Удмуртская Республика
Закон от 06 декабря 2002 года № 66-РЗ

О территориальных избирательных комиссиях в Удмуртской Республике

Принят
Государственным Советом Удмуртской Республики
09 ноября 2002 года
    В редакциях
  • от 22.12.2003 № 64-РЗ,
  • от 30.12.2005 № 87-РЗ.
  1. Глава I.Общие положения

  2. Настоящим Законом определяются статус, порядок формирования и полномочия территориальных избирательных комиссий в Удмуртской Республике, правовые, организационные и финансовые основы их деятельности, а также положение территориальных избирательных комиссий в системе государственных органов Удмуртской Республики.
    Статьи 2. Цели и задачи территориальных избирательных комиссий
    1.Территориальные избирательные комиссии в Удмуртской Республике обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение на соответствующей территории выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации, выборов депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики, референдума Удмуртской Республики, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Удмуртской Республики, настоящим Законом, - выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления, местных референдумов, а также участвуют в решении иных вопросов, отнесенных законодательством к их компетенции.
    2.На территориальные избирательные комиссии по решению Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики, принятому на основании обращения соответствующих представительных органов местного самоуправления, могут возлагаться полномочия избирательных комиссий муниципальных образований.
    1.Порядок формирования, статус и полномочия территориальных избирательных комиссий определяются федеральными конституционными законами, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", другими федеральными законами, законами Удмуртской Республики, настоящим Законом.
    2.Территориальные избирательные комиссии в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", другими федеральными законами, Конституцией Удмуртской Республики, законами Удмуртской Республики, настоящим Законом, уставами муниципальных образований, решениями и иными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики.
    1.Организация и деятельность территориальных избирательных комиссий осуществляется открыто и гласно. Деятельность территориальных избирательных комиссий осуществляется коллегиально.
    2.Территориальные избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство в деятельность территориальных избирательных комиссий со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
    3.Решения и иные акты территориальных избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной федеральными конституционными законами, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", другими федеральными законами, законами Удмуртской Республики, настоящим Законом, обязательны для исполнительных органов государственной власти и государственных учреждений в Удмуртской Республике, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, инициативных групп по проведению референдума, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума, а также нижестоящих комиссий. Решения и иные акты территориальных избирательных комиссий не подлежат государственной регистрации.
  3. Глава II.Порядок формирования, статус и полномочия территориальных избирательных комиссий, статус членов территориальных избирательных комиссий

  4. 1.Территориальные избирательные комиссии действуют на постоянной основе.
    2.Срок полномочий территориальных избирательных комиссий составляет четыре года. Если срок полномочий территориальной избирательной комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.
    3.Территориальные избирательные комиссии формируются Центральной избирательной комиссией Удмуртской Республики в количестве пяти - девяти членов с правом решающего голоса. Формирование территориальных избирательных комиссий осуществляется с учетом административно-территориального устройства Удмуртской Республики и размещения государственной автоматизированной информационной системы, а также числа избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей может формироваться несколько территориальных избирательных комиссий, при этом решение Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики об их формировании принимается по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
    4.Формирование территориальных избирательных комиссий осуществляется на основе предложений, указанных в пункте 6 настоящей статьи, а также предложений общественных объединений, представительных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных избирательных комиссий предыдущего состава.
    5.Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети членов территориальной избирательной комиссии.
    6.Центральная Избирательная комиссия Удмуртской Республики обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов территориальной избирательной комиссии на основе поступивших предложений политических партий, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Государственном Совете Удмуртской Республики, представительном органе местного самоуправления.
    7.В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Государственного Совета Удмуртской Республики, представительного органа местного самоуправления право внесения предложений в составы территориальных избирательных комиссий сохраняется за политическими партиями, избирательными объединениями, избирательными блоками, выдвинувшими списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Государственного Совета Удмуртской Республики, представительном органе местного самоуправления последнего созыва.
    8.Центральная Избирательная комиссия Удмуртской Республики утверждает на своем заседании перечень территориальных избирательных комиссий, подлежащих формированию, количественный состав каждой в отдельности территориальной избирательной комиссии. Соответствующее решение Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики и сообщение о сроках и порядке представления предложений о кандидатурах для назначения в территориальные избирательные комиссии нового состава должно быть опубликовано не позднее, чем за 45 дней до истечения их полномочий. Предложения по составу территориальных избирательных комиссий направляются в Центральную избирательную комиссию Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня опубликования решения Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики и сообщения о формировании комиссий нового состава.
