-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Томская область
Решение от 25 декабря 2008 года № 02-10/71-08

О рассмотрении дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства

Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской обл.
25 декабря 2008 года
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии Бутенко И.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля монополистической деятельности; членов Комиссии: Куликова В.В. - заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности, Бердниковой Т.Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности, Бегининой М.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела экономического анализа, в присутствии представителя ООО "Аэропорт Томск" Соломатиной Л.Л. по доверенности от 10.11.2008 б/N, представителя ОАО "Томская топливо-заправочная компания" Рыжковой Л.С. по доверенности от 22.08.2008 N 103/2, рассмотрев дело N 02-10/71-08 о нарушении ООО "Аэропорт Томск" (634011, Томская область, Томский р-н, п. Аэропорт) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
    В Томском УФАС имеется информация о том, что между ООО "Аэропорт Томск" и ОАО "Томская топливо-заправочная компания" заключен договор об оказании услуг от 01.01.2008 N 0601/08-У.
    Согласно указанному договору ОАО "Томская топливо-заправочная компания" (далее - Заказчик) поручает, а ООО "Аэропорт Томск" (далее - Исполнитель) принимает на себя обязанность по оказанию услуг, необходимых для осуществления деятельности Заказчика в объеме и на условиях, предусмотренных данным договором.
    Анализ договоров об оказании услуг за 2007 - 2008 гг. показывает, что стоимость услуг, оказываемых ООО "Аэропорт Томск", за указанный период увеличилась на 1818,2% (с 11000 рублей до 200000 рублей за месяц).
    В то же время индекс инфляции за 2007 год составил 113%.
    Стоимость услуг, оказываемых ООО "Аэропорт Томск" по указанному договору, ОАО "Томская топливо-заправочная компания" включает в стоимость своих услуг, оказываемых авиакомпаниям, что в конечном итоге приводит к увеличению стоимости авиабилетов.
    Из указанного следует, что ООО "Аэропорт Томск", значительно увеличив цену на свои услуги, ущемляет интересы авиапассажиров.
    В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
    Согласно анализу товарного рынка ООО "Аэропорт Томск" занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг ОАО "Томская топливо-заправочная компания".
    Следовательно, ООО "Аэропорт Томск", занимая доминирующее положение на вышеуказанном рынке, совершает действия, в которых усматриваются признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
    На заседании Комиссии представитель ОАО "Томская топливо-заправочная компания" пояснила, что ООО "Аэропорт Томск" в период с 01.01.2008 по настоящее время на основании договора об оказании услуг N 0601/08-У оказывает ОАО "ТТЗК" услуги, необходимые для осуществления последнему своей деятельности. В соответствии с данным договором стоимость оказываемых услуг определяется протоколом согласования договорной цены и составляет 200042,45 руб., которая представляет собой сумму:
    - услуг службы ПДСА - 24420 руб.,
    - предоставление и обслуживание территории аэропорта для осуществления ОАО "ТТЗК" своей деятельности - 169802 руб.,
    - предоставление мест отдыха в административно-бытовом помещении для работников ОАО "ТТЗК" - 5814,45 руб.
    До 1 января 2008 стоимость услуг службы ПДСА ООО "Аэропорт Томск" в соответствии с договором от 01.05.2007 N 49 Ст составляла 11000 руб. При заключении договора N 0601/08-У от 01.01.2008 ООО "Аэропорт Томск" не предоставило экономическое обоснование стоимости своих услуг, поэтому ОАО "ТТЗК" неизвестны причины и обоснованность увеличения стоимости услуг ООО "Аэропорт Томск". Ввиду того, что затраты на оплату услуг ООО "Аэропорт Томск" предприятие ОАО "ТТЗК" несет в связи с оказанием услуг авиакомпаниям по авиатопливообеспечению воздушных судов, данные затраты учитываются при формировании цены на услуги по заправке воздушных судов, что в конечном итоге влияет на стоимость авиабилетов.
