-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Томская область
Закон от 12 ноября 2001 года № 119-ОЗ
Об образовании в Томской области
- Принят
- Государственной Думой Томской области
25 октября 2001 года
В редакциях
-
от 10.04.2003 № 48-ОЗ,
-
от 05.05.2003 № 65-ОЗ,
-
от 29.12.2005 № 239-ОЗ,
-
от 14.04.2006 № 77-ОЗ,
-
от 10.11.2006 № 263-ОЗ,
-
от 09.10.2006 № 217-ОЗ,
-
от 12.02.2007 № 65-ОЗ,
-
от 12.11.2007 № 252-ОЗ,
-
от 16.06.2008 № 110-ОЗ,
-
от 07.10.2008 № 201-ОЗ,
-
от 10.03.2009 № 18-ОЗ,
-
от 10.08.2009 № 146-ОЗ,
-
от 02.09.2009 № 159-ОЗ,
-
от 08.09.2009 № 171-ОЗ,
-
от 28.12.2009 № 280-ОЗ,
-
от 08.04.2011 № 32-ОЗ,
-
от 14.06.2011 № 110-ОЗ,
-
от 09.11.2011 № 309-ОЗ,
-
от 13.08.2012 № 147-ОЗ,
-
от 16.10.2012 № 179-ОЗ.
Глава I.Общие положения
Настоящий Закон разработан в соответствии с федеральным законодательством и устанавливает региональные особенности функционирования системы образования Томской области в целях:
- обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на образование на территории области;
- обеспечения правовых гарантий полноценного функционирования и развития системы образования области в рамках федеральной и региональных программ;
- разграничения компетенции в сфере образования между органами законодательной и исполнительной власти области;
- закрепления права выбора собственной региональной образовательной политики;
- укрепления экономических основ функционирования и развития образования в области, правовой поддержки финансирования образования из различных источников.
1.В настоящем Законе используются понятия, установленные Законом Российской Федерации "Об образовании" и Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а также следующие понятия и термины:
обязательные образовательные услуги - объем бесплатных образовательных услуг, гарантирующих гражданам получение образования, соответствующего федеральному государственному образовательному стандарту;
дополнительные образовательные услуги - образовательные услуги, оказываемые сверх услуг, гарантированных федеральным государственным образовательным стандартом, на бесплатной или платной основе;
семейное образование - форма изучения и освоения обучающимся общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье;
самообразование - форма получения образования, предполагающая самостоятельное получение знаний, по объему и качеству соответствующих федеральному государственному образовательному стандарту;
экстернат - форма получения образования, предполагающая самостоятельное изучение экстерном общеобразовательных программ с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию;
экстерн - лицо, самостоятельно осваивающее образовательные программы, которому предоставлена возможность прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию;
качество образовательных услуг - совокупность характеристик образовательного процесса;
качество образовательной подготовки выпускника - совокупность характеристик, полученных (освоенных) гражданином в ходе образовательного процесса, знаний, умений, навыков, востребованных личностью, обществом, государством;
абзац исключен
образовательный заказ Томской области - заказ на оказание образовательных услуг, в том числе на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов системы образования, необходимых для Томской области, а также заказ на выполнение методических и научно-исследовательских работ;
утратил силу
сельское образовательное учреждение - образовательное учреждение общего и начального профессионального образования, расположенное в сельской или приравненной к ней местности;
малокомплектное сельское общеобразовательное учреждение - общеобразовательное учреждение начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, расположенное в сельском или приравненном к нему населенном пункте при условии отсутствия в данном населенном пункте, других общеобразовательных учреждений, в котором средняя наполняемость классов не превышает 10 обучающихся, а общее количество обучающихся составляет:
в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, - не более 40 человек;
в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы начального общего и основного общего образования, - не более 90 человек;
в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, - не более 110 человек. В малокомплектных сельских общеобразовательных учреждениях предусматривается формирование классов-комплектов;
федеральная экспериментальная площадка - статус инновационного образовательного учреждения, присваиваемый Министерством образования и науки Российской Федерации на основании экспертизы проектно-исследовательской деятельности образовательного учреждения;
профессиональные ассоциации в сфере образования - общественные организации в сфере образования, объединяющие образовательные учреждения, отдельных работников образования в целях обмена опытом, совершенствования профессионального педагогического и управленческого мастерства;
советы руководителей образовательных учреждений - общественные объединения руководителей (директоров, ректоров), создаваемые в целях решения проблем, связанных с функционированием образовательных учреждений;
повышение квалификации педагогических работников - обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых педагогических технологий;
профессиональная переподготовка педагогических работников - расширение квалификации специалистов в связи с изменением условий профессиональной педагогической деятельности и необходимостью освоения новых направлений профессиональной деятельности;
класс-комплект - обособленная группа обучающихся разного возраста, создаваемая в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами в малокомплектном сельском общеобразовательном учреждении для обеспечения эффективной организации образовательного процесса;
молодой специалист - лицо в возрасте до 28 лет включительно, поступившее на работу в областное государственное либо муниципальное образовательное учреждение (далее - образовательное учреждение) не позднее трех месяцев со дня окончания среднего (высшего) профессионального учебного заведения и проработавшее в образовательном учреждении не более трех лет.
Период между окончанием учебного заведения и трудоустройством в образовательное учреждение может составлять более трех месяцев по следующим уважительным причинам: служба в Вооруженных Силах Российской Федерации по призыву; отпуск по беременности и родам (период беременности и родов, равный аналогичному периоду отпуска по беременности и родам, предусмотренному законодательством); отпуск по уходу (период осуществления ухода) за ребенком до достижения им возраста трех лет; временная нетрудоспособность лица; признание лица безработным в установленном законодательством порядке; отказ образовательного учреждения в трудоустройстве молодого специалиста, который по договору с данным образовательным учреждением обучался в среднем (высшем) профессиональном учебном заведении; обучение в аспирантуре по очной форме обучения.
Статус молодого специалиста сохраняется после увольнения из образовательного учреждения, в котором это лицо имело статус молодого специалиста, при поступлении на работу в иное образовательное учреждение независимо от времени перерыва в работе (с учетом общего требования к возрасту молодого специалиста) и оснований увольнения (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 7, 8, 11 части первой статьи 81, статьей 336 Трудового кодекса Российской Федерации). Статус молодого специалиста сохраняется на срок, который в сумме с отработанным временем в предыдущем образовательном учреждении составляет не более трех лет.
