Украинская ССР
Государственный стандарт от 01 июля 1987 года № ГОСТ 26899-86

ГОСТ 26899-86 Техническая диагностика. Стенды роликовые для определения параметров тягово-скоростных свойств и топливной экономичности автомобилей и колесных тракторов в условиях эксплуатации. Общие технические требования

Принят
Государственным комитетом СССР по стандартам
03 июня 1986 года
Разработан
Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог Украинской ССР
01 июля 1987 года
    ГОСТ 26899-86
    Группа Д28
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
    Техническая диагностика
    СТЕНДЫ РОЛИКОВЫЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ТЯГОВО-СКОРОСТНЫХ
    СВОЙСТВ И ТОПЛИВНОЙ ЭКОНОМИЧНОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ
    И КОЛЕСНЫХ ТРАКТОРОВ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ
    Общие технические требования
    Technical diagnostics. The chassis dynamometers for parameters determination
    of pull-speed characteristics and fuel economy of vehicles and wheeled tractors
    in operating conditions. General technical requirements
    ОКП 45 7740
    Дата введения 1987-07-01
    РАЗРАБОТАН
    Министерством автомобильного транспорта УССР
    Министерством автомобильной промышленности
    Министерством высшего и среднего специального образования СССР
    Министерством тракторного и сельскохозяйственного машиностроения
    Государственным агропромышленным комитетом СССР
    Министерством высшего и среднего специального образования УССР
    Министерством высшего и среднего специального образования УзССР
    Государственным комитетом СССР по стандартам
    ИСПОЛНИТЕЛИ
    Я.А.Попченко, канд. экон. наук; О.Д.Климпуш, канд. техн. наук; А.М.Харазов, канд. техн. наук; В.В.Демидов; Е.С.Кузнецов, д-р техн. наук; В.Н.Прокопьев, канд. техн. наук; Н.Я.Говорущенко, д-р техн. наук; Ю.Ф.Гутаревич, канд. техн. наук; Н.Р.Рашидов, д-р техн. наук; П.Ш.Петросян, канд. техн. наук (руководители темы); В.А.Рубцов, канд. техн. наук; Б.В.Левинсон, канд. техн. наук; В.С.Гернер, канд. техн. наук; Г.Н.Легенький, канд. техн. наук; 3.А.Зарецкий; Р.М.Рудник; И.С.Счастный, канд. техн. наук; Я.Э.Мартинсон; В.М.Власов, канд. техн. наук; Д.И.Аксельрод; А.И.Кудрин, канд. техн. наук; Е.П.Воронов, канд. техн. наук; В.С.Кузьменков; А.В.Дунаев, канд. техн. наук; Ю.А.Ефимов; Н.М.Костров, канд. техн. наук; Э.X.Рабинович, канд. техн. наук; Н.И.Лобас; А.И.Зелик, канд. техн. наук; В.А.Топалиди, канд. техн. наук; В.А.Куцевалов, канд. техн. наук; А.И.Френкель, канд. техн. наук; В.Е.Гиршович; А.М.Краснопольский, канд. техн. наук; Ю.А.Мигин; И.В.Негребецкий; И.А.Улановская
    ВНЕСЕН Министерством автомобильного транспорта УССР
    Начальник управления науки и новой техники В.П.Могила
    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 3 июня 1986 г. N 1373
    Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и (или) модернизируемые роликовые стенды для определения параметров тягово-скоростных свойств и топливной экономичности (далее - тяговые стенды) диагностируемых автомобилей и колесных тракторов (далее - машин) в условиях эксплуатации.
    Стандарт устанавливает классификацию и технические требования к конструкции, точностным характеристикам, надежности, устойчивости к воздействию окружающей среды, безопасности эксплуатации тяговых стендов.
    Пояснения терминов, используемых в настоящем стандарте, приведено в справочном приложении 1.
    1.КЛАССИФИКАЦИЯ
    1.1.По исполнению тяговые стенды подразделяют на стационарные и передвижные.
    1.2.По функциональному назначению тяговые стенды относят к группам двигателя и трансмиссии по ГОСТ 25176-82.
    1.3.По способу нагружения двигателя и трансмиссии тяговые стенды подразделяют на типы:
    инерционные;
    силовые;
    инерционно-силовые.
    1.4.По типу диагностируемых машин тяговые стенды подразделяют на виды для:
    легковых автомобилей и автомобилей, созданных на их базе;
    грузовых автомобилей;
    автобусов;
    внедорожных автомобилей;
    колесных тракторов
    и универсальные тяговые стенды (для нескольких типов машин).
    1.5.По числу одновременно диагностируемых ведущих мостов тяговые стенды подразделяют на подвиды для машин:
    с одним ведущим мостом;
    с двумя ведущими мостами;
    более чем с двумя ведущими мостами.
    2.ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
    2.1.Тяговые стенды должны изготавливаться в соответствии с требованиями ГОСТ 25176-82, настоящего стандарта и технических условий на тяговые стенды конкретных видов по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
    2.2.Тяговые стенды должны обеспечивать определение значений параметров тягово-скоростных свойств и топливной экономичности, указанных в пп.1-4 таблицы.
    Примечание. Допускается изготавливать тяговые стенды, обеспечивающие измерение дополнительных параметров (пп.5-10 таблицы), повышающих достоверность результатов диагностирования машин.
    Наименование диагностического параметра Предел допускаемой основной погрешности %, не более, для тяговых стендов
    инерционных силовых инерционно- силовых
    1. Мощность на ведущих колесах, кВт (л.с.) ±3,0 ±3,0 ±3,0
    2. Тяговое усилие на ведущих колесах, Н (кгс) - ±2,0 ±2,0
    3. Линейная скорость на окружности роликов, км/ч ±2,0 ±2,0 ±2,0
    4. Расход топлива, л/100 км или л/ч (кг/ч) или г/кВт·ч (г/л.с.ч) ±2,0 ±2,0 ±2,0
    5. Эффективная мощность двигателя, кВт (л.с.) ±4,0 ±4,0 ±4,0
    6. Сопротивление вращению колес и трансмиссии, Н (кгс) - ±2,0 ±2,0
    7. Время или путь разгона (выбега), с ±1,0 - ±1,0
    8. Ускорение (замедление) при разгоне (выбеге), м/с ±3,0 - -
    9. Частота вращения коленчатого вала, с - ±2,0 ±2,0
    10. Линейная скорость на окружности роликов при переключении гидромеханической передачи, км/ч ±2,0 ±2,0 ±2,0

