Ульяновская область
Инструкция от 06 ноября 1996 года

Инструкция о порядке предоставления эфирного времени на канале региональной государственной телерадиокомпании «Волга» кандидатам на должность Главы администрации Ульяновской области, избирательным объединениям, инициативным группам избирателей и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях"

Принята
Избирательной комиссией Ульяновской обл.
06 ноября 1996 года
    1.Общие положения
    1.1.Настоящая инструкция издана в соответствии с требованиями федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", "О средствах массовой информации", Закона "О выборах Главы администрации Ульяновской области", инструкций и рекомендаций Центральной избирательной комиссии и регламентирует порядок и условия использования государственных средств массовой информации (далее СМИ) для проведения предвыборной агитации.
    1.2.Должностные лица государственных органов и лица, находящиеся на государственной и муниципальной службе, зарегистрированные кандидатами на должность Главы администрации Ульяновской области, не должны в период предвыборной агитации пользоваться преимуществом своего служебного положения для ограничения права других кандидатов на равные условия доступа к СМИ, а также использовать выступления, пресс-конференции и интервью по вопросам служебной деятельности для прямой агитации в пользу своей кандидатуры, критики предвыборных программ своих соперников.
    1.3.Государственные СМИ, их должностные лица в период предвыборной агитации обязаны обеспечивать равные условия доступа кандидатов на должность Главы администрации Ульяновской области к СМИ, а также воздерживаться от проявлений какого-либо предпочтения тому или иному кандидату при участии его в агитационных предвыборных мероприятиях.
    1.4.Кандидаты на должность Главы администрации Ульяновской области, избирательные объединения, инициативные группы избирателей при проведении предвыборной агитации через СМИ несут установленную законом ответственность за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов.
    1.5.В настоящей Инструкции используются следующие термины:
    - предвыборная агитация через СМИ - деятельность граждан, кандидатов на должность Главы администрации Ульяновской области, избирательных объединений, инициативных групп избирателей и других участников избирательного процесса по подготовке и распространению через СМИ в установленных законом формах информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов;
    - виды предвыборной агитации - выступление, интервью, пресс-конференция, "горячая линия", дебаты, "круглый стол", политическая реклама, показ телеочерков, видеофильмов (за исключением художественных) о кандидате;
    - выступление - личное обращение (монолог) кандидата на должность Главы администрации Ульяновской области, представителя избирательного объединения, инициативной группы избирателей к избирателям с изложением предвыборной программы кандидата, если оно проходит вне рамок других видов предвыборной агитации;
    - интервью - ответы кандидата на должность Главы администрации Ульяновской области, представителя избирательного объединения, инициативной группы избирателей на вопросы, заданные им журналистами государственных СМИ в ходе личной встречи;
    - пресс-конференция - изложение кандидатом на должность Главы администрации Ульяновской области, представителем избирательного объединения, инициативной группы избирателей предвыборной программы перед представителями СМИ, включая ответы на вопросы журналистов;
    - "горячая линия" - ответы кандидатов на должность Главы администрации Ульяновской области, представителей избирательного объединения, инициативной группы избирателей на вопросы телезрителей, радиослушателей, задаваемые ими в прямом эфире;
    - дебаты - публичный обмен мнениями двух и более кандидатов на должность Главы администрации Ульяновской области, представителей избирательного объединения, инициативной группы избирателей по широкому кругу общественно-значимых проблем, решение которых предлагается в предвыборных программах кандидатов;
    - "круглый стол" - обмен мнениями, вопросами, ответами между кандидатами на должность Главы администрации Ульяновской области, представителями избирательных объединений, инициативных групп избирателей и представителями СМИ, телезрителями, радиослушателями, читателями в рамках проводимых предвыборных агитационных мероприятий;
