-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Тамбовская область
Решение от 17 ноября 2011 года
По делу № 34р
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
17 ноября 2011 года
ООО «Магнит»
ул. Арбат, д. 30, стр. 4
г. Москва, 119021
ООО «Капитал-Медиа»
ул. Б. Почтовая, д. 36, стр. 9
г. Москва, 105082
ООО «Периодика-Тамбов»
ул. Н. Вирты, д. 16
г. Тамбов, 392000
Резолютивная часть решения объявлена 3 ноября 2011 года
Решение изготовлено в полном объеме 17 ноября 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии –руководитель Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии – начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля ЧибисоваТ.Л., специалист 1 разряда отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Семикина К.С., специалист 1 разряда отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Филимонова А.Н.,
рассмотрев дело № 34р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете «Тамбовский меридиан» № 22 (435) от 31.05.2011 на странице 22 рекламы медицинских услуг, оказываемых наркологической клиникой, в которой площадь предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости проконсультироваться со специалистом составляет менее 5 % от рекламной площади, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»,
в отсутствии:
представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства - ООО «Магнит» (надлежащим образом не извещено),
представителей заинтересованных лиц: ООО «Капитал-Медиа» (извещено надлежащим образом), ООО «Периодика-Тамбов» (извещено надлежащим образом),
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе осуществления государственного контроля соблюдения участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в газете «Тамбовский меридиан» № 22 (435) от 31.05.2011 на странице 22 распространялась реклама «Бросить пить-больше не миф» следующего содержания: «Бросить пить-больше не миф! Человек пьет. И этим все сказано. Горе, беда, трагедия, смерть! Антиалкогольная программа «Целитель» - даст: результат с первого приема при любых видах алкоголизма (включая пивной, женский и подростковый); вывод из состояния запоя; снятие неуемной тяги к спиртному. Надежно! Результат сохраняется на долгие годы. Последуйте примеру тысячи семей, справившихся с этим недугом. Консультации по телефону 8-800-100-17-38 (зв. беспл.) www.narkolog-clinic.ru Анонимность и результат гарантируем! ООО «Магнит», ОГРН 1097746201530, 121357, г. Москва, ул. Артамонова, д.3. Перед применением проконсультируйтесь со специалистом. Реклама».
Вышеуказанная реклама является рекламой медицинских услуг.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ (далее Закон «О рекламе»), реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Площадь такого предупреждения должна составлять не менее чем пять процентов рекламной площади.
В рекламе «Бросить пить-больше не миф», размещенной в газете «Тамбовский меридиан» № 22 (435) от 31.05.2011, площадь предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов составляла 0,9% от рекламной площади.
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «Магнит» (ОГРН 1097746201530, адрес: г. Москва, ул. Артамонова, д.3.), в соответствии с договором об оказании рекламных услуг № 30/11 от 11.01.2011, заключенным с ООО «Капитал-Медиа» (г. Москва, ул. Б. Почтовая, д. 36, стр. 9). Рекламораспространителями данной рекламы являются ООО «Периодика-Тамбов» (г. Тамбов, ул. Н. Вирты, д. 16) и ООО «Капитал-Медиа» (г. Москва, ул. Б. Почтовая, д. 36, стр. 9), согласно агентскому договору № АДР-ТВ/11 от 01.01.2011.
По факту распространения рекламы медицинских услуг, в которой площадь предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов составляла менее 5 процентов от рекламной площади, возбуждено настоящее дело.
Определением о возбуждении дела № 34р (исх. № 58-3-06/2556 от 05.08.2011) у ООО «Магнит», ООО «Капитал-Медиа», ООО «Периодика-Тамбов» запрошены документы, необходимые для выяснения обстоятельств распространения данной рекламы.
ООО «Капитал-Медиа», ООО «Периодика-Тамбов» представили запрошенные документы в полном объеме. ООО «Магнит» запрошенные документы не представило.
Рассмотрение дела № 34р неоднократно откладывалось ввиду ненадлежащего извещения ООО «Магнит», определения (исх. № 58-3-06/2556 от 05.08.2011, исх. № 58-3-06/2895 от 31.08.2011, исх. № 58-3-06/3341 от 30.09.2011), направленные ООО «Магнит» по адресу регистрации, указанному в ЕГРЮЛ, возвращались почтовой службой с пометкой «организация не значится».
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве сообщила (вх. № 8993 от 29.09.2011), что Инспекция не располагает иными сведениями об адресе (месте) нахождения исполнительного органа организации. В отношении ООО «Магнит» проводятся мероприятия, направленные на привлечение должностного лица ООО «Магнит» к административной ответственности, за нарушение части 3 статьи 14.25 КоАП РФ, выражающиеся в непредставлении или несвоевременном представлении необходимых для включения в государственный реестр сведений, а также за представление недостоверных сведений.
С учетом вышеизложенного, Тамбовское УФАС России предприняло все меры для установления местонахождения и обеспечения надлежащего уведомления ООО «Магнит».
Ввиду того, что местонахождение ООО «Магнит» не установлено, Комиссия Тамбовского УФАС России сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО «Магнит».
Проанализировав материалы дела, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе осуществления государственного контроля соблюдения участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в газете «Тамбовский меридиан» № 22 (435) от 31.05.2011 на странице 22 распространялась реклама «Бросить пить-больше не миф».
В указанной рекламе содержалась следующая информация: «Бросить пить-больше не миф! Человек пьет. И этим все сказано. Горе, беда, трагедия, смерть! Антиалкогольная программа «Целитель» - даст: результат с первого приема при любых видах алкоголизма (включая пивной, женский и подростковый); вывод из состояния запоя; снятие неуемной тяги к спиртному. Надежно! Результат сохраняется на долгие годы. Последуйте примеру тысячи семей, справившихся с этим недугом. Консультации по телефону 8-800-100-17-38 (зв. беспл.) www.narkolog-clinic.ru Анонимность и результат гарантируем! ООО «Магнит», ОГРН 1097746201530, 121357, г. Москва, ул. Артамонова, д.3. Перед применением проконсультируйтесь со специалистом. Реклама».
