Тверская область
Постановление от 04 апреля 2012 года

О назначении административного наказания за нарушение антимонопольного законодательства

По делу № 03-5/1-16-2012
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
04 апреля 2012 года
    ОАО «Тверьэнергосбыт»

    Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Л.В.Посохова
    при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства,
    рассмотрев материалы дела № 03-6/1- 56-2010 о нарушении юридическим лицом – Открытым акционерным обществом «Тверская энергосбытовая компания» (далее ОАО «Тверьэнергосбыт», ИНН (…), ОГРН (…) статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», протокол № 03-5/1-16-2012 от 21.03.2012,
    в отсутствие законного представителя ОАО «Тверьэнергосбыт», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела (уведомление о вручении 26.03.2012 ОАО «Тверьэнергосбыт» копии протокола, содержащего информацию о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, кроме того, копия протокола вручена представителю по доверенности Негрич А.И. 21.03.2012),
    в присутствии представителя по доверенности (…),
    Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее Тверское УФАС России) рассмотрело дело № 03-6/1-56-2010 о нарушении ОАО «Тверьэнергосбыт» статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
    Резолютивная часть решения по делу № 03-6/1-56-2010 объявлена 11.08.2011, решение изготовлено в полном объеме 25.08.2011. Решение по делу № 03-6/1-56-2010 в установленном порядке не обжаловано.
    В соответствии с частью 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.
    Рассмотрев решение по делу № 03-6/1-56-2010, возбужденное по заявлению ООО «Тверская энергосбытовая компания», а также дополнительные материалы, свидетельствующие о наличии в действиях ОАО «Тверьэнергосбыт» события административного правонарушения, установлено следующее.
    ОАО «Тверьэнергосбыт» приказом Тверского УФАС России от 23.05.2006 №57 (с изменениями приказом от 25.12.2011 № 284) включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по позиции: продажа электрической энергии на розничных рынках (ОКВЭД 40.10.3) в географических границах: Тверская область, с долей на рынке указанного товара более 50 процентов. Согласно части 3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 №5, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов в вышеуказанном случае не требуется, положение ОАО «Тверьэнергосбыт» на розничном рынке продажи электрической энергии в географическихграницах Тверская область является доминирующим.
    Приказами Региональной энергетической комиссии Тверской области от 26.10.2006 №108/1 и от 28.04.2009 №44-нп ОАО «Тверьэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика с границами зоны деятельности: административные границы Тверской области, за исключением зон деятельности ООО «Тверская областная энергосбытовая компания», которые определены границами балансовой принадлежности электрических сетей ООО «Региональная электросетевая компания» в городах Нелидово, Торопец, Андреаполь и Западная Двина.
    В соответствии с пунктом 5 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530 (далее – Правила, в настоящее время документ именуется Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии) гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли –продажи (поставки ) электрической энергии. ООО «Тверская энергосбытовая компания» заключило с ООО «ЛесКом» (далее - Потребитель) договор энергоснабжения от 01.04.2008 №22-08/ЭС в соответствии с которыми, обязался осуществлять продажу электрической энергии Потребителю в его точках поставки (диспетчерское наименование точки поставки:ПС 110/10 «Мостовая» Олениниский район, п. Мостовня).
    В целях организации энергоснабжения по точкам поставки Потребителя в порядке пункта 62 Правил ООО «Тверская энергосбытовая компания» письмом 21.06.2010 № 355 направило в адрес ОАО «Тверьэнергосбыт», как гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположены энергопринимающие устройства Потребителя, заявку о заключении договора купли-продажи электроэнергии в интересах Потребителя, содержащую необходимые условия, установленные пунктом 62 Правил с приложением проекта договора (далее – заявка №355).
    В соответствии с пунктом 62 Правил лицо, которое намерено заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии), направляет гарантирующему поставщику заявку о заключении соответствующего договора с указанием планируемого объема потребления электрической энергии (мощности) и приложением документов, подтверждающих выполнение необходимых для его заключения условий: присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке, обеспечение учета электрической энергии, надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя, удостоверенное федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору. Для заключения договора купли-продажи (поставки) электрической энергии с гарантирующим поставщиком энергосбытовая организация дополнительно представляет поставщику сведения о точках поставки, в которых данная организация собирается приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика, о приборах учета электрической энергии, которыми оснащены указанные точки поставки.
    Вышеуказанная заявка с приложениями (в количестве 7 единиц) была получена ОАО «Тверьэнергосбыт» 21.06.2010, что подтверждается оттиском печати этой организации с датой и подписью лица, получившего его на сопроводительном письме ООО «Тверская энергосбытовая компания».
