-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Томская область
Закон от 12 ноября 2001 года № 118-ОЗ
О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Томской области
- Принят
- Государственной Думой Томской области
05 октября 2001 года
В редакциях
-
от 14.04.2006 № 77-ОЗ,
-
от 01.09.2006 № 185-ОЗ.
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, организации лечения, социальной и психологической реабилитации лиц, страдающих данными заболеваниями.
Глава 1.Общие положения
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
- алкоголизм, токсикомания - заболевания, вызванные употреблением психоактивных веществ, имеющих общие механизмы развития, клинику, динамику, сопровождающимся развитием физической и психологической зависимости и приводящим к тяжелым медико-социальным последствиям для самого больного, его потомства, семьи, общества в целом;
- аддитивное поведение - стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством употребления наркотических средств, токсических и психотропных веществ, а также спиртных напитков;
- больной наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией - лицо, которому по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в соответствии с действующим законодательством, поставлен диагноз "наркомания", "алкоголизм", "токсикомания";
- группа риска - группа лиц с аддитивным поведением;
- девиантное поведение - отклоняющееся поведение, противоречащее принятым в обществе правовым и (или) нравственным нормам, включая общественно-опасное поведение, обусловленное психическим заболеванием или асоциальными установками субъекта, проявляющееся как конфликтное;
- наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами;
- незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства Российской Федерации;
- наркологическая служба - сеть учреждений или специализированное учреждение, оказывающие лечебно-профилактическую, медико-социальную и медико-юридическую помощь больным наркоманией, алкоголизмом и токсикоманией;
- оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров-культивирование растений, разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с таможенной территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- психотропные вещества - вещества синтетического и естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами;
- прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ (далее - прекурсоры) - вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года;
- препарат - смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации;
- профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании - система мер, направленных на снижение темпов роста употребления спиртных напитков, незаконного употребления наркотических средств, токсических и психотропных веществ, предупреждение совершения правонарушений лицами, употребляющими спиртные напитки, наркотические средства, токсические и психотропные вещества, оказание им необходимой медицинской и реабилитационной помощи; осуществление государственного контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, пресечение их незаконного оборота на территории Томской области;
- спиртные напитки - алкогольная продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и не относящаяся к вину и пиву;
- социальная реабилитация - комплексное направленное использование социальных, образовательных и трудовых и других мероприятий с целью приспособления больного к социальной среде;
- токсические вещества - лекарственные средства и другие вещества, не отнесенные к наркотическим согласно Единой конвенции о наркотических средствах (1961 г.), Конвенции о психотропных веществах (1971 г.), которые могут образовывать хроническую интоксикацию и впоследствии образование синдрома психической и физической зависимости;
- наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества.
Задачами настоящего Закона являются:
1) определение основных направлений деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления Томской области, юридических и физических лиц в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;
2) правовое регулирование отношений, возникающих в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;
3) создание условий для обеспечения наркологических служб и лечебно-профилактических учреждений необходимыми средствами для профилактики, лечения и реабилитации больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией;
4) предупреждение распространения алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Томской области, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
5) пресечение незаконного оборота спиртных напитков, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Томской области в соответствии с действующим законодательством.
Правовую основу деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Томской области, юридических и физических лиц в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, настоящий Закон и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, Томской области и органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании.
Политика органов государственной власти Томской области в сфере профилактики алкоголизма, наркомании, токсикомании направлена на пропаганду здорового образа жизни, снижение темпов роста употребления спиртных напитков, незаконного употребления и незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Основными направлениями государственной политики органов государственной власти Томской области в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании являются:
1) установление приоритета мер по первичной профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании, стимулирование деятельности, направленной на антиалкогольную и антинаркотическую пропаганду;
2) государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
3) определение полномочий и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления Томской области, юридических и физических лиц в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, правовое регулирование отношений в данной сфере в соответствии с действующим законодательством;
4) привлечение государственных организаций, общественных объединений и граждан к профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании и развитие сети учреждений медико-социальной реабилитации больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией;
5) государственная поддержка научных исследований в области разработки новых методов лечения алкоголизма, наркомании и токсикомании;
6) гарантированное оказание больным алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией помощи, включающей консультирование, диагностику, амбулаторное, стационарное лечение и медико-социальную реабилитацию, в соответствии с действующим законодательством;
7) проведение комплексных мероприятий по предотвращению и пресечению незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Томской области.
1.Система профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании включает:
1) разработку и реализацию областных и муниципальных программ в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;
2) деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления Томской области, организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании.