    - политическая реклама - распространяемая участниками избирательного процесса через СМИ информация о кандидатах на должность Главы администрации Ульяновской области с использованием средств и приемов, отличающих рекламные материалы от других видов и жанров информации (преобладание эмоционального воздействия над мыслями, броскость, лаконизм, повторяемость), с целью формирования общественного мнения как за, так и против тех или иных кандидатов;
    - информационная программа - телерадиопрограмма, периодически транслируемая телерадиокомпаниями и содержащая информацию о текущих событиях и новостях;
    - государственная телерадиокомпания - телерадиокомпания любой организационно-правовой формы, учредителем (соучредителем) которой является орган государственной власти;
    - региональная государственная телерадиокомпания - государственная телерадиокомпания "Волга" (далее ГТРК "Волга");
    - муниципальная телерадиокомпания (далее муниципальная ТРК) - телерадиокомпания, одним из учредителей (соучредителей) которой является орган местного самоуправления;
    - периодическое печатное издание с государственным участием - печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого является орган государственной власти, государственные предприятие, учреждение, организация, либо издание, которое финансируется полностью или частично (не менее двадцати пяти процентов) за счет средств федерального бюджета, областного бюджета;
    - муниципальное периодическое печатное издание - печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого является орган местного самоуправления, муниципальные предприятие, учреждение, организация, либо издание, которое финансируется полностью или частично (не менее двадцати пяти процентов) за счет средств местного бюджета.
    1.6.Перечень региональной, муниципальных ТРК, периодических печатных изданий с государственным участием и муниципальных периодических печатных изданий печатается избирательной комиссией области по представлению областного Управления печати и информации (опубликован в "Народной газете" 11 октября 1996 года).
    2.Порядок предоставления эфирного времени на каналах ГТРК "Волга"
    2.1.Кандидаты на должность Главы администрации Ульяновской области, зарегистрированные избирательной комиссией Ульяновской области, избирательные объединения, инициативные группы избирателей, выдвинувшие зарегистрированных кандидатов, для проведения предвыборной агитации вправе использовать региональную ГТРК и муниципальные ТРК.
    2.2.Кандидаты на должность Главы администрации Ульяновской области имеют право на предоставление им бесплатного и платного эфирного времени на канале ГТРК "Волга" на равных основаниях (продолжительность предоставляемого эфирного времени, время выхода в эфир, размер и порядок оплаты эфирного времени, иные условия).
    2.3.Бесплатное эфирное время на канале ГТРК "Волга" предоставляется кандидатам на должность Главы администрации Ульяновской области в период с 20 ноября по 20 декабря 1996 года.
    2.4.Общий объем бесплатного эфирного времени, предоставляемого ГТРК "Волга" ежедневно по рабочим дням, должен составлять 20 минут эфирного времени. Общий объем бесплатного эфирного времени, предоставляемого каждому кандидату на должность Главы администрации Ульяновской области, должен составлять 20 минут.
    2.5.Основанием для предоставления кандидату на должность Главы администрации Ульяновской области бесплатного эфирного времени на канале ГТРК "Волга" является письменное заявление кандидата, представляемое непосредственно в телерадиокомпанию не позднее 18 часов 12 ноября 1996 года.
    2.6.Бесплатное эфирное время кандидатам на должность Главы администрации Ульяновской области на канале ГТРК "Волга" предоставляется в соответствии с утвержденным избирательной комиссией Ульяновской области графиком. График предоставления эфирного времени с указанием конкретной даты и времени выхода в эфир каждого кандидата составляется руководством ГТРК "Волга" по результатам жеребьевки, проводимой избирательной комиссией Ульяновской области среди кандидатов или по их поручению, уполномоченных представителей избирательных объединений, инициативных групп избирателей, выдвинувших кандидатов в присутствии членов избирательной комиссии области, представителей ГТРК "Волга" не позднее 13 ноября 1996 года. После утверждения графика предоставления эфирного времени заявления кандидатов на предоставление им эфирного времени на канале ГТРК "Волга" не принимаются и не рассматриваются.
