Ульяновская область
Инструкция от 27 сентября 1999 года

Инструкция о порядке предоставления зарегистрированным кандидатам в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области второго созыва эфирного времени и печатной площади в государственных, муниципальных средствах массовой информации для проведения предвыборной агитации

Принята
Избирательной комиссией Ульяновской обл.
27 сентября 1999 года
    В редакции
  • от 15.05.2000 № 14/44-2.
  1. I.Общие положения

  2. 1.1.Настоящая Инструкция разработана в соответствии с требованиями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 года) и Закона области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области" (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом области от 24 июня 1999 года) - (далее - Закон области).
    Инструкция регламентирует условия и порядок использования государственных, муниципальных средств массовой информации (далее - СМИ) для проведения предвыборной агитации.
    1.2.Государственные, муниципальные СМИ (СМИ с государственным, муниципальным участием) - организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание на территории избирательного округа, редакции периодических печатных изданий (периодические печатные издания), распространяемых на территории избирательного округа, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения и (или) которые финансируются не менее чем на 15 процентов от собственного бюджета за год до назначения выборов за счет средств, выделенных органами государственной власти области, органами местного самоуправления.
    1.3.Список этих СМИ опубликовывается Избирательной комиссией Ульяновской области не позднее чем за 70 дней до дня проведения голосования на основании сведений, представленных Управлением печати и информации администрации области (опубликован в "Народной газете" 21 сентября 1999 года).
    1.4.СМИ не относятся к самостоятельным субъектам предвыборной агитации. Они не ведут агитацию, а предоставляют эфирное время и печатную площадь в определенном законом порядке зарегистрированным кандидатам.
    1.5.При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации: агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные федеральными законами.
    1.6.СМИ обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам равные возможности проведения предвыборной агитации.
    1.7.Зарегистрированный кандидат вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через СМИ в соответствии с Законом области.
    1.8.СМИ не вправе допускать обнародование (опубликование) информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов, если эти СМИ не могут предоставить зарегистрированному кандидату возможность обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации.
    1.9.Предвыборная агитация в СМИ начинается после завершения регистрации всех кандидатов и проведения жеребьевки между зарегистрированными кандидатами с целью распределения бесплатного эфирного времени и печатной площади и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня выборов (с 24 ноября по 17 декабря 1999 года).
    1.10.Журналистам, другим творческим работникам, а также должностным лицам редакций СМИ Законом области запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через СМИ, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.
  3. II.Порядок предоставления эфирного времени

