Тверская область

Решение от 15 апреля 2011 года

По делу № 04-6/08-2011
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
15 апреля 2011 года
    Резолютивная часть решения оглашена: 6 апреля 2011 года г. Тверь
    В полном объеме решение изготовлено: 15 апреля 2011 года
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
    председатель – Демина И.С., руководитель управления;
    члены Комиссии:
    - Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
    - Гудкова О.И., специалист 1 разряда отдела контроля органов власти;
    в присутствии представителей:
    - Кимрской городской Думы: по доверенности;
    рассмотрев дело № 04-6/8-2011 по признакам нарушения Кимрской городской Думой (171510, Тверская область, г. Кимры, ул. Кирова, 18) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении Положением о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «Город Кимры Тверской области», утвержденным решением Кимрской городской Думы от 15.07.2010 № 93 (далее – Положение), порядка заключения договоров владения и (или) пользования муниципальным имуществом, закрепленного на праве хозяйственного ведения, не соответствующего требованиям части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции;
    Дело № 04-6/8-2011 возбуждено по инициативе Тверского УФАС России по результатам выездной плановой проверки Кимрской городской Думы (акт от 04.03.2011 № 09).
    При проведении правового анализа Положения на предмет его соответствия действующему антимонопольному законодательству, установлено следующее:
    Раздел 8.1 Положения «Общие условия передачи муниципального имущества» регламентирует порядок распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в казне (пункт 8.1.2 Положения) и закрепленным на праве оперативного управления (пункт 8.1.4 Положения).
    Пунктом 8.1.1 Раздела 8.1 Положения предусмотрено, что «договоры аренды, безвозмездного пользования и доверительного управления муниципальным имуществом заключаются по результатам торгов на право заключения договора за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ».
    В пункте 8.1.2 того же Раздела Положения указано, что «договоры на передачу имущества, состоящего в муниципальной казне заключает Орган по управлению имуществом, в соответствии с действующим законодательством РФ».
    Последний абзац пункта 8.1.4 Положения предусматривает, что «движимое и недвижимое имущество учреждения может передаваться во владение и пользование иных лиц по договорам безвозмездного пользования и аренды, заключаемым Органом по управлению имуществом по согласованию с учреждением и в порядке, установленном настоящим Положением».
    Раздел 8.2 Положения «Порядок распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении предприятий» предусматривает только субъектный состав распоряжения муниципальным имуществом, а именно: «распоряжаться муниципальным имуществом и заключать соответствующие договора предприятие вправе лишь с письменного согласия Органа по управлению имуществом, за исключением малоценного движимого имущества, которым предприятие вправе распоряжаться самостоятельно».
    При этом порядок заключения договоров перехода прав владения и (или) пользования указанным муниципальным имуществом данным Разделом Положения не регламентирован.
    Статья 17.1 Закона о защите конкуренции устанавливает специальные нормы по порядку заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
    Согласно части первой вышеназванной статьи, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
    В силу части третьей статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, в том же порядке осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования и в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.
    С 7 марта 2010 года действует Приказ Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса», который утвердил Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения указанных договоров и Перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров аренды может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.
    Данный Приказ ФАС России является нормативным правовым документом, обязательным для применения в рассматриваемых правоотношениях.
    Реализация рассматриваемого Положения, которым предусмотрен порядок распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении, только по согласованию с Органом по управлению муниципальным имуществом, может привести к нарушению требований части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и ограничению конкуренции вследствие установления различных условий предоставления муниципального имущества.
    Нарушение правил распоряжения муниципальным имуществом, установленных антимонопольным законодательством, может привести к нарушению условий конкуренции, поскольку отдельным хозяйствующим субъектам могут быть предоставлены неправомерные преференции в нарушение установленного порядка либо причинены необоснованные препятствования осуществлению хозяйственной деятельностью другим хозяйствующим субъектам, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
    Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и предоставление муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.
    Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
    1.Признать Кимрскую городскую Думу нарушившей требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части установления Положением о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «Город Кимры Тверской области», утвержденным решением Кимрской городской Думы от 15.07.2010 № 93, порядка заключения договоров владения и (или) пользования недвижимым муниципальным имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения, реализация которого может привести к нарушению требований части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и ограничению конкуренции вследствие установления различных условий предоставления муниципального имущества.
    2.Выдать Кимрской городской Думе предписание о совершение действий, направленных на обеспечение конкуренции при распоряжении муниципальным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении предприятий.
    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

    Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


    Председатель Комиссии:
    И.С. Демина
    Члены Комиссии:
    Л. К Красюкова,
    О.И. Гудкова