    ОАО «Тверьэнергосбыт» письмом №022-02/1671 от 29.06.2010 выдвинуло ряд замечаний к представленным документам, которые, по мнению гарантирующего поставщика, явилось препятствием к заключению Договора купли-продажи (поставки) электрической энергии ООО «Тверская энергосбытовая компания» письмами №397 от 30.07.2010 и №400 от 03.08.2010 (получено ОАО «Тверьэнергосбыт» 04.08.2010) направило ОАО «Тверьэнергосбыт» дополнительные документы и пояснения, что составило полный пакет документов, содержащий все существенные условия для заключения договора, установленные пунктом 62 Правил.
    В силу положений пункта 63 Правил гарантирующий поставщик в течение 30 дней с даты получения заявки о заключении договора энергоснабжения (договора куплипродажи (поставки) электрической энергии) обязан ее рассмотреть и направить заявителю подписанный со своей стороны проект соответствующего договора, а в случае если заявителем представлен проект договора – подписать его или направить ему протокол разногласий.
    В силу пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее – Закон «Об электоэнергетике») в случае, если поставщиком электрической энергии по договору купли-продажи электрической энергии выступает гарантирующий поставщик, заключение такого договора с обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика, является обязательным для гарантирующего поставщика.
    Согласно пункту 1 статьи 445 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случае, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течении тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течении 30 дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта. Согласно статье 3 Закона «Об электроэнергетике» гарантирующий поставщик электрической энергии – коммерческая организация, обязанная в соответствии с указанным Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от его имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
    Пунктом 61 Правил определен перечень оснований, при которых гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (договора куплипродажи (поставки) электрической энергии) с заявителем:
    - отсутствие технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям;
    - нахождение точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
    В случае отказа от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии по основаниям предусмотренным настоящим пунктом гарантирующий поставщик должен в 5-дневный срок со дня обращения заявителя в письменной форме уведомить его об отказе от заключения договора с указанием причин такого отказа.
    Согласно пункта 2 Правил «точка поставки на розничном рынке» – место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя (продавца) электрической энергии либо лица, в интересах которого он приобретает (продает) электрическую энергию, и являющееся местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии и или оказания услуг, используемым для определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии, энергоснабжения, оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергии потребителей.
    Из материалов дела следует, что ООО «Тверская энергосбытовая компания» вкачестве документа, подтверждающего технологическое присоединение энергопринимающих устройств Потребителя, был приложен: акт о технологическом присоединении энергопринимающих устройств ООО «ЛесКом» (Акт об осуществлении технологического присоединения от 02.08.2010 в приложении к письму №400 от 03.08.2010).
    Кроме того, 01.05.07 между Открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра», в лице филиала «Тверьэнерго» - электросетевой организацией (далее - Сетевая организация) - и ООО «Тверская энергосбытовая компания» был заключен договор на оказание услуг по передаче электроэнергии № 8-С/01-05-07, действовавший в 2010 и 2011 годах в редакции Дополнительного соглашения № 15 от 02.02.2009, в соответствии с пунктам 2.1, 3.2.1 которого Сетевая организация приняла на себя обязательства перед ООО «Тверская энергосбытовая компания», в том числе, обеспечивать передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям; осуществлять передачу электрической энергии в соответствии с согласованными параметрами надежности с учетом технологических характеристик энергетических установок.
    Таким образом, присоединение Потребителя к сетям сетевой организации имеет место. Наличие технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств потребителя – ООО «ЛесКом» к электрическим сетям сетевой организации является достаточным основанием выполнения требований пункта 61 Правил в отношении Заявителя.
    Рассмотрение проекта договора купли-продажи электрической энергии, направленного Заявителем в адрес ОАО «Тверьэнергосбыт», произведено с нарушением 30-дневного срока, установленного пунктом 63 Правил. Учитывая дату регистрации гарантирующим поставщиком 04.08.2010 представленных Заявителем документов, необходимых для заключения договора купли-продажи электрической энергии по точкам поставки Потребителя и являющихся дополнением к ранее направленной заявке, срок, в течение которого гарантирующий поставщик был обязан рассмотреть заявку о заключении договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и подписать представленный проект договора или направить протокол разногласий к нему определялся периодом с 05.08.2010 по 03.09.2010 и истек 06.09.2010 (с учетом выходных (нерабочих) дней).
    ОАО «Тверьэнергосбыт» на вышеуказанную дату (06.09.2010) не направило в адрес ООО «Тверская энергосбытовая компания» подписанный со своей стороны договор купли-продажи (поставки) электрической энергии либо мотивированный протокол разногласий к нему. При этом законные основания для отказа заключить договор отсутствовали.
