Ульяновская область
Разъяснение от 19 августа 1999 года № 84/429-П

Разъяснения о порядке сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области, приема и проверки подписных листов и иных документов, представляемых уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей, избирателем, самовыдвиженцем в окружные избирательные комиссии

Принято
Избирательной комиссией Ульяновской обл.
19 августа 1999 года
    Разъяснения о порядке сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области, приема и проверки подписных листов и иных документов, представляемых уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей, избирателем, самовыдвиженцем в окружные избирательные комиссии, регулируются статьями 29 - 32 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьями 42 - 50 Закона области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области".
    1.Порядок выдвижения, сроки сбора и количество подписей избирателей в поддержку кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области (далее - кандидата).
    1.1.В соответствии со статьей 42 Закона области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области" кандидаты могут быть выдвинуты избирателем, избирателями (группой избирателей) соответствующего избирательного округа, в порядке самовыдвижения, а также избирательными объединениями, избирательными блоками.
    1.2.Выдвижение кандидатов начинается с момента официального опубликования схемы образования избирательных округов и заканчивается за 35 дней до дня выборов.
    1.3.Выдвижение кандидата возможно при условии представления лицом письменного заявления о согласии баллотироваться, в котором указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место работы или службы - род занятий, семейное положение), занимаемая должность, сведения о неснятых или непогашенных судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, гражданство (в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения) и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Указанное заявление вместе с уведомлением о начале сбора подписей направляется в соответствующую избирательную комиссию. В случае, если кандидат, зарегистрированный кандидат использует в своей творческой деятельности псевдоним либо если среди кандидатов, зарегистрированных кандидатов имеются однофамильцы, указанный кандидат, зарегистрированный кандидат вправе не позднее чем через 5 дней после последнего дня подачи документов на регистрацию зарегистрировать в соответствующей избирательной комиссии свой творческий псевдоним, а при наличии однофамильца - любой псевдоним, который он вправе одновременно с указанием фамилии, имени, отчества использовать в ходе предвыборной агитации и который одновременно с указанием фамилии, имени, отчества должен указываться во всех официальных (в том числе информационных) документах и в иных материалах, выпускаемых соответствующей и нижестоящими избирательными комиссиями. В качестве указанного псевдонима не может быть использована фамилия или ранее зарегистрированный псевдоним иного кандидата, выдвинутого или зарегистрированного в том же избирательном округе либо в избирательном округе, имеющем общие границы с этим округом.
    1.4.Гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 21 года, вправе быть кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области.
    1.5.Депутатом Законодательного Собрания Ульяновской области не может быть гражданин Российской Федерации, если он является депутатом иных законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления, государственным или муниципальным служащим, судьей федерального суда, Уставного суда Ульяновской области, Уполномоченным по правам человека по Ульяновской области, выборным должностным лицом местного самоуправления, если в Уставе муниципального образования есть запрет на совмещение его должности и депутатского мандата в законодательном органе государственной власти.
    1.6.Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать только одного кандидата в депутаты в каждый избирательный округ.
    1.7.Политическое общественное объединение, являющееся учредителем, членом либо участником другого политического объединения, выступающего на выборах в качестве избирательного объединения либо принимающего участие в образовании избирательного блока, не может выступать на тех же выборах в качестве избирательного объединения, как самостоятельно выдвигающего кандидата (кандидатов), так и участвующего в образовании избирательного блока.
    1.8.Сбор подписей в поддержку выдвинутого кандидата начинается с момента представления инициаторами выдвижения уведомления о выдвижении (образцы прилагаются, Приложения 1-4) и заявления кандидата о согласии баллотироваться с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата (Приложение 5).
    1.9.Уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока одновременно с уведомлением о выдвижении, заявлением лица о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты в окружную избирательную комиссию представляют протокол с решением конференции, собрания избирательного объединения (с указанием данных о кандидате, результатов тайного голосования, наименования и номера избирательного округа, в котором будет баллотироваться кандидат), удостоверенный подписью руководителя и печатью общественного объединения, нотариально заверенную копию свидетельства о регистрации соответствующего общественного объединения, нотариально заверенную копию зарегистрированного устава общественного объединения, состав уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы и занимаемой должности, адреса места жительства каждого из уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока, а также доверенность на уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока.
