-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Тюменская область
Решение от 09 декабря 2011 года
О нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Партнер-маркет»
По делу № К 11/161
- Принято
- Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тюменской обл.
09 декабря 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена «30» ноября 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено «09» декабря 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Веретенников И.В. – заместитель руководителя - начальник отдела контроля за монополистической деятельностью.
Члены Комиссии:
Новожилова Т.Н. – специалист-эксперт отдела контроля за монополистической деятельностью;
Полухина Е.В. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за монополистической деятельностью;
Окатьева Л.И. – ведущий специалист - эксперт отдела контроля за монополистической деятельностью;
Иванова Л.В. – заместитель начальника отдела контроля за монополистической деятельностью,
в присутствии представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Партнер-маркет»;
рассмотрев дело № К 11/161 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Партнер-маркет» (625022, г. Тюмень, ул. Алебашевская, 19) пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
Основанием для возбуждения дела № К11/161 послужили результаты проведенной Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России) внеплановой проверки ООО «Партнер-маркет» на предмет соблюдения антимонопольных правил, установленных Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Законом о торговле), ст. 14.40-14.42 Федерального закона от 30.12.2001 №195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – КоАП). Проверка проводилась на основании поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова (пункт 2 раздела II протокола от 29.12.2010 №8) в целях контроля за соблюдением рекомендаций, выданных торговым сетям ранее по результатам проводившихся в 2010 году внеплановых проверок.
ООО «Партнер-маркет» зарегистрировано 20.09.2000 года инспекцией МНС России по г. Тюмени №3 ОГРН 1037200626902 и осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом, утвержденным внеочередным общим собранием участников ООО «Партнер-маркет» (протокол №22/2010 от 24.12.2010, с внесенными в настоящий устав протоколом №12/2011 от 08.08.2011 изменениями).
Местонахождение общества: г. Тюмень, ул. Алебашевская, 19. Общество осуществляет виды деятельности: оптовую и розничную торговлю, производство продуктов питания, оказание услуг в сфере общественного питания и др.
Предметом проведения внеплановой проверки являлась деятельность ООО «Партнер-маркет» на товарном рынке розничной торговли продовольственными товарами посредством организации торговой сети. Деятельность по розничной торговле ООО «Партнер-Маркет» осуществляет как торговая сеть «Мосмарт», в которую входят торговые объекты нескольких форматов: магазины формата «гипер», «экспресс», «макси». География поставщиков продовольственных товаров торговой сети «Мосмарт» выходит за пределы региона и охватывает помимо Тюменской области также Свердловскую область, Курганскую область, Московскую область, Челябинскую область, Пермский край и т.д.
В рамках анализа представленной в ходе проведения проверки договорной практики было выявлено следующее.
В договорах об оказании услуг, заключенных между ООО «Партнер-Маркет» и <...>; ООО «Партнер-Маркет» и <...> содержатся условия о выплате вознаграждения за оказание услуг, направленных на продвижение товара, рекламирование и маркетинг в процентах от суммы закупки товара.
К договору об оказании услуг в отношении поставляемой продукции, заключенному между <...> и ООО «Партнер-маркет» заключено дополнительное соглашение, согласно которому за организацию мероприятий по поддержанию ассортимента товаров поставщика торговая сеть получает денежное вознаграждение в процентах от стоимости поставляемого товара.
К договору об оказании услуг в отношении поставляемой продукции, заключенному между <...> и ООО «Партнер-маркет» аключено дополнительное соглашение, согласно которому обеспечение размещения товара, ввод новых наименований товаров, размещение холодильного оборудования, обеспечение промо-выкладки и прочие услуги, направленные на продвижение товара, торговая сеть получает денежное вознаграждение в процентах от стоимости поставляемого товара.
К договору об оказании услуг в отношении поставляемой продукции, заключенному между <...> и ООО «Партнер-Маркет» заключено дополнительное соглашение, согласно которому обеспечение размещения товара, ввод новых наименований товаров, размещение холодильного оборудования, обеспечение промо-выкладки и прочие услуги, направленные на продвижение товара, торговая сеть получает денежное вознаграждение в процентах от стоимости поставляемого товара.
Таким образом, все три вышеприведенных договора об оказании услуг содержат условия о выплате вознаграждения за оказание рекламных, маркетинговых услуг и услуг, направленных на продвижение товара, в процентах от суммы поставки товара.
В соответствие с п.8 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции) дискриминационными условиями являются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Установление цены договора оказания услуг в процентах от суммы закупки продовольственных товаров, в отношении которых указанные услуги оказываются, ставит в неравное положение поставщиков торговых сетей, поскольку таким путем устанавливаются различные цены на одну и ту же услугу для различных хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров в торговые сети.