    Примечания:
    1.Предел допускаемой основной погрешности тяговых стендов указан в процентах верхнего предела измерений.
    2.Предел допускаемой дополнительной погрешности тяговых стендов должен быть не более половины предела допускаемой основной погрешности.
    2.3.Тяговые стенды (силовые и инерционно-силовые) должны обеспечивать автоматическое поддержание на заданном уровне значения линейной скорости на окружности роликов с допустимым отклонением (при возмущающем воздействии) не более ±2%.
    Примечание. Допускается изготавливать тяговые стенды, обеспечивающие автоматическое поддержание на заданном уровне значения тягового усилия на ведущих колесах с допустимым отклонением (при возмущающем воздействии) не более ±2%.
    2.4.Требования к конструкции
    В состав тяговых стендов должны входить:
    опорное устройство;
    пульт управления и индикации со средствами измерения;
    заборное устройство для отвода отработавших газов;
    страховочные устройства;
    датчики.
    При необходимости допускается включать нестандартизованные средства измерений и приспособления, обеспечивающие проведение периодической аттестации (поверки) тяговых стендов.
    Допускается включать узлы и блоки, расширяющие функциональные возможности тяговых стендов, повышающие безопасность и удобство проведения диагностирования (вентилятор обдува радиатора, устройство для увеличения сцепной массы машины и др.).
    2.4.1.Опорное устройство тяговых стендов должно состоять из функциональных блоков:
    блока роликов;
    устройства въезда и выезда машины;
    инерционных масс (для инерционных, инерционно-силовых тяговых стендов);
    нагружающего устройства (для силовых и инерционно-силовых тяговых стендов).
    2.4.1.1.Конструкция блока роликов должна обеспечивать:
    статическую и динамическую устойчивости машины на тяговом стенде;
    реализацию заданного значения тягового усилия на ведущих колесах;
    опору колес одного ведущего моста машины не менее чем на два ролика.
    Диаметр роликов на стендах должен быть не менее:
    240 мм для автомобилей;
    600 мм для колесных тракторов.
    2.4.1.2.Конструкцию устройства въезда и выезда выполняют в виде подъемников колес или других устройств, обеспечивающих въезд и выезд машины с тягового стенда.
    2.4.1.3.Значение инерционной массы тягового стенда должно обеспечивать определение с заданной точностью параметров 7 и 8 таблицы.
    2.4.1.4.Конструкция нагружающего устройства должна обеспечивать тормозной момент, соответствующий максимальному тяговому усилию машины на прямой передаче, и поглощение мощности в режиме, соответствующем режиму максимальной мощности двигателя машины за время диагностирования. При диагностировании машин с гидромеханическими передачами нагружающее устройство должно обеспечивать нагружение двигателя на пониженных передачах.
    2.4.2.Конструкция пульта управления и индикации со средствами измерений должна обеспечивать:
    управление тяговым стендом и машиной с помощью одного оператора;
    измерение параметров, указанных в таблице, и автоматическое поддержание их на заданном уровне в соответствии с п.2.3;
    передачу получаемой информации на ЭВМ, а при необходимости - работу в заданном режиме диагностирования - по команде ЭВМ;
    выходные сигналы по ГОСТ 25176-82.
    Примечание. Допускается выполнять средства измерений в виде отдельных устройств.
    2.4.3.Конструкция заборного устройства должна обеспечивать:
    подключение зондов приборов для анализа состава отработавших газов по ГОСТ 17.2.2.03-77* и ГОСТ 21393-75**;

