату по окончании срока его полномочий, осуществляемых на постоянной оплачиваемой основе, предоставляется прежняя работа (должность), независимо от формы собственности предприятия, учреждения, организации, а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или, с его согласия, на другом предприятии, в учреждении, организации.
Депутат Совета, работающий на постоянной основе, вправе, подав заявление в Совет, осуществлять свои полномочия на непостоянной, неоплачиваемой Советом основе. В этом случае депутату предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равносильная работа (должность) на том же предприятии, учреждении, организации, независимо от форм собственности или, с согласия депутата, на другом предприятии, учреждении, организации. Депутат вправе лично подбирать себе работу, соответствующую его профессии.
Депутат, не имевший места работы, службы до избрания в Совет, по окончании депутатских полномочий сохраняет непрерывный стаж, приобретенный при осуществлении депутатских полномочий, при условии поступления на работу или службу в течение трех месяцев после прекращения депутатских полномочий.
При замене депутатов, предусмотренной Регламентом Совета, депутаты, перешедшие на осуществление депутатской деятельности на непостоянной, неоплачиваемой в Совете основе, сохраняют право на обеспечение материально-финансовых условий для осуществления ими депутатских полномочий до момента их трудоустройства, но не более, чем в течение трех месяцев.
Депутат, осуществляющий в период своих полномочий депутатскую деятельность на непостоянной основе, не может по инициативе администрации быть уволенным с работы на предприятии, учреждении или организации без согласия Совета.
Денежное вознаграждение депутата, работающего на постоянной основе состоит из должностного оклада, надбавок и премий, предусмотренных действующим законодательством.
Должностные оклады депутатов, работающих на постоянной профессиональной основе, устанавливаются в соответствии с должностными окладами по штатному расписанию, утвержденному Советом.
Председателю Совета устанавливается оклад, равный окладу Главы города.
Депутату Совета ежемесячно возмещаются расходы, связанные с осуществлением депутатской деятельности, в сумме четырех минимальных размеров оплаты труда. Данные выплаты по возмещению расходов производятся из средств городского бюджета и не облагаются подоходным налогом.
После окончания установленного срока полномочий депутату, работавшему в Совете на постоянной основе, выплачивается средняя заработная плата до момента его трудоустройства по новому месту работы, но не более, чем в течение трех месяцев.
Депутату возмещаются связанные с проживанием вне его постоянного места жительства, в связи с осуществлением им депутатской деятельности, расходы по проживанию в гостинице или найму жилого помещения в соответствии с нормативами, утвержденными Советом.
Служебная жилая площадь, предоставляемая депутату, не подлежит приватизации.
На территории города Димитровграда депутат Совета пользуется правом бесплатного проезда на всех видах пассажирского муниципального транспорта (за исключением такси и маршрутного такси) по предъявлению депутатского удостоверения.
При поездках за пределы города депутат пользуется правом внеочередного приобретения проездных документов. При предъявлении удостоверения депутата Совета агентства или транспортные кассы (как суточной так и предварительной продажи) на территории города Димитровграда обязаны вне очереди продать депутату билет на одно место в автобусе, салоне самолета, спальном или купейном вагоне поезда.
Отпуск депутату предоставляется администрацией предприятий, учреждений, организаций по месту его работы (службы) в срок, указанный в письменном заявлении депутата (в том числе и с разделением отпуска на части). Депутату предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 36 рабочих дней, за исключением тех случаев, когда законодательством предусмотрен более продолжительный отпуск.
Оплата отпуска депутатам, работающим на постоянной основе в Совете производится бухгалтерией Совета, а другим депутатам - по месту работы.
Расходы, понесенные предприятиями, учреждениями и организациями на оплату отпуска депутата большей продолжительности, чем предусмотрено по основной работе, возмещаются за счет сметы расходов Совета на основе счетов.
Депутат по решению Совета может быть направлен на учебу с сохранением среднемесячного заработка по месту основной работы. Расходы на обучение депутата возмещаются за счет сметы расходов Совета.
Расходы органов государственной власти и управления города, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, связанные с материальным обеспечением деятельности депутата, оплачиваются за счет сметы расходов Совета на основании счетов с указанием вида услуг, фамилии и номера удостоверения депутата.
Депутат Совета депутатов для содействия в осуществлении депутатских полномочий в избирательном округе может иметь не более 3-х помощников. Месячный фонд оплаты труда помощников депутата устанавливается на уровне одного должностного оклада специалиста 1-ой категории аппарата Совета. Депутат самостоятельно определяет число помощников, распределяет обязанности между ними и регулирует оплату их труда.
