-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Тюменская область
Решение от 02 декабря 2011 года

О нарушении законодательства в сфере размещения заказов

По делу № 425
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тюменской обл.
02 декабря 2011 года
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:
    председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя Тюменского УФАС России ...,
    с участием:
    членов Комиссии Тюменского УФАС России:
    заместителя руководителя управления ...,
    заместителя начальника отдела ...,
    - представителя ООО «Региональный фармацевтический центр» (далее – заявитель, общество) генерального директора общества …, представителя управления государственных закупок Тюменской области (далее также – уполномоченный орган) …, представителей Департамента здравоохранения Тюменской области (далее также – заказчик) …,
    рассмотрев жалобу ООО «Региональный фармацевтический центр» на действия Управления государственных закупок Тюменской области при проведении открытого аукциона в электронной форме № АР –2995/11 (номер извещения 0167200003411004555) на оказание мер социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов медицинским организациям на оплату Лекарственных средств для лечения сахарного диабета категориям граждан, и лицам, страдающим отдельными заболеваниями, на основании постановления администрации Тюменской области от 15 декабря 2004 г. № 178-пк «О мерах социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения» на 2012 год (далее – аукцион),
    В Тюменское УФАС России 28.11.2011 г. поступила жалоба ООО «Региональный фармацевтический центр» на действия Управления государственных закупок Тюменской области (далее- уполномоченный орган) при проведении открытого аукциона в электронной форме № АР –2995/11 (номер извещения 0167200003411004555).
    Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 57 и ст. 58 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон о размещении заказов), и принята к рассмотрению.
    В соответствии со ст. 60 Закона о размещении заказов, Тюменским УФАС России информация о рассмотрении жалобы заявителя размещена на официальном сайте, а также направлены уполномоченному органу, заказчику и заявителю уведомления о получении жалобы, о существе жалобы, а также месте и времени рассмотрения жалобы.
    Согласно ч. 4 ст. 60 Закона о размещении заказов, Тюменским УФАС России уполномоченному органу и заказчику направлены требования о приостановлении размещения заказа по аукциону до рассмотрения Тюменским УФАС России жалобы заявителя по существу.
    Кроме того, на основании ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, на основании приказа Тюменского УФАС России от 29.11.2011 № 601 «О проведении внеплановой проверки», комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов проводится внеплановая проверка действий Управления государственных закупок Тюменской области при проведении открытого аукциона в электронной форме № АР –2995/11 (номер извещения 0167200003411004555).
    Как следует из жалобы заказчиком неправомерно объединены в один лот различные по функциональным характеристикам услуги, которыми являются поставка лекарственных средств, их хранение и отпуск), что ограничивает количество участников размещения заказа желающих принять участие в указанном аукционе.
    Представителем уполномоченного органа представлены материалы и документы по проведению обозначенного аукциона, а также письменные возражения на жалобу заявителя (исх.№ 2196 от 01.12.2011 г.) согласно которых объединение в состав одного лота поставку, хранение, учет и отпуск лекарственных средств (медицинских изделий) при размещении заказа является правомерным, что подтверждается сложившейся судебно-арбитражной практикой.
    Аналогичные доводы с обоснованием правовой позиции содержатся в письменных возражениях заказчика от 02.12.2011 г. № 9197125, представленные на заседание Комиссии.
    Таким образом, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
    Согласно пункту 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт.
    Исходя из приведенной нормы при размещении заказа заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), правом выставления товаров, связанных с предметом торгов единым лотом, а также правом определения его содержания (с обязательным указанием отдельных условий поставки товаров, выполнения работ, оказания соответствующих услуг).
    В этой связи Комиссия отмечает, что запрет на включение в состав лотов товаров функционально и технологически не связанных предметом торгов имеет значимость для целей квалификации действий государственного ( муниципального) заказчика по части 1 статьи 15 и части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2008 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), на которые ссылается заявитель. Однако указанные действия заказчика не могут быть предметом рассмотрения настоящей жалобы в силу урегулирования спорных правоотношений специальным законом, которым является Закон о защите конкуренции.