    ОАО «Тверьэнергосбыт» представило сведения о том, что письмом от 06.12.2010 №022-02/3124 направило в адрес Заявителя оформленные Договор купли-продажи (поставки) электрической энергии по точкам поставки Потребителя от 30.11.2010 №636 с приложениями и протокол разногласий к договору. В качестве подтверждения направления вышеуказанных документов предъявлена копия уведомления о вручении почтового отправления № 1701003394849, из которого следует, что документы направлены в адрес Заявителя 07.12.2010, а вручены Заявителю – 08.12.2010, т.е. с превышением 30 дневного срока на 3 месяца.
    Действия ОАО «Тверьэнергосбыт» при заключении договора купли-продажи (поставки) электрической энергии с ООО «Тверская энергосбытовая компания» в интересах ООО «ЛесКом»решением Арбитражного суда Тверской области от 28.01.2011по делу №А66-8966/2010, оставленным в силе постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2011, квалифицированы как необоснованное уклонение от заключения договора с ООО «Тверская энергосбытовая компания». Неисполнение ОАО «Тверьэнергосбыт» обязанности по направлению в адрес ООО «Тверская энергосбытовая компания» подписанного со своей стороны проекта договора, приложенного к заявке, содержащей все необходимые условия для заключения договора, а равно ненаправление протокола разногласий к нему в установленный законодательно срок, противоречит нормам статьи 445 ГК РФ, пунктов 61- 63 Правил и является уклонением от заключения договора.
    Уклонение ОАО «Тверьэнергосбыт» от заключения договора купли-продажи (поставки) электрической энергии ущемляют интересы Заявителя, так как исключают стабильное и безубыточное исполнение своих обязательств по поставке электроэнергии Потребителю и являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. При этом ОАО «Тверьэнергосбыт» осуществляет с 01.01.2011 и по настоящее время фактический отпуск электрической энергии в отношении точки поставки, указанной Заявителем в проекте договора (точки поставки Потребителя – ООО «ЛесКом») в объемах поставки в соответствии с заявкой №355 и принимает оплату стоимости поставленной электрической энергии, осуществляемой Заявителем.
    Позиция ОАО «Тверьэнергосбыт» об отсутствии нарушения прав Заявителя фактом уклонения ОАО «Тверьэнергосбыт» от заключения договора, поскольку спорный договор содержит условие о вступлении в силу с 01.01.2011, не может рассматриваться как мотивированная. Своевременное рассмотрение ОАО «Тверьэнергосбыт» проекта договора позволило бы Заявителю завершить договорной процесс, начатый в августе 2010 года, до начала действия договора (01.01.2011), даже при условии наличия разногласий.Согласно письму ОАО «Тверьэнергосбыт» от 28.04.2011 № 022-02/1174 (получено ООО «Тверская энергосбытовая компания» 29.04.2011 вх.№ 434) ОАО «Тверьэнергосбыт» отозвал протокол разногласий к договору купли-продажи в интересах ООО «ЛесКом» и сообщил о заключении договора купли-продажи электроэнергии в редакции ООО «Тверская энергосбытовая компания».
    В условиях отсутствия у Заявителя заключенного с гарантирующим поставщиком договора купли-продажи (поставки) электрической энергии в интересах Потребителя у Заявителя возникают убытки (после 01.01.2011).
    Отсутствие договора и ежемесячных счетов-фактур и актов приема-передачи электрической энергии (вследствие отсутствия договора), при том, что энергопотребление не прекращалось, влечет невозможность реализации энергосбытовой организацией права на уменьшение суммы налога на добавленную стоимость, установленного статьей 171 НК РФ.
    Согласно пункту 3 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), а также при получении сумм оплаты, в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее 5 календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). Учитывая отсутствие договора, гарантирующий поставщик не выставляет счета-фактуры. Заявитель оплачивает поставленную потребителю электроэнергию и в соответствии со статьями 143, 146, 174 НК РФ исполняет наложенные на него обязательства по уплате НДС в бюджет в полном объеме, не имея возможность воспользоваться законодательно установленным правом на налоговый вычет.
    Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты. В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат, в частности, суммы НДС, предъявляемые налогоплательщику при приобретении товаров (выполнении работ, оказании услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21, а также для перепродажи.
    Право на налоговый вычет возникает у налогоплательщика на основании соответствующих первичных документов, в силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявляемых сумм налога к вычету или возмещению. Таким образом, предъявление НДС к вычету невозможно в отсутствие счета-фактуры.