В случае вынужденного перерыва в работе молодого специалиста, вызванного нахождением в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, статус молодого специалиста продляется (с учетом общего требования к возрасту молодого специалиста) на срок, который в сумме со временем работы в образовательном учреждении до наступления вышеуказанных отпусков составляет не более трех лет.
Лица, совмещающие обучение в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях) с работой в образовательном учреждении, статус молодого специалиста приобретают только после прохождения итоговой аттестации и получения документа о соответствующем образовании и (или) квалификации.
2.Исключен
1.Правовой основой образования в Томской области является Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и Томской области об образовании, Устав (Основной Закон) Томской области, настоящий Закон, другие нормативные правовые акты Томской области и уставы муниципальных образований.
2.В случае противоречия нормативных актов, издаваемых органами государственной власти области и органами местного самоуправления настоящему Закону, на территории области применяются нормы настоящего Закона. В случае противоречия нормативных актов, издаваемых органами власти области и органами местного самоуправления федеральному законодательству, применяются нормы федерального законодательства.
3.Уставы и иные акты образовательных учреждений принимаются в соответствии с федеральным и областным законодательством.
1.Утратил силу
2.Организация образования в Томской области основывается на принципах:
гуманизма и уважения к общечеловеческим ценностям;
единства системы образования и учета особенностей культурного, национального и социально-экономического развития Томской области, интеграции системы профессионального образования области в мировую образовательную систему;
общедоступности и бесплатности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях и начального профессионального образования;
всеобщности и обязательности обучения детей;
светского характера образования;
поддержки образовательных учреждений как субъектов рыночных отношений;
развития демократического, государственно-общественного характера управления образованием;
учета индивидуальных культурно-образовательных запросов и потребностей обучающихся;
ориентации образовательной системы области на региональный, всероссийский и международный рынки труда и на решение проблем занятости населения региона;
укрепления и развития экономики образования, расширения социальных гарантий в образовании, создания условий для привлечения инвестиций в сферу образования;
интеграции и взаимодействия всех уровней образования через создание центров развития, профессиональных ассоциаций субъектов образования по разработке и внедрению нового содержания образования, форм, методов и технологий обучения и управления;
систематического обновления содержания образования и учебно-воспитательного процесса;
открытости образовательного пространства, активного выхода учреждений профессионального и общего образования на общероссийский и межрегиональный рынок образовательных услуг.
Задачами органов государственной власти Томской области в сфере образования являются:
обеспечение реализации конституционных прав граждан на образование;
обеспечение приоритетности образования;
абзац исключен
создание правовых, материально-финансовых, организационных и иных гарантий сохранения и развития системы образования в Томской области;
создание условий для развития государственных и негосударственных образовательных учреждений;
персональная поддержка наиболее одаренных обучающихся, лучших работников образования в форме стипендий, грантов, целевого финансирования;
привлечение общественности к решению вопросов управления образованием;
организация научных исследований по актуальным проблемам образования;
обеспечение контроля качества образования.
1.Политика в сфере образования на территории Томской области осуществляется в рамках предусмотренных действующим законодательством полномочий и на основе долгосрочных целевых программ развития образования Томской области, разрабатываемых с учетом положений соответствующих федеральных программ.
2.Долгосрочные целевые программы развития образования Томской области разрабатываются с учетом национальных, социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей Томской области.
3.Утратила силу
1.Образовательный заказ Томской области определяет и гарантирует гражданам реализацию равного конституционного права на образование.
2.Образовательный заказ Томской области основывается на следующих принципах:
соответствия образовательной системе Российской Федерации и Томской области;
закрепления за образовательными учреждениями;
государственного и общественного контроля и контроля органов местного самоуправления Томской области, осуществляемого за его исполнением в соответствии с действующим законодательством;
межведомственной координации.
3.Образовательный заказ Томской области разрабатывается Администрацией Томской области на основе статистических данных о численности населения, в том числе детского, с учетом предложений органов местного самоуправления, образовательных учреждений, служб занятости, работодателей и их объединений, профсоюзных и иных общественных объединений.
4.Порядок формирования, размещения и исполнения образовательного заказа Томской области устанавливается Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
5.Образовательный заказ Томской области, полученный образовательными учреждениями высшего профессионального образования, является дополнительным к федеральному заказу для данных учреждений и финансируется за счет средств областного бюджета.
6.Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических и руководящих работников системы образования осуществляются с учетом заказов исполнительного органа государственной власти Томской области, осуществляющего государственное управление в сфере образования, обусловленных приоритетными направлениями реализации областной политики в сфере образования, а также с учетом собственных нужд работодателя.
Глава II.Система образования Томской области
1.Система образования в Томской области представляет собой совокупность взаимодействующих:
преемственных образовательных программ различных уровней и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;
сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;
органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;
объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
2.К субъектам системы образования Томской области относятся осуществляющие образовательную деятельность учреждения, семья, органы, осуществляющие управление в сфере образования, иные организации, образующие инфраструктуру системы образования.
3.В системе образования Томской области действуют государственные, муниципальные и негосударственные образовательные учреждения, а также иные организации, осуществляющие образовательную деятельность в соответствии с действующим законодательством.
4.Исключен
1.Основными направлениями развития общего образования в Томской области являются:
1) сохранение, поддержка и развитие государственных и муниципальных образовательных учреждений общего образования и обеспечение образовательных потребностей населения, в том числе за счет начальных малокомплектных сельских образовательных учреждений;
2) совершенствование педагогических технологий, создание условий, обеспечивающих вариативность образования и развитие различных форм его получения;
3) разработка программ и соответствующих им комплектов учебных пособий;
4) совершенствование структуры и содержания образования;
5) развитие гуманитарной, информационной и практической направленности общего образования;
6) совершенствование системы профессиональной ориентации;
7) развитие возможностей для образования детей и подростков, проявивших выдающиеся способности, с учетом их индивидуальности;
8) поддержка детей с ограниченными возможностями, создание условий для их успешной социализации, в том числе путем совместного обучения с детьми, не нуждающимися в компенсирующем обучении;
9) поддержка инновационной деятельности в образовательном учреждении как основы процесса модернизации образования;
10) совершенствование механизмов государственной итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений.
2.Основными направлениями развития начального профессионального образования в Томской области являются:
1) разработка методик потребностей в специалистах по отраслям и в Томской области в целом;
2) сохранение и развитие системы образовательных учреждений начального профессионального образования, в том числе инновационных (профессиональных лицеев) и других видов учреждений начального профессионального образования;
3) разработка механизма заинтересованности предприятий в развитии начального профессионального образования;
4) перепрофилирование образовательных учреждений начального профессионального образования на специальности, востребованные на рынке труда Томской области;
5) расширение перечня образовательных услуг, оказываемых образовательными учреждениями начального профессионального образования по обучению и переподготовке незанятых граждан и высвобождаемых работников;
6) усиление взаимодействия образовательных учреждений начального профессионального образования со сферами производства и услуг по подготовке и переподготовке высококвалифицированных специалистов.
3.Основными направлениями развития среднего профессионального образования в Томской области являются:
1) формирование механизма прогнозирования, мониторинга и государственного регулирования подготовки специалистов, имеющих среднее профессиональное образование, в соответствии с потребностями рынка труда Томской области;
2) формирование системы управления средним профессиональным образованием, гибко сочетающей региональные и отраслевые особенности деятельности;
3) развитие интеграции среднего профессионального образования и других уровней образования;
4) исключен
4.Основными направлениями развития высшего и послевузовского профессионального образования в Томской области являются:
1) формирование и обеспечение социально-экономических механизмов расширения доступа граждан к получению высшего и послевузовского профессионального образования, в том числе за счет средств областного бюджета;
2) увеличение вклада системы высшего и послевузовского профессионального образования в развитие фундаментальных научных исследований и распространение научных знаний;
3) развитие высших учебных заведений и других организаций высшего и послевузовского профессионального образования как учебных научно-производственных комплексов;
4) формирование областного государственного заказа по кадровому обеспечению научно-технических и социальных программ развития Томской области;
5) совершенствование научно-исследовательской и научно-технической деятельности учреждений высшего и послевузовского профессионального образования на основе развития научных школ по приоритетным направлениям науки и техники и необходимой для указанного развития инфраструктуры;
6) разработка концептуальных основ опережающего развития и функционирования послевузовского профессионального образования, в том числе дополнительного, для обеспечения приоритетных направлений научно-технического прогресса;
7) развитие интеграционных структур научных и научно-технических парков, обеспечивающих использование результатов научных исследований на практике;
8) развитие системы дистанционного обучения;
9) создание и поддержка мониторинга высшего и послевузовского профессионального образования, организация и формирование единого информационного пространства посредством развития областной компьютерной сети, баз данных и центра образовательной статистики;
10) совершенствование научно-исследовательской и научно-технической деятельности учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, развитие технополисов и технопарков, малых предприятий инновационного типа;
11) вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство, в том числе за счет распространения технологий дистанционного обучения;
12) расширение участия ученых, работников учреждений высшего и послевузовского профессионального образования в международных научных программах, технологических исследованиях и образовательных проектах;
13) участие высших учебных заведений в решении задач социального, научно-технического и экономического развития области;
14) создание системы информирования граждан и хозяйствующих субъектов о спросе на различные профессии, наличии и качестве образовательных услуг в учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования.
5.Основными направлениями развития дополнительного образования детей в Томской области являются:
1) расширение возможностей для удовлетворения индивидуальных культурно-образовательных потребностей детей;
2) развитие вариативных форм педагогически организованной досуговой деятельности детей.
1.Сеть образовательных учреждений на территории Томской области включает:
- дошкольные образовательные учреждения;
- общеобразовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе общеобразовательные школы-интернаты);
- образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
- специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
- специальные учебно-воспитательные учреждения для подростков с девиантным поведением;
- образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- образовательные учреждения дополнительного образования детей (в том числе системы федеральных органов исполнительной власти в сфере культуры, физической культуры, спорта и туризма);
- учреждения начального профессионального образования;
- образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения);
- образовательные учреждения высшего и послевузовского профессионального образования;
- другие учреждения, а также общественные организации, осуществляющие образовательный процесс.
2.Инфраструктуру системы образования Томской области составляют подведомственные органам, осуществляющим управление в сфере образования, организации, выполняющие по отношению к образовательным учреждениям и органам, осуществляющим управление в сфере образования обслуживающие функции и обеспечивающие их образовательную и управленческую деятельность. В инфраструктуру системы образования могут входить транспортные, ремонтно-строительные организации, комбинаты питания, общежития, гостиницы, жилищный фонд, дома и базы отдыха, спортивно-оздоровительные и санаторно-курортные организации, спортивные сооружения, издательские и полиграфические предприятия и другие организации и учреждения.
3.Организации необразовательного профиля, подведомственные исполнительному органу государственной власти Томской области, осуществляющему государственное управление в сфере образования, составляют сеть организаций областной инфраструктуры системы образования Томской области, призванных обеспечивать деятельность областных государственных образовательных учреждений в соответствии со своими уставными целями.
4.Организации, обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и муниципальных учреждений образования, образуют сеть организаций муниципальной инфраструктуры системы образования.
Муниципальную инфраструктуру системы образования формируют органы местного самоуправления Томской области, исходя из реальных потребностей образования и возможностей муниципального образования.
5.Отношения исполнительного органа государственной власти Томской области, осуществляющего государственное управление в сфере образования, с организациями муниципальной инфраструктуры системы образования по оказанию последними услуг, выполнению работ и производству продукции для государственных учреждений строятся на договорной основе.
6.Администрация Томской области и органы местного самоуправления Томской области могут в соответствии с действующим законодательством создавать организации инфраструктуры системы образования.
1.По решению учредителя при наличии соответствующей лицензии в муниципальных общеобразовательных учреждениях могут открываться группы дошкольного образования, деятельность которых должна быть предусмотрена уставом учреждения. Учреждение, реализующее общеобразовательную программу дошкольного образования, руководствуется в своей деятельности также Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.
2.Группа дошкольного образования - организационно-педагогическая форма дошкольного образования детей, создаваемая в муниципальном общеобразовательном учреждении для реализации права детей на получение дошкольного образования по основным общеобразовательным программам.
3.Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется путем выделения из областного бюджета субвенций местным бюджетам в соответствии с федеральными законами, законами Томской области.
1.Органы государственной власти Томской области обеспечивают приоритетное развитие в сельской местности учреждений общего и начального профессионального образования, укрепление их материально-технической базы и комплектование педагогическими кадрами.