В результате исследования сайта www.narkolog-clinic.ru установлено, что лечение алкоголизма в наркологической клинике, имеющей лицензию на наркологическую и психиатрическую помощь, осуществляется различными методами, в том числе: методами запретительного лечения (кодирования, блокады) – Торпедо, SIT, NIT, ЭСПЕРАЛЬ, БИНОСТИМ, ПРОЛОНГИ и др. Кроме того, в клинике проводится лечение алкоголизма методом психотерапии и психоанализа, лечение психических осложнений вызванных алкоголизмом (психоз, белая горячка, токсические энцефалопатии, алкогольная эпилепсия, алкогольная деградация), лечение никотиновой зависимости.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона «О рекламе», реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, содержащаяся в рекламе «Бросить пить-больше не миф», направлена на привлечение внимания к услугам по лечению алкоголизма в наркологической клинике, формирует и поддерживает интерес потребителей к услугам по наркологической и психиатрической помощи, следовательно, является рекламой медицинских услуг.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона «О рекламе», реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Поскольку газета «Тамбовский меридиан» не предназначена для медицинских и фармацевтических работников, на данную рекламу распространяются требования части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».
В вышеуказанной рекламе площадь предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов составляла 0,8 см2, рекламная площадь 87,5 см2, следовательно площадь предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов составляла 0,9 % от рекламной площади.
В рекламе «Бросить пить-больше не миф», размещенной в газете «Тамбовский меридиан» № 22 (435) от 31.05.2011, площадь предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов составляла 0,9% от рекламной площади.
Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».
Статьей 38 Закона «О рекламе» установлено, что за нарушение части 7 статьи 24 Закона «О рекламе» могут нести ответственность рекламодатель, рекламораспространитель и рекламопроизводитель.
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «Магнит» (ОГРН 1097746201530, адрес: г. Москва, ул. Артамонова, д.3), в соответствии с договором об оказании рекламных услуг № 30/11 от 11.01.2011, заключенным с ООО «Капитал-Медиа» (г. Москва, ул. Б. Почтовая, д. 36, стр. 9).
Согласно договору № 30/11 от 11.01.2011 Заказчик (ООО «Магнит») самостоятельно контролирует соответствие рекламно-информационных материалов, переданных Исполнителю (ООО «Капитал-Медиа»), действующему законодательству Российской Федерации о рекламе (п.4.2). Кроме того, пунктом 2.3 договора определено, что Заказчик обязуется предоставить Исполнителю рекламно-информационный материал, содержание которого соответствует требованиям Закона «О рекламе» и другим нормативным документам, регулирующим рекламу товаров и (или) услуг.
Рекламораспространителями рассматриваемой рекламы являются ООО «Периодика-Тамбов» (г. Тамбов, ул. Н. Вирты, д. 16) и ООО «Капитал-Медиа» (г. Москва, ул. Б. Почтовая, д. 36, стр. 9), согласно агентскому договору № АДР-ТВ/11 от 01.01.2011.
В газете «Тамбовский меридиан» данная реклама распространялась согласно приложению № 7 к договору № 30/11 от 11.01.2011, количество выходов – 1.
Макет рассматриваемой рекламы сформирован и утвержден ООО «Магнит» к размещению с 11.01.2011 года.
Таким образом, на основании части 6 статьи 38 Закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 2.3 и 4.2 договора № 30/11 от 11.01.2011, заключенного между ООО «Магнит» и ООО «Капитал-Медиа», ответственность за распространение вышеуказанной рекламы, нарушающей требования части 7 статьи 24 Закона «О рекламе», несет рекламодатель - ООО «Магнит».
Фактическое местонахождение рекламодателя – ООО «Магнит» не установлено.
Согласно статье 1 Закона «О рекламе» целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Статьей 33 Закона «О рекламе» предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного контроля в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Доказательствами прекращения распространения ненадлежащей рекламы Комиссия Тамбовского УФАС России не располагает.
Таким образом, Комиссией Тамбовского УФАС России установлена необходимость пресечения ненадлежащей рекламы, распространение которой может нанести вред здоровью и благополучию населения. Прекратить распространение ненадлежащей рекламы способен не только рекламодатель – ООО «Магнит», но и рекламораспространители - ООО «Капитал-Медиа» и ООО «Периодика-Тамбов».
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», пунктами 37-45 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия 1.Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг, оказываемых наркологической клиникой, размещенной в газете «Тамбовский меридиан» № 22 (435) от 31.05.2011 на странице 22, поскольку в ней были нарушены требования части 7 статьи 24 Закона «О рекламе». 2.Выдать ООО «Капитал-Медиа» (г. Москва, ул. Б. Почтовая, д. 36, стр. 9) предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 24 Закона «О рекламе» в 2-х недельный срок со дня получения предписания. 3.Выдать ООО «Магнит» (г. Москва, ул. Артамонова, д.3) предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 24 Закона «О рекламе» в 2-х недельный срок со дня получения предписания. 4.Выдать ООО «Периодика-Тамбов» (г. Тамбов, ул. Н. Вирты, д. 16) предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 24 Закона «О рекламе» в 2-х недельный срок со дня получения предписания.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Е.А. Гречишникова
Члены Комиссии:
Т.Л. Чибисова
К.С. Семикина
А.Н. Филимонова
Исп.: А.Н. Филимонова.,
(4752) 72-93-54