Полномочия, права, обязанности и порядок работы помощников депутата устанавливаются Положением, принимаемым Советом депутатов.
Для работы в избирательном округе и приема избирателей депутату на весь срок полномочий безвозмездно предоставляется помещение, оборудованное мебелью, телефоном на территории округа. Конкретное местонахождение данного помещения определяется администрацией города по согласованию с депутатом.
Глава V.Ответственность депутата за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязанностей
Депутат не менее двух раз в год обязан информировать избирателей о своей деятельности.
По требованию избирателей может быть проведен внеочередной отчет депутата.
Внеочередной отчет депутата перед избирателями проводится по инициативе трудовых коллективов предприятий (учреждений, организаций), расположенных на территории избирательного округа, либо по инициативе избирателей данного округа.
В случае, если инициатива исходит от трудового коллектива, соответствующее требование оформляется в виде решения собрания (конференции) данного коллектива.
Если инициаторами являются граждане, то они должны собрать под требованием внеочередного отчета депутата не менее 100 подписей избирателей данного округа. Форма подписного листа и порядок сбора подписей устанавливается мандатной комиссией Совета.
Требование о проведении внеочередного отчета депутата перед избирателями подается в мандатную комиссию, которая в месячный срок должна организовать собрание избирателей на территории избирательного округа с участием депутата.
Органы местного самоуправления выделяют помещение, извещают граждан о времени и месте встречи, направляют для участия во встрече своих представителей, оказывают другую помощь.
В случае нарушения законодательства, либо систематического уклонения от исполнения обязанностей депутат Совета может быть отозван избирателями. Для отзыва депутата необходимо собрать подписи за отзыв в количестве не менее 2% от числа избирателей данного округа. Подписные листы изготавливаются мандатной комиссией Совета по заявлению группы избирателей данного округа, инициирующих отзыв депутата.
Сбор подписей избирателей под требованием отзыва депутата начинается со дня получения подписных листов в мандатной комиссии и продолжается в течении одного календарного месяца. Если за это время инициативная группа собирает требуемое количество подписей, она представляет подписные листы в мандатную комиссию, которая в течении 15 дней проверяет правильность оформления и достоверность внесенных в них данных.
После проверки подписных листов мандатная комиссия вносит в Совет предложение о назначении даты голосования в округе об отзыве депутата, либо выдает инициаторам отзыва письменный мотивированный отказ.
Совет по представлению мандатной комиссии на очередном заседании назначает дату голосования по вопросу о досрочном прекращении полномочий депутата, которое проводится не позднее, чем через два месяца.
Голосование организуется и проводится избирательной комиссией города Димитровграда в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" и другими нормативными актами.
Депутат считается отозванным в случае, если за его отзыв проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании.
Глава VI.Ответственность за невыполнение требований настоящего положения
Невыполнение должностными лицами государственных и общественных органов, предприятий, организаций, учреждений законных требований депутата, либо создание препятствий в его работе, непредоставление или предоставление заведомо ложной информации, а также нарушение должностными лицами предприятий, организаций, учреждений установленных гарантий трудовых прав депутата, прав депутата из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Неправомерное воздействие на депутата, членов его семьи и других родственников, оказанное с целью повлиять на его участие в голосовании по каким-либо вопросам, а также с целью принуждения его к прекращению депутатской деятельности или изменению ее характера, если отсутствуют признаки уголовно наказуемого преступления, влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Оскорбление депутата, в том числе при исполнении депутатских обязанностей, а равно клевета в отношении депутата либо распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном виде влекут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Нарушение данного Положения, регулирующего вопросы депутатской неприкосновенности, влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Заявления или жалобу депутат на нарушение законодательства Российской Федерации, законодательства Ульяновской области и нормативно-правовых актов местного самоуправления города Димитровграда, его прав, предусмотренных настоящим Положением, рассматриваются органами прокуратуры и судами не позднее, чем в течение 15 дней со дня подачи депутатом заявления или жалобы.
Глава VII.Заключительные положения
Настоящее Положение вступает в силу со дня его утверждения Советом.
Действие части четвертой статьи 28 настоящего Положения распространяется на депутатов Совета со дня избрания депутата.
Председатель Совета депутатов
В.П.БЕЗРУКОВ