    9.Предложения по составу территориальной избирательной комиссии должны быть оформлены:
    а) для политических партий, избирательных объединений, иных общественных объединений, избирательных блоков - решением уполномоченного на то органа, принимаемым в порядке, предусмотренном их уставами, иными учредительными документами;
    б) для представительных органов местного самоуправления - решением представительного органа, принимаемым в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования, регламентом представительного органа;
    в) для собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы - решением (протоколом) собрания;
    г) для территориальной избирательной комиссии предыдущего состава - решением комиссии, принимаемым в порядке, установленном настоящим Законом.
    К решению о предложениях по составу территориальной избирательной комиссии прилагаются сведения о кандидате биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства, вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи, сведения о судимостях кандидата, гражданстве, в том числе гражданстве иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения), а также письменное согласие кандидата на вхождение в состав этой комиссии.
    Несоблюдение указанных требований является основанием для отказа в принятии документов по предложенной кандидатуре.
    10.Одновременно с принятием решения о формировании территориальной избирательной комиссии Центральная Избирательная комиссия Удмуртской Республики назначает из числа членов комиссии с правом решающего голоса председателя соответствующей территориальной избирательной комиссии.
    11.Решение о формировании территориальной избирательной комиссии принимается большинством от числа присутствующих на заседании членов Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики с правом решающего голоса, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя территориальной избирательной комиссии - большинством от установленного числа членов Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики с правом решающего голоса.
    12.Решения Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики с указанием фамилии, имени, отчества председателя и членов каждой территориальной избирательной комиссии, даты их рождения, образования, места работы (должности) публикуются в соответствующих муниципальных средствах массовой информации, а в случае их отсутствия - в республиканских государственных средствах массовой информации.
    13.Территориальная избирательная комиссия собирается на свое первое заседание не позднее, чем на пятнадцатый день после принятия решения о назначении ее членов. При этом в ее состав должно быть назначено не менее двух третей членов комиссии.
    14.Со дня первого заседания территориальной избирательной комиссии нового состава полномочия территориальной избирательной комиссии прежнего состава прекращаются.
    15.Срок полномочий территориальной избирательной комиссии исчисляется со дня ее первого заседания.
    1.Со дня представления документов для регистрации кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие список кандидатов, вправе назначить в территориальную избирательную комиссию, являющуюся нижестоящей в отношении избирательной комиссии, регистрирующей кандидата, список кандидатов, по одному члену комиссии с правом совещательного голоса.
    2.После официального опубликования решения о назначении референдума уполномоченным на то органом инициативная группа по проведению референдума, а также избирательные объединения (в том числе входившие в состав избирательных блоков), списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Государственном Совете Удмуртской Республики, представительном органе местного самоуправления соответственно уровню референдума или более высокого уровня, вправе назначить в территориальные избирательные комиссии, участвующие в подготовке и проведении соответствующего референдума, по одному члену комиссии с правом совещательного голоса.
    3.Членам избирательных комиссий с правом совещательного голоса выдаются удостоверения, форма которых устанавливается Центральная Избирательной комиссией Удмуртской Республики.
    1.Территориальные избирательные комиссии являются государственными органами Удмуртской Республики, организующими на соответствующей территории подготовку и проведение выборов, референдумов в соответствии с компетенцией, установленной федеральными конституционными законами, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", другими федеральными законами, законами Удмуртской Республики, настоящим Законом.
    2.Законом Удмуртской Республики территориальной избирательной комиссии по предложению Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики может быть придан статус юридического лица. Территориальные избирательные комиссии имеют печать, штампы и бланки со своими реквизитами, могут иметь свои атрибуты (вымпел, эмблему, нагрудные знаки и др.).
    3.Совмещение территориальными избирательными комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов различных уровней возможно по решению комиссии, организующей выборы, референдум на соответствующей территории, которое принято на основании обращения комиссии, организующей выборы, референдум на части этой территории. Совмещение территориальными избирательными комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов одного и того же уровня производится по решению комиссии, организующей выборы, референдумы.