    1.10.При оформлении уведомлений о выдвижении кандидатов группой избирателей и избирателем (Приложения 2, 3) необходимо иметь в виду, что инициаторы выдвижения, указанные в данных уведомлениях, должны иметь постоянное или преимущественное проживание только на территории того избирательного округа, где будет баллотироваться выдвигаемый ими кандидат.
    1.11.Обязательство прекратить после избрания деятельность, несовместимую со статусом депутата, пишется в заявлениях всех кандидатов.
    1.12.Выдвижение кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области возможно только в одном избирательном округе.
    1.13.Окружная избирательная комиссия принимает указанные документы при условии: наличия у выдвигаемого кандидата пассивного избирательного права (достижение 21 года на день выборов), соответствия порядка создания и регистрации избирательного объединения, избирательного блока требованиям законодательства, наличия у избирателей, выдвигающих кандидата, активного избирательного права при голосовании за данного кандидата, наличия полного перечня документов и необходимых сведений в них, предусмотренных пунктами 1.3, 1.9 настоящих Разъяснений.
    1.14.Если к моменту выдвижения окружная избирательная комиссия не сформирована, уведомление об инициативе выдвижения, заявление кандидата и другие документы направляются в Избирательную комиссию Ульяновской области, которая передает указанные документы в окружную избирательную комиссию после ее формирования и избрания ее председателя.
    1.15.Избирательная комиссия, в которую инициаторами выдвижения представлены названные документы, выдает справку - подтверждение о их приеме (Приложения 6, 7), которая является официальным основанием для начала сбора подписей избирателей.
    2.Изготовление подписных листов для сбора подписей в поддержку кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области.
    2.1.Подписные листы для сбора подписей в поддержку кандидатов изготавливаются инициаторами выдвижения по формам, указанным в Приложениях 1 и 2 к Закону области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области" (прилагаются).
    2.2.Формат бланка подписного листа определяется инициаторами выдвижения кандидата. Рекомендуемый формат подписного листа - М (стандартный подписной лист).
    2.3.При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата, название избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего кандидата, либо его независимый статус, наименование избирательного округа, в котором он выдвигается. В случае наличия у кандидата неснятой судимости в подписном листе должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у кандидата гражданства иностранного государства в подписном листе должно указываться наименование соответствующего иностранного государства.
    2.4.Подписные листы могут заполняться с одной либо с обеих сторон. Если подписи избирателей содержатся на обеих сторонах подписного листа, то он содержит все сведения о кандидате и заверение подписей избирателей сборщиком подписей и кандидатом либо уполномоченным представителем избирательного объединения (блока) с обеих сторон.
    3.Основные правила сбора подписей в поддержку кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области.
    3.1.Сбор подписей начинается только после уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии, а в случае, предусмотренном п. 1.14 настоящих Разъяснений, Избирательной комиссии Ульяновской области о выдвижении кандидата (с момента выдачи избиркомом справки - подтверждения о приеме документов от инициаторов выдвижения и сбора подписей).
    3.2.Количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, должно составлять полтора процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, независимо от того, кто является инициатором выдвижения.
    Общее число представленных подписей не может превышать установленное число более чем на 15 процентов (Приложение 11).
    Число избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, определяется и обнародуется одновременно со схемой образования избирательных округов.
    3.3.Каждое избирательное объединение, избирательный блок, группа избирателей, избиратель, выдвинувшие одного и того же кандидата и письменно уведомившие о его выдвижении соответствующую избирательную комиссию, собирает необходимое количество подписей избирателей в поддержку выдвижения. Не допускается суммирование подписей избирателей, собранных разными инициаторами выдвижения кандидата в поддержку одного и того же кандидата.
    3.4.Собирать подписи может любой совершеннолетний дееспособный гражданин РФ.
    Кандидат может заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей избирателей. Его труд может быть оплачен, но только за счет средств избирательного фонда кандидата.
    3.5.Ставить подписи в подписных листах в поддержку кандидата имеют право граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет на день проведения голосования, постоянно или преимущественно проживающие на территории избирательного округа, в котором кандидат дает согласие на выдвижение.
    Не имеют права ставить подписи в подписных листах граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в силу приговору суда.
