Тверская область

Решение от 10 декабря 2009 года

По делу № 04-6/35-2009
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
10 декабря 2009 года
    Принято и объявлена резолютивная часть 04 декабря 2009 года
    Решение изготовлено в полном объеме 10 декабря 2009 года г.Тверь
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
    Председатель - Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
    Члены Комиссии:
    - Красюкова Л.К., начальник отдела контроля органов власти;
    - Киртоакэ И.В., главный специалист - эксперт отдела контроля органов власти;
    в присутствии:
    - Протченко В.К., представителя Собрания депутатов Зубцовского района;
    - Татионовой Н.У., первого зам.Главы администрации Зубцовского района;
    - Шевченко Н.В., начальника отдела комитета по управлению имуществом администрации Зубцовского района;
    рассмотрев дело № 04-6/35-2009, возбужденное в отношении Собрания депутатов Зубцовского района по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о конкуренции),
    Настоящее дело возбуждено по инициативе Тверского УФАС России, по результатам планового контрольного мероприятия по проверке принятых органами местного самоуправления Зубцовского района Тверской области за период с октября 2008 года по октябрь 2009 года нормативно-правовых и распорядительных актов индивидуального характера.
    Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с «Порядком предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности», утвержденным решением Собрания депутатов Зубцовского района от 19.08.2008 № 361 (далее Порядок, решение № 361).
    Пунктом 1.3 Порядка определено, что предоставление земельных участков для строительства в собственность, в аренду гражданам или юридическим лицам осуществляется за плату по месту постоянной регистрации.
    Указанное положение принято в нарушение статьи 8 Конституции РФ, которая гарантирует единство экономического пространства в Российской Федерации, и статьи 28 Земельного кодекса РФ, согласно которой земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (без условия о регистрации на определенной территории).
    Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
    изъятия земельных участков из оборота;
    установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
    резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
    Таким образом, ограничение предоставления земельных участков для строительства в собственность, в аренду гражданам или юридическим лицам местом их постоянной регистрации противоречит конституционным принципам, не предусмотрено федеральным законодательством и ограничивает права хозяйствующих субъектов на покупку, иное приобретение (в собственность, аренду) земельных участков для строительства.
    В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов, в частности запрещается установление запретов или введение ограничений прав хозяйствующих субъектов на покупку, иное приобретение товаров.
    Собрание депутатов Зубцовского района признало факт нарушения антимонопольного законодательства в части ограничения пунктом 1.3 Порядка прав хозяйствующих субъектов на покупку, иное приобретение (в собственность, аренду) земельных участков для строительства, что подтверждается представленным проектом решения, пунктом 1 которого предусматривается внесение изменений в пункт 1.3 Порядка, исключающих право на покупку, иное приобретение (в собственность, аренду) земельных участков для строительства только хозяйствующим субъектам, имеющим постоянную регистрацию на территории Зубцовского района.
    В соответствии с пунктом «а» части 3 статьи 23 Закона о конкуренции антимонопольный орган вправе выдавать органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство.
    На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
    1.Признать Собрание депутатов Зубцовского района нарушившим статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части ограничения пунктом 1.3 «Порядка предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности», утвержденного решением Собрания депутатов Зубцовского района от 19.08.2008 № 361, прав хозяйствующих субъектов на покупку, иное приобретение (в собственность, аренду) земельных участков для строительства, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке строительства.
    2.Выдать Собранию депутатов Зубцовского района предписание о внесении в пункт 1.3 «Порядка предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности», утвержденного решением Собрания депутатов Зубцовского района от 19.08.2008 № 361 изменений, исключающих право на покупку, иное приобретение (в собственность, аренду) земельных участков для строительства только хозяйствующим субъектам, имеющим постоянную регистрацию на территории Зубцовского района.
    Председатель комиссии
    Л.В.Посохова
    Члены Комиссии:
    Л.К.Красюкова
    И.В.Киртоакэ