    4.Территориальные избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении федеральных законов и законов Удмуртской Республики, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее, чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение федеральных законов и законов Удмуртской Республики кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, инициативная группа по проведению референдума или их уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
    5.Территориальные избирательные комиссии вправе обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений федеральных законов и законов Удмуртской Республики о выборах и референдумах в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы принимают меры по пресечению этих нарушений и информируют о результатах обратившуюся комиссию в порядке и в сроки, установленные федеральными законами.
    6.Территориальные избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках, выдвинувших кандидатов, списках кандидатов, о вопросах, вынесенных на референдум.
    7.Решения территориальных избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в муниципальных (в случае их отсутствия - в республиканских государственных) периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в другие средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены соответствующими федеральными законами и законами Удмуртской Республики о выборах и о референдумах.
    8.Решения территориальных избирательных комиссий, противоречащие федеральным законам и законам Удмуртской Республики либо принятые с превышением установленной компетенции, подлежат отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить соответствующие материалы на повторное рассмотрение территориальной избирательной комиссией, решение которой было отменено.
    9.Государственные органы Удмуртской Республики, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны предоставлять территориальным избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения территориальных избирательных комиссий в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются комиссиям бесплатно.
    Предоставление территориальным избирательным комиссиям необходимых сведений и материалов общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями, в том числе организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, редакциями периодических печатных изданий, предоставление ими ответов на обращения территориальных избирательных комиссий осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
    10.Государственные органы Удмуртской Республики, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны оказывать территориальным избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении установленных сроков хранения, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование и оказывать иное содействие.
    11.Соответствующие муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и (или) редакции муниципальных периодических печатных изданий, а в случае их отсутствия - республиканские государственные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и (или) редакции республиканских государственных периодических печатных изданий предоставляют территориальным избирательным комиссиям бесплатное эфирное время для информирования в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, избирателей, участников референдума, а также бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации.
    Территориальная избирательная комиссия в пределах своих полномочий:
    а) осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
    б) организует на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов, референдумов;
    в) организует на соответствующей территории реализацию федеральных целевых программ по развитию избирательной системы Российской Федерации, правовому обучению избирателей, профессиональной подготовке членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов;
    г) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссий;
    д) осуществляет на соответствующей территории мероприятия по внедрению, эксплуатации и развитию государственной автоматизированной информационной системы;
    е) распределяет выделенные из федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики, бюджета муниципального образования средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдумов, контролирует целевое использование указанных средств, а также соблюдение порядка финансирования избирательной кампании, референдума;
    ж) заслушивает сообщения органов исполнительной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдумов;
    з) формирует нижестоящие комиссии и назначает их председателей;
    и) координирует работу нижестоящих комиссий на соответствующей территории, оказывает им методическую, организационно-техническую помощь;
    к) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
    л) составляет списки избирателей, участников референдума по соответствующей территории отдельно по каждому участку, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами Удмуртской Республики;
    м) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение равных условий агитации по вопросам референдума, предвыборной агитационной деятельности для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, иных общественных объединений;
    н) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка подсчета голосов, установления итогов голосования;
    о) устанавливает итоги голосования, результаты выборов, референдума на соответствующей территории, сообщает их представителям средств массовой информации и передает протоколы об итогах голосования и результатах выборов, референдума в вышестоящую комиссию;
    п) обеспечивает хранение и передачу в архив документов, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов, уничтожает их по истечении сроков хранения;
    р) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", другими федеральными законами, законами Удмуртской Республики, настоящим Законом.
    1.В соответствии с федеральными законами членами территориальных избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть:
    а) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации;
    б) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;
    в) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;
    г) депутаты;
    д) выборные должностные лица;
    е) судьи, прокуроры;
    ж) на соответствующих выборах - кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов;
    з) на соответствующих референдумах - члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума;
    и) на соответствующих выборах и референдумах - члены комиссий с правом совещательного голоса;
    к) на соответствующих выборах - супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;
    л) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов;
    м) лица, выведенные из состава территориальной избирательной комиссии по решению суда;
    н) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.
    2.Положения подпунктов "ж", "к", "л" пункта 1 настоящей статьи не распространяются на членов территориальных избирательных комиссий, если кандидат выдвигается либо зарегистрирован по другому избирательному округу.
    3.Под непосредственным подчинением в настоящем Законе в соответствии с федеральными законами понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель обладает в отношении подчиненного властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания.