2.Объектами профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании являются:
1) граждане, не имеющие опыта аддитивного поведения, в том числе несовершеннолетние;
2) граждане, склонные к аддитивному поведению, в том числе несовершеннолетние правонарушители, состоящие на учете в органах внутренних дел;
3) больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, находящиеся под наблюдением в лечебно-профилактических учреждениях;
4) лица, причастные к незаконным операциям с наркотиками;
5) организации, занимающиеся производством, транспортировкой, хранением, реализацией и использованием психоактивных веществ, в соответствии с действующим законодательством.
Глава 2.Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления Томской области в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании
К полномочиям Государственной Думы Томской области в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании относится:
1) законодательное регулирование отношений в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;
2) утверждение объемов финансовых средств, направляемых на реализацию целевых областных программ и иных мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании;
3) утверждение областных целевых программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании;
4) контроль за исполнением областного законодательства в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;
5) осуществление иных полномочий в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании в соответствии с действующим законодательством и настоящим Законом.
К полномочиям Администрации Томской области в пределах ее компетенции относится:
1) определение и координация основных направлений деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления Томской области, органов внутренних дел и иных организаций в части их участия в реализации областных целевых программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании;
2) разработка и реализация областных целевых программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании;
3) создание и организация деятельности межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению спиртными напитками, наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконному обороту;
4) оснащение материально-технической базы наркологических служб, лечебно-профилактических учреждений государственной системы здравоохранения и обеспечение их лекарственными средствами, необходимыми для организации стационарной и амбулаторной помощи, в соответствии со складывающейся на территории Томской области ситуацией;
5) создание центров медико-социальной и иной реабилитации лиц больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, прежде всего, несовершеннолетних;
6) обеспечение территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих правоохранительную деятельность в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, необходимыми для их эффективного функционирования помещениями, автотранспортом, иным имуществом, а также средствами связи, оказание им содействия в решении жилищных и социально - бытовых вопросов сотрудников;
7) организация целенаправленной антиалкогольной и антинаркотической пропаганды и профилактики злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами и психотропными веществами, особенно среди детей и молодежи;
8) реализация государственной молодежной политики и поддержка семьи и детства;
9) контроль за деятельностью предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
10) утратил силу
11) привлечение организаций, в том числе, общественных объединений и граждан к работе по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании и развитию сети учреждений медико - социальной реабилитации;
12) контроль за исполнением законодательства в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством;
13) систематическое информирование населения области о ситуации с распространением заболеваний алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией;
14) осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством и настоящим Законом.
Органы местного самоуправления Томской области в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании вправе:
1) разрабатывать и реализовывать муниципальные программы по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании;
2) осуществлять координацию деятельности органов местного самоуправления и иных организаций в части реализации муниципальных программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании;
3) оказывать содействие развитию антиалкогольной и антинаркотической пропаганды;
4) создавать, поддерживать и развивать муниципальные учреждения, осуществляющие профилактическую, коррекционную, воспитательную работу с гражданами, страдающими алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией;
5) развивать деятельность муниципальных учреждений социальной сферы, здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;
6) создавать муниципальные реабилитационные центры и отделения для лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией;
7) обеспечивать систематический контроль за деятельностью муниципальных учреждений и органов управления здравоохранением;
8) обеспечивать наркологические муниципальные учреждения необходимыми лекарственными средствами для лечения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией;
9) утратил силу
10) осуществлять иные полномочия в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством.
Глава 3.Основные задачи и направления деятельности органов и учреждений системы профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании
Основными направлениями деятельности органов управления здравоохранением, государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в соответствии с учредительными документами в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании могут являться:
1) выявление, учет, обследование и лечение лиц, в том числе несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, токсические и психотропные вещества;
2) оказание консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющих) несовершеннолетних, проходящих соответствующее лечение;
3) оказание консультативной помощи специалистам государственных и муниципальных организаций, осуществляющих мероприятия по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании;
4) подготовка в установленном порядке заключений о состоянии здоровья лиц, совершивших преступления, другие антиобщественные деяния, в целях установления у них наличия (отсутствия) противопоказаний медицинского характера для направления в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
5) развитие сети детских и подростковых учреждений (центров, отделений), оказывающих психокорреляционную помощь;
6) осуществление мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании;
7) утратил силу
Органы управления здравоохранением, государственные и муниципальные учреждения здравоохранения в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами вправе реализовывать иные задачи в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании.
