-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Томская область
Решение от 19 ноября 2009 года № 06-10/107-09
О рассмотрении дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства
- Принято
- Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской обл.
19 ноября 2009 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии: В.И.Шевченко - руководителя управления;
членов комиссии: Е.П.Фоминых - начальника отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
С.Н.Лепихиной - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;
Н.В.Базаровой - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;
Т.Д.Максимовой - старшего специалиста 2 разряда отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, рассмотрев дело N 06-10/107-09 по признакам нарушения Администрации городского округа Стрежевой (ул. Ермакова, 46а, г. Стрежевой, Томская область, 636780) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в присутствии представителя:
ответчика - Администрации городского округа Стрежевой - представитель Мельникова Екатерина Феликсовна, действующий на основании доверенности N 34 от 17.11.2009, установила:
При осуществлении контрольного мероприятия по проверке деятельности Администрации городского округа Стрежевой на предмет соблюдения антимонопольного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области установлено следующее.
Администрацией городского округа Стрежевой индивидуальному предпринимателю Рузанову Виталию Александровичу выданы разрешения на установку рекламных конструкций от 18.08.2008 N 66, от 18.08.2008 N 67, от 18.08.2008 N 68.
Согласно разрешению от 18.08.2008 N 66 местом размещения рекламной конструкции, отдельно стоящего двустороннего рекламного щита, является Томская область, г. Стрежевой, на пересечении улиц Промысловой и Транспортной. Срок разрешения с 18.08.2008 по 18.08.2013.
Согласно разрешению от 18.08.2008 N 67 местом размещения рекламной конструкции, отдельно стоящего двустороннего рекламного щита, является Томская область, г. Стрежевой, на пересечении улиц Строителей и Коммунальной. Срок разрешения с 18.08.2008 по 18.08.2013.
Согласно разрешению от 18.08.2008 N 68 местом размещения рекламной конструкции, отдельно стоящего двустороннего рекламного щита, является Томская область, г. Стрежевой, на пересечении улиц Промысловой и Коммунальной. Срок разрешения с 18.08.2008 по 18.08.2013.
Постановлением Администрации городского округа Стрежевой от 09.10.2008 N 2414ж "О предоставлении земельного участка в аренду" индивидуальному предпринимателю Рузанову Виталию Александровичу предоставлены в аренду земельные участки для размещения рекламных щитов, имеющие адресные ориентиры: Томская область, г. Стрежевой: пересечение улиц Промысловой и Транспортной (площадь 9 кв. м, сроком на 11 месяцев), пересечение улиц Строителей и Коммунальной (площадь 9 кв. м, сроком на 11 месяцев), пересечение улиц Промысловой и Коммунальной (площадь 9 кв. м, сроком на 11 месяцев).
В соответствии с указанным постановлением между муниципальным образованием "Городской округ Стрежевой", представленным муниципальным учреждением Администрацией городского округа Стрежевой, и индивидуальным предпринимателем Рузановым Виталием Александровичем заключен договор аренды земельного участка от 09.10.2008 N 1505 для размещения рекламных щитов.
Земельный участок, являющийся предметом договора N 1505, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение указанным земельным участком осуществляется муниципальным образованием "Городской округ Стрежевой" в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.102001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ".
Согласно п. 5 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
Кроме того, согласно ч. 5.1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заключению договора от 09.10.2008 N 1505 предшествовала подача ИП Рузановым В.А. в орган местного самоуправления заявления о согласовании места размещения рекламных конструкций, в том числе по адресам на пересечении улиц Промысловой и Транспортной, на пересечении улиц Строителей и Коммунальной, на пересечении улиц Промысловой и Коммунальной; выдача разрешений на установку рекламных конструкций от 18.08.2008 NN 66, 67, 68; подача заявления ИП Рузановым В.А. о предоставлении в аренду земельных участков под установку рекламных щитов, расположенных по указанным выше адресам; принятие Администрацией городского округа Стрежевой постановления от 09.10.2008 N 2414ж "О предоставлении земельного участка в аренду".
Таким образом, договор аренды земельного участка от 09.10.2008 N 1505 следует считать заключенным для установки и эксплуатации рекламных конструкций, принимая во внимание основания, обстоятельства его заключения, предмет договора - предоставление земельных участков для размещения рекламных щитов, а также невозможность использования земельного участка, указанного в договоре, для иных целей.
Из пояснений представителя Администрации следует, что иные цели заключения договора аренды земельного участка от 09.10.2008 N 1505 не рассматривались.
Кроме того, договором от 09.10.2008 N 1505 установлен срок его действия - с 09.10.2008 по 08.09.2009. Также в договоре указано, что договор вступает в силу с момента подписания его сторонами.
