СССР
СНиП от 01 января 1983 года

Рекомендации по применению аэрометодов при изысканиях автомобильных дорог

Утверждены
Государственным институтом по изысканиям и проектированию автомобильных дорог «Союздорпроект» Министерства транспортного строительства СССР
01 января 1983 года
Разработаны
Государственным институтом по изысканиям и проектированию автомобильных дорог «Союздорпроект» Министерства транспортного строительства СССР
01 января 1983 года
    1.Общие положения
    1.1.Применением аэрометодов достигается наглядное и более полное представление о районе изысканий, снижение трудоемкости инженерных изысканий и сокращение сроков их производства.
    1.2.В основу технологии применения аэрометодов положен принцип выноса трассы автомобильной дороги в натуру лишь на заключительной стадии проектирования. При этом за базис выноса принимается теодолитный ход, проложенный для обоснования аэрофотосъемки, а данные для разработки обосновывающих материалов в составления проекта получают по стереомодели местности и карте инженерно-геологического районирования, составленных в результате обработки и дешифрирования материалов аэрофотосъемки.
    1.3.Топографо-геодезические работы сводятся к наземному обоснованию аэрофотосъемки. Инженерные изыскания выполняются лишь на участках не охваченных аэрофотосъемкой.
    1.4.Инженерно-геологические изыскания сводятся к дешифрированию аэрофотоснимков с составлением карты инженерно-геологического районирования, выявлению месторождений грунтов и строительных материалов и частично полевого обследования трассы дороги и месторождений на стадии проекта.
    1.5.Аэрофотосъемку необходимо производить с учетом использования ее материалов как при разработке обосновывающих материалов, так и при последующем проектировании.
    1.6.Аэрофотосъемка производится в следующих масштабах:
    1:5000 - 1:25000 для создания инженерно-геологической карты, схемы полосы варьирования трассы дороги и мест размещения дорожных объектов;
    1:5000 - 1:10000 для рисовки крупномасштабных планов.
    1.7.Для камерального трассирования следует предусматривать создание топографических планов следующих масштабов:
    1:10000- для равнинного рельефа;
    1:5000 - для пересеченного рельефа;
    1:2000 -для горной местности.
    Для проектирования отдельных дорожных объектов, в зависимости от их сложности, следует создавать планы масштаба 1:2000 или 1:1000.
    1.8.Обоснование аэрофотосъемки может производиться по одному из вариантов:
    I вариант - наземное обоснование /маркировка/ выполняется до залетов;
    II вариант - наземное обоснование после залетов;
    Ш вариант - привязка аэрофотосъемки производится камерально по картографическому материалу.
    1.9.Применение аэрометодов следует предусматривать и при изысканиях мостовых переходов, учитывая, что данные о топографии и качественные гидрологические элементы можно получить аналогично изысканиям дорог. Для получения количественных гидрологических характеристик необходимо руководстваватъся “Техническими указаниями по применению аэрометодов на изысканиях мостовых переходов” ВСН 37-67.
    1.10.При изысканиях с применением аэрометодов можно условно выделить три периода - подготовительный, полевой и камеральный.
    2.Применение аэрометодов на изысканиях для разработки материалов, обосновывающих целесообразность проектирования и строительства автомобильных дорог
    2.1.Работы подготовительного периода.
    В подготовительный период производят:
    - оформление разрешения на аэрофотосъемку в Генштабе Вооруженных сил СССР /ГШВС СССР/;
    - сбор фондовых, литературных и специализированных материалов, характеризующих особенности природных факторов района /климат, рельеф, геологическое строение, гидрологические и гидрогеологические условия, физико-геологические процессы, обеспеченность строительными материалами/, изучение и анализ материалов предыдущих исследований;
    - уточнение общего направления дороги, определенного генеральной схемой развития дорожной сети;
    - заказ и получение картографического материала;
    - составление схематической карты инженерно-геологических условий зоны варьирования;
    - проработку по топографическим и инженерно-геологическим картам рекомендуемой трассы и конкурирующих вариантов;
    - предварительное согласование рекомендуемой трассы и конкурирующих вариантов с органами Министерства обороны, с Исполкомами краевых и областных Советов, с территориальными геологическими управлениями Министерства геологии, территориальными проектными организациями;
    - составление проекта маршрутной аэрофотосъемки зон варьирования
    - заказ аэрофотосъемки;
    - получение и обработка материалов аэрофотосъемки;
    - инженерно-геологическое дешифрирование аэрофотоснимков и составление предварительной схематичной инженерно-геологической карты, в масштабе аэрофотосъемки, с нанесением выявленных при дешифрировании литологических границ, зон тектонических нарушений, выделением малоизученных участков, на которые недостает фондовой информации, а также перспективных участков для поисков дорожно-строителъных материалов;
    - проектирование трассы по фотосхеме, составленной в масштабе залета, стереомодели местности и предварительной инженерно-геологической карте;
    - составление проекта привязки аэрофотоснимков на местности, который включает выбор мест расположения опознаков и установление рациональных способов их геодезического определения;
    - составление программы инженерных изысканий.