  4. 2.1.Зарегистрированные кандидаты имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах ГТРК "Волга" в течение 25 дней, предшествующих дню выборов (с 24 мая по 16 июня 2000 года).
    2.2.Предвыборная агитация на каналах ГТРК "Волга" начинается после окончания регистрации кандидатов (18 мая 2000 года) и проведения жеребьевки, заявки на участие в которой подаются в ГТРК "Волга" зарегистрированными кандидатами не позднее 17 часов 21 мая 2000 года.
    2.3.Жеребьевка проводится 23 мая 2000 года в 14 часов на заседании Избирательной комиссии Ульяновской области с участием председателей окружных избирательных комиссий, зарегистрированных кандидатов либо их представителей, полномочия которых удостоверены надлежащим документом, в порядке, определенном Комиссией.
    (пункты 2.1, 2.2, 2.3 в ред. постановления Избирательной комиссии Ульяновской области от 15.05.2000 N 14/44-2)
    2.4.Результаты жеребьевки оформляются протоколом.
    2.5.Бесплатное эфирное время предоставляется на период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию.
    2.6.Общий объем бесплатного эфирного времени, выделяемого каждой организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, для проведения предвыборной агитации, должен быть не менее 30 минут в рабочие дни, а в случае, если общее время вещания этой организации составляет менее двух часов, - не менее одной четвертой общего объема времени вещания.
    2.7.Минимальный объем бесплатного эфирного времени, выделяемого ГТРК "Волга" для предвыборной агитации на повторных или дополнительных выборах, определяется путем деления общего объема эфирного времени, выделяемого в период проведения основных выборов с учетом количества рабочих дней в соответствующий период, на 25 округов и умножения на количество избирательных округов, в которых проводятся повторные выборы или дополнительные выборы.
    Полученный объем эфирного времени распределяется пропорционально между зарегистрированными кандидатами, подавшими заявки на участие в жеребьевке в установленные сроки.
    Указанное в пунктах 2.6, 2.7 настоящей Инструкции бесплатное эфирное время распределяется между зарегистрированными кандидатами на равных основаниях (по продолжительности выступления, времени выхода в эфир и другим условиям).
    2.8.Не менее одной трети от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени отводится зарегистрированным кандидатам для совместного проведения дискуссий, "круглых столов" и иных аналогичных агитационных мероприятий.
    2.9.К использованию указанной в пункте 2.8 доли бесплатного эфирного времени все зарегистрированные кандидаты допускаются на равных основаниях.
    2.10.В случае отказа одного или нескольких зарегистрированных кандидатов от участия в совместных агитационных мероприятиях объем выделяемого бесплатного эфирного времени для таких кандидатов не восполняется.
    2.11.Государственные, муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, обязаны резервировать платное эфирное время для проведения агитации зарегистрированными кандидатами. Общий объем резервируемого платного времени не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, выделяемого в соответствии с пунктом 2.6.
    2.12.Платное эфирное время предоставляется на УСЛОВИЯХ договора соответствующему зарегистрированному кандидату за плату по его требованию. При этом каждый вправе получить из общего объема зарезервированного эфирного времени время в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов.
    2.13.В договорах о предоставлении платного эфирного времени должны быть указаны следующие условия: вид (форма) предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплаты, формы и условия участия журналиста (ведущего) в процессе теле-, радиопередачи. После выполнения условий договора оформляются акт выполнения работ и соответствующая справка об использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение обязательств по договору с указанием программы вещания, названия передачи и времени ее выхода в эфир.
    2.14.Платежное поручение учреждению Сбербанка о перечислении средств в оплату стоимости эфирного времени в полном объеме должно быть представлено зарегистрированным кандидатом не позднее чем за 2 дня до дня предоставления эфирного времени. В случае нарушения указанного условия предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания не допускается.
    2.15.В случае, если в ходе использования платного эфирного времени зарегистрированный кандидат нарушит условия, установленные настоящей Инструкцией, организация телерадиовещания вправе обратиться в суд с требованием о расторжении договора на предоставление эфирного времени. В случае расторжения договора организация телерадиовещания не вправе использовать высвободившееся эфирное время для целей предвыборной агитации.
    2.16.Оплата зарегистрированными кандидатами платного эфирного времени осуществляется на равных условиях исключительно через соответствующие избирательные фонды кандидатов.
    2.17.При использовании в ходе предвыборной агитации политической рекламы <*> объем последней не должен превышать десяти процентов общего объема бесплатного, а равно и платного эфирного времени.
    -------------------------------
    <*> Политическая реклама - предвыборная агитационная информация о зарегистрированных кандидатах с использованием средств и приемов, отличающих рекламные материалы от других видов и жанров информации (преобладание эмоционального воздействия над смысловым, броскость, лаконизм, повторяемость), с целью формирования общественного мнения как в пользу, так и против тех или иных кандидатов.
    2.18.Теле- и радиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, запрещается прерывать рекламой товаров, работ и услуг.
    2.19.В информационных теле- и радиопрограммах сообщение о проведении предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами дается исключительно отдельным блоком, как правило, в начале указанных программ, без комментариев.
    2.20.В информационных блоках теле- и радиопрограмм недопустимо отдавать предпочтение какому бы то ни было кандидату, в том числе по времени освещения их агитационной деятельности.
    2.21.Теле- и радиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, выпускаются в эфир с параллельной видео- и аудиозаписью, которая хранится в соответствующих организациях, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, в течение шести месяцев со дня выхода указанных программ в эфир и передается соответствующим избирательным комиссиям в случае подачи заявления (жалобы) на нарушение правил ведения предвыборной агитации.
    2.22.Расходы организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, связанные с предоставлением зарегистрированным кандидатам бесплатного эфирного времени, покрываются за счет средств текущего бюджетного финансирования этих организаций.
  5. III.Порядок предоставления печатной площади и публикации агитационных предвыборных материалов