Следовательно, подход к установлению цены за оказание рекламных и маркетинговых услуг в процентах от суммы закупки товара создает дискриминационные условия для поставщиков торговой сети ООО «Партнер-маркет».
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле, хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия.
Таким образом, в действиях ООО «Партнер-маркет» содержатся признаки нарушения п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле.
Установленные признаки нарушений п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле зафиксированы в акте проверки № 38 от 18.08.2011 года. В соответствие с п. 3.67 Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства, ООО «Партнер-маркет» представлены возражения на акт проверки.
ООО «Партнер-маркет» в своих возражениях указало следующее.
Практика заключения договоров об оказании услуг, в которых цена договора устанавливается в процентном соотношении от стоимости поставляемого товара, является для ООО «Партнер-маркет» нетипичной, договоры об оказании услуг, заключенные с <...> заключены по формам указанных поставщиков. С другими поставщиками общество заключало договоры по собственной разработанной типовой форме договора, в которой стоимость маркетинговых услуг определяется на основании прайс-листа, которым установлены фиксированные цены на оказание той или иной услуги.
Тюменским УФАС России возражения на акт проверки № 38 приняты к сведению и проанализированы, по окончании периода рассмотрения возражений приказом от 21.11.2011 года № 570 в отношении ООО «Партнер-маркет» возбуждено дело по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Определением от 21.11.2011 о назначении дела № К 11/161 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению рассмотрение дела было назначено на 30.11.2011г. в 15.00 часов.
В ходе рассмотрения дела 30.11.2011г. представитель ответчика поддержал изложенные в возражении доводы и дополнительно пояснил следующее. Договоры об оказании услуг с <...> были заключены по формам поставщиков, которые составлены в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающими свободу выбора способа определения цены договора об оказании услуг. Вместе с тем, в настоящее время договоры об оказании услуг, заключенные обществом с <...>, по соглашению сторон расторгнуты<...>. Кроме того, ООО «Партнер-маркет» проводит работу, направленную на оптимизацию договорной работы в обществе и устранение нарушений, выявленных в ходе проведенной Тюменским УФАС России проверки. Торговая сеть в будущем намерена заключать договоры об оказании услуг исключительно на условиях фиксированных расценок на тот или иной вид услуги, утвержденных прайс-листом ООО «Партнер-Маркет».
Заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив представленные документы, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО «Партнер-маркет» пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», исходя из следующего.
1.В своих возражениях ответчик ссылается на нормы ГК РФ о свободе выбора порядка расчета цены договора об оказании услуг - в фиксированном или в установленном договором порядке. Установление цены договора об оказании услуг в процентах от суммы закупки товара действительно не нарушает требования ГК РФ. Однако при этом установление цены договора об оказании услуг вышеуказанным способом ставит в прямую зависимость стоимость услуг по продвижению товара, рекламированию, маркетингу от объема его закупок. Чем больше объем поставки товара в денежном выражении, тем больше плата за оказанные по его продвижению услуги, рекламирование, маркетинг. Т.е. одна и та же услуга: например, услуга по рекламе, для разных хозяйствующих субъектов будет стоить по-разному, в зависимости от суммы поставки товара.
Кроме того, в ходе проведения проверки установлено, а на заседании представителем ответчика дополнительно подтверждено, что у общества существует типовой перечень предоставляемых услуг с прайс-листом, в котором указаны фиксированные расценки на ту или иную услугу, который применяется при заключении договоров об оказании услуг. Т.е. обществом была создана ситуация, когда для одних хозяйствующих субъектов-поставщиков продовольственных товаров ООО «Партнер-маркет» рассчитывало стоимость услуг по договору по фиксированным расценкам, а для других стоимость договора об оказании услуг устанавливалась в процентном отношении от суммы закупки товара.
Рассматривая услугу, направленную на продвижение продукта, рекламирование, маркетинг, как товар, можно говорить о том, что условия продажи товара (услуга по рекламированию/маркетингу/продвижению товара) ставят в неравное положение одних хозяйствующих субъектов по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. Таким образом, в соответствии с п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции, условия договора об оказании услуг об определении цены договора в процентах от суммы закупки товара создает дискриминационные условия для поставщиков торговой сети ООО «Партнер-маркет».
Следовательно, установление цены договора об оказании услуг в процентах от стоимости закупки товара нарушает требования о запрете создания дискриминационных условий, установленные специальным законом – Законом о торговле, применяемый к возникающим между торговой сетью и поставщиками продовольственных товаров правоотношениям и имеющий приоритет над общими нормами права.