    ________________
    * На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52033-2003;


    ** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52160-2003. - Примечание изготовителя базы данных.
    отвод отработавших газов в систему вытяжной вентиляции поста диагностирования.
    2.4.4.Конструкция страховочных устройств должна:
    предотвращать произвольный выезд машины с тягового стенда в продольном направлении;
    ограничивать перемещение машины в поперечном направлении.
    2.4.5.Датчики, входящие в состав тягового стенда, должны соответствовать ГОСТ 26655-85.
    2.4.6.Конструкция устройств для увеличения сцепной массы машины должна обеспечивать реализацию заданного значения тягового усилия на ведущих колесах.
    2.4.7.Конструкция тяговых стендов должна обеспечивать:
    определение при аттестации (поверке) собственных (механических, вентиляционных и др.) потерь тяговых стендов;
    выполнение контрольных и регулировочных операций на диагностируемой машине;
    работу в составе системы диагностирования машины.
    2.5.Требования к тяговым стендам по устойчивости к внешним воздействиям - по ГОСТ 25176-82.
    2.6.Требования к надежности
    2.6.1.Средняя наработка на отказ - не менее 1000 ч.
    2.6.2.Среднее время восстановления работоспособного состояния - не более 5 ч.
    2.6.3.Средний срок службы - не менее 7 лет.
    2.7.Перечень основных технических характеристик тяговых стендов должен соответствовать ГОСТ 4.112-84* и обязательному приложению 2.

    ________________
    * Действует ГОСТ 4.112-89. - Примечание изготовителя базы данных.


    2.8.Требования безопасности
    2.8.1.Для обеспечения устойчивости машины по п.2.4.1.1 при ошибочных действиях оператора тяговый стенд должен:
    исключать случайное срабатывание устройства въезда и выезда машин до полной остановки роликов;
    обеспечивать плавное изменение тормозного момента нагружающего устройства при скачкообразном изменении значения уставки в режиме автоматического поддержания на заданном уровне значений параметров 2 и 3 таблицы (для силовых и инерционно-силовых тяговых стендов).
    2.8.2.Конструкция расходомера топлива должна соответствовать требованиям искробезопасности (взрывобезопасности) по ГОСТ 12.2.020-76 и ГОСТ 12.2.021-76*.

    ________________
    * На территории Российской Федерации действуют "Правила сертификации электрооборудования для взрывоопасных сред". - Примечание изготовителя базы данных.


    2.8.3.Для удобства оператора и снижения вероятности его ошибочных действий обозначения на тяговом стенде рекомендуется выполнять в виде символов (рекомендуемое приложение 3).