    Отсутствие договора и не выставление счетов-фактур вследствие этого влечет невозможность воспользоваться правом на вычет и уменьшить общую сумму НДС на 18 %, что влечет отвлечение оборотных средств Заявителя и разница между суммой НДС, уплаченной энергосбытовой организацией и суммой НДС, которую она могла бы уплатить, применив налоговый вычет, является ущербом.
    В соответствии с представленным Заявителем Комиссии расчетом убытки по потребителю ООО «ЛесКом» за 1-е полугодие 2011 года составили – (…) руб.
    Кроме того, в соответствии с пунктом 151 Основных положений функционирования розничных рынков электрической выявлении фактов потребления электрической энергии, осуществляемого юридическими или физическими лицами в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) (далее - бездоговорное потребление электрической энергии), сетевая организация вводит в установленном порядке полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии.
    В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07. 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами. В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции действия, указанные в пункте 5 части 1 статьи 10 не могут быть признаны допустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, даже при условии, если такими действиями (бездействием) не создается возможность устранить конкуренцию на товарном рынке либо эти действия (бездействие) способны повлечь положительные социально-экономические последствия.
    Решением по делу № 03-6/1-56-2010 действия ОАО «Тверьэнергосбыт», необоснованно уклонявшегося от заключения договора купли продажи (поставки) электрической энергии с ООО «Тверская энергосбытовая компания» в интересах потребителя ООО «ЛесКом», квалифицированы как нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции».
    Нарушение антимонопольного законодательства ОАО «Тверьэнергосбыт» совершено на розничном рынке электрической энергии с границами зоны деятельности: административные границы Тверской области, за исключением зон деятельности ООО «Тверская областная энергосбытовая компания» (ООО «Тверьоблэлектро»).
    Действия ОАО «Тверьэнергосбыт» образуют событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (норма, действующая на дату совершения административного правонарушения).
    Дата совершения административного правонарушения – 06.09.2010.
    Место совершения административного правонарушения - г. Тверь.
    В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также КоАП РФ) поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
    В соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по статье 14.31 - 1 год со дня совершения административного правонарушения.
    В соответствии с частью 6 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Решение по делу № 03-6/1- 56-2010 вступило в силу 25.08.2011 и с этой даты исчисляется срок давности, следовательно, на момент вынесения постановления срок давности не истек.
    В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административных правонарушениях является всестороннее, полное и объективное выяснению обстоятельств дела, разрешению его в соответствии с законом.
    В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
    В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
    Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, содержать публично-правовую ответственность лишь за виновное деяние и дифференциацию санкции в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении санкции (постановление от 11.03.1998 о проверке конституционностистатьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, постановление от 12.05.1998 о проверке конституционности отдельных положений абзаца 6 статьи 6 и абзаца 2 части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 18.06.1993 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», постановление от 15.07.1999 по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и Законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных ор ганах налогово й полиции »). Правоотношения в сфере антимонопольного регулирования являются предметом особой защиты со стороны государства, о чем свидетельствует, в том числе, установление значительных размеров санкций за деяния, предусмотренные статьей 14.31 КоАП РФ.
    Административное правонарушение со стороны ОАО «Тверьэнергосбыт»,в течение 3 месяцев (с 06.09.2010 по 07.12.2010) необоснованно, в отсутствие законных оснований, уклонявшегося от заключения договора купли-продажи электрической энергиис ООО «Тверская энергосбытовая компания», совершено виновно, так как коммерческая организация обязана соблюдать правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не предприняла все зависящие от нее меры поих соблюдению. ОАО «Тверьэнергосбыт» в силу Требований Гражданского Кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об электроэнергетике», Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии обязано было и имело возможности для соблюдения правил и сроков, императивно установленных, однако, в отсутствие законных оснований и объективных причин существенно нарушило сроки и уклонялось от заключения договора, что повлекло убытки, связанные с бездоговорным потреблением электроэнергии.
    Виновность ОАО «Тверьэнергосбыт» в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела № 03-6/1-56-2010, которым установлен факт нарушения статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» и протоколом № 03-5/1-16-2012.
    Учитывая фактические обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения настоящего дела, положения пунктов 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, наличие аналогичных фактов нарушения антимонопольного законодательства, также связанных с уклонением ОАО «Тверьэнергосбыт» от заключения договора, установленных решениями № 03-6/1- 22-2010, № 03-6/1-23-2010, № 03-6/1-24-2010 от 22.06.2011, степень общественной опасности действий ОАО «Тверьэнергосбыт», которые влекут несбалансированность отношений участниковрозничного рынка электрической энергии Тверской области, убытки ООО «Тверская энергосбытовая компания», наличие многочисленных судебных споров между ОАО «Тверьэнергосбыт» и ООО «Тверская энергосбытовая компания», связанных с уклонением от заключения договора с последним отсутствуют основания для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей возможность освобождения от административной ответственности вследствие малозначительности.