    3.6.Избиратель ставит подпись в подписном листе, где он указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа и дату его выдачи, а также дату внесения подписи. Данные об избирателях, ставящих свою подпись в поддержку кандидата, могут вноситься в подписной лист лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся не иначе как рукописным способом без сокращения. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку любого числа кандидатов, но только один раз в поддержку конкретного кандидата.
    Если избиратель не способен самостоятельно подписать подписной лист в связи со слепотой или иным физическим недостатком, он может разрешить любому лицу по своему желанию поставить подпись от своего имени, при этом лицо, поставившее подпись, должно сделать письменную оговорку об этом и записать свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства в следующей строке подписного листа.
    Подписной лист заверяет своей подписью лицо, собиравшее подписи избирателей (сборщик подписей), с указанием своей фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, а также даты заверения, и кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока с указанием своей фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, даты заверения.
    3.7.Подписи могут собираться только среди избирателей округа, в котором кандидат дает согласие на выдвижение.
    3.8.Если в подписном листе содержатся исправления и подчистки, их необходимо оговорить и заверить подписью сборщика подписи и избирателя ("исправленному с ___ на ___ верить. Избиратель - подпись, сборщик подписи - подпись). Аналогичная оговорка оформляется сборщиком подписей, если им вычеркнуты данные об избирателе, как внесенные ошибочно.
    3.9.Избиратель указывает в соответствующей графе подписного листа данные одного из следующих документов, подтверждающих гражданство Российской Федерации: паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверения личности военнослужащего, военного билета для лиц, проходящих срочную службу, справки органов внутренних дел Российской Федерации по установленной форме N 9, заграничного паспорта действующего образца с записью о принадлежности к гражданству Российской Федерации, паспорта гражданина СССР со штампом постоянной прописки по месту жительства на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 года, паспорта гражданина СССР с соответствующей записью (штампом) о приобретении гражданства Российской федерации или справкой консульского учреждения Российской Федерации о приобретении гражданства Российской Федерации, паспорта гражданина СССР или удостоверения личности военнослужащего с вкладышем, удостоверяющим принадлежность к гражданству Российской Федерации, или паспорта гражданина СССР с текстом, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской федерации, выданных на основании постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1992 года N 950 "О временных документах, удостоверяющих гражданство Российской Федерации", паспорта гражданина иностранного государства или другого документа, удостоверяющего личность, со справкой о приобретении гражданства Российской Федерации, выданной на основании Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации".
    В случае, если в подписном листе указаны данные документов, не предусмотренных федеральным законодательством, подпись этого избирателя исключается из общего числа подписей избирателей.
    3.10.Запрещается при сборе подписей использовать преимущества должностного или служебного положения:
    3.10.1.привлекать лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время сбора подписей;
    3.10.2.использовать помещения, занимаемые государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях;
    3.10.3.использовать телефонную, факсимильную и иные виды связи, информационных услуг, оргтехнику, обеспечивающие функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления для проведения сбора подписей и предвыборной агитации;
    3.10.4.использовать бесплатно или на льготных условиях транспортные средства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
    3.10.5.проводить сбор подписей государственными или муниципальными служащими в ходе служебных командировок;
    3.10.6.преимущественный доступ к СМИ с государственным участием по сравнению с другими кандидатами.
    3.11.Сбор подписей избирателей производится по месту работы, службы, учебы, жительства, в том числе в трудовых коллективах, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены законом. Сбор подписей по месту жительства, на улицах, в общественных местах не должен нарушать порядок, правила уличного движения, право граждан на отдых и неприкосновенность жилища. Сбор подписей среди военнослужащих, находящихся в воинских частях, осуществляется по согласованию с командирами воинских частей. Сбор подписей в трудовых коллективах не должен нарушать правил внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину, мешать технологическим процессам. Участие администрации предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, принуждение граждан или препятствие им ставить подписи в поддержку кандидата, вознаграждение избирателей за внесенные подписи не допускается. Сбор подписей запрещается в процессе и в местах выдачи заработной платы. Грубое или неоднократное нарушение указанных запретов может быть основанием для признания недействительности собранных подписей и отказа в регистрации кандидата избирательной комиссией либо (или) отмены регистрации кандидата окружной избирательной комиссией либо судом.
    4.Представление подписных листов в соответствующую окружную избирательную комиссию.