2.В сельских населенных пунктах при наличии детей, подлежащих обучению в начальной школе, независимо от их количества создаются учреждения начального общего образования, а также учреждения, сочетающие дошкольное и начальное общее образование. Наполняемость классов в сельских образовательных учреждениях определяется учредителем.
3.Сельское образовательное учреждение может иметь подсобное и учебное хозяйства с земельным участком, сельскохозяйственной техникой, поголовьем животных. Доходы от реализации производимой, в соответствии с уставом образовательного учреждения, продукции на базе подсобных и учебных хозяйств сельского образовательного учреждения не подлежат налогообложению в части, зачисляемой в областной бюджет.
4.Для проживания детей из населенных пунктов, расположенных на расстоянии свыше трех километров от школы, могут открываться школы-интернаты.
1.В целях оказания содействия в получении общего и дополнительного образования детям могут создаваться областные государственные образовательные учреждения интернатного типа, в том числе: гимназии-интернаты, лицеи-интернаты, кадетские школы-интернаты, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интернаты, а также интернаты в качестве структурных подразделений областных государственных общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей (далее по тексту - областные государственные образовательные учреждения интернатного типа).
2.Преимущественным правом при зачислении в областные государственные образовательные учреждения интернатного типа пользуются: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из многодетных семей, дети одиноких матерей (отцов), дети из семей с низкими доходами. Категории семей с низкими доходами определяются в соответствии с Законом Томской области от 16 декабря 2004 года N 253-ОЗ "О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей".
В областные государственные образовательные учреждения интернатного типа, создающиеся для детей, проявивших выдающиеся способности, принимаются в первую очередь дети, являющиеся победителями областных, всероссийских и международных олимпиад, творческих конкурсов.
В условиях равенства преимущественных прав при зачислении в областные государственные образовательные учреждения интернатного типа в первоочередном порядке зачисляются дети, проживающие в сельских населенных пунктах Томской области.
Категории детей, пользующихся преимущественным правом при зачислении в областные государственные общеобразовательные учреждения - кадетские школы-интернаты, устанавливаются Законом Томской области от 14 июля 2005 года N 105-ОЗ "О кадетских школах-интернатах в Томской области".
3.Воспитанники, проживающие в областных государственных образовательных учреждениях интернатного типа, обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, форменным и спортивным обмундированием, мягким инвентарем, учебниками, школьными письменными принадлежностями.
Условия и нормы обеспечения питанием, одеждой, обувью, форменным и спортивным обмундированием, мягким инвентарем устанавливаются Администрацией Томской области.
4.С родителей воспитанников областных государственных образовательных учреждений интернатного типа взимается родительская плата в размере 25 процентов затрат на питание, одежду, обувь, форменное и спортивное обмундирование воспитанников в порядке, установленном Администрацией Томской области.
Родители воспитанников областных государственных образовательных учреждений интернатного типа из семей с низкими доходами, а также воспитанников областных государственных образовательных учреждений - специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов - освобождаются от родительской платы.
5.Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - воспитанники областных государственных образовательных учреждений интернатного типа - находятся на полном государственном обеспечении и пользуются мерами социальной поддержки, установленными для данной категории детей действующим законодательством.
Органы государственной власти Томской области оказывают гражданам содействие в получении дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях за счет средств областного бюджета, выделяемых в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в пределах соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов и (или) федеральных государственных требований в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности областных государственных образовательных учреждений Томской области и муниципальных образовательных учреждений Томской области.
Глава III.Управление системой образования
Управление системой образования Томской области осуществляют в пределах своей компетенции Законодательная Дума Томской области, Администрация Томской области, органы местного самоуправления Томской области, исполнительные органы государственной власти Томской области, осуществляющие государственное управление в сфере образования.
К исключительной компетенции Законодательной Думы Томской области относится:
1) законодательное регулирование в сфере образования в Томской области;
2) утратил силу
3) утратил силу
4) заслушивание ежегодного отчета Губернатора Томской области о состоянии системы образования Томской области;
5) утверждение нормативов финансирования образования Томской области;
6) формирование областного бюджета в части расходов на образование;
7) установление категорий граждан, которым предоставляется социальная поддержка в период получения ими образования в областных государственных и муниципальных образовательных учреждениях, порядка и размеров ее предоставления;
8) осуществление контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией образовательных учреждений, финансируемых из областного бюджета;
9) установление методики расчета субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов).
К компетенции Законодательной Думы Томской области относится осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным, областным законодательством и настоящим Законом.
К компетенции Администрации Томской области относится:
1) утратил силу
2) утратил силу
2-1) установление порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ развития образования и их формирования и реализации;
3) утратил силу
4) разработка образовательного заказа Томской области;
5) исключен
6) принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации государственных образовательных учреждений областного подчинения в порядке, установленном действующим законодательством и настоящим Законом;
6-1) установление порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансового обеспечения областных государственных образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области;
7) осуществление контроля за целевым использованием органами местного самоуправления субвенций на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в рамках общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях;
8) разработка нормативов финансирования образования Томской области;
9) закрепление за государственными образовательными учреждениями земельных участков, находящихся в государственной собственности Томской области, в бессрочное пользование;
10) прогнозирование развития сети образовательных учреждений;
11) обобщение передового опыта и организация экспериментирования в сфере образования;
12) изучение и стимулирование инновационных проектов в образовании;
13) согласование с руководителями учреждений профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также ведомственной принадлежности введения новых и ликвидации существующих специальностей для Томской области;
14) проведение анализа, прогнозирование и координация приоритетных научно-исследовательских и проектных работ, финансируемых за счет средств областного бюджета, в учреждениях высшего профессионального образования;
15) содействие проведению научных исследований в сфере образования и разработка программы их практического применения;
16) разработка программы международного и межрегионального сотрудничества в сфере образования;
17) утратил силу
18) прогнозирование потребности в специалистах различного профиля для нужд Томской области, формирование на данной основе образовательного заказа на специалистов по различным направлениям;
19) установление дополнительных к федеральным требований к областным государственным образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
20) организация взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, образовательных учреждений, иных заинтересованных лиц по вопросам профессиональной ориентации учащейся молодежи;
21) информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация издания учебной литературы;
21-1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении Томской области;
21-2) организация предоставления дополнительного образования детям в областных государственных учреждениях дополнительного образования детей;
21-3) организация предоставления начального, среднего и дополнительного профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
22 ) осуществление иных полномочий в сфере образования в соответствии с федеральным и областным законодательством.
