Государственным Советом Удмуртской Республики
09 октября 1996 года
В редакции
от 03.10.1997 № 470-I.
Настоящий Закон определяет и закрепляет правовые основы торговой деятельности, как вида предпринимательства, принципы государственного регулирования, поддержки и контроля торговой деятельности в условиях дальнейшего формирования рыночных отношений.
Торговая деятельность направлена на удовлетворение потребностей населения Удмуртской Республики в товарах и услугах, обеспечение высокого качества торгового обслуживания, соблюдение прав и законных интересов граждан в процессе торгового обслуживания, формирование цивилизованных рыночных отношений и развитие рыночной инфраструктуры.
Раздел I.Общие положения
В настоящем Законе используются следующие понятия:
Торговля - отрасль единого хозяйственного комплекса, охватывающая совокупность организаций торговли и массового питания различных форм собственности, индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговой деятельностью, а также производство, реализацию и организацию потребления продукции массового питания.
Торговая деятельность - предпринимательская деятельность, осуществляемая юридическими и физическими лицами в связи с совершением купли-продажи товаров и оказания услуг потребителям в процессе торгового обслуживания.
Массовое питание - деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством и продажей готовой пищи и полуфабрикатов.
Субъекты торговли - организации торговли и массового питания, индивидуальные предприниматели и физические лица.
Потребительский рынок товаров и услуг - это форма взаимодействия и взаимосвязей субъектов рыночных отношений по поводу обращения товаров и услуг.
Товар - продукт труда, предназначенный для купли-продажи.
Торговое обслуживание - совокупность действий продавцов товаров (исполнителей услуг), включающая организацию процесса заключения и исполнения договоров розничной купли-продажи, производства продукции массового питания, оказание покупателям услуг, связанных с приобретением товаров, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции, а также обеспечение прав потребителей.
В Удмуртской Республике действуют и развиваются следующие виды торговли:
Розничная торговля - реализация товаров и услуг населению для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Оптовая торговля - купля-продажа товаров партиями для дальнейшей перепродажи.
Ярмарочная торговля - продажа товаров, организуемая на региональном и республиканском уровнях торговыми организациями с участием предприятий-изготовителей и потребителей товаров.
Аукционная торговля - купля-продажа товаров на публичных торгах по свободным ценам, определяемым на основе состязательности.
Посылочная торговля - осуществляемая специализированными предприятиями по заказам покупателей на основе проспектов и каталогов, содержащих перечень товаров, реализуемых потребителю в порядке пересылки по почте.
Комиссионная торговля - продажа товаров как новых, так и бывших в употреблении (эксплуатации), пригодных для использования, осуществляемая по договору комиссии.
Торговля по заказам - оптовая и розничная торговля товарами по заказам покупателей.
Выездная торговля - торговля в специально отведенных местах, на предприятиях, при проведении ярмарок-базаров и на дому.
Основными видами розничной торговой сети являются стационарная, передвижная, посылочная.
К стационарной сети относятся организации, имеющие постоянное место для торгового обслуживания: магазины, палатки, киоски, павильоны, торговые автоматы, сезонные базары, ярмарки и рынки.
К передвижной сети относятся автолавки, фургоны, вагоны-лавки, прицепы-лавки, различные передвижные тележки, столики и лотки.
К посылочной сети относятся организации, осуществляющие посылочную торговлю.
К организациям массового питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.
Правовое регулирование в сфере торговли осуществляется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Российской федерации и Удмуртской Республики.
Раздел II.Правовой статус субъектов торговой деятельности
В соответствии с действующим законодательством в Удмуртской Республике в сфере торговли действуют организации торговли различных форм собственности, индивидуальные предприниматели.
Товарная специализация субъектов определяется их собственником с учетом удовлетворения потребностей населения и наличия необходимых условий для торговли определенными группами товаров.
Субъекты торговой деятельности приобретают, реализуют товары, выполняют работы и оказывают услуги по ценам, установленным соглашением сторон. В предусмотренных нормативными актами случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В целях координации деятельности, проведения единой политики на потребительском рынке, представления общих интересов и решения других вопросов организации, осуществляющие торговую деятельность, могут объединяться на договорной основе в союзы и ассоциации в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Субъекты торговой деятельности руководствуются Правилами торговли и обязаны обеспечить права граждан на торговое обслуживание. Не допускается прямое или косвенное ограничение прав граждан при торговом обслуживании.
Субъекты торговой деятельности обязаны своевременно представлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики.