    2.7.График предоставления бесплатного эфирного времени кандидатам на должность Главы администрации Ульяновской области подлежит обнародованию СМИ не позднее чем на второй день после утверждения графика избирательной комиссией Ульяновской области.
    2.8.Отказ руководства ГТРК "Волга" в предоставлении бесплатного эфирного времени кандидату на должность Главы администрации Ульяновской области, нарушение установленного законом принципа равных условий использования СМИ для предвыборной агитации заинтересованная сторона может обжаловать в избирательную комиссию Ульяновской области либо в суд.
    2.9.Кандидат на должность Главы администрации Ульяновской области в соответствии с согласованным с телерадиокомпанией видом предвыборной агитации в пределах предоставляемого бесплатного эфирного времени самостоятельно определяет форму, характер и содержание информации.
    2.10.Платное эфирное время кандидатам на должность Главы администрации Ульяновской области предоставляется ГТРК "Волга" и муниципальными ТРК на основании заключенных с ними договоров. Соотношение продолжительности бесплатного и платного эфирного времени, предоставляемого кандидатам на канале ГТРК "Волга", определяется ее техническими и программными возможностями. Расходы на оплату эфирного времени, предоставляемого кандидатам на канале ГТРК "Волга" и муниципальных ТРК, осуществляется из средств избирательных фондов кандидатов.
    2.11.ГТРК "Волга" и муниципальные ТРК должны публично объявить (декларировать) размер оплаты предоставляемого эфирного времени не позднее 10 ноября 1996 года.
    2.12.В договорах между кандидатами на должность Главы администрации Ульяновской области и телерадиокомпаниями на предоставление эфирного времени за оплату должны быть указаны следующие условия: вид предвыборной агитации, время выхода в эфир, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплаты, а также другие условия. Оплата эфирного времени должна производиться до его предоставления. При непоступлении денежных средств на счет телерадиокомпании, предоставление эфирного времени не допускается. В случае, если кандидат нарушит условия заключенного договора, соответствующая телерадиокомпания вправе в установленном порядке расторгнуть с ним договор, а высвободившееся эфирное время продать или использовать по своему усмотрению при соблюдении принципа равных условий доступа кандидатов к государственным СМИ.
    2.13.Основанием для предоставления платного эфирного времени кандидату на должность Главы администрации Ульяновской области является письменное заявление кандидата, представляемое непосредственно в телерадиокомпанию. Предоставление эфирного времени за плату кандидатам на каналах телерадиокомпаний осуществляется согласно графикам, составленным телерадиокомпаниями.
    2.14.Телерадиокомпания назначает ведущих предвыборных телерадиопередач и информирует об этом их участников при опубликовании графика предоставления эфирного времени или при заключении соответствующего договора.
    2.15.Избирательное объединение, инициативная группа избирателей, выдвинувшие и зарегистрировавшие в избирательной комиссии Ульяновской области кандидата на должность Главы администрации Ульяновской области, по согласованию с кандидатом могут получить платное эфирное время на каналах ГТРК "Волга" и муниципальных ТРК. Оплата по договорам производится из средств избирательных фондов кандидатов.
    2.16.Телерадиокомпании обязаны вести учет бесплатного и платного эфирного времени, выделяемого кандидатам на должность Главы администрации Ульяновской области и по письменным запросам избирательной комиссии Ульяновской области информировать ее о предоставлении эфирного времени, а также направлять ей копии соответствующих договоров.
    2.17.Телерадиокомпании не вправе прерывать телерадиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию. Ведущий согласовывает с участниками передачи порядок ее проведения, следит за соблюдением согласованного порядка, предлагает кандидату ответить на вопросы, а также на вопросы, поставленные другими участниками предвыборных телерадиопередач либо телезрителями, радиослушателями. Ведущий во время проведения предвыборных телерадиопередач не вправе:
    - нарушать согласованный с участниками передачи порядок ее проведения, ограничивать время выступления кандидата, представителя избирательного объединения, инициативной группы избирателей, если иное не предусмотрено порядком ведения передачи, согласованным с его участниками, либо если это не обусловлено окончанием эфирного времени, предназначенного для данной передачи;
    - отдавать предпочтение кому-либо из участников предвыборных телерадиопередач.
