-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Удмуртская Республика
Сообщение от 14 ноября 2002 года

Ответственность за неприменение контрольно-кассовых машин

Принято
Управлением Министерства РФ по налогам и сборам по Удмуртской Республике
14 ноября 2002 года
    Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно - кассовых машин на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного взыскания (штрафа).
    Законом РФ N 5215-1 от 18.06.93 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и Положением по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.07.93 N 745, предусмотрены условия, при которых контрольно - кассовые машины не допускаются к применению (см. таблицу N 1). При таких обстоятельствах осуществление денежных расчетов с населением с использованием контрольно - кассовых машин рассматривается как осуществление денежных расчетов без применения контрольно - кассовых машин.
    За осуществление денежных расчетов без применения контрольно - кассовых машин в соответствии со статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) налагается административный штраф на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
    Совершившие административные правонарушения в связи с ненадлежащим выполнением организационно - распорядительных или административно - хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
    Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (п. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).
    В силу пункта 2 статьи 23.5 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени налоговых органов вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах.
    Организационно - методическое руководство в сфере контроля по соблюдению норм Закона РФ "О применении ККМ..." на территории Удмуртской Республики осуществляет отдел оперативного контроля и применения контрольно - кассовых машин Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Удмуртской Республике.
    На 1 октября текущего года в налоговых органах Удмуртской Республики зарегистрировано 21713 контрольно - кассовых машин, из них за юридическими лицами - 10725 ККМ (49,4%), а за индивидуальными предпринимателями - 10988 ККМ (50,6%).
    С момента вступления в силу КоАП РФ (с 1 июля 2002 года) налоговыми органами проведено 1163 проверки соблюдения законодательства о применении контрольно - кассовых машин на территории Удмуртской Республики, в том числе проверено 279 юридических лиц (24%) и 884 индивидуальных предпринимателя (76%). В 389 случаях установлено неприменение ККМ, то есть каждой 3 проверкой. При этом неприменение ККМ допустили 55 юридических лиц (14,1%) и 334 индивидуальных предпринимателя (85,9%).
    В результате к нарушителям законодательства о применении ККМ были предъявлены штрафные санкции на общую сумму 1688 тыс. рублей.
    На протяжении ряда лет, в том числе и в текущем году, продолжает сохраняться тенденция, свидетельствующая о том, что индивидуальные предприниматели чаще нарушают нормы Закона РФ "О применении ККМ...". Установлено, что в среднем по республике индивидуальные предприниматели, осуществляя торговые операции, оказывая услуги и выполняя работы, в 2 раза чаще нарушают Закон РФ "О применении ККМ...", чем юридические лица.
    В основном на территории республики организация проверок объектов торговли (пунктов по оказанию услуг) носит комплексный характер, т.е. в процессе проверки проверяются вопросы соблюдения законодательства об обязательном применении ККМ, полноты оприходования денежной выручки, Правил реализации алкогольной продукции, документы, разрешающие занятие деятельностью, наличие соответствующих лицензий, сертификатов и т.д.
    Контроль за соблюдением Закона РФ "О применении ККМ..." на территории Удмуртской Республики проводится с привлечением сотрудников правоохранительных органов, работников отделов торговли администраций районов и городов и др.
    Так, совместно с сотрудниками правоохранительных органов в третьем квартале текущего года проведено 393, проверки или 33,8% от общего количества проведенных проверок налоговыми органами. Сотрудниками правоохранительных органов в процессе проверки производится контрольная закупка товара, в данном случае всегда присутствует элемент неожиданности и надежное документальное фиксирование факта нарушения. За вышеуказанный период в 182 проверках, проведенных совместно с правоохранительными органами выявлены нарушения, что составляет 46,3% от числа проверок, проведенных с участием правоохранительных органов.
    В то же время необходимо отметить, что проверки по контролю за соблюдением законодательства о применении контрольно - кассовых машин проводятся не только в будни, но и в выходные и праздничные дни, в вечернее и ночное время.
    Главный госналогинспектор
    отдела оперативного контроля
    и применения контрольно -
    кассовых машин
    Управления МНС РФ по УР
    А.Ю.СИДОРОВ
    СЛУЧАИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО - КАССОВОЙ МАШИНЫ, ЗА КОТОРЫЕ НАСТУПАЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПРЕДУСМОТРЕННАЯ СТАТЬЕЙ 14.5 КОДЕКСА РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
    N п/п Случаи осуществления денежных расчетов с населением без применения контрольно - кассовой машины Ссылка на нормативные документы