    Вместе с тем Комиссия в рамках проведенной внеплановой проверки установила следующие обстоятельства.
    Процедура размещения заказа путем проведения торгов в форме аукциона в электронной форме регламентирована главой 3.1. Закона о размещении заказов.
    В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
    Согласно части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
    Из приведенной нормы следует, что заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
    Вместе с тем частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов установлен запрет на содержание в аукционной документации таких требований к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
    Из материалов дела следует, что уполномоченным органом в лице Управления государственных закупок Тюменской области извещением от 14.11.2011 г. на электронной площадке в сети Интернет www. roseltorg.ru объявлен открытый аукцион в электронной форме № АР-2995/11 (номер извещения 0167200003411004555) предмет которого определен как оказание мер социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов медицинским организациям на оплату Лекарственных средств для лечения сахарного диабета категориям граждан, и лицам, страдающим отдельными заболеваниями, на основании постановления администрации Тюменской области от 15 декабря 2004 г. № 178-пк «О мерах социальной поддержки, осуществляемых путем возмещения расходов на оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения» на 2012 год.
    Государственным заказчиком по данному аукциону является Департамент здравоохранения Тюменской области.
    Согласно п.2.1. проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе следует, что победитель аукциона (фармацевтическая организация) обязуется осуществить следующие мероприятия: поставку лекарственных средств, хранение лекарственных средств на аптечном складе фармацевтической организации и в пунктах отпуска, месторасположение и количество которых указано в приложении № 4 к контракту, заключение договоров с медицинскими организациями на отпуск лекарственных средств гражданам в пунктах отпуска, персонифицированный учет отпуска лекарственных средств по рецептам врача, предоставление отчетных документов медицинским организациям, подтверждающих предоставление гражданам социальной поддержки.
    В соответствии с п. 1 части 1 статьи 6.2. Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который регулирует особенности порядка обеспечения граждан, имеющих социальные льготы, лекарственными средствами, льготируемые категории граждан обеспечиваются в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей - инвалидов.
    В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (действовавшего до 01.09.2010) лекарственные средства, отпускаемые по рецепту врача, подлежат продаже только через аптеки, аптечные пункты.
    В соответствии с частью 4 Федерального закона от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
    В этой связи с учетом приведенных норм рассматриваемые действия государственного заказчика являются правомерными, не нарушающими требования законодательства о размещении заказов, поскольку связаны с реализацией им как уполномоченным органом мер государственной социальной поддержки по обеспечению льготных категорий граждан лекарственными средствами, поэтому осуществление фармацевтической организацией в рамках исполнения государственного контракта поставки, хранения, учета и отпуска лекарственных средств необходимо рассматривать как технологически и функционально связанные между собой мероприятия, направленные на достижение конечного результата- обеспечения адресатов социальной помощи лекарственным средствами.
    Кроме того, пункт 2.1. проекта государственного контракта предоставляет возможность фармацевтической организации в случае необходимости привлекать для исполнения социальной поддержки граждан соисполнителей из числа юридических и физических лиц, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность.
    Таким образом, фармацевтическая организация, ставшая победителем, имеет в указанном аукционе реальную возможность для выполнения всех условий, предусмотренных государственным контрактом.
    Указанная позиция подтверждается и сложившейся судебно-арбитражной практикой по данному вопросу, в частности Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.05.2011 г. по делу № А45-18823/2010, Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 05.08.2011 г. № А71-12982/2010.
    Таким образом, руководствуясь ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, п. 3.35. административного регламента Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 14.11.2007 №379, Комиссия Тюменского УФАС России,
    Признать жалобу ООО «Региональный фармацевтический центр» на действия Управления государственных закупок Тюменской области при проведении открытого аукциона в электронной форме № АР –2995/11 (номер извещения 0167200003411004555) необоснованной.
    В соответствии с ч. 9 ст. 60 Закона о размещении заказов, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
    Председатель Комиссии Тюменского УФАС России:
    Члены Комиссии Тюменского УФАС России: