Тверская область
Постановление от 20 января 2012 года

О назначении административного наказания за нарушение антимонопольного законодательства

По делу № 03-5/1-28-2011
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
20 января 2012 года
    ООО «ПК Теплоэнергосбыт»

    Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Л.В.Посохова при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства,
    рассмотрев протокол об административном правонарушении от 08.12.2011 № 03-5/1-28-2011, материалы дела № 3- 6/1-06-2011 о нарушении юридическим лицом - Обществом с ограниченной ответственностью «ПК Теплоэнергосбыт» (далее ООО «ПК Теплоэнергосбыт», ИНН (...), ОГРН (...) статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции»,
    в отсутствие законного представителя ООО «ПК Теплоэнергосбыт», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела (уведомление о вручении 10.01.2010 заказного письма с протоколом, содержащим сведения о дате, времени и месте рассмотрения дела в материалах дела),
    По результатам рассмотрения дела № 03-6/1-06-2011 вынесено решение о признании ООО «ПК Теплоэнергосбыт» нарушившим статью 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) в связи с непредставлением в установленный срок информации, необходимой антимонопольному органу для осуществления законной деятельности.
    05.07.2011 решение изготовлено в полном объеме и с этой даты считается вступившим в законную силу, на основании решения выдано предписание: прекратить нарушение части 1 статьи 25 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» и представить в срок до 30.07.2011 следующую информацию, ранее запрошенную письмами Тверского УФАС России от 25.01.2011 №03-4/1-223 ИД, от 08.02.2011 №03-4/1-388ИД:
    - копии договоров теплоснабжения и водоснабжения, заключенных ООО ПК «Теплоэнергосбыт» с управляющими компаниями пос. Максатиха;
    - копии счетов (счетов-фактур, иных платежных документов), отражающих объем потребленной тепловой энергии по жилому дому по адресу: пос. Максатиха, ул. Спортивная, 19 и ее стоимость в сентябре - октябре 2010г.;
    - расчет размера платы за тепловую энергию и горячее водоснабжение для потребителей жилого дома по адресу: пос. Максатиха, ул. Спортивная, 19 за сентябрь- октябрь 2010г., отражающий распределение общей суммы, выставленной теплоснабжающей организацией, между потребителями данного жилого дома.
    Копии решения и предписания по делу № 03-6/1-06-2011 направлены заказным письмом и вручены адресату 14.07.2011 (уведомление о вручении в материалах дела).
    С ходатайством о продлении срока исполнения предписания в порядке и срок, установленный частью 5 статьи 51 Закона о защите конкуренции ООО «ПК Теплоэнергосбыт» в Тверское УФАС России не обращалось.
    В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции в случае подачи заявления в суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу. ООО «ПК Теплоэнергосбыт» не обращалось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Тверского УФАС России по делу № 03-6/1-06-2011, вследствие чего с учетом положений статьи 52 Закона о защите конкуренции срок исполнения предписания считается наступившим 30.07.2011.
    В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 51 Закона о защите конкуренции предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Неисполнение в срок предписания влечет административную ответственность. Под неисполнением в срок предписания понимается исполнение предписания частично в установленный срок или уклонение от его исполнения. Неисполнение в срок указанного предписания является нарушением антимонопольного законодательства.
    Таким образом, имеет место факт невыполнения ООО «ПК Теплоэнергосбыт» предписания Тверского УФАС России в установленный срок.
    В соответствии с частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 100000 до 500000 рублей.
    Дата совершения административного правонарушения - 30.07.2011.
    Место совершения административного правонарушения - г.Тверь.
    Права и обязанности разъяснены в извещении о составлении протокола, полученном ООО «ПК Теплоэнергосбыт» 23.11.2011 и в протоколе, копия которого получена 10.01.2012. Письменные пояснения или возражения не представлены.
    В соответствии с частью 4 статьи 52 Закона о защите конкуренции неисполнение в срок предписания является нарушением антимонопольного законодательства.
    В соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного правонарушение составляет 1 год с даты изготовления решения о нарушении антимонопольного законодательства в полном объеме (в данном случае 05.07.2011). Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
    Обстоятельства, отягчающие административную ответственность - продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его (пункт 1 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), что подтверждается следующим.
    В рамках рассмотрения Тверским УФАС России в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденным приказом ФАС России от 25.12.2007 N 447, заявления Николаенко П.Н., проживающей по адресу: пос. Максатиха, ул. Спортивная, 19, о формировании стоимости теплоносителя исходя из двух составляющих: платы за тепловую энергию и горячее водоснабжение у ООО «ПК Теплоэнергосбыт», осуществляющего теплоснабжение жилых домов пос.Максатиха, на основании части 1 статьи 25 Закона по электронной почте и простым письмом №03-4/1-223ИД от 25.01.2011 в срок до 31.01.2011 была запрошена необходимая информация.
    В установленный срок информация от ООО «ПК Теплоэнергосбыт» (или информация, объясняющая причины невозможности ее представления) в Тверское УФАС России не поступила, в связи с чем, Тверское УФАС России повторно направило заказным письмом с уведомлением от 08.02.2011 №03-4/1-388ИД (почтовое отправление № 17010035508518 получено 16.02.2011 по доверенности (...)) запрос информации с требованием в срок до 21.02.2011 представить информацию. ООО «ПК Теплоэнергосбыт», несмотря на требование Тверского УФАС России, никаких документов не представило и никак не отреагировало.
    После истечения срока исполнения предписания также прошло значительное время - более 6 месяцев, однако, ООО «ПК Теплоэнергосбыт» никаких документов и сведений не представило.
    Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, не установлены.
    Административное правонарушение со стороны ООО «ПК Теплоэнергосбыт» совершено виновно, так как у последнего имелась возможность для исполнения предписания в установленный срок, но им не были приняты все зависящие от него для исполнения предписания в установленный срок. Перечень подлежащей представлению информации был незначителен, для исполнения предписания был установлен разумный срок (15 дней), однако, информация не представлена ни в установленный срок, ни позднее.
    Требование о представлении запрошенной информации, содержащееся в предписании, было обусловлено рассмотрением заявления граждан, которые полагали неправомерными действия ООО «ПК Теплоэнергосбыт» при определении размера платы за тепловую энергию. Вышеуказанное заявление рассматривалось Тверским УФАС России на предмет возможного нарушения статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением на рынке), однако, рассмотреть заявление должным образом и установить все имеющие значение для правильно квалификации обстоятельства в связи с непредставлением ООО «ПК Теплоэнергосбыт» запрошенной информации невозможно. Таким образом, Тверское УФАС России было лишено возможности должным образом рассмотреть заявление граждан.
    Предписание выдавалось с целью получить информацию, необходимую в целях реализации функций по осуществлению государственного антимонопольного контроля для установления наличия либо отсутствия в действиях ООО «ПК Теплоэнергосбыт» факта нарушения антимонопольного законодательства.
    Неправомерные действия ООО «ПК Теплоэнергосбыт», выразившиеся в непредставлении информации, блокировали нормальную работу Тверского УФАС России в течение более 6 месяцев, что, в свою очередь, повлекло затягивание сроков рассмотрения заявления граждан и ущемление их интересов.
    Виновность ООО «ПК Теплоэнергосбыт» в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении № 04-5/1-28-2011.
    В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административных правонарушениях является всестороннее, полное и объективное выяснению обстоятельств дела, разрешению его в соответствии с законом.
    Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
    В соответствии с пунктом 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, при этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
    В данном случае ООО «ПК Теплоэнергосбыт» не представило доказательств, свидетельствующих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. Объем запрошенной информации являлся незначительным, ООО «ПК Теплоэнергосбыт» имело возможность для обеспечения исполнения обязательств, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако, не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.
    Непринятие мер для исполнения требования антимонопольного органа о представлении документов и сведений, свидетельствует о его пренебрежительном отношении к соблюдению требований антимонопольного законодательства, об отсутствии с его стороны должной степени заботливости и осмотрительности во взаимодействии с контролирующим уполномоченным органом и представляет угрозу охраняемым интересам (публичных и частных интересов) в сфере антимонопольного регулирования.
    В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, содержать публично-правовую ответственность лишь за виновное деяние и дифференциацию санкции в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении санкции (постановление от 11.03.1998 о проверке конституционности статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, постановление от 12.05.1998 о проверке конституционности отдельных положений абзаца 6 статьи 6 и абзаца 2 части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 18.06.1993 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», постановление от 15.07.1999 по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и Законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции»).
    Правоотношения в сфере антимонопольного регулирования являются предметом особой защиты со стороны государства, о чем свидетельствует факт установления значительных размеров санкций за деяния, предусмотренные статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Учитывая фактические обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения настоящего дела, учитывая положения пунктов 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, степень общественной опасности действий ООО «ПК Теплоэнергосбыт», отсутствуют основания для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей возможность освобождения от административной ответственности вследствие малозначительности.
    При рассмотрении настоящего дела учтен характер административного правонарушения, его последствия, наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
    Руководствуясь статьями 3.5, 4.3, 4.5, 19.5, 23.48, 24.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции»,
    1.Признать Общество с ограниченной ответственностью «ПК «Теплоэнергосбыт» ИНН (...), ОГРН (...) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    2.Наложить на Общество с ограниченной ответственностью «ПК «Теплоэнергосбыт» административный штраф в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
    В соответствии с п.1 ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
    Реквизиты для перечисления штрафа за нарушение антимонопольного законодательства: Получатель:
    УФК по Тверской области (Тверское УФАС России)
    ИНН 6905005800 КПП 690501001
    Р/сч. №40101810600000010005 в ГРКЦ ГУ Банка России по Тверской обл. г.Тверь БИК 042809001
    код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 0000 140 ОКАТО 28401000000 Назначение платежа - штраф за нарушение антимонопольного законодательства.
    Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
    В соответствии со ст.30.3 и ст. 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
    Заместитель руководителя Тверского УФ АС России
    Л.В.Посохова

    Копия постановления по делу № 03-5/1-28-2011 направлена почтой