    4.Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть на одних и тех же выборах, референдуме одновременно членом иной комиссии с правом решающего голоса.
    5.Срок полномочий членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий территориальной избирательной комиссии, в состав которой они входят.
    6.Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий в случае:
    а) подачи членом территориальной избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
    б) появления оснований, предусмотренных пунктами 1 и 4 настоящей статьи, за исключением случая приостановления полномочий члена территориальной избирательной комиссии, предусмотренного пунктом 7 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных подпунктами "а", "б" и "н" пункта 1, пунктом 8 настоящей статьи.
    7.Полномочия члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе, в случае появления оснований, предусмотренных подпунктом "к" пункта 1 настоящей статьи, приостанавливаются по решению соответствующей территориальной избирательной комиссии, если такое приостановление не приведет к тому, что комиссия останется в неправомочном составе. Если приостановление полномочий члена территориальной избирательной комиссии приведет к тому, что комиссия останется в неправомочном составе, полномочия такого члена комиссии прекращаются досрочно.
    8.Полномочия члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса в соответствии с федеральными законами прекращаются немедленно в случае:
    а) утраты членом территориальной избирательной комиссии гражданства Российской Федерации;
    б) вступления в законную силу в отношении члена территориальной избирательной комиссии обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах;
    в) признания члена территориальной избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
    г) смерти члена территориальной избирательной комиссии;
    д) признания члена территориальной избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей территориальной избирательной комиссии систематически не выполняющим свои обязанности.
    9.Полномочия члена территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса прекращаются также в случае расформирования комиссии в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
    10.Центральная Избирательная комиссия Удмуртской Республики принимает решение о досрочном прекращении полномочий члена территориальной избирательной комиссии в течение одного месяца, а в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума - в течение десяти дней со дня поступления заявления члена комиссии в письменной форме о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности.
    11.Центральная Избирательная комиссия Удмуртской Республики обязана назначить нового члена территориальной избирательной комиссии вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в пунктах 6 и 8 настоящей статьи, не позднее, чем в месячный срок, а в период избирательной кампании, период со дня назначения референдума и до окончания кампании референдума - не позднее, чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными статьей 5 настоящего Закона.
    12.Председатель территориальной избирательной комиссии, являющейся юридическим лицом, работает в комиссии на постоянной (штатной) основе.
    13.Возможность работы на постоянной (штатной) основе иных, кроме указанных в пункте 12 настоящей статьи, членов территориальной избирательной комиссии, являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, а также размер и виды денежного содержания членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающих в комиссии на постоянной (штатной) основе, иных выплат этим членам территориальной избирательной комиссии определяются законами, иными нормативными правовыми актами Удмуртской Республики.
    14.Председатель, иной член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, замещает государственную должность Удмуртской Республики. Указанные лица не могут замещать другие должности в органах государственной власти, государственных органах, органах местного самоуправления, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
    15.Члену территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума. За членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления территориальной избирательной комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.
    16.В соответствии с федеральными законами член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть привлечен к уголовной ответственности, подвергнут административным наказаниям, налагаемым в судебном порядке, без согласия Прокурора Удмуртской Республики.
    17.В соответствии с федеральными законами член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, а член территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса - в период избирательной кампании не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.
    18.Член территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением права:
    а) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения;
    б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;
    в) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума;
    г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей территориальной избирательной комиссии, подписывать решения территориальной избирательной комиссии.
    Положения настоящего пункта не могут служить основанием для отказа члену территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в настоящем пункте действий.
    19.Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса и член территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса:
    а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей территориальной избирательной комиссии;
    б) вправе выступать на заседании территориальной избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей территориальной избирательной комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
    в) вправе задавать другим участникам заседания территориальной избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
    г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей территориальной и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральными законами), требовать заверения указанных копий;
    д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, вариантам ответа на вопрос референдума;
    е) вправе обжаловать действия (бездействие) территориальной избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
    20.Член территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов и референдумов, в том числе повторных и дополнительных выборов, в проведении которых принимает участие данная избирательная комиссия.
    21.Срок полномочий членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами, которые были избраны, или избирательными объединениями, избирательными блоками, выдвинувшими списки кандидатов, которые были допущены к распределению депутатских мандатов, продолжается до окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность. Полномочия остальных членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после официального опубликования результатов выборов, результатов референдума, проводимых на соответствующей территории в рамках данной избирательной кампании, кампании референдума.