Основными задачами органов управления образованием и образовательных учреждений при осуществлении мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании могут являться:
1) участие в разработке и реализации программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании;
2) реализация образовательных программ, проведение семинаров по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании, пропаганда здорового образа жизни;
3) обеспечение приоритета в реализации воспитательных и развивающих программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних;
4) организация и обеспечение социально-психологической, педагогической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии и обучении в целях предупреждения социальной дезадаптации и аддитивного поведения, а также коррекция нарушений в их развитии;
5) выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер, направленных на получение ими основного общего образования;
6) выявление семей, находящихся в социально опасном положении, оказание им психолого-педагогической помощи, обучение родителей навыкам бесконфликтного общения с детьми;
7) участие в организации досуга детей и подростков: создание клубов по интересам, кружков и объединений, спортивных секций, организации летней занятости и отдыха детей;
8) развитие сети учреждений дополнительного образования, обеспечивающих максимальных охват организации дополнительного образования детей "группы риска";
9) проведение регулярного мониторинга распространения употребления психоактивных веществ несовершеннолетними и молодежью в целях обеспечения анализа ситуации, выявления негативных тенденций ее развития и принятия необходимых организационно-методических мер;
Органы управления образованием и образовательные учреждения в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами вправе реализовывать иные задачи при осуществлении мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании.
1.Органы социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания в порядке, установленном действующим законодательством, предоставляют социальные услуги, обеспечивающие профилактику безнадзорности несовершеннолетних, предупреждение распространения среди них алкоголизма, наркомании и токсикомании.
2.Органы государственной власти и органы местного самоуправления Томской области, юридические и физические лица оказывают содействие организациям социальной защиты населения и учреждениям социального обслуживания, осуществляющим поддержку нуждающихся семей.
3.Задачами организаций социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании могут являться:
1) участие в разработке и реализации программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании;
2) развитие сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, а также учреждений социальной и психологической помощи семье и детям;
3) выявление семей, которые нуждаются в оказании социальных услуг, в связи с наличием в них лиц, особенно несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, токсические и психотропные вещества;
4) определение необходимых видов и форм социального обслуживания лиц, особенно несовершеннолетних, прошедших курс лечения от алкоголизма, наркомании и токсикомании, а также их семей;
5) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение временного проживания с полным государственным обеспечением, включая медицинское обслуживание, бытовые услуги, а также предоставление социальных услуг, обеспечивающих данную защиту;
6) выявление и анализ причин, обусловивших безнадзорность, социальную дезадаптацию несовершеннолетних, внесение предложений по их устранению в соответствующие государственные органы и учреждения;
7) обеспечение несовершеннолетних, имеющих различные формы дезадаптации, доступной, квалифицированной социальной, правовой, психологической, медицинской и педагогической помощью на основе программ социальной реабилитации, включая профессионально-трудовые, учебные, культурные, спортивно-оздоровительные и иные мероприятия;
8) обеспечение воспитанников специализированных учреждений по социальной реабилитации несовершеннолетних возможностью медицинского обследования и обучения в образовательных учреждениях.
4.Направление несовершеннолетних в специализированные учреждения по социальной реабилитации осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Органы Администрации Томской области, местного самоуправления по делам молодежи в целях профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании осуществляют мероприятия по защите прав молодежи, организации занятости и досуга, предупреждению безнадзорности среди несовершеннолетних, предупреждению правонарушений и употребления ими спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, оказывают социальную поддержку, проводят работу по пропаганде здорового образа жизни и развитию творческих способностей молодежи.
Органы государственной службы занятости населения в целях профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании в соответствии с действующим федеральным законодательством вправе оказывать содействие реализации прав граждан на труд, на выбор рода деятельности и профессии, организовывать профессиональную подготовку и переподготовку, способствовать трудоустройству лиц, прошедших курс лечения от алкоголизма, наркомании и токсикомании, участвовать в разработке и реализации программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании.
Органы Администрации Томской области, местного самоуправления в области культуры, физической культуры, спорта и туризма и учреждения культуры в целях профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании в пределах своей компетенции оказывают содействие гражданам, в том числе несовершеннолетним, в удовлетворении их духовных потребностей, приобщении к ценностям отечественной и мировой культуры, в обеспечении досуга, отдыха, создания условий для систематического занятия спортом и туризмом, а также участвуют в реализации программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании.