1.В целях оперативного и предметного управления образованием Губернатор Томской области в установленном порядке создает исполнительный орган (органы) государственной власти Томской области, осуществляющий государственное управление в сфере образования, в соответствии с системой исполнительных органов государственной власти Томской области и утверждает положение об указанном органе (органах).
2.К компетенции исполнительного органа государственной власти Томской области, осуществляющего государственное управление в сфере общего образования, относится:
1) утратил силу
2) осуществление полномочий учредителя (учредителей) подведомственных образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования детей регионального значения (кроме находящихся в ведении органов управления культуры, спорта и туризма Томской области);
3) - 4) утратили силу с 1 апреля 2009 года
5) утратил силу
6) участие в разработке областных нормативов и порядка финансирования соответствующих образовательных учреждений;
7) финансирование подведомственных образовательных учреждений, организаций;
8) информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, организация обеспечения учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, и учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях;
9) утратил силу с 1 апреля 2009 года
10) разработка и реализация совместно с профсоюзными и общественными организациями мер по социальной защите обучающихся, воспитанников и педагогических работников на территории Томской области по улучшению условий их обучения, труда, быта, отдыха и медицинского обслуживания;
11) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и проведение аттестации педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений в сфере общего образования;
12) представление работников системы образования области к правительственным наградам, званиям и знакам отличия;
13) утратил силу
14) издание в пределах своей компетенции нормативных документов;
14-1) утратил силу
14-2) организация обеспечения образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию (за исключением федеральных образовательных учреждений и образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования), бланками документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации;
14-3) обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена (включая подготовку лиц, привлекаемых к проведению единого государственного экзамена, организацию формирования и ведения региональных информационных систем, обеспечение хранения, использования и уничтожения экзаменационных материалов и свидетельств о результатах единого государственного экзамена, обработку и проверку экзаменационных работ участников единого государственного экзамена, а также обеспечение ознакомления участников единого государственного экзамена с его результатами и аккредитацию общественных наблюдателей);
14-4) участие в разработке на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей);
14-5) установление формы и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации по родному языку и родной литературе лиц, изучавших родной язык и родную литературу при получении основного общего образования и среднего (полного) общего образования;
14-6) участие в отборе организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, в части издания учебных пособий по родному языку и родной литературе;
15) осуществление иных полномочий в сфере управления образованием, предусмотренных федеральным и областным законодательством.
3.Компетенция иных исполнительных органов государственной власти Томской области, осуществляющих государственное управление в сфере образования, определяется действующим законодательством.
К полномочиям исполнительного органа государственной власти Томской области, осуществляющего полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия:
1) государственный контроль (надзор) в области образования в отношении образовательных учреждений, расположенных на территории Томской области (за исключением образовательных учреждений, указанных в подпункте 24 статьи 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"), иных осуществляющих образовательную деятельность организаций, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
2) лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация образовательных учреждений, расположенных на территории Томской области (за исключением образовательных учреждений, указанных в подпункте 24 статьи 28 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"), лицензирование образовательной деятельности организаций, которые расположены на территории Томской области и структурные подразделения которых осуществляют реализацию программ профессиональной подготовки, а также формирование, ведение и обеспечение использования региональных информационных систем государственной аккредитации, содержащих сведения о деятельности аккредитованных образовательных учреждений;
3) подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.
1.Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
2.К компетенции образовательного учреждения относятся:
1) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных финансовых средств;
2) привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом данного образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств;
3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
4) подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;
5) использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;
7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;
8) разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков;
9) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
10) установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования;
11) исключен
12) разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение в установленном действующим законодательством порядке;
13) разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов;
14) формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и действующим законодательством;
15) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации;
16) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями Закона Российской Федерации "Об образовании";
17) обеспечение своевременного предоставления отдельным категориям обучающихся, воспитанникам дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством Томской области и правовыми актами органов местного самоуправления;
18) обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных;
19) создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
20) содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;
21) координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом;
22) определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях;
22-1) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
22-2) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательного учреждения в сети "Интернет";
23) осуществление иной деятельности, не запрещенной действующим законодательством и предусмотренной уставом образовательного учреждения.
3.Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:
1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;
3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;
4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
5) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
4.Образовательное учреждение обеспечивает открытость и доступность информации в соответствии с законодательством Российской Федерации, которая подлежит размещению на официальном сайте образовательного учреждения в сети "Интернет" и обновлению в течение тридцати дней со дня внесения соответствующих изменений.
1.Участие общественности в управлении образованием осуществляется через органы общественного управления образованием, к которым относятся:
советы ректоров учреждений высшего профессионального образования;
советы образовательных учреждений;
попечительские советы образовательных учреждений;
родительские комитеты образовательных учреждений;
иные формы участия общественности в решении вопросов управления образованием в Томской области.
2.Полномочия органов общественного управления образованием определяются уставами соответствующих образовательных учреждений, разработанными и утвержденными в соответствии с федеральным и областным законодательством.
1.Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.Устав областного государственного образовательного учреждения утверждается в порядке, установленном действующим законодательством.
3 - 5.Утратили силу
6 - 14.Утратили силу с 1 апреля 2009 года
15.Утратил силу
16 - 23.Утратили силу с 1 апреля 2009 года
24.Образовательные учреждения, научные организации могут получать общественную (общественно-профессиональную) аккредитацию в российских, иностранных и международных образовательных, научных, общественных и иных организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такая аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства государства. Сведения о результатах общественной (общественно-профессиональной) аккредитации образовательного учреждения или научной организации рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы при государственной аккредитации.
1.Ликвидация и реорганизация образовательных учреждений осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
2.Ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.
3.Ликвидация образовательного учреждения, учредителем которого является орган государственной власти Томской области, может быть осуществлена только с согласия Законодательной Думы Томской области.