    22.Если кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку отказано в регистрации (в регистрации списка кандидатов) или регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком, отменена, полномочия назначенных ими членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются со дня отказа в регистрации, отмены регистрации соответствующего кандидата, списка кандидатов, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, - со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации.
    23.Полномочия члена территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены в любое время срока его полномочий по решению лица или органа, назначивших данного члена комиссии, и переданы другому лицу.
    24.За кандидатами, которые были избраны, а также за избирательными объединениями, избирательными блоками, выдвинутые которыми списки кандидатов были допущены к распределению депутатских мандатов, в течение срока полномочий депутата, должностного лица сохраняется право назначения членов территориальных избирательных комиссий с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших.
  5. Глава III.Организация деятельности территориальных избирательных комиссий

  6. 1.Заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
    2.В бюллетень для тайного голосования на должность заместителя председателя, секретаря территориальной избирательной комиссии вносятся фамилии, имена, отчества кандидатов, выдвинутых членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Возможно включение в бюллетень для тайного голосования одного кандидата.
    По выдвинутым кандидатам проводится обсуждение.
    Избранным на должность заместителя председателя, секретаря территориальной избирательной комиссии считается кандидат, получивший в результате тайного голосования большинство голосов от установленного числа членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
    3.В случае если в бюллетень для тайного голосования было включено два или более кандидата и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов членов территориальной избирательной комиссии, то проводится второй тур голосования в следующем порядке:
    если в первом туре голосования в бюллетень было включено два кандидата, то второй тур голосования проводится по одному кандидату, получившему наибольшее число голосов;
    при включении в бюллетень в первом туре голосования более двух кандидатов второй тур голосования проводится по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов;
    если два и более кандидата, следующие по порядку в бюллетене за кандидатом, получившим наибольшее число голосов, получили равное число голосов, то они вместе с кандидатом, получившим наибольшее число голосов, включаются в бюллетень для голосования во втором туре голосования.
    Если во втором туре голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов, то процедура выборов, начиная с выдвижения, повторяется до избрания заместителя председателя, секретаря территориальной избирательной комиссии.
    4.Копии решений территориальной избирательной комиссии об избрании заместителя председателя, секретаря территориальной избирательной комиссии незамедлительно направляются в Центральную избирательную комиссию Удмуртской Республики.
    1.Председатель территориальной избирательной комиссии:
    представляет территориальную избирательную комиссию в отношениях с государственными органами и органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями, избирательными объединениями, избирательными блоками, избирателями, иными избирательными комиссиями, а также в судебных органах;
    созывает заседания территориальной избирательной комиссии и председательствует на них;
    приглашает для участия в заседаниях территориальной избирательной комиссии представителей государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных объединений, избирательных блоков, организаций, должностных или иных лиц;
    дает поручения заместителю председателя, секретарю и членам территориальной избирательной комиссии, выдает доверенности на представление интересов территориальной избирательной комиссии в судебных органах при рассмотрении споров, одной из сторон в которых является территориальная избирательная комиссия;
    распоряжается средствами и имуществом территориальной избирательной комиссии, пользуется правом приема на работу и увольнения работников аппарата территориальной избирательной комиссии, совершает сделки и иные юридические действия от имени территориальной избирательной комиссии;
    подписывает решения территориальной избирательной комиссии, а также иные документы территориальной избирательной комиссии;
    издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
    организует контроль за реализацией решений территориальной избирательной комиссии;
    управляет аппаратом территориальной избирательной комиссии;
    осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Удмуртской Республики, настоящим Законом, а также уставом соответствующего муниципального образования.
    2.Заместитель председателя территориальной избирательной комиссии:
    осуществляет полномочия председателя территориальной избирательной комиссии в случае его отсутствия, невозможности выполнения им своих обязанностей;
    выполняет поручения председателя территориальной избирательной комиссии;
    организует работу по конкретным направлениям деятельности территориальной избирательной комиссии в соответствии с распределением обязанностей между членами территориальной избирательной комиссии;
    осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Удмуртской Республики, настоящим Законом, а также уставом соответствующего муниципального образования.
