Тверская область

Решение от 26 апреля 2011 года

По делу № 03-6/1-08-2011
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
26 апреля 2011 года
    Резолютивная часть решения оглашена 22 апреля 2011 года г.Тверь
    Решение изготовлено в полном объёме 26 апреля 2011 года
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее – Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
    Председатель Комиссии:
    Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;
    Члены Комиссии:
    Иванов С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля;
    Пестова А.С. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
    рассмотрев дело № 03-6/1-08-2011 по признакам нарушения ОАО «МРСК Центра» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении его интересов посредством уклонения от заключения договора технологического присоединения объекта электроснабжения, расположенного по адресу: Тверская область, Калязинский район, Алферовское сельское поселение, дер. Авсергово
    Настоящее дело возбуждено по заявлению Васильева С.А. (прож.: Московская обл., Одинцовский р-н, с. Саввинская Слобода, ул. Московская, д. 32) (далее - Заявитель) об ущемлении его прав ОАО «МРСК Центра» в лице структурного подразделения филиала ОАО «МРСК Центра»-«Тверьэнерго» Калязинского РЭС, посредством уклонения от заключения договора технологического присоединения объекта электроснабжения, расположенного по адресу: Тверская область, Калязинский район, Алферовское с/п, д. Авсергово.
    Как следует из письма Заявителя, Васильев С.А., обратился в структурное подразделение филиала ОАО «МРСК-Центра» - «Тверьэнерго» Калязинский РЭС с заявкой от 27.10.2010 на технологическое присоединение жилого дома расположенного в дер. Авсергово Калязинского р-на. Данная заявка, согласно почтовому уведомлению, была получена 10.11.2010 сотрудником Калязинского РЭС Захаровым П.А. В установленный нормативно-правовыми актами срок, проект договора на технологическое присоединение и технические условия Заявителю представлены не были. 19.01.2011 Васильев С.А. повторно обратился в Калязинское РЭС с заявкой на технологическое присоединение.
    Согласно письменным пояснениям филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» от 21.03.2011 № ТВ/13-2/26-72, срок подготовки технических мероприятий для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя был увеличен на время согласования с ним расположения земельного участка на местности, т.к. без присутствия Заявителя определение границ его земельного участка представителями сетевой организации самостоятельно не возможно. Кроме того, необходимо осуществление строительства нового участка ВЛ-0,4 кВ протяженностью 80 метров и монтаж полнофазной цепи ВЛ-0,4 кВ протяженностью 270 метров, а поименованный объем работ отсутствовал в инвестиционной программе принятой на 2011 год.
    Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев имеющиеся в деле материалы и пояснения представителей сторон, проанализировав нормативные правовые акты, регламентирующие порядок оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям, заслушав доводы и пояснения сторон, пришла к следующим выводам.
    ОАО «МРСК Центра» предоставляет услуги по передаче электрической энергии и в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии. ОАО «МРСК Центра» состоит в Реестре естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в разделе 1 «Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии» с регистрационным номером № 77.1.25 (включено приказом ФСТ России от 31.03.2008 № 86-э).
    ОАО «МРСК Центра», предоставляя услуги по передаче электрической энергии, является, согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии, положение которого на товарном рынке признается в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим.
    Кроме того, приказом Тверского УФАС России от 23.10.2008 г. № 146 ОАО «МРСК Центра» включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по позиции: услуги по передаче электрической энергии в границах зон применения сетей ОАО «МРСК Центра» с долей на рынке указанного товара более 50 процентов в географических границах: Тверская область; ОКДП 40.12.10.
    Согласно пункту 3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов в вышеуказанных случаях не требуется.
    Согласно пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (далее - Правила недискриминационного доступа), сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
    Услуга по передаче электрической энергии на территории г. Твери предоставляется ОАО «МРСК Центра» в лице филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» посредством владения им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям. Техническая возможность отдельно приобрести электрическую энергию без организации технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям у потребителей отсутствует. Технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии.
    Исходя из изложенного, Комиссией установлено, что ОАО «МРСК Центра» в границах Алферовского сельского поселения в пределах своих сетей занимает доминирующее положение на рынке передачи электроэнергии для потребителей указанного сельского поселения.
    В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 (в ред. постановления Правительства РФ от 24.09.2010 № 759) (далее – Правила технологического присоединения) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
    Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с физическими лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
    В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения, заявителям - физическим лицам, обратившимся в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, сетевая организация обязана направить заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора в течение 30 дней с даты получения заявки.
    Как следует из материалов дела, Васильев С.А. обратился в структурное подразделение ОАО «МРСК Центра» - Калязинское РЭС с заявкой от 27.10.2010 на технологическое присоединение объекта электроснабжения расположенного по адресу: Тверская область, Калязинский район, Алферовское сельское поселение, дер. Авсергово.
    Согласно оттиску печати и подписи сотрудника Калязинского РЭС Захарова П.А., указанная заявка с рядом приложенных к ней документов была получена Калязинским РЭС 10.11.2010г.
    В связи с тем, что в установленный Правилами технологического присоединения период проект договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств и технические условия Василевым С.А. получены не были, 19.01.2011 Заявитель повторно направил заявку на технологическое присоединении в отношении того же объекта.
    16.03.2011 филиал ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» в нарушение сроков, установленных п. 15 Правил технологического присоединения, направляет в адрес Заявителя проект договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия на технологическое присоединение в отношении поименованного объекта электроснабжения.
    23.03.20011 между Заявителем и филиалом ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», был заключен договор об осуществлении технологического присоединения № 40273704 от 23.03.2011, а также согласованы технические условия на технологическое присоединение № 693В/20120690 в отношении поименованного объекта электроснабжения.
    В соответствии с п. 16 Правил технологического присоединения, технологическое присоединение к электрическим сетям классом напряжения до20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 500 метров в сельской местности осуществляется в срок, не превышающий 6 месяцев.
    Исходя из того, что Калязинским РЭС заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств Васильева С.А. была получена 10.11.2010, окончание срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению с учетом минимального срока необходимо для заключения договора об осуществлении технологического присоединения приходится на 10.06.2011.
    Согласно акту об осуществлении технологического присоединения № 80303517 от 13.04.2011, подписанного Заявителем, технологическое присоединение объекта электроснабжения Васильева С.А. фактически осуществлено 13.04.2011, что не превышает 6 месячный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению данной категории объектов электроснабжения установленный Правилами технологического присоединения.
    Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Тверского УФАС России приходит к выводу, что нарушение срока заключения договора об осуществлении технологического присоединения не привело к нарушению прав и интересов Васильева С.А. и нарушению антимонопольного законодательства.
    Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
    1.Признать отсутствие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ОАО «МРСК Центра» по делу № 03-6/1-08-2011.
    2.Прекратить рассмотрение дела в отношении ОАО «МРСК Центра» о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    Председатель Комиссии
    Л.В. Посохова
    Члены Комиссии:
    С.Е. Иванов
    А.С. Пестова

    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.