    4.1.Подписные листы с подписями избирателей в поддержку кандидата в депутаты представляются кандидатом, избирателем, группой избирателей либо уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока в окружную избирательную комиссию не позднее чем за 35 дней до дня выборов до 24.00.
    Одновременно кандидат должен представить в соответствующую окружную избирательную комиссию сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии декларации о доходах гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов). В случае, если в соответствии с законодательством Российской федерации о налогах и сборах гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять декларацию о доходах, представляется справка о совокупной величине его доходов за год, предшествующий году назначения выборов, из организации по месту получения доходов. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, представляются по форме, установленной в Приложении 3 к Закону области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области" (прилагается).
    Кроме этого, в окружную избирательную комиссию представляются данные о кандидате:
    сведения биографического характера, в частности об образовании, трудовой деятельности. Кандидат, выдвинутый избирателями, а также путем самовыдвижения, вправе заявить о своей принадлежности не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за год до дня голосования в установленном законом порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении, написав об этом заявление.
    4.2.Окружная избирательная комиссия вправе организовать при содействии соответствующих государственных органов проверку достоверности сведений, содержащихся в представленных документах, как на стадии представления уведомления, так и в период после получения подписных листов, при этом сведения, содержащиеся в представленных документах, передаются в средства массовой информации.
    4.3.Подписные листы представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде.
    Каждая папка имеет свой номер и заверительную запись со следующими реквизитами:
    "В папке N____________________________ прошнуровано и сброшюровано
    (цифрами и прописью)
    ____________________ листов, содержащих _________________ подписей (цифрами и прописью) (цифрами и прописью)
    избирателей по выборам депутата Законодательного Собрания Ульяновской области по ____________________________ избирательному
    (наименование округа)
    округу N___________ в поддержку кандидата ________________________
    (Ф.И.О.)
    Уполномоченный представитель
    избирательного объединения ___________________ Ф.И.О.
    (подпись)
    печать
    _______
    Либо:
    Кандидат ___________________ Ф.И.О.
    (подпись)
    Либо:
    Уполномоченный представитель
    инициативной группы избирателей,
    выдвинувшей кандидата ___________________ Ф.И.О.
    (подпись)
    Либо:
    Избиратель, выдвинувший
    кандидата ___________________ Ф.И.О.
    (подпись)
    В последней папке оформляется дополнительная заверительная запись: "Всего представлено ____________________ папок с NN ____________,
    (цифрами и прописью)
    содержащих подписных листов с ____________________ подписей
    (цифрами и прописью)
    избирателей по выборам депутата Законодательного Собрания Ульяновской области по __________________________________
    (наименование округа)
    избирательному округу N __________ в поддержку кандидата _____ ___________________________________"
    (Ф.И.О.)
    Подписи в последней папке оформляются по образцу заверительной записи на отдельно взятой папке.
    4.4.При приеме подписных листов соответствующая окружная избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и выдает уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока или кандидату письменную справку - подтверждение о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема (образец прилагается, Приложение 8).
    4.5.Необходимо иметь в виду, что согласно пункту 3 статьи 71 Закона области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области" одновременно со сдачей подписных листов в окружную избирательную комиссию кандидат сдает отчет о расходовании средств своего избирательного фонда.
    5.Порядок проверки правильности оформления подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку кандидата в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области.
    5.1.Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона, а также достоверность данных, содержащихся в подписных листах в поддержку каждого кандидата. По решению избирательной комиссии для проведения проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса с привлечением специалистов - экспертов.
    5.2.Проверке подлежат все, представленные подписи избирателей, собранные в поддержку кандидата в количестве, определенном пунктом 2 статьи 47 и пунктом 2 статьи 49 Закона области "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области" и пунктом 3.2 настоящих Разъяснений. Соответствующая окружная избирательная комиссия обязана заблаговременно сообщить указанным лицам о времени проведения каждой проверки подписных листов. Избирательная комиссия не вправе отказать иным лицам, направленным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, изъявившим желание присутствовать при проводимой проверке.
    Рабочая группа определяет режим работы по проверке подписных листов самостоятельно, он доводится до инициаторов выдвижения при приеме документов.
    5.3.Проверка соответствия порядка выдвижения кандидата требованиям Закона и принятие решения о регистрации кандидата либо мотивированного решения об отказе в регистрации должны быть произведены в течение 5 дней с момента получения подписных листов и других документов.