    3.Секретарь территориальной избирательной комиссии:
    осуществляет организационно-техническое и документационное обеспечение заседаний территориальной избирательной комиссии;
    организует перспективное и текущее планирование деятельности территориальной избирательной комиссии, контролирует ход выполнения планов ее работы;
    организует ведение делопроизводства территориальной избирательной комиссии;
    обеспечивает сохранность документов территориальной избирательной комиссии и передачу их в архив, организует уничтожение документов с истекшим сроком хранения;
    обеспечивает доведение решений и иных материалов территориальной избирательной комиссии до сведения членов территориальной избирательной комиссии, других избирательных комиссий, органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений;
    подписывает решения территориальной избирательной комиссии, протоколы заседаний территориальной избирательной комиссии;
    осуществляет оперативный контроль за выполнением членами территориальной избирательной комиссии поручений и распоряжений председателя территориальной избирательной комиссии;
    выполняет поручения председателя территориальной избирательной комиссии;
    осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Удмуртской Республики, настоящим Законом, а также уставом соответствующего муниципального образования.
    1.Председатель территориальной избирательной комиссии может быть досрочно освобожден от занимаемой должности на основании решения Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики, принимаемого большинством голосов от установленного числа членов Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики с правом решающего голоса на основании его личного заявления, а также по предложению не менее половины членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса либо не менее одной трети членов Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики с правом решающего голоса, Председателя Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики.
    2.Заместитель председателя, секретарь территориальной избирательной комиссии могут быть досрочно освобождены от занимаемой должности решением соответствующей территориальной избирательной комиссии, принимаемым на основании личного заявления заместителя председателя, секретаря территориальной избирательной комиссии, а также по предложению не менее одной трети членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, председателя территориальной избирательной комиссии. Решения об освобождении от должности заместителя председателя, секретаря территориальной избирательной комиссии принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению).
    3.Копии решений об освобождении от должностей заместителя председателя, секретаря территориальной избирательной комиссии незамедлительно направляются в Центральную избирательную комиссию Удмуртской Республики.
    4.В случае досрочного освобождения от должности председателя, заместителя председателя, секретаря территориальной избирательной комиссии новое назначение председателя комиссии, новые выборы заместителя председателя, секретаря комиссии проводятся не позднее, чем через 15 дней со дня их освобождения, а в период проведения избирательной кампании, референдума, иных избирательных действий - не позднее, чем через 3 дня со дня их освобождения, в порядке, установленном настоящим Законом.
    1.Заседания территориальной избирательной комиссии созываются и проводятся председателем территориальной избирательной комиссии или по его поручению заместителем председателя территориальной избирательной комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, выраженному в письменной форме.
    2.Член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях территориальной избирательной комиссии.
    3.На заседаниях избирательной комиссии при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.
    4.Заседание территориальной избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствуют большинство от установленного числа членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. В случае невозможности прибыть на заседание член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса заблаговременно извещает об этом председателя либо заместителя председателя или секретаря комиссии.
    5.Решения территориальной избирательной комиссии об избрании либо об освобождении от должности заместителя председателя, секретаря территориальной избирательной комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателей нижестоящих комиссий, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, об итогах голосования, о признании недействительными итогов голосования на соответствующей территории, об отмене решения нижестоящей комиссии принимаются на заседаниях территориальной избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
    6.Решения территориальной избирательной комиссии по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. В случае равенства голосов, поданных "за" и "против", голос председателя территориальной избирательной комиссии (председательствующего на заседании) является решающим.
    7.Решения территориальной избирательной комиссии, за исключением решения об избрании и освобождении от должности заместителя председателя, секретаря территориальной избирательной комиссии, принимаются открытым голосованием.
    8.Решения территориальной избирательной комиссии и протоколы ее заседаний подписываются председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).
    9.Члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласные с принятым решением, вправе в письменной форме выразить особое мнение, которое должно быть рассмотрено территориальной избирательной комиссией на данном заседании комиссии, отражено в ее протоколе и приобщено к нему. Особое мнение члена территориальной избирательной комиссии должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии не позднее, чем в трехдневный срок, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно.
    1.На всех заседаниях территориальных избирательных комиссий, а также при осуществлении ими работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования и о результатах выборов, референдума вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей избирательной комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшего кандидатов, которые зарегистрированы данной либо вышестоящей избирательной комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях территориальной избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с перечисленными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Территориальная избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещения, в которых ведется подсчет голосов и осуществляется работа с перечисленными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На всех заседаниях территориальной избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с перечисленными документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать также представители средств массовой информации.