  6. 3.1.Редакции периодических печатных изданий с государственным, муниципальным участием выделяют на равных условиях (по размерам предоставляемой печатной площади, месту на полосе, виду шрифта и другим значимым условиям) печатные площади для публикации материалов зарегистрированных кандидатов.
    3.2.Общий размер выделяемых площадей должен составлять не менее 25 процентов от общего объема печатных площадей издания, при этом не менее 40 процентов этой печатной площади должно предоставляться бесплатно за счет средств текущего бюджетного финансирования изданий.
    Минимальный объем печатных площадей, выделяемых редакциями периодических печатных изданий зарегистрированным кандидатам на повторных и дополнительных выборах, определяется путем деления продекларированной редакциями общей печатной площади, выделяемой в период проведения основных выборов, на 25 избирательных округов и умножения на количество избирательных округов, в которых проводятся повторные или дополнительные выборы.
    Полученный объем печатной площади распределяется пропорционально между зарегистрированными кандидатами, подавшими заявки на участие в жеребьевке в установленные сроки.
    3.3.Предоставление зарегистрированным кандидатам печатных площадей за плату производится на условиях договора по их требованиям. Размер оплаты должен быть единым для всех зарегистрированных кандидатов.
    3.4.Каждый зарегистрированный кандидат вправе получить печатную площадь в пределах доли, полученной в результате деления общего объема печатных площадей, предоставляемых бесплатно или за плату, на общее число зарегистрированных кандидатов, подавших заявки на участие в жеребьевке по распределению бесплатной или платной печатной площади.
    Дата опубликования агитационного печатного материала зарегистрированного кандидата определяется на жеребьевке, проводимой государственной или муниципальной редакцией периодического печатного издания с участием зарегистрированных кандидатов в депутаты либо их уполномоченных соответствующим образом представителей не ранее 19 мая и не позднее 21 мая 2000 года.
    Сроки окончания приема заявок на участие в жеребьевке устанавливаются редакциями самостоятельно, с обязательным опубликованием сообщения об этом в печатном органе, но не могут быть ранее чем 19 мая 2000 года.
    Результаты жеребьевки оформляются протоколом, который в течение двух дней направляется в Избирательную комиссию Ульяновской области.
    Результаты проведения жеребьевки и даты опубликования агитационных материалов зарегистрированными кандидатами опубликовываются в периодическом печатном издании, редакция которого проводила жеребьевку, не позднее 23 мая 2000 года.
    3.5.Во всех материалах, помещаемых в периодических печатных изданиях с государственным, муниципальным участием и оплачиваемых из средств избирательного фонда зарегистрированного кандидата, должна помещаться информация о том, из избирательного фонда какого зарегистрированного кандидата была произведена оплата соответствующей публикации.
    3.6.В случае бесплатной публикации материалов должно быть помещено указание на факт бесплатности данной публикации, а также указание на то, какому зарегистрированному кандидату была предоставлена такая возможность.
    3.7.Публикация предвыборных агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями.
  7. IV.Организация контроля, ответственность за нарушения правил проведения предвыборной агитации

  8. 4.1.Контроль за соблюдением порядка проведения предвыборной агитации, установленного законом области и настоящей Инструкцией, осуществляется Избирательной комиссией Ульяновской области, окружными и территориальными избирательными комиссиями.
    4.2.В случае нарушения СМИ установленных Законом области правил проведения предвыборной агитации соответствующая окружная избирательная комиссия вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области СМИ, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакции периодического печатного издания к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
    4.3.Непредоставление зарегистрированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации опровержение или разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации в теле-, радиопрограммах и периодических печатных изданиях с государственным, муниципальным участием, которые обнародовали (опубликовали) информацию, способную нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, может являться основанием для привлечения этих СМИ и их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
    4.4.В случае нарушения зарегистрированным кандидатом правил проведения предвыборной агитации, установленных законом области, окружная избирательная комиссия своим решением выносит предупреждение зарегистрированному кандидату либо обращается в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, при этом окружная избирательная комиссия вправе также отменить решение о регистрации кандидата. Соответствующее решение окружной избирательной комиссии передается в СМИ.