    В случае нарушения кандидатом, представителем избирательного объединения, инициативной группы избирателей требований законодательства о недопустимости злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации ведущий вправе указать участнику передачи на противоправный характер его действий и напомнить о предусмотренной законом ответственности.
    2.18.Участник предвыборных телерадиопередач обязан:
    - соблюдать выработанный порядок проведения передачи;
    - вести дискуссию в рамках этических и нравственных норм, не допускать оскорбительных, заведомо ложных, унижающих честь и достоинство высказываний в адрес других участников передачи;
    - подчиняться обоснованным требованиям ведущего.
    2.19.Все телерадиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, выпускаются в эфир с параллельной видеозаписью, которая хранится в телерадиокомпании в течение шести месяцев со дня выхода указанных программ в эфир и по запросу соответствующей избирательной комиссии предоставляется ей не позднее чем в течение трех дней со дня обращения.
    3.Порядок публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием и в муниципальных периодических печатных изданиях
    3.1.Кандидаты на должность Главы администрации Ульяновской области, зарегистрированные избирательной комиссией Ульяновской области, а также избирательные объединения, инициативные группы избирателей, выдвинувшие зарегистрированных кандидатов, вправе использовать для публикации агитационных предвыборных материалов на платной основе периодические печатные издания с государственным участием и муниципальные периодические печатные издания, за исключением "Народной газеты". В случае, если кандидаты, избирательные объединения, инициативные группы избирателей используют учрежденные ими периодические печатные издания, то финансирование публикаций агитационных предвыборных материалов в указанных печатных изданиях должно осуществляться через избирательные фонды кандидатов на должность Главы администрации Ульяновской области.
    3.2.Периодические печатные издания, предоставив за плату кандидату, избирательному объединению, инициативной группе избирателей место на полосе, не вправе отказать другому участнику предвыборной агитации в месте на полосе на тех же условиях. Данное положение не распространяется на периодические печатные издания, учрежденные кандидатами, избирательными объединениями, инициативными группами избирателей.
    3.3.Кандидатам на должность Главы администрации Ульяновской области, избирательным объединениям, инициативным группам избирателей время для публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях предоставляется в период с 20 ноября по 20 декабря 1996 года. Объем публикаций агитационных предвыборных материалов не может превышать десяти процентов от общего объема разового выпуска печатного издания.
    3.4.Основанием для публикации агитационных предвыборных материалов кандидата на должность Главы администрации Ульяновской области, избирательного объединения, инициативной группы избирателей является регистрационное свидетельство уполномоченного представителя избирательного объединения, инициативной группы избирателей, а также письменное заявление кандидата либо лица, получившего от кандидата письменное поручение, или уполномоченного представителя избирательного объединения, инициативной группы избирателей, а также письменное заявление кандидата либо лица, получившего от кандидата письменное поручение, или уполномоченного представителя избирательного объединения, инициативной группы избирателей на имя руководителя редакции соответствующего печатного издания, представленное в печатное издание.
    3.5.Кандидатам на должность Главы администрации Ульяновской области, избирательным объединениям, инициативным группам избирателей газетная площадь за плату предоставляется соответствующими редакциями на основании заключаемых между ними договоров. В договорах должны быть указаны следующие условия: вид и сроки публикаций, их объем, размер и порядок оплаты предоставляемых печатных площадей, другие условия. Расходы на оплату печатной площади, предоставленной кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам избирателей, осуществляются кандидатами из средств их избирательных фондов. Оплата должна производиться до предоставления места на полосе. При непоступлении денежных средств на счет печатного издания предоставление газетной площади не допускается.