    2.При проведении в территориальной избирательной комиссии досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в помещении территориальной избирательной комиссии вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.
    3.При проведении выборов наблюдателя вправе назначить каждый зарегистрированный по соответствующему избирательному округу кандидат, любое избирательное объединение, избирательный блок, любое общественное объединение, которое зарегистрировано на соответствующем уровне или на более высоком уровне. При проведении референдума наблюдатель может быть назначен инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне.
    4.Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, избирательным блоком, иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, а также наименование территориальной избирательной комиссии, куда он направляется. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом, инициативной группой по проведению референдума - и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
    5.Копии протоколов и иных документов территориальной избирательной комиссии заверяются председателем комиссии или его заместителем либо секретарем территориальной избирательной комиссии. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись: "Верно", - расписываются, указывают дату и время заверения и ставят печать соответствующей территориальной избирательной комиссии.
    6.Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдатели, присутствующие в территориальных избирательных комиссиях, вправе носить не содержащие признаков предвыборной агитации нагрудные знаки с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, избирательного блока, общественного объединения, назначивших члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса, направивших наблюдателя в избирательную комиссию.
    1.Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных комиссиям на подготовку и проведение выборов, референдума, а также за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, фондов референдума, для проверки финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативной группы по проведению референдума, для организации проверок достоверности представленных кандидатами сведений об имуществе, о доходах и об их источниках, контроля за возвратом бюджетных средств, выделенных избирательными комиссиями в избирательные фонды зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, при территориальных избирательных комиссиях создаются контрольно-ревизионные службы.
    2.Контрольно-ревизионные службы при территориальных избирательных комиссиях создаются с привлечением руководителей и специалистов из государственных и иных органов и учреждений. Указанные органы и учреждения в соответствии с федеральными законами по запросу соответствующей территориальной избирательной комиссии не позднее, чем через один месяц со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, обязаны откомандировать специалистов в распоряжение территориальной избирательной комиссии на срок, установленный территориальной избирательной комиссией, но не менее чем на два месяца.
    3.Положение о контрольно-ревизионной службе утверждается соответствующей территориальной избирательной комиссией. Организационное, правовое и материально-техническое обеспечение деятельности контрольно-ревизионной службы осуществляется соответствующей территориальной избирательной комиссией.
    4.Контрольно-ревизионная служба по поручению соответствующей территориальной избирательной комиссии либо вышестоящей комиссии:
    а) проверяет финансовые отчеты кандидатов, нижестоящих комиссий;
    б) осуществляет проверку достоверности представленных кандидатами сведений о размере и источниках доходов кандидатов, об их имуществе, денежных вкладах и ценных бумагах;
    в) осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка финансирования при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, инициативными группами по проведению референдума;
    г) запрашивает и получает от кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, нижестоящих комиссий информацию по всем вопросам, входящим в ее компетенцию;
    д) обращается в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в организации любой формы собственности, а также к гражданам по вопросам, отнесенным к ведению контрольно-ревизионной службы, запрашивает необходимые сведения и материалы, связанные с финансовым обеспечением выборов, референдума. Ответы и материалы по обращениям контрольно-ревизионной службы представляются в порядке и в сроки, установленные федеральными законами;
    е) составляет документы о финансовых нарушениях при финансировании выборов.
    5.Контрольно-ревизионная служба вправе ставить перед территориальной избирательной комиссией вопросы о применении мер ответственности к кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума, а также к гражданам и юридическим лицам за нарушения, допущенные ими при финансировании избирательной кампании, кампании референдума.
    6.При осуществлении контрольно-ревизионной службой своих полномочий может использоваться государственная автоматизированная информационная система.
  7. Глава IV.Обеспечение деятельности территориальных избирательных комиссий

  8. 1.Финансовое обеспечение деятельности территориальных избирательных комиссий производится за счет средств бюджета Удмуртской Республики, а в случае возложения на территориальные избирательные комиссии полномочий избирательных комиссий муниципальных образований - за счет средств бюджетов соответствующих муниципальных образований.
    2.Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов и референдумов соответствующего уровня в Удмуртской Республике, производятся территориальными избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики и (или) бюджетов муниципальных образований в Удмуртской Республике).