    В соответствии со статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей до 07.01.2012) совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынкекоторого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
    В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального законаот 06.12.2011 N 404-ФЗ, действующей с 07.01.2012) совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести кущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
    В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
    В соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
    Учитывая положения статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассчитывается размер штрафа в соответствии нормой статьи 14.31 (в редакции, действовавшей до 07.01.2012) и в соответствии с нормой части 1 статьи 14.31 (в редакции Федерального законаот 06.12.2011 N 404-ФЗ, действующей с 07.01.2012).
    Согласно справке ОАО «Тверэнергосбыт» от 30.08.2011 выручка от реализации электроэнергии на розничном рынке составила (…) руб., три сотых от этой суммы составляет (…) руб. (минимальный размер штрафав соответствии нормой статьи 14.31 в редакции, действовавшей до 07.01.2012).
    В соответствии с пунктом 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ(в редакции Федерального законаот 06.12.2011 N 404-ФЗ, действующей с 07.01.2012).за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. В соответствии с пунктом 2 примечания к статье 14.31 КоАП РФ (в редакции, действующей с 07.01.2012) при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса.
    В соответствии с пунктами 2-7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
    2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
    3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
    4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
    5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
    6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
    7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор).
    В рассматриваемом случае имеет место смягчающие административную ответственность обстоятельство, установленное пунктом 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ. ОАО «Тверьэнергосбыт» с существенным нарушением срока, но направил в адрес ООО «Тверская энергосбытовая компания» подписанный проект договора до принятия решения по существу, что может рассматриваться как добровольное прекращение противоправного поведения.
    В соответствии с пунктом 3 примечания к статье 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 настоящего Кодекса (пункт 1 - продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; пункт 2 -повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса), а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:
    1) совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год;
    2) причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более одного миллиона рублей либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более пяти миллионов рублей;
    3) совершение административного правонарушения двумя и более лицами, входящими в группу лиц, определяемую в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
    В рассматриваемом случае имеет место отягчающее административную ответственность обстоятельство, установленное пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, поскольку ОАО «Тверьэнергосбыт» привлечено к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения – решением Арбитражного суда Тверской области от 20.12.2011 по делу № А66-9811/2011 заявление ОАО «Тверьэнергосбыт» об отмене постановлением по делу № 03-5/1-12-2011 от 21.09.2011 за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ удовлетворено частично, постановление признано незаконным в части пункта 2 о наложении штрафа в размере (…) руб. и ОАО «Тверьэнергосбыт» назначен административный штраф в размере 100 000 руб., в остальной части (в части признания виновным) постановление оставлено без изменений. Решение суда по делу № А66- 9811/2011 вступило в законную силу.
    Учитывая наличие одного обстоятельства, смягчающего административную ответственность и одного обстоятельства, отягчающего административную ответственность, размер штрафа исчислен следующим образом: 300 000 руб (минимальный размер штрафа) плюс 350 000 руб. (половина разности максимального (1 000 000 руб.) и минимального (300 000 руб.) размера административного штрафа по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ), что составляет 650 000 руб. и менее минимального размера штрафа, исчисленного от выручки ОАО «Тверьэнергосбыт» в соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ в редакции, действовавшей на дату совершения административного правонарушения.
    Руководствуясь статьями 1.7, 2.1, 3.5, частью 1 статьи 14.31, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
    1.Признать ОАО «Тверьэнергосбыт» (ИНН (…), ОГРН (…) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    2.Наложить на ОАО «Тверьэнергосбыт» административный штраф в размере 650 000 (шестьсот пятьдесят тысяч) рублей.
    В соответствии с п.1 ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
    Реквизиты для перечисления штрафовза нарушение антимонопольного законодательства:
    Получатель:
    УФК по Тверской области (Тверское УФАС России)
    ИНН 6905005800 КПП 690501001
    Р/сч. № 40101810600000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Тверской обл. г.Тверь
    БИК 042809001
    код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140
    ОКАТО 28401000000
    Назначение платежа – штраф за нарушение антимонопольного законодательства.
    Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
    В соответствии со ст.30.3 и ст. 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
    Заместитель руководителя Тверского УФАС России
    Л.В.Посохова