    3.6.Редакции периодических печатных изданий обязаны вести учет публикаций агитационных предвыборных материалов кандидатов на должность Главы администрации Ульяновской области, избирательных объединений, инициативных групп избирателей и по письменным запросам соответствующих избирательных комиссий информировать их о предоставлении газетной площади, а также направлять им копии соответствующих договоров.
    3.7.Кандидат на должность Главы администрации Ульяновской области, избирательное объединение, инициативная группа избирателей самостоятельно определяют форму предвыборной агитации, содержание агитационных предвыборных материалов, соблюдая при этом требования законодательства о выборах и СМИ. Изменение текста материалов редакциями печатных изданий без согласования с авторами не допускается.
    3.8.Периодические печатные издания, учрежденные представительной, исполнительной и судебной властью исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, законов и иных актов, не вправе публиковать агитационные предвыборные материалы кандидатов на должность Главы администрации Ульяновской области, избирательных объединений, инициативных групп избирателей.
    3.9.Кандидаты на должность Главы администрации Ульяновской области имеют право на одну бесплатную публикацию предвыборного агитационного материала в "Народной газете". Основанием для публикации предвыборного агитационного материала является письменное заявление кандидата, которое он направляет в редакцию газеты до 12 ноября 1996 года. Согласно поданным заявлениям избирательная комиссия области по результатам жеребьевки утверждает график публикаций агитационных материалов кандидатов на должность Главы администрации Ульяновской области.
    4.Организация контроля, разрешение споров, ответственность
    4.1.Контроль за соблюдением порядка проведения предвыборной агитации, установленного законом и настоящей инструкцией, осуществляется избирательной комиссией Ульяновской области и территориальными избирательными комиссиями. Избирательные комиссии образуют группы контроля за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации в СМИ. Состав группы формируется из числа членов соответствующей избирательной комиссии, в том числе и членов комиссии с правом совещательного голоса, а также специалистов в области права и журналистики. Группа контроля рассматривает жалобы и заявления участников избирательного процесса, проводит плановые проверки состояния предвыборной агитации, готовит материалы на заседания избирательной комиссии.
    4.2.В случае нарушения установленного порядка проведения предвыборной агитации участниками избирательного процесса избирательные комиссии вправе требовать от компетентных органов пресечения противоправной деятельности. В случае совершения указанных нарушений избирательная комиссия области вправе обращаться в суд с предложением об отмене решения регистрации кандидатов на должность Главы администрации Ульяновской области.
    4.3.Избирательная комиссия области имеет право заслушивать доклады руководителей государственных СМИ о соблюдении требований Закона "О выборах Главы администрации Ульяновской области" и настоящей Инструкции и в пределах своей компетенции принимать обязательные для исполнения решения. Руководители государственных СМИ обязаны представлять соответствующей избирательной комиссии, группе контроля в течение трех дней сведения об использовании кандидатами, избирательными объединениями, инициативными группами избирателей эфирного времени и об объеме публикаций агитационных материалов.
    4.4.В случае нарушения представителями государственных СМИ положений настоящей Инструкции, руководителями СМИ, по мотивированному представлению соответствующей избирательной комиссии, на период выборов могут быть отстранены от работы, связанной с освещением избирательной кампании, журналисты, творческие работники и должностные лица редакции.
    4.5.Кандидаты на должность Главы администрации Ульяновской области, избирательные объединения, инициативные группы избирателей, другие участники избирательного процесса могут обжаловать действия, нарушающие установленный законодательством и настоящей Инструкцией порядок проведения предвыборной агитации через СМИ, в избирательную комиссию области, а также в суд.
    4.6.Воспрепятствование свободному осуществлению кандидатами, избирательными объединениями, инициативными группами избирателей права вести предвыборную агитацию, а также злоупотребление правом на ведение агитации, выразившееся, в том числе, в распространении сообщений и материалов, не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов на должность Главы администрации Ульяновской области, доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений, инициативных групп избирателей, влечет дисциплинарную, административную либо уголовную ответственность, предусмотренную законодательством.