Ульяновская область
Разъяснение от 12 октября 2000 года № 34/163-2

Разъяснения порядка применения федерального и областного законодательства в части запрета использования преимуществ должностного или служебного положения в ходе подготовки и проведения выборов Главы администрации Ульяновской области, представительных органов и должностных лиц местного самоуправления Ульяновской области 24 декабря 2000 года

Принято
Избирательной комиссией Ульяновской обл.
12 октября 2000 года
    Порядок применения федерального и областного законодательства в части запрета использования должностного или служебного положения в ходе подготовки и проведения выборов Главы администрации области, представительных органов и должностных лиц местного самоуправления Ульяновской области регулируется статьями 28, 34, 35, 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), статьями 34, 35, 36, 37 Закона области "О выборах Главы администрации Ульяновской области", статьями 36, 37, 38, 39 Закона области "О выборах представительных органов и должностных лиц местного самоуправления в Ульяновской области" (далее - законы области).
    В соответствии с принципом равного избирательного права все кандидаты, зарегистрированные кандидаты на должности Главы администрации Ульяновской области, мэра города Ульяновска, глав районов, городов, в депутаты Советов депутатов обладают равными правами и несут равные обязанности.
    Кандидаты, зарегистрированные кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
    1.Согласно законодательству под использованием преимуществ должностного или служебного положения следует понимать:
    - привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию;
    - использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях;
    - использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, для проведения сбора подписей и предвыборной агитации;
    - бесплатное или на льготных условиях использование для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;
    - проведение сбора подписей, предвыборной агитации государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;
    - преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами, зарегистрированными кандидатами) к средствам массовой информации, имеющим государственное или муниципальное участие, в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации.
    2.Согласно пункту 1 статьи 36 Закона области "О выборах Главы администрации Ульяновской области" и пункту 1 статьи 38 Закона области "О выборах представительных органов и должностных лиц местного самоуправления в Ульяновской области" зарегистрированные кандидаты, замещающие государственные должности категории "А" и выборные муниципальные должности, вправе продолжать выполнение должностных обязанностей, но вести предвыборную агитацию они могут только в свободное от исполнения должностных обязанностей время.
    Согласно Кодексу законов о труде Российской Федерации к указанному выше свободному от исполнения должностных или служебных обязанностей времени относятся перерыв для отдыха и питания, выходные и праздничные дни, дни отпуска.
    Постановлением Главы администрации области от 09.02.98 N 20 в перечень государственных должностей Ульяновской области категории "А" включены должности:
    - Главы администрации области;
    - первого заместителя Главы администрации области;
    - заместителя Главы администрации области;
    - Председателя Законодательного Собрания области;
    - первого заместителя, заместителя Председателя Законодательного Собрания области;
    - председателя, заместителя председателя комитета (комиссии) Законодательного Собрания области (депутата, замещающего должность на постоянной основе);
    - члена комитета (комиссии) Законодательного Собрания области (депутата, замещающего должность на постоянной основе);
    - председателя, заместителя председателя, секретаря Избирательной комиссии области.
    В соответствии с Реестром муниципальных должностей Ульяновской области, утвержденным Законом области "Об основах муниципальной службы в Ульяновской области", к выборным муниципальным должностям относятся должности:
    - главы муниципального образования (глава города, района, мэр города Ульяновска);
    - председателя представительного органа местного самоуправления (Совета депутатов района, города), работающего на постоянной основе;
    - заместителя председателя представительного органа местного самоуправления (Совета депутатов района, города), работающего на постоянной основе.
    Другими словами, лица, замещающие указанные выше должности, будучи зарегистрированными кандидатами, вправе быть освобожденными от исполнения должностных обязанностей в порядке, предусмотренном законами области, однако обязанность ухода в отпуск зарегистрированного кандидата, одновременно являющегося депутатом, выборным должностным лицом, на них не распространяется.
    Согласно федеральному и областному законодательству соблюдение зарегистрированными кандидатами, являющимися одновременно депутатами, выборными должностными лицами, ограничений на использование преимуществ должностного положения не должно препятствовать выполнению ими своих полномочий и обязанностей перед избирателями.