Закон о торговле вступил в силу 01.02.2010. Статья 22 Закона о торговле устанавливает переходный период действия закона в отношении договоров поставки продовольственных товаров: условия договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона в течение ста восьмидесяти дней со дня вступления в силу данного Федерального закона. В отношении запрета на создание дискриминационных условий переходный период не предусмотрен. Таким образом, с 01.02.2010 хозяйствующие субъекты при осуществлении деятельности по розничной торговле посредством организации торговой сети обязаны не создавать дискриминационные условия.
Договоры об оказании услуг, заключенные между ООО «Партнер-маркет» и <...>, действовали в период с 01.04.2011 по 28.09.2011. Договор об оказании услуг, заключенный между ООО «Партнер-маркет» и <...>, действовал с 01.04.2010, соглашение о расторжении подписано 24.11.2011. Таким образом, ответчик создавал дискриминационные условия для поставщиков продовольственных товаров в торговую сеть с 01.04.2010 до 04.11.2011.
2.Закон о торговле не регулирует порядок определения цены договора об оказании услуг, направленных на продвижение, рекламирование, маркетинг поставленного товара. Однако заключение договоров об оказании услуг с условием об установлении цены договора об оказании услуг в процентах от суммы закупки товара ведет к созданию дискриминационных условий для потребителей вышеуказанных услуг - поставщиков продовольственных товаров, что запрещено п. 1. ч. 1 ст. 13 Закона о торговле.
3.Ответчиком наработана практика заключения договоров об оказании услуг по продвижению товара/рекламированию/маркетингу, исходя из разработанного перечня фиксированных расценок на ту или иную услугу. В то же время, принимая содержащиеся в договоре об оказании услуг в редакции поставщика условия расчета цены услуг, исходя из стоимости поставленного товара, ООО «Партнер-маркет» создает дискриминационные условия по отношению как к поставщикам, в договорах на оказание услуг с которыми установлен такой же метод расчета цены оказываемых услуг, так и к остальным поставщикам, с которыми у общества заключены договоры об оказании услуг по фиксированным расценкам.
4.При оценке факта создания дискриминационных условий Тюменское УФАС России исходило из следующих обстоятельств. ООО «Партнер-маркет» как продавец услуг по рекламированию, маркетингу, продвижению товара, заключая договоры об оказании данных услуг на условиях, когда цена договора определяется в процентах от суммы закупки товара, непосредственно создает дискриминационные условия для приобретателей указанных услуг - поставщиков продовольственных товаров в торговую сеть, путем использования различных способов расчета стоимости услуг для различных поставщиков и определения стоимости услуг в процентном отношении от объема поставленного товара.
Позиция Тюменского УФАС России по данному вопросу подтверждается позицией ФАС России. По мнению ФАС России (исх. №ИА/8730 от 15.03.2011), установление торговой сетью цены договора возмездного оказания услуг в процентах от цены продовольственных товаров, в отношении которых указанные услуги оказываются, создает дискриминационные условия для поставщиков торговых сетей путем установления различных цен на одни и те же услуги для различных хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров в торговые сети, что запрещено п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России пришла к выводу о нарушении ООО «Партнер-маркет» п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле, выразившегося в создании дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров в торговую сеть, путем установления цены договора об оказании услуг в процентах от суммы закупки товара, в отношении которого данные услуги оказываются.
Поскольку ООО «Партнер-маркет» в ходе заседания Комиссии представило документы, свидетельствующие о расторжении договоров об оказании услуг, заключенных между ООО «Партнер-маркет» и <...>, Комиссия решила рассмотрение дела прекратить в связи с добровольным устранением допущенного нарушения.
В ходе рассмотрения дела причинение ущерба и извлечение дохода в результате действий ООО «Партнер-маркет» не установлено.
Комиссия по рассмотрению дела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
1.Признать в действиях ООО «Партнер-маркет» нарушение пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившееся в создании дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров в торговую сеть, путем установления цены договора об оказании услуг в процентах от суммы закупки товара, в отношении которого данные услуги оказываются.
2.Рассмотрение дела № К 11/161 прекратить в связи с добровольным устранением ООО «Партнер-маркет» допущенного нарушения.
3.Предписание ООО «Партнер-маркет» не выдавать в связи с отсутствием необходимости в его выдаче.
Председатель Комиссии:
И.В.Веретенников
Члены Комиссии:
Л.И.Окатьева
Е.В.Полухина
Т.Н.Новожилова
Л.В.Иванова