    На заседании Комиссии представитель ООО "Аэропорт Томск" пояснила, что увеличение стоимости услуг, оказываемых ООО "Аэропорт Томск" ОАО "ТТЗК" в 2008 году по сравнению с 2007 годом, обусловлено тем, что в 2007 году ОАО "ТТЗК" оплачивало только информационные услуги, безвозмездно пользуясь внутриаэропортовыми дорогами и стоянками. В 2008 году, учитывая состояние покрытия территории аэропорта, добавилась услуга по предоставлению и обслуживанию территории аэропорта для осуществления ОАО "ТТЗК" своей деятельности, а также услуга по предоставлению мест для отдыха в административно-бытовом помещении аэропорта работникам ОАО "ТТЗК". Основной причиной роста стоимости услуг ООО "Аэропорт Томск" является резкое повышение в 4,1 раза арендодателем (ОАО "ТомскАвиа") с 01.11.2007 арендной платы по договору аренды нежилого помещения от 01.04.2006 N 140306/ДО-А. Необходимо отметить, что ООО "Аэропорт Томск" не заинтересовано в росте стоимости авиабилетов, так как из-за высоких тарифов на авиаперевозки, которые были установлены авиакомпаниями, работающими на томском рынке, происходил отток пассажиров в аэропорт города Новосибирска. Следовательно, ООО "Аэропорт Томск" лишалось значительной части доходов. По мнению представителя ООО "Аэропорт Томск", в действиях общества признаки нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
    Согласно аналитическому отчету по результатам анализа товарного рынка ООО "Аэропорт Томск" является субъектом естественной монополии при оказании услуг в аэропорту. Статьей 3 Федерального закона "О естественных монополиях" от 17.08.1995 N 147-ФЗ определены основные понятия, в соответствии с которыми естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
    Услуги аэропортов, в соответствии со статьей 4 вышеуказанного Закона, относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
    Таким образом, доминирующим в силу технологических особенностей производства признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
    Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
    Материалы дела подтверждают, что между ООО "Аэропорт Томск" (Исполнитель) и ОАО "Томская топливо-заправочная компания" (Заказчик) был заключен договор об оказании услуг от 01.05.2007 N 49Ст, согласно которому Исполнитель предоставляет Заказчику расписание движения воздушных судов, суточный план полетов, информацию о планируемых полетах воздушных судов. Стоимость услуг Исполнителя по данному договору составляет 11000 рублей (с НДС) в месяц.
    01.01.2008 вышеуказанные субъекты заключили новый договор об оказании услуг N 0601/08-У. В соответствии с данным договором Исполнитель предоставляет Заказчику расписание движения воздушных судов, суточный план полетов, информацию о планируемых полетах воздушных судов, предоставляет и обслуживает территорию аэропорта для осуществления Заказчиком своей деятельности, а также предоставляет места отдыха в административно-бытовом помещении аэропорта для работников Заказчика. Стоимость услуг Исполнителя по данному договору составляет 200042,45 рублей (с НДС) в месяц.
    Анализ указанных договоров свидетельствует о том, что в договоре об оказании услуг от 01.01.2008 N 0601/08-У в перечень возмездных услуг, оказываемых ООО "Аэропорт Томск", добавились услуги по предоставлению и обслуживанию территории аэропорта для осуществления ОАО "ТТЗК" своей деятельности, а также услуга по предоставлению мест для отдыха в административно-бытовом помещении аэропорта работникам ОАО "ТТЗК". Резкое повышение стоимости услуг ООО "Аэропорт Томск" подтверждено дополнительным соглашением от 01.11.2007 N 2 к договору аренды нежилого помещения от 01.04.2006 N 140306/ДО-А, заключенному между ООО "Аэропорт Томск" (Арендатор) и ОАО "ТомскАвиа" (Арендодатель). Согласно п. 4.1 указанного соглашения арендная плата за временное пользование помещением за календарный месяц установлена в сумме 348827,90 руб. (с НДС). Ранее в договоре аренды нежилого помещения от 01.04.2006 N 140306/ДО-А арендная плата составляла 84546 руб. (с НДС), т.е. произошло увеличение в 4,1 раза.
    Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в действиях ООО "Аэропорт Томск" признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не подтвердились.
    Комиссия, изучив материала дела, выслушав мнения сторон, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 - 4 ст. 41, ст.ст. 48, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
    производство по делу N 02-10/71-08, возбужденному в отношении ООО "Аэропорт Томск", прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
    Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
    Председатель Комиссии
    И.В.БУТЕНКО