    5.4.Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата до представления подписей в окружную избирательную комиссию, если это ими специально оговорено ("Исключено мной, как внесенное ошибочно". Сборщик подписи, дата, подпись).
    5.5.Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись.
    5.6.Недостоверными подписями считаются:
    подписи избирателей, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе на день выборов, а также подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В последнем случае подпись признается недействительной при наличии справки органа внутренних дел либо органа местного самоуправления;
    подписи избирателей без указания всех перечисленных в пункте 3.6 настоящих Разъяснений сведений;
    подложные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что указанный избиратель не расписывался в соответствующем подписном листе.
    Все подписи, содержащиеся в подписном листе, признаются недостоверными:
    если они собраны до уведомления окружной избирательной комиссии о начале сбора подписей;
    если подписи, содержащиеся в подписном листе, заверены лицом, собирающим подписи, уполномоченным представителем избирательного объединения (блока) либо кандидатом ранее, чем проставлены подписи избирателей;
    если подписи, содержащиеся в подписном листе, не удостоверены надлежащим образом лицом, собиравшим подписи, или уполномоченным представителем избирательного объединения (блока) либо кандидатом;
    если страница подписного листа не содержит всех сведений о кандидате;
    если все подписи на странице подписного листа были получены обманным или иным противозаконным способом, в том числе в местах, в которых по закону запрещено осуществлять сбор подписей.
    5.7.Оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недостоверной в ходе проверки или при подсчете подписей, если не установлен подлог подписи или принадлежность ее гражданину, не обладающему активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе.
    5.8.Для определения достоверности данных, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей, соответствующая окружная избирательная комиссия вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей.
    5.9.По окончании проверки подписных листов в поддержку каждого кандидата составляется протокол об ее итогах (Приложение 9), который подписывается руководителем рабочей группы (членом окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса) и представляется окружной избирательной комиссии для принятия соответствующего решения. Копия протокола до заседания окружной избирательной комиссии передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения, избирательного блока.
    5.10.Регистрация кандидата не производится в том случае, если число представленных подписей избирателей за вычетом числа подписей, признанных в результате проверки недействительными и недостоверными, меньше числа подписей, составляющего полтора процента от числа избирателей округа.
    5.11.Не допускается регистрация одного и того же лица кандидатом более чем в одном избирательном округе.
    5.12.При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении соответствующей окружной избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. Кандидат, выдвинутый избирателями, а также путем самовыдвижения вправе заявить в письменном виде (образец прилагается, Приложение 12) о своем независимом статусе либо о принадлежности к какому-либо общественному объединению в соответствии с п. 4.1 настоящих Разъяснений, что также отмечается в решении окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата.
    5.13.Зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты и времени. Данные о кандидатах в течение 48 часов после регистрации передаются средствам массовой информации.
    5.14.В случае отказа зарегистрировать кандидата соответствующая окружная избирательная комиссия обязана в течение суток с момента принятия решения об отказе выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, группе избирателей, избирателю, выдвинувшим кандидата, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут быть:
    существенное нарушение установленного настоящим Законом порядка сбора подписей;
    недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата;
    недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 42 и пунктом 1 статьи 49 Закона, если недостоверность этих сведений носит существенный характер;
    существенное нарушение порядка создания избирательного фонда и расходования его средств;
    иные основания, предусмотренные Законом, в частности, отсутствие либо ненадлежащее оформление документов, предусмотренных законодательством.
    5.15.В случае, если недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона и пунктом 1 статьи 49, установлена после регистрации кандидата и недостоверность этих сведений носит существенный характер, окружная избирательная комиссия не позднее чем за 16 дней до дня голосования вправе принять решение об отмене регистрации соответствующего кандидата, а за 15 - 1 день до голосования обратиться в суд с представлением об отмене регистрации этого кандидата.
    5.16.Решение соответствующей окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации может быть обжаловано в суд. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 3 дней.
    5.17.В случае обнаружения в подписных листах подложных подписей окружная избирательная комиссия, проверявшая подписные листы, вправе направить материалы проверки достоверности подписей избирателей в соответствующие правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.
    5.18.Зарегистрированный кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее чем за 3 дня до дня выборов (голосования).