    3.Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации по трудовому или гражданско - правовому договору, должны быть освобождены от выполнения своих служебных обязанностей на время их участия в выборах. К числу таких муниципальных служащих, в числе прочих, относятся исполняющие обязанности глав Базарносызганского и Барышского районов, которые являются действующими заместителями глав администраций, и глава администрации Карсунского района. Освобождение указанных лиц от выполнения служебных обязанностей на время их участия в выборах обязательно и оформляется приказом или распоряжением руководителя учреждения, организации сразу после принятия решения о регистрации. При этом инициатива освобождения должна исходить от зарегистрированного кандидата, который обязан подать заявление на имя руководителя учреждения, организации. Зарегистрированный кандидат освобождается от выполнения служебных обязанностей на срок со дня его регистрации соответствующей избирательной комиссией до дня официального опубликования результатов выборов, а в случае, если зарегистрированный кандидат снимет свою кандидатуру либо в случае отмены регистрации кандидата, - до дня выбытия зарегистрированного кандидата.
    Зарегистрированные кандидаты представляют заверенную копию приказа (распоряжения) в соответствующую избирательную комиссию не позднее трех дней со дня регистрации.
    Учитывая, что выборный закон определил освобождение от работы как временное, согласно статьям 66-68 Кодекса законов о труде Российской Федерации, зарегистрированный кандидат освобождается от выполнения служебных обязанностей путем предоставления отпуска (оплачиваемого или без сохранения заработной платы). Форму освобождения от выполнения служебных обязанностей зарегистрированный кандидат выбирает самостоятельно.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Закона области "О выборах Главы администрации Ульяновской области" в случае освобождения от выполнения служебных обязанностей зарегистрированного кандидата на должность Главы администрации Ульяновской области, находящегося на государственной или муниципальной службе, работающего в средствах массовой информации, Избирательная комиссия Ульяновской области за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов Главы администрации Ульяновской области, выплачивает зарегистрированному кандидату денежную компенсацию в размере среднего заработка или иного регулярного дохода, но не более 20-кратного минимального размера оплаты труда в месяц (согласно письму Минтруда РФ от 11.08.2000 г. N 5836-870 минимальный размер исчисляется из ставки 83 руб. 49 коп.). Для исчисления среднего заработка расчетным периодом являются три календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу, в котором проводилась регистрация кандидата.
    Согласно пункту 1 статьи 39 Закона области "О выборах представительных органов и должностных лиц местного самоуправления в Ульяновской области", если зарегистрированный кандидат в депутаты Совета, на должность главы района, города, мэра города Ульяновска является государственным или муниципальным служащим или работает в средствах массовой информации и освобожден от выполнения служебных обязанностей без сохранения заработной платы, то соответствующая избирательная комиссия выплачивает зарегистрированному кандидату денежную компенсацию в размере среднего заработка или иного регулярного дохода, но не более семикратного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на день назначения выборов, то есть не более 584 руб. 43 коп. Для исчисления среднего заработка расчетным периодом являются три календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу, в котором проводилась регистрация кандидата.
    Зарегистрированный кандидат, не замещающий должность муниципальной и государственной службы, не работающий в средствах массовой информации, имеет право по заявлению быть освобожденным от работы, службы в любой день и на любое время в период со дня его регистрации кандидатом до дня официального опубликования общих результатов выборов. Денежная компенсация выплачивается зарегистрированному кандидату за время освобождения от основной работы на основании приказа по основному месту его работы (службы) только в случае предоставления неоплачиваемого отпуска. Если зарегистрированный кандидат находится в очередном оплачиваемом отпуске, указанная компенсация ему не выплачивается.
    Зарегистрированный кандидат со дня регистрации до дня официального опубликования результатов выборов не может быть уволен по инициативе администрации (работодателя) с работы, службы или без его согласия переведен на другую работу. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.
    4.Если зарегистрированный кандидат, находящийся на государственной, муниципальной службе либо работающий в СМИ, продолжает исполнять служебные обязанности в период участия в выборах, это является основанием для отмены регистрации зарегистрированного кандидата.