    3.Смета финансируемых из бюджета Удмуртской Республики расходов на обеспечение деятельности территориальных избирательных комиссий ежегодно проходит согласование в Министерстве финансов Удмуртской Республики и утверждается решением Избирательной комиссии Удмуртской Республики, из бюджета муниципального образования - проходит согласование в соответствующем органе местного самоуправления и утверждается решением территориальной избирательной комиссии.
    4.Уровень материального (в том числе размер и виды денежного содержания, иных выплат) и социального обеспечения работающих на постоянной (штатной) основе председателя, иных членов территориальной избирательной комиссии, являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса и работников ее аппарата, а также гарантии их деятельности устанавливаются законами Удмуртской Республики и иными нормативными правовыми актами Удмуртской Республики.
    5.Органы государственной власти Удмуртской Республики принимают необходимые меры по материальному и социальному обеспечению (в том числе по медицинскому, санаторно - курортному, жилищно - бытовому, пенсионному и иным видам обеспечения) работающих на постоянной (штатной) основе председателя, иных членов территориальной избирательной комиссии и работников аппарата территориальной избирательной комиссии.
    6.Председатель территориальной избирательной комиссии распоряжается денежными средствами и несет ответственность за соответствие финансовых документов решениям вышестоящих избирательных комиссий и соответствующей территориальной избирательной комиссии, а также представление финансовых отчетов в порядке и сроки, установленные федеральными законами и законами Удмуртской Республики.
    7.Территориальная избирательная комиссия представляет бухгалтерский отчет, а также финансовые отчеты о расходовании средств, выделенных на обеспечение деятельности территориальной избирательной комиссии и на подготовку и проведение выборов и референдума, в порядке и сроки, установленные федеральными законами и законами Удмуртской Республики.
    8.Территориальные избирательные комиссии, получающие денежные средства из бюджетов различных уровней, ведут раздельные бухгалтерский учет и отчетность по средствам, полученным из указанных бюджетов.
    9.Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджета Удмуртской Республики, местного бюджета на подготовку и проведение выборов и референдумов, обеспечение деятельности территориальных избирательных комиссий, устанавливается Центральной избирательной комиссией Удмуртской Республики по согласованию с Национальным банком Удмуртской Республики и Министерством финансов Удмуртской Республики.
    1.Территориальная избирательная комиссия, наделенная правами юридического лица, вправе иметь свой аппарат, структура и штат которого устанавливаются территориальной избирательной комиссией самостоятельно в пределах средств, выделенных из соответствующего бюджета на обеспечение деятельности территориальной избирательной комиссии.
    2.Аппарат территориальной избирательной комиссии осуществляет правовое, организационно-методическое, документационное, информационно-аналитическое, финансовое, материально-техническое обеспечение деятельности территориальной избирательной комиссии.
    3.Статус, права, обязанности и ответственность работников аппарата территориальной избирательной комиссии определяются федеральными законами и законами Удмуртской Республики.
    4.Для осуществления полномочий территориальной избирательной комиссии решением соответствующей территориальной избирательной комиссии могут создаваться рабочие группы из числа членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса, работников аппарата комиссии, с привлечением специалистов, экспертов и других лиц.
    5.Территориальная избирательная комиссия может привлекать граждан к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, по гражданско-правовым договорам.
  9. Глава V.Порядок обжалования решений и действий

  10. (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
    1.Решения и действия (бездействие) территориальных избирательных комиссий и должностных лиц территориальных избирательных комиссий, нарушающие избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, могут быть обжалованы в соответствующую вышестоящую комиссию или суд в порядке, установленном федеральными законами.
    2.С жалобами на решения и действия (бездействие) территориальных избирательных комиссий, нарушающие избирательные права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их уполномоченные представители, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума, наблюдатели.
    1.Основания, порядок расформирования территориальных избирательных комиссий устанавливается Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
    2.Расформирование территориальной избирательной комиссии не влечет за собой прекращение полномочий членов соответствующей территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
  11. Глава VI.Заключительные положения

  12. Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики в соответствии со статьей 85 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" сформировать территориальные избирательные комиссии не позднее 26 декабря 2002 года в порядке, установленном указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами Удмуртской Республики, настоящим Законом.
    Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
    Президент
    Удмуртской Республики
    А.А.ВОЛКОВ
    г. Ижевск
    6 декабря 2002 года
    N 66-РЗ