1.Участие негосударственных организаций, в том числе, общественных объединений в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании может выражаться в следующем:
1) осуществлении в установленном порядке диагностики, консультирования, социальной реабилитации и адаптации граждан, в том числе и несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, токсические и психотропные вещества;
2) оказании помощи семьям, нуждающимся в социальных услугах, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
3) пропаганде здорового образа жизни;
4) взаимодействии с государственными и иными организациями, осуществляющими мероприятия по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании;
5) реализации иных задач, предусмотренных их уставами и положениями.
2.Деятельность негосударственных организаций, в том числе, общественных объединений, осуществляющих диагностику и реабилитацию граждан, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими средствами, токсическими и психотропными веществами, осуществляется на основании лицензий, выданных в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Данная деятельность должна также соответствовать государственным стандартам, которые определяют основные требования к качеству и объемам психологических, медицинских, педагогических и социальных услуг, порядку и условиям их оказания, обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан.
3.Администрация Томской области с учетом планов социального и экономического развития, а также в порядке реализации программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещает на конкурсной основе областной государственный заказ среди действующих на территории Томской области негосударственных организаций, в том числе, общественных объединений на создание социальных служб, инновационных, информационных центров, научных исследований и проектных разработок, а также на проведение иных мероприятий в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании.
Глава 4.Структура и основные направления комплексной профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании
Наркологическая помощь включает в себя обследование, консультирование, диагностику, лечение и медико-социальную реабилитацию.
Наркологическая помощь больным алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией оказывается сетью специализированных наркологических учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности в порядке, установленном действующим законодательством.
Лечение больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией проводится только в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.
Наркологическая помощь оказывается при добровольном обращении лица или с его согласия, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. Наркологическая помощь гарантируется и осуществляется на основе принципов бесплатности (в соответствии с программой государственных гарантий по обеспечению населения Томской области медицинской помощью), гуманности и соблюдения прав человека.
Для диагностики и лечения алкоголизма, наркомании и токсикомании применяются средства и методы, разрешенные федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
В составе областного Центра профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями согласно положению, утвержденному Главой Администрации (Губернатором) Томской области, создаются специализированные подразделения для лечения ВИЧ-инфицированных больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.
Координацию деятельности наркологической службы Томской области, организацию учета и накопления информации о лицах, больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, обратившихся за медицинской помощью в организации здравоохранения, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения.
Комплексная профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании структурно включает:
1) общую (первичную) профилактику в отношении лиц, не имеющих опыта употребления спиртных напитков, наркотических средств, токсических и психотропных веществ, а также лиц, их употребляющих, у которых еще не возникла зависимость от спиртных напитков, наркотических средств, токсических и психотропных веществ;
2) вторичную профилактику в отношении лиц со сформировавшейся зависимостью от спиртных напитков, наркотических средств, токсических и психотропных веществ;
3) третичную профилактику или реабилитацию лиц, употреблявших спиртные напитки, наркотические средства, токсические и психотропные вещества, прошедших курс лечения, либо лиц с аддитивным поведением.
1.Общая (первичная) профилактика включает в себя обучение, запрещение пропаганды употребления наркотических средств, токсических и психотропных веществ, комплексную антиалкогольную и антинаркотическую пропаганду, социальный менеджмент, психологическое консультирование и психотерапию.
2.Обучение как часть первичной профилактики включает:
1) обучение граждан по программам самопрофилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;
2) воспитание у несовершеннолетних граждан внутренней системы ценностных ориентаций, исключающей аддитивное поведение;
3) обучение родителей и лиц, их заменяющих, навыкам бесконфликтного общения с детьми;
4) обучение специалистов в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании навыкам раннего выявления аддитивного поведения, проведению профилактических бесед и иным способам профилактической работы.
3.Комплексная антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда как часть первичной профилактики предусматривает:
1) размещение социальной антиалкогольной рекламы в эфире государственной и муниципальных телерадиокомпаний;
2) участие в создании и поддержка детских и молодежных средств массовой информации для формирования позитивной жизненной ориентации в молодежной среде;
3) проведение других мероприятий антиалкогольной и антинаркотической пропаганды.
4.Запрещение пропаганды употребления наркотических средств, токсических и психотропных веществ как часть первичной профилактики предполагает запрет:
1) деятельности физических и юридических лиц, направленной на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, токсических и психотропных веществ;
2) производства и распространения книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, токсических и психотропных веществ или совершение иных действий в этих целях.
