| |
Термин | Определение |
якорь ФЮЗЕЛЯЖ |
1. Фюзеляж самолета (вертолета) Фюзеляж | Основная часть конструкции самолета (вертолета), служащая для соединения в одно целое всех его частей, а также для размещения экипажа, пассажиров, оборудования и грузов |
2. Фюзеляж самолета (вертолета) типа монокок Монокок | Тип фюзеляжа самолета (вертолета), состоящий из работающей обшивки, подкрепленной шпангоутами |
3. Фюзеляж самолета (вертолета) типа полумонокок