    2.2.Работы полевого периода
    В полевой период выполняются следующие работы: наземная планово-высотная привязка аэрофотосъемки, которая включает:
    а/ опознавание по точкам магистрального хода;
    б/ проложение через опознавательные знаки, вблизи от трассы, теодолитного хода повышенной точности опирающегося на пункты Государственной геодезической сети, с закреплением точек хода временными знаками, т.к. он является основой для выноса трассы на местность при разработке рабочей документации;
    в/ опознавание и контроль опознавания по боковым ходам /по привязкам/ с частотой 4 - 8 базисов фотографирования;
    г/ линейно-угловые измерения по ходам привязки; выявление коммуникаций и других объектов, подлежащих переустройству или сносу в связи со строительством дороги;
    инженерно-геологическое обследование эталонных участков и мест индивидуального проектирования земляного полотна с применением горно-проходческих работ, геофизических методов и мелкого бурения;
    поиски и предварительная разведка месторождений грунтов и строительных материалов.
    Согласование с соответствующими органами и организациями намечаемых решений по выбранной трассе /площадке/ в части места расположения и размеров занимаемых земель. Участие совместно с заказчиком в составлении акта выбора трассы /площадки/ для строительства.
    2.3.Работы камерального периода
    В камеральный период производится обработка материалов, в результате которой представляются:
    фотосхема в масштабе залета, с нанесёнными вариантами трассы;
    планы и профили эталонных участков, составленные по аэрофотоснимкам;
    сводка объектов подлежащих переустройству и сносу; карта инженерно-геологического районирования в масштабе залетов, которая сопровождается:
    а/ таблицей с характеристикой выделенных однотипных районов по геологическому строению, геоморфологии, рельефу, гидрогеологическим условиям, современным физико-геологическим процессам, данным о месторождениях строительных материалов и резервах грунта;
    б/ сводной геологической колонкой по каждому району;
    схема расположения и ведомость месторождений грунтов и строительных материалов;
    пояснительная записка с описанием природных условий, вариантов трассы, подъездов, местных строительных материалов, транспортной и другой характеристикой района изысканий.
    3.Технология применения аэрометодов на изысканиях автомобильных дорог при разработке проекта
    3.1.Работы подготовительного периода
    В состав работ подготовительного периода входят:
    - изучение обосновывающих материалов;
    - составление расчетных продольных и поперечных профилей, чему предшествует следующий комплекс работ:
    а/ наблюдение на стереокомпараторе с автоматической регистрацией измеренных фотограмметрических координат необходимых точек /метки, связующие, опознаки, точки по направлению трассы и по поперечникам/ на магнитную ленту;
    б/ сгущение геодезической сети;
    в/ формирование цифровой модели местности /ЦММ/ по заданному направлению;
    г/ построение на графопостроителе по ЦММ, введенной в память ЭВМ, эскизных вариантов трассы, продольного и поперечных профилей;
    д/ рассмотрение возможности улучшения продольного профиля на отдельных участках трассы путем поперечного смещения;
    е/ проектирование профилей с помощью ЭВМ, сравнение вариантов и выбор наиболее экономичного;
    ж/ вычерчивание на графопостроителе расчетных продольных и поперечных профилей.
    - геометрический расчет принятого варианта трассы, расчет координат трассы относительно теодолитного хода /проложенного при привязке аэрофотосъемки/ для выноса трассы на местность при составлении рабочей документации;
    - составление программы инженерных изысканий.
    3.2.Работы полевого периода
    В полевой период подлежат выполнению следующие работы:
    - визуальное обследование трассы с уточнением сложных участков и мест расположения искусственных сооружений;
    - съемка пересекаемых трассой коммуникаций;
    - полный комплекс инженерных изысканий участков, не попавших в полосу аэрофотосъемки;
    - фототеодолитная съемка сложных, в отношении производства тахеометрической съемки, мест;
    - наземное обоснование аэрофотосъемки на оставшемся участке трассы;
    - инженерно-геологическое обследование трассы дороги по фотосхеме с нанесенной трассой и разбитым пикетажом, включающее следующие виды работ:
    а/ детальное обследование мест индивидуального проектирования земляного полотна, мостовых переходов и путепроводов;
    б/ обследование трассы, мест устройства малых искусственных сооружений, месторождений грунта и строительных материалов /с сокращением объема буровых работ на основе максимального использования информации, полученной при камеральном и полевом дешифрировании аэрофотоснимков/;
    - проведение полного комплекса согласований.
    3.3.Работы камерального периода
    В камеральный период производится обработка полевых материалов, в результате которой представляются следующие материалы:
    - планы трассы и виды фотосхем, на которых кроме элементов предусмотренных эталоном, нанесен теодолитный ход - обоснование аэрофотосъемки и координаты точек трассы относительно этого хода;
    - продольные профили с уточненными в процессе полевых работ инженерно-геологическими данными и нанесенными искусственными сооружениями;
    - поперечные профили;
    - планы отдельных мест, вычерченные на стереоприборах;
    - чертежи пересекаемых коммуникаций;
    - сводка объектов, подлежащих переустройству или сносу;
    - карта инженерно-геологических условий в масштабе фотосхемы, уточненная по полевым обследованиям, на которой показаны литологические границы, состав пород, особенности их состояния, уровня грунтовых вод, физико-геологические процессы;
    - инженерно-геологические паспорта мест индивидуального проектирования земляного полотна, мостовых переходов, путепроводов, площадок гражданских сооружений, месторождений грунта, песка, гравия и камня;
    - схемы расположения и ведомость месторождений строительных материалов и грунтов для отсылки земляного полотна;
    - данные анализов и испытаний грунтов;
    - данные, анализов испытаний строительных материалов;
    - ведомость участков с неблагоприятными инженерно-геологическими условиями;
    - пояснительная записка.
    Главный инженер Союздорпроекта В. Р. Силков
    Начальник технического отдела К. М. Ротштейн
    Исполнитель, начальник экспедиции дорожного отдела В. В. Слободенюк