    1 Неприменение контрольно - кассовой машины на сумму покупки (услуги, работы) либо на ее часть Статья 1 Закона РФ "О применении ККМ..." <1>
    2 Невыдача при оказании услуги документа строгой отчетности, приравниваемого к чекам, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно - кассовым машинам Статья 1 Закона РФ "О применении ККМ...", пункт 1 Перечня отдельных категорий организаций <2> (разъяснения даны в пункте 7 постановления Пленума ВАС РФ N 10) <3>
    3 Использование неисправной контрольно - кассовой машины, которая <*>: Статья 1 Закона РФ "О применении ККМ...", пункт 8 Положения по применению ККМ <4>
    3.1 не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке реквизиты, предусмотренные в пункте 4 Положения по применению ККМ Статья 1 Закона РФ "О применении ККМ...", подпункт "а" пункта 8 Положения по применению ККМ
    3.2 не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает контрольную ленту или другие документы, предусмотренные техническими требованиями к контрольно - кассовым машинам и их фискальной (контрольной) памяти Статья 1 Закона РФ "О применении ККМ...", подпункт "б" пункта 8 Положения по применению ККМ
    3.3 не выполняет или выполняет с ошибками операции, предусмотренные техническими требованиями к контрольно - кассовым машинам и их фискальной (контрольной) памяти Статья 1 Закона РФ "О применении ККМ...", подпункт "в" пункта 8 Положения по применению ККМ
    3.4 не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной (контрольной) памяти, необходимые для осуществления контроля налоговым органом Статья 1 Закона РФ "О применении ККМ...", подпункт "г" пункта 8 Положения по применению ККМ
    3.5 применяет прикладные программы, не допущенные Комиссией к использованию с конкретной моделью контрольно - кассовой машины Статья 1 Закона РФ "О применении ККМ...", подпункт "д" пункта 8 Положения по применению ККМ
    4 Использование контрольно - кассовой машины с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти Статья 1 Закона РФ "О применении ККМ...", часть 2 пункта 5 Положения по применению ККМ <3>
    5 Использование контрольно - кассовой машины, которая не соответствует техническим требованиям, предъявляемым к контрольно - кассовым машинам Статья 1 Закона РФ "О применении ККМ...", подпункт "а" пункта 7 Положения по применению ККМ
    6 Использование контрольно - кассовой машины, не допущенной к применению в соответствии с классификатором контрольно - кассовых машин Статья 1 Закона РФ "О применении ККМ...", подпункт "б" пункта 7 Положения по применению ККМ
    7 Использование контрольно - кассовой машины, которая не имеет прикладных программ, допущенных Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно - кассовым машинам к использованию с конкретной моделью контрольно - кассовой машины Статья 1 Закона РФ "О применении ККМ...", подпункт "в" пункта 7 Положения по применению ККМ
    8 Использование контрольно - кассовой машины, на которой отсутствует одно из средств визуального контроля ("Государственный реестр" либо "Сервисное обслуживание") Статья 1 Закона РФ "О применении ККМ...", подпункт "г" и часть 4 пункта 7 Положения по применению ККМ
    9 Использование контрольно - кассовой машины, которая не находится на техническом обслуживании в центре технического обслуживания контрольно - кассовых машин Статья 1 Закона РФ "О применении ККМ...", подпункт "д" пункта 7 Положения по применению ККМ
    10 Использование контрольно - кассовой машины, которая не зарегистрирована в налоговых органах Статьи 1, 4 Закона РФ "О применении ККМ...", а также пункт 1 и подпункт "е" пункта 7 Положения по применению ККМ (разъяснения даны в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ N 10)
    11 Использование контрольно - кассовой машины, на которой отсутствует либо повреждена пломба центра технического обслуживания Статья 1 Закона РФ "О применении ККМ...", часть 4 пункта 7 Положения по применению ККМ (разъяснения даны в абзаце 2 пункта 4 постановления Пленума ВАС РФ N 10)
    12 Использование контрольно - кассовой машины, на которой отсутствует маркировка предприятия - изготовителя Статья 1 Закона РФ "О применении ККМ...", часть 4 пункта 7 Положения по применению ККМ

  1.    --------------------------------- 
       Примечание. <1> Закон РФ "О применении ККМ..." - Закон Российской Федерации N 5215-1 от 18.06.93 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". 
  2. <2> Перечень отдельных категорий организаций - Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин, утвержден Правительством РФ от 30 июля 1993 года N 745 .
    <3> Постановление Пленума ВАС РФ N 10 - постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.08.98 N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона РФ "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
    <4> Положение по применению ККМ - Положение по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утверждено Правительством РФ от 30 июля 1993 года N 745 (в редакции постановления Правительства РФ от 07.08.98 N 904).
    <*> (В Правилах эксплуатации контрольно - кассовых машин, помимо изложенных случаев неисправности, предусмотрены и другие виды неисправности, при наличии которых ККМ не должна применяться.)