Субъекты торговой деятельности, нарушающие права граждан на торговое обслуживание, несут ответственность, установленную действующим законодательством.
Правила торговли утверждаются Правительством Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики.
Режим работы государственного, муниципального унитарного торгового предприятия (время начала, окончания работы, обеденного перерыва, выходные дни и т.д.) устанавливаются соответственно администрацией района, города или органом местного самоуправления.
Режим работы организаций торговли иных форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно, с учетом удобства граждан.
Часы торговли алкогольными напитками и пивом в организациях торговли различных форм собственности устанавливаются администрациями районов и городов.
Режим работы организации торговли доводится до сведения потребителей.
В целях упорядочения хозяйственной, предпринимательской деятельности и обеспечения защиты интересов потребителей торговая деятельность организаций различных форм собственности и индивидуальных предпринимателей лицензируется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики.
Порядок лицензирования торговой деятельности определяется Правительством Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики.
Организации торговли и индивидуальные предприниматели реализуют товары и услуги, подлежащие обязательной сертификации, при наличии сертификата соответствия либо информации о его наличии в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации.
Товары, не подлежащие сертификации, реализуются в установленном законодательством порядке.
Статья 11 исключена.
Работники торговли, непосредственно связанные с продажей товаров и оказанием услуг в сфере торговли и общественного питания, должны обладать необходимыми профессиональными знаниями в соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными правовыми актами Российской Федерации.
Ограничения на занятие торговой деятельностью допускается в соответствии с действующим законодательством.
Раздел III.Гарантии прав покупателей
Субъекты торговой деятельности обеспечивают права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об изготовителях (исполнителях, продавцах), защиту их интересов.
В целях обеспечения социальной защиты отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством могут быть представлены преимущества и льготы в торговом обслуживании.
Организациям торговли, предоставляющим льготы отдельным категориям населения, республиканскими органами государственной власти, администрациями районов и городов могут предоставляться экономические преимущества.
Раздел IV.Хозяйственные связи субъектов торговой деятельности
Хозяйственные связи субъектов торговой деятельности формируются на основе закономерностей развития рынка, использования товарно-денежных отношений, экономической заинтересованности сторон на договорной основе.
Участниками хозяйственных связей являются:
организации различных организационно-правовых форм независимо от форм собственности;
индивидуальные предприниматели;
физические лица.
Хозяйственные связи субъектов торговой деятельности содействуют насыщению внутреннего потребительского рынка республики товарами и услугами, повышению качества и культуры торгового обслуживания.
Оптовая торговля товарами (как коммерческое посредничество) устанавливает взаимовыгодные связи между поставщиками и оптовыми покупателями товаров, преобразовывает производственный ассортимент в товарный. Товарная специализация сохраняется согласно профилю торговой организации.
Организационно-правовые, финансово-хозяйственные и иные отношения организаций массового питания, обслуживающих производственные организации, образовательные учреждения, регулируются на основании договоров.
Организации массового питания, оказывающие услуги коллективам образовательных учреждений, производственных организаций и других хозяйственных структур, могут входить в их состав в качестве юридических лиц или их структурных подразделений.
Образовательные учреждения обеспечивают содержание и развитие материально-технической базы закрепленных за ними на праве оперативного управления помещений, предоставляемых организациям массового питания, а также возмещение эксплуатационных расходов.
Администрации районов и городов оказывают содействие в развитии и обеспечении питания в школах и других образовательных учреждениях.
Раздел V.Государственное регулирование торговой деятельности
Органы государственной власти Удмуртской Республики и администрации районов и городов осуществляют регулирование торговли в целях:
поддержания предпринимательства и формирования конкурентной среды;
нормативно-правовой регламентации торговой деятельности;
насыщения внутреннего рынка товарами и услугами;
защиты прав потребителей;
развития деятельности организаций, занимающихся оптовой и
розничной торговлей, массовым питанием;
внедрения новых технологических процессов и оборудования;
участия субъектов торговой деятельности в выполнении государственных и муниципальных программ социально-экономического развития.
Государство в лице уполномоченных на то органов осуществляет непосредственное регулирование торговой деятельности, выполняя стимулирующие, контрольно-запретительные и информационно-аналитические функции.