Акт приема-передачи земельного участка, являющийся приложением к договору аренды земельного участка от 09.10.2008 N 1505, согласно которому Администрацией городского округа Стрежевой переданы в аренду индивидуальному предпринимателю Рузанову Виталию Александровичу три земельных участка, имеющие адресный ориентир: пересечение улиц Промысловой и Транспортной, пересечение улиц Строителей и Коммунальной, пересечение улиц Промысловой и Коммунальной, подписан сторонами 09.10.2008.
Таким образом, поскольку договор аренды земельного участка N 1505 подписан сторонами 09.10.2008, то есть после принятия и вступления в силу изменений в Федеральный закон "О рекламе", предусматривающих заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке на основании торгов, договор N 1505 не мог быть заключен с индивидуальным предпринимателем Рузановым В.А. для размещения рекламных щитов без проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Администрация городского округа Стрежевой нарушила порядок выдачи разрешений на установку рекламной конструкции, выдав разрешения NN 66, 67, 68 от 18.08.2008 индивидуальному предпринимателю Рузанову В.А. для размещения рекламных щитов по адресу: г. Стрежевой, пересечение улиц Промысловой и Транспортной, пересечение улиц Строителей и Коммунальной, пересечение улиц Промысловой и Коммунальной и заключив договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции без проведения торгов. Тем самым ИП Рузанов В.А. был поставлен в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, размещающими средства наружной рекламы на территории города Стрежевой. При этом следует отметить, что рынок размещения наружной рекламы в географических границах города Стрежевой представлен значительным количеством участников - конкурентов, что подтверждается представленными сведениями Администрацией городского округа Стрежевой по запросу Томского УФАС России.
К доводу представителя Администрации о том, что в период с момента обращения индивидуального предпринимателя с заявлением о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций до момента выдачи Администрацией городского округа Стрежевой соответствующих разрешений иные предприниматели не обращались, следует отнестись критически.
Из пояснений представителя Администрации следует, что информация о предоставлении рекламных мест по адресным ориентирам: пересечение улиц Промысловой и Транспортной, пересечение улиц Строителей и Коммунальной пересечение улиц Промысловой и Коммунальной, для размещения рекламной конструкции в средствах массовой информации не публиковалась.
Вместе с тем основным принципом предоставления муниципального имущества для размещения рекламных конструкций является принцип публичности - предоставление права на размещение рекламных конструкций по результатам торгов, что существенно ограничивает круг участников рекламного рынка.
Исходя из содержания части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", указанные в ней запреты ориентированы на органы публичной власти и распространяются на акты и действия указанных органов в сфере публичных правоотношений. Данные запреты преследуют цель предотвращения негативного влияния органов власти на конкурентную среду с помощью административных, властных методов воздействия.
Целями законодательства о конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк РФ, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (статьи 1 и 3 Закона "О защите конкуренции").
Таким образом, одним из обязательных условий отнесения соответствующих отношений к подлежащим регулированию Законом о защите конкуренции является влияние этих отношений на конкуренцию - "соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке".
Выдача Администрацией городского округа Стрежевой незаконного разрешения на установку рекламных конструкций, вынесение постановления от 09.10.2008 N 2414ж о заключении договора аренды земельного участка от 09.10.2008 N 1505 для размещения рекламных щитов необоснованно препятствуют осуществлению деятельности другим хозяйствующим субъектам и ограничивают их доступ на рынок размещения наружной рекламы, что недопустимо в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Тот факт, что индивидуальный предприниматель не воспользовался преимущественным правом на размещение средств наружной рекламы на основании незаконно выданных Администрацией разрешений на установку рекламных конструкций, не свидетельствует, что действия Администрации городского округа Стрежевой не направлены на ограничение конкуренции.
Наличие лиц на указанном рынке, действующих вне рамок единого правового поля, в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции", является, по мнению антимонопольного органа, признаком ограничения конкуренции.
Комиссия считает, что Администрации городского округа Стрежевой необходимо выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в том числе направленного на предоставление преимуществ входа на рынок размещения наружной рекламы одним субъектам и ограничение доступа на него другим, так как результатом данных действий является ограничение конкуренции.
Руководствуясь ч. 1 ст. 15, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", Комиссия решила:
1.Признать в действиях Администрации городского округа Стрежевой факт нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившийся в принятии акта, на основании которого заключен договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, который направлен на предоставление преимуществ входа на рынок размещения наружной рекламы ИП Рузанова В.А. и ограничение доступа на него другим хозяйствующим субъектам, размещающим наружную рекламу на территории города Стрежевой, так как результатом данных действий является ограничение конкуренции.
2.Выдать Администрации городского округа Стрежевой предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
В.И.ШЕВЧЕНКО