5.Социальный менеджмент как часть первичной профилактики включает:
1) деятельность по созданию организаций молодежи, в том числе, общественных объединений, пропагандирующих здоровый образ жизни, и обеспечению их развития;
2) деятельность по созданию зоны досуговой занятости молодежи (клубы и кружки, спортивные секции, оздоровительные, спортивные лагеря и другие);
3) проведение молодежных и иных мероприятий с целью пропаганды здорового образа жизни;
4) деятельность по расширению социальной рекламы ценностей здорового образа жизни.
6.Психологическое консультирование и психотерапия как часть первичной профилактики включают:
1) психологическое консультирование семей, входящих в группу риска;
2) психотерапию граждан с различными формами социальной дезадаптации;
3) психологическое консультирование и поддержку, в том числе, по телефону доверия.
Целью вторичной профилактики является преодоление физической и психической зависимости от спиртных напитков, наркотических средств, токсических и психотропных веществ.
Задачами вторичной профилактики являются:
- диагностика типа и степени зависимости, а также факторов, предрасполагающих к возникновению зависимости, провоцирующих и поддерживающих эту зависимость;
- осуществление комплекса мероприятий, направленных на проведение детоксикации, оказание неотложной наркологической помощи, преодоление физической и психической зависимости, а также лечение заболеваний, сопутствующих алкоголизму, наркомании и токсикомании;
- формирование среды, поддерживающей здоровый образ жизни, в ближайшем окружении лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, посредством психотерапевтических мероприятий.
Третичная профилактика проводится с целью социальной реабилитации лиц, прошедших курс лечения либо лиц с аддитивным поведением, избавления их от физической и психологической зависимости от спиртных напитков, наркотических средств, токсических и психотропных веществ, и направлена на возвращение их к здоровому образу жизни, формирование и удержание ремиссии, изменение социального окружения.
Социальная реабилитация включает:
- медико-психологическую реабилитацию - систему медицинских и психологических мероприятий, предназначенных для потребителей психоактивных веществ без физической зависимости, но сохраняющих психологическую зависимость от спиртных напитков, наркотических и иных психоактивных веществ и направленных на формирование отказа человека от аддитивного поведения;
- социально-психологическую реабилитацию - систему медицинских, психологических и социальных мероприятий, предназначенных для потребителей психоактивных веществ без выраженной психологической зависимости от них и направленных на удержание ремиссии, профилактику алкоголизма, наркомании и токсикомании и формирование неаддитивного социального окружения;
- непосредственно социальную реабилитацию - систему социальных мероприятий, предназначенных для лиц, избавившихся от физической и психологической зависимости от психоактивных веществ, и направленных на удержание неаддитивного социального окружения.
Глава 5.Программы по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании
Мероприятия по реализации профилактики алкоголизма, наркомании, токсикомании на территории Томской области в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом осуществляются в форме исполнения комплексных целевых программ.
Областные программы разрабатываются Администрацией Томской области и вносятся Главой Администрации (Губернатором) Томской области для утверждения в Государственную Думу Томской области до рассмотрения проекта закона Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год в порядке, установленном действующим законодательством.
Администрация Томской области представляет Государственной Думе Томской области ежегодный отчет о ходе реализации и результатах выполнения областных целевых программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании.
Для реализации программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании могут привлекаться структурные подразделения Администрации Томской области и органы местного самоуправления Томской области, медицинские учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, органы внутренних дел по Томской области, средства массовой информации, негосударственные организации, в том числе общественные объединения, выигравшие конкурс на размещение областного заказа, и другие организации, в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством.
Разработка, порядок и сроки реализации муниципальных программ, объемы и источники их финансирования определяются органами местного самоуправления Томской области в соответствии с действующим законодательством.
Финансирование мероприятий, предусмотренных областными и муниципальными программами по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании, осуществляются за счет средств областного и муниципальных бюджетов, соответственно, в пределах утвержденных бюджетных расходов на соответствующий финансовый год отдельной строкой.
Расходы на финансирование программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании должны быть адекватны складывающейся ситуации по уровню роста или снижения заболеваемости алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией в Томской области. Данные расходы не подлежат сокращению в течение финансового года.
В качестве дополнительных источников финансирования программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании могут быть использованы благотворительные взносы, добровольные безвозмездные пожертвования и иные источники, не запрещенные действующим законодательством.
Глава 6.Заключительные положения
За нарушение настоящего Закона наступает ответственность по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным и областным законодательством.
Администрации Томской области и органам местного самоуправления Томской области привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в трехмесячный срок со дня вступления его в силу.
Администрации Томской области разработать и принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Закона, в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Глава Администрации
(Губернатор)
Томской области
В.М.КРЕСС
Томск
12 ноября 2001 года
N 118-ОЗ