Тверская область
Решение от 28 ноября 2011 года № 05-6/2-22-2011

О нарушении требований законодательства по размещению рекламы пива

Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
28 ноября 2011 года
    Решение изготовлено в полном объеме 12 декабря 2011 года.
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
    председатель Комиссии - Демина И.С., руководитель управления;
    члены Комиссии:
    Фомин В.М., заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа;
    Аренсватова Т.С., ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа управления,
    рассмотрев дело N 05-6/2-22-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы пива "К",
    в отсутствие ООО "С", надлежаще уведомленного о месте и времени рассмотрения дела по существу,
    09.08.2011 в Управление поступила информация о том, что на расстоянии менее 100 метров от здания, занимаемого муниципальным образовательным учреждением "Р", расположенного по адресу: <...>, расположено летнее кафе (шатер), на крыше которого размещается реклама пива "К". К обращению приложены фотографии, подтверждающие изложенную информацию.
    Согласно представленным по требованию Управления Администрацией городского поселения - <...> (далее - Администрация) пояснениям и сведениям от <...> N <...> и от <...> N <...>, летнее кафе (шатер), на крыше которого размещалась реклама пива "К", находится соответственно на расстоянии 80 метров от детской спортивной площадки и на расстоянии 92 метров от МОУ "Р".
    В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
    Как следует из представленных фотографий, на одной из сторон крыши летнего кафе - по всей длине крыши - изображена бутылка с этикеткой пива "К", на другой стороне - логотип компании-производителя пива "К"; по всему периметру крыши указаны слова "К".
    Спорная реклама полностью подпадает под определение, данное в статье 3 Закона, поскольку содержит информацию, распространяемую с крыши летнего кафе, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является пиво "К".
    В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
    В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона недобросовестной признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.
    Согласно пункту 6 части 2 статьи 22 Закона реклама пива и напитков на его основе не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.
    Согласно части 3 статьи 22 Закона реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства). Предупреждение в рассматриваемой рекламе отсутствует.
    Как указано выше, летнее кафе с размещенной на ней рекламой пива "К" находилось на расстоянии 80 метров от детской спортивной площадки и на расстоянии 92 метров от МОУ "Р", то есть на расстоянии менее 100 метров от детского сооружения (детской спортивной площадки) и от образовательного учреждения (школы), следовательно, указанная реклама размещалась с нарушением требований пункта 6 части 2 статьи 22 Закона.
    Кроме того, реклама пива "К" не сопровождалась предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива, что свидетельствует также и о нарушении требований части 3 статьи 22 Закона.
    Администрация представила информацию о том, что прокуратурой Рамешковского района проводилась проверка законности размещения указанного летнего кафе. В ходе проверки прокуратурой установлено, что земельный участок под летнее кафе путем установки на нем вагончика и шатра (на крыше которого и размещалась спорная реклама) был самовольно занят ООО "С", ИНН <...>, местонахождение: <...>; генеральный директор ООО "С" С. привлечена к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Кроме того, при рассмотрении дела 17.10.2011 представитель администрации пояснил, что реклама размещалась в августе - сентябре 2011, после чего - в том числе в связи с проведенной прокуратурой Рамешковского района проверкой, распространение рекламы было прекращено.
    В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
    Следовательно, ООО "С", с учетом определения, данного в пункте 7 статьи 3 Закона, является рекламораспространителем.
    На рассмотрение дела представители ООО "С" не явились, затребованные от ООО "С" документы и сведения Обществом представлены не были, при этом конверт с направленным в адрес ООО "С" определением, в котором содержалось указание о дате, времени и месте рассмотрения дела, а также требование о представлении документов и сведений, вернулся в связи с истечением срока хранения конверта.
    Вместе с тем, представленные администрацией документы и сведения позволяют полно и всесторонне рассмотреть настоящее дело; неявка представителей Общества на рассмотрение дела и непредоставление ими документов и сведений не препятствует принятию решения по делу.
    В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона за нарушение требований, установленных частью 2 и частью 3 статьи 22 Закона, ответственность несет рекламораспространитель.
    Как указано выше, рекламораспространителем является ООО "С", именно оно несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 2 и частью 3 статьи 22 Закона.
    Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33 , частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия
    1.Признать рекламу пива "К", размещенную ООО "С" на расстоянии менее 100 метров от детской спортивной площадки и МОУ "Р", с отсутствием предупреждения о вреде чрезмерного употребления пива, ненадлежащей, рекламораспространителя - ООО "С" - нарушившим требования пункта 6 части 2 и части 3 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
    2.Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО "С" не выдавать, поскольку нарушение устранено до рассмотрения настоящего дела по существу.
    3.Передать материалы дела N 05-6/2-22-2011 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    Председатель Комиссии
    И.С.ДЕМИНА
    Члены Комиссии
    В.М.ФОМИН
    Т.С.АРЕНСВАТОВА