Основными формами государственного регулирования торговой деятельности являются:
стимулирование торговой деятельности с помощью государственных закупок, контрактов, субсидирования, предоставления лицензий, льготного налогообложения, содействия в подготовке и повышении квалификации кадров;
административный контроль и наложение санкций, контроль за ассортиментом, качеством товаров и услуг, установление правил торговли, протекционистских мер;
информационно-аналитическое обеспечение и ориентация всей системы торгового обслуживания на основе проводимого анализа и оценки состояния потребительского рынка, выявления тенденций развития торговли, сбора, обработки предоставления информации о прогнозируемой потребности населения и организаций в товарах народного потребления на текущий и перспективный периоды.
Органы государственной власти Удмуртской Республики имеют право в пределах своей компетенции:
издавать законодательные и нормативные акты по вопросам торговли;
осуществлять регулирование торговой деятельности и массового питания на территории Удмуртской Республики;
осуществлять координацию торговой деятельности и контролировать выполнение организациями торговли обязательств по сохранению товарного профиля магазинов, наличию ассортимента предлагаемых к продаже товаров, правил торговли и т.д.;
оказывать государственную поддержку в создании и функционировании системы торгового обслуживания социально незащищенных слоев населения, развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры;
формировать в установленном порядке объем и структуру поставок продовольствия и других товаров народного потребления для региональных нужд;
определять меры по совершенствованию хозяйственных связей с субъектами Российской Федерации и регулированию поставок для снабжения населения своей территории;
осуществлять разработку и реализацию целевых региональных программ по развитию торговли и массового питания, приватизации и демонополизации;
предоставлять экономические преимущества организациям торговли, реализующим социально значимые товары и услуги, а также товары, производимые в республике;
определять порядок и условия лицензирования отдельных видов деятельности.
Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется уполномоченным республиканским органом исполнительной власти Удмуртской Республики.
Республиканский орган, осуществляющий государственное регулирование торговой деятельности в тесном взаимодействии с другими республиканскими органами исполнительной власти и администрациями районов и городов, проводит государственную политику в сфере торговли и массового питания, направленную на:
удовлетворении потребностей населения в товарах народного потребления и торговых услугах;
разработку прогнозов развития торговли (текущий и перспективный периоды), определение потребности республики в товарах народного потребления и принятие мер по насыщению ими внутреннего рынка;
проведение республиканских ярмарок по оптовой продаже товаров;
организацию работы с заинтересованными министерствами и ведомствами республики, Российской Федерации по принятию согласованных решений и действий по проблемам, возникающим на потребительском рынке;
разработку правил торговли на территории республики;
проведение лицензирования отдельных видов торговой деятельности;
организацию работы по проведению сертификации услуг, оказываемых потребителям организациями массового питания;
Абзац 10 исключен.
оказание содействия в подготовке и повышении квалификации специалистов для отрасли;
оказание методологической, консультационной, правовой помощи администрациям районов и городов, субъектам торговой деятельности по вопросам торговли;
защиту прав покупателей.
Положение о республиканском органе исполнительной власти, ответственном за государственное регулирование торговой деятельности, утверждается Правительством Удмуртской Республики.
К полномочиям администраций районов и городов Удмуртской Республики относится создание условий для обеспечения населения услугами торговли и массового питания, в том числе:
участие в управлении объектами государственной собственности в сфере торговли и массового питания;
внесение на рассмотрение соответствующих Советов депутатов предложений об установлении местных налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством;
контроль за обеспечением санитарного состояния и соблюдением общественного порядка в организациях торговли и массового питания;
планировка и регулирование застройки объектов торговли и массового питания на территориях муниципальных образований.
Раздел VI.Государственный контроль за торговой деятельностью
В Удмуртской Республике государственный контроль за торговой деятельностью осуществляют органы государственной власти Удмуртской Республики и федеральные органы государственной власти (их территориальные органы).
Координирующую работу государственных органов по организации контроля и регулирования торговой деятельности осуществляет Правительство Удмуртской Республики или по его поручению орган исполнительной власти Удмуртской Республики.
Органы государственного контроля, их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством за необъективность и искажение результатов проводимых проверок, а также за разглашение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны проверяемых организаций.
Раздел VII.Ответственность за правонарушения в процессе торговой деятельности
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и Удмуртской Республики о торговой деятельности, несут уголовную, гражданско-правовую, административную ответственность в соответствии с законодательством Российской федерации и Удмуртской Республики.
Статья 26 исключена.
Раздел VIII.Заключительные положения
Нормативные правовые акты органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления, изданные до введения настоящего Закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Председатель Государственного
Совета Удмуртской Республики
А.А.ВОЛКОВ
г. Ижевск
9 октября 1996 года
N 295-I