Глава IV.Государственная поддержка образования в Томской области
Государственная поддержка системы образования в Томской области осуществляется путем:
1) обеспечения гарантированного финансирования деятельности образовательных учреждений;
2) обеспечения исполнения нормативов финансирования образования Томской области;
3) освобождения образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставами этих учреждений, от уплаты налогов в соответствии с действующим законодательством;
4) предоставления в соответствии с действующим законодательством налоговых льгот и льгот по платежам в областной бюджет организациям, предоставляющим образовательным учреждениям услуги на льготных условиях, в том числе сдающим им свое имущество в аренду;
5) предоставления в соответствии с действующим законодательством налоговых льгот и льгот по платежам в областной бюджет организациям, занимающимся исследовательской, методической, издательской и иной деятельностью, обеспечивающей образовательный процесс, в части этой деятельности;
6) признания приоритета развития сети образовательных учреждений в сельской местности, укрепления их учебно-материальной базы и комплектования педагогическими кадрами;
7) развития инновационной и научной деятельности образовательных учреждений, поощрения привлечения для этих целей общественных и частных источников финансирования;
8) предоставления иных государственных гарантий.
1.Источниками финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений в соответствии с действующим законодательством могут являться:
средства бюджетов всех уровней (для образовательных учреждений соответствующего подчинения);
средства общественных и благотворительных фондов;
средства учредителей;
платежи за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами;
добровольные пожертвования, субсидии, инвестиции;
абзац исключен
другие источники финансирования, не запрещенные законодательством.
2.Финансовое обеспечение мероприятий по развитию образования, проводимых Администрацией Томской области, осуществляется в соответствии с документами стратегического и программно-целевого планирования Томской области в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
3.Выделение денежных средств образовательным учреждениям для реализации целевых программ осуществляется на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
4.Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти Томской области и органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательных учреждений норматив финансового обеспечения образовательной деятельности должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.
Финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях осуществляется за счет средств областного бюджета посредством предоставления субсидий имеющим государственную аккредитацию негосударственным общеобразовательным учреждениям в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности областных государственных образовательных учреждений Томской области и муниципальных образовательных учреждений Томской области.
Глава V.Экономические основы системы образования Томской области
1.Экономическая политика Томской области в сфере образования направлена на поддержку и развитие областных государственных и муниципальных образовательных учреждений в интересах личности и общества.
2.В Томской области финансовое обеспечение образовательной деятельности осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Органы государственной власти Томской области осуществляют политику:
- персональной поддержки одаренных обучающихся, лучших педагогических работников, в том числе педагогических работников начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, победителей конкурсов и проектов развития образования в форме стипендий, грантов, целевого финансирования в порядке, определенном Губернатором Томской области;
- достаточного финансирования и материального обеспечения образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей с ограниченными возможностями и финансирования учреждений образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.Образовательным учреждениям предоставляется право самостоятельного ведения финансово-хозяйственной деятельности и создаются условия для эффективной реализации этого права.
1.Финансовое обеспечение деятельности образовательного учреждения осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
2.Администрация Томской области, органы местного самоуправления вправе заключать с профессиональными образовательными учреждениями договоры об областном, муниципальном заказе на подготовку специалистов.
3.Областные государственные образовательные учреждения профессионального образования в соответствии с их уставами могут вести на договорной основе целевую подготовку специалистов, профессиональную переподготовку и повышение квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, получать плату за указанные образовательные услуги и использовать полученные средства в соответствии с действующим законодательством.
4.Порядок направления и использования бюджетных средств, выделяемых образовательному учреждению, устанавливается в соответствии с действующим законодательством.
5.Доля финансовых средств на развитие образования ежегодно закрепляется в законе об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и не подлежит сокращению в течение финансового года.
6.Утратил силу
7.Предприятия и организации всех форм собственности, зарегистрированные на территории Томской области, могут по решению Законодательной Думы Томской области и представительных органов местного самоуправления полностью или частично освобождаться от уплаты областных и местных налогов и сборов, в части средств, направляемых этими организациями на финансирование образовательных учреждений на территории Томской области.
Источниками формирования имущества образовательного учреждения, в том числе финансовых ресурсов, являются:
имущество, закрепленное за образовательным учреждением на праве оперативного управления;
доходы от разрешенной уставом образовательного учреждения приносящей доходы деятельности;
добровольные пожертвования и целевые взносы юридических лиц;
иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации и Томской области.
Государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки федеральных государственных образовательных стандартов. Дополнительные платные образовательные услуги предоставляются обучающимся по их желанию на добровольной основе в соответствии с перечнем, утвержденным учредителем образовательного учреждения. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств соответствующего бюджета.
1.Негосударственные образовательные учреждения ведут платную образовательную деятельность в соответствии с действующим законодательством.
2.Стоимость обучения и содержания образовательных услуг в негосударственных образовательных учреждениях утверждается их учредителями в соответствии с действующим законодательством.
Образовательное учреждение в соответствии с действующим законодательством вправе вести приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям.
1.Государственные и муниципальные образовательные учреждения формируют фонд оплаты труда работников за счет бюджетных и внебюджетных источников. При этом фонд оплаты труда, в части доходов из внебюджетных источников, образовательные учреждения формируют самостоятельно.
2.Образовательное учреждение в пределах имеющихся у него бюджетных и внебюджетных средств на оплату труда самостоятельно определяет размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования.
3.Фонд оплаты труда негосударственных образовательных учреждений определяется учредителем.
1.Администрация Томской области вправе на основе договоров с образовательными учреждениями и контрактов с обучающимися осуществлять финансирование подготовки специалистов соответствующего уровня, исходя из потребностей Томской области или отдельных муниципальных образований в специалистах среднего и высшего профессионального звена.
2.Объемы и порядок организации целевой контрактной подготовки специалистов за счет средств областного бюджета устанавливаются Администрацией Томской области на основе программ подготовки и повышения квалификации специалистов. Средства на подготовку и повышение квалификации специалистов включаются в сметы расходов соответствующих структурных подразделений Администрации Томской области. При открытии новых специальностей оказывается финансовая поддержка за счет средств областного бюджета на создание материально-технической базы для вводимых специальностей.
3.Трудоустройство выпускников учреждений высшего (среднего) профессионального образования может осуществляться на основании образовательного заказа Томской области. В этом случае соответствующее образовательное учреждение обязано направить на конкретное рабочее место выпускника, получившего бесплатное образование, при наличии договора на целевую контрактную подготовку между выпускником и организацией-работодателем.
4.Трудоустройство выпускников учреждений высшего профессионального образования, получивших образование на основании договора о целевой контрактной подготовке, осуществляется в соответствии с указанным договором.
1.Научная, научно-техническая и инновационная деятельность в сфере высшего профессионального образования рассматривается как неотъемлемая и обязательная составляющая часть подготовки специалистов повышения квалификации и подготовки научно-педагогических кадров. Для иных видов профессионального образования данные виды деятельности могут быть использованы как дополнительная форма повышения квалификации преподавательского состава.
2.Администрация Томской области в целях эффективного использования и развития научного потенциала образовательных учреждений финансирует в установленном порядке за счет средств, предусмотренных в областном бюджете, научные исследования и практические разработки в интересах Томской области.
3.В целях осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности образовательные учреждения вправе заключать договоры с органами государственной власти, муниципальными образованиями в лице уполномоченных органов или организаций, в соответствии с действующим законодательством.
4.В целях вовлечения в хозяйственный оборот продуктов интеллектуальной деятельности в сфере науки, технологий и образования путем их реализации (инновационная деятельность) на территории Томской области проводится политика по интеграции инновационной, инвестиционной, научно-технической, образовательной и предпринимательской деятельности.
Администрация Томской области в лице уполномоченных органов обеспечивает гласность выбора приоритетных направлений инновационной деятельности, механизмов формирования реализации программ и проектов, а также координирует указанную деятельность в пределах своей компетенции.
Глава VI.Социальные гарантии реализации прав граждан на образование
1.Педагогическим работникам областных государственных образовательных учреждений тарифные ставки (оклады) устанавливаются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами.
2.Педагогическим работникам, имеющим специальные звания, начинающиеся со слова "Заслуженный...", устанавливается ежемесячная надбавка к тарифной ставке (должностному окладу) в размере 1000 рублей. Педагогическим работникам, имеющим специальные звания, начинающиеся со слова "Народный...", устанавливается ежемесячная надбавка к тарифной ставке (должностному окладу) в размере 2000 рублей.
Пенсионерам из числа педагогических работников, прекратившим трудовой договор с областным государственным или муниципальным образовательным учреждением и имеющим специальные звания, начинающиеся со слова "Заслуженный...", устанавливается доплата к пенсии в размере 1000 рублей.
Пенсионерам из числа педагогических работников, прекратившим трудовой договор с областным государственным или муниципальным образовательным учреждением и имеющим специальные звания, начинающиеся со слова "Народный...", устанавливается доплата к пенсии в размере 2000 рублей.
3.Педагогическим работникам - молодым специалистам образовательных учреждений устанавливается ежемесячная надбавка к тарифной ставке (должностному окладу) в размере 1000 рублей.
4.Педагогическим работникам и руководителям образовательных учреждений устанавливается ежемесячная надбавка к тарифной ставке (должностному окладу) со дня присвоения квалификационной категории в следующем размере:
4.1.За вторую категорию - 550 рублей,
4.2.За первую категорию - 900 рублей,
4.3.За высшую категорию - 1350 рублей.
5.Пункты 2, 3, 4 настоящей статьи распространяются на педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений, перечисленных в статье 11 настоящего Закона (кроме учреждений высшего и послевузовского профессионального образования).
5-1.К установленным настоящей статьей размерам ежемесячных надбавок и доплат применяются районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
6.Работник образовательного учреждения, подпадающий под выплату нескольких надбавок, получает только одну надбавку по принципу наибольшей выгоды.
7.Порядок начисления и выплаты надбавок, доплат, установленных пунктами 2, 3, 4 настоящей статьи, устанавливается Губернатором Томской области.
8.Работникам образовательных учреждений могут присуждаться премии в сфере образования в соответствии с положением о премиях, утверждаемым Законодательной Думой Томской области.
9.Источником финансирования надбавок, доплат, установленных пунктами 2, 3, 4 настоящей статьи, является областной бюджет.
10.Педагогическим работникам областных государственных образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями за счет средств областного бюджета выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 150 рублей в областных государственных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, в размере 100 рублей - в других областных государственных образовательных учреждениях.
Порядок и условия назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации устанавливаются Администрацией Томской области.
11.Педагогические работники областных государственных и муниципальных образовательных учреждений, финансовое обеспечение образовательного процесса которых отнесено к полномочиям органов государственной власти Томской области, имеют право на бесплатное повышение квалификации и профессиональную переподготовку один раз в пять лет. Финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе передаваемых местным бюджетам в форме субвенций на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в рамках общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Порядок финансирования расходов на повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, за исключением указанных в абзаце первом настоящего пункта, определяется органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
1.Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.
2.Совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.
3.Граждане, получившие образование в неаккредитованных образовательных учреждениях в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа.
4.Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями и устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" образовательными стандартами и требованиями, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.
Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" образовательных стандартов и требований и формы участия обучающихся в управлении образовательным учреждением регламентируются уставом данного образовательного учреждения.
5.Выпускники образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня.
6.Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции обеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, а также осуществляет иные меры социальной поддержки.
7.Граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" образовательных стандартов и требований.
Граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
8.Обучающиеся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме, выполняющие учебный план, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
9.В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения.
10.Для детей с ограниченными возможностями здоровья органы, осуществляющие управление в сфере образования, создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством Российской Федерации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья направляются в указанные образовательные учреждения органами, осуществляющими управление в сфере образования, только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии, положение о которой утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
11.Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие им медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.
Направление таких подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.
12.Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и органами государственной власти Томской области создаются условия для получения общего и начального профессионального образования, для профессиональной подготовки, а также для самообразования.
13.Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут создавать нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности.
Абзац исключен
Категории отбора таких детей, подростков и молодых людей в указанные образовательные учреждения определяются учредителем и доводятся до сведения общественности.
14.Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
14-1.Обучающиеся в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования по очной форме обучения имеют право создавать студенческие отряды, под которыми понимаются общественные учреждения или общественные организации и целью деятельности которых является организация временной занятости таких обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики.
15.Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются.
16.Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
17.В случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или образовательного учреждения начального профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, а также в случае аннулирования соответствующей лицензии, лишения образовательного учреждения государственной аккредитации, истечения срока действия свидетельства о государственной аккредитации учредитель (учредители) такого образовательного учреждения обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с согласия родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа.
17-1.В случае принятия решения об отчислении обучающегося в период получения им основного общего образования или среднего (полного) общего образования из образовательного учреждения, реализующего интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, указанное образовательное учреждение обязано обеспечить перевод этого обучающегося в другое образовательное учреждение, реализующее основные образовательные программы основного общего образования, среднего (полного) общего образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
18.В случае прекращения деятельности образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования, а также в случае аннулирования соответствующей лицензии, лишения образовательного учреждения государственной аккредитации, истечения срока действия свидетельства о государственной аккредитации учредитель (учредители) такого образовательного учреждения обеспечивает в установленном гражданским законодательством порядке возмещение убытков по договорам с физическими и(или) юридическими лицами, предусматривающим оплату стоимости обучения. Учредитель (учредители) гражданского государственного или муниципального образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования также обеспечивает перевод обучающихся в другие образовательные учреждения соответствующего типа осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
19.Обучающиеся, воспитанники имеют право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.
20 - 22.Исключены
1.Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Учебная нагрузка, в том числе внеучебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
2.Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях.
Обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством Томской области.
3.Педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя.
4.Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
5.Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников.
Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников.
6.Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
1.Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.
2.Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.
3.Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.
4.Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.
5.Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования.
6.Родители (законные представители) детей, посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, имеют право на получение в установленном настоящим Законом порядке компенсации части платы (далее - компенсация), взимаемой за содержание детей (присмотр и уход за детьми) в указанных организациях.
1.В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям), за исключением семей с низкими доходами, выплачивается компенсация на первого ребенка в размере 20 процентов размера внесенной ими родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в соответствующем образовательном учреждении, на второго ребенка - в размере 50 процентов размера этой платы и на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70 процентов размера указанной родительской платы.
В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих иные образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям), за исключением семей с низкими доходами, выплачивается компенсация на первого ребенка в размере 20 процентов среднего размера родительской платы, установленного за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, находящихся на территории Томской области, на второго ребенка - в размере 50 процентов этой платы, на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70 процентов размера этой платы.
Семьям с низкими доходами, среднедушевой доход которых не превышает 1,2 величины прожиточного минимума на душу населения по месту проживания семьи на территории Томской области, утвержденной в установленном порядке, компенсация за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и иных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также за услуги индивидуального предпринимателя в сфере дошкольного образования выплачивается в размере 100 процентов внесенной родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в соответствующей организации или за услуги индивидуального предпринимателя, но не более 1000 рублей ежемесячно на каждого ребенка.
Средний размер родительской платы, установленный за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, определяется исполнительным органом государственной власти Томской области, осуществляющим государственное управление в сфере общего образования ежегодно на 1 января и 1 июля.
Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в соответствующей образовательной организации.
Компенсации в рамках данной статьи подлежит родительская плата, внесенная за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) только в одной образовательной организации, в которой этот ребенок обучается по основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
Предельный размер компенсации, установленный абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи, подлежит ежегодной индексации на индекс роста потребительских цен, применяемый при планировании бюджетных ассигнований областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
При индексации итоговая сумма компенсации определяется в полных рублях (сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля).
2.Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты определяется Администрацией Томской области.
3.Финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации, является расходным обязательством Томской области.
Глава VII.Подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических работников
1.Общее руководство подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации педагогических работников осуществляет исполнительный орган (органы) государственной власти Томской области, осуществляющий государственное управление в сфере образования.
2.Научно-методическими и организационными центрами повышения квалификации и дополнительного профессионального образования для педагогических работников всех уровней выступают функционирующие в Томской области образовательные учреждения, имеющие соответствующие лицензии.
3.Руководители образовательных учреждений несут ответственность за повышение квалификации педагогических работников, предоставляя им право повышать свою квалификацию в соответствии с требованиями действующего законодательства.
1.По решению Администрации Томской области, органов местного самоуправления Томской области могут создаваться организации (институты, центры, кабинеты) повышения квалификации педагогических работников.
2.Основными задачами организаций повышения квалификации педагогических работников (во взаимодействии с областным институтом повышения квалификации работников образования, другими учреждениями дополнительного профессионального образования, высшими учебными заведениями) являются:
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации различных категорий педагогических работников образовательных учреждений;
- мониторинг качества образования в образовательных учреждениях;
- изучение анализа и обобщение педагогического опыта, содействие его распространению и творческому использованию;
- подготовка экспертных заключений для аттестационных комиссий;
- информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, педагогических работников;
- координация методической работы в образовательных учреждениях;
- помощь в самообразовании педагогических работников;
- организация опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы, творческих поисков педагогических работников.
3.Организации повышения квалификации педагогических работников в пределах своей компетенции принимают участие в подготовке ежегодной публикации среднестатистических данных о соответствии условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственной территории, требованиям федерального и областного законодательства о состоянии здоровья обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
4.Организации повышения квалификации педагогических работников проходят лицензирование и аккредитацию в установленном действующим законодательством порядке. Работники указанных организаций проходят аттестацию в соответствии с действующим законодательством.
5.Организации повышения квалификации педагогических работников имеют право на оказание дополнительных образовательных услуг и создание творческих групп на договорной основе в соответствии с действующим законодательством.
1.Вопросы организации и совершенствования методического обеспечения образовательного процесса решаются образовательным учреждением.
2.С учетом конкретных условий и специфики образовательных учреждений возможны различные формы организации коллективной методической работы: предметные и цикловые методические объединения, проблемные семинары, творческие группы, школы передового опыта и другие формы.
3.Работники образовательных учреждений имеют право свободного выбора форм и содержания методической работы.
Глава VIII.Заключительные положения
Физические и юридические лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 2, 3, 4 статьи 35 настоящего Закона.
Пункты 2, 3 статьи 35 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2002 года.
Подпункты 4.1, 4.2, 4.3 пункта 4 статьи 35 настоящего Закона вступают в силу с 1 июня 2003 года.
Нормативные правовые акты Администрации Томской области подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в течение двух месяцев со дня вступления его в силу.
Администрации Томской области разработать и принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Закона, в течение двух месяцев со дня вступления его в силу.
Рекомендовать органам местного самоуправления при реорганизации и ликвидации образовательных учреждений, финансируемых за счет средств местных бюджетов, согласовывать решения о реорганизации и ликвидации с представительным органом местного самоуправления.
Глава Администрации
(Губернатор)
Томской области
В.М.КРЕСС
Томск
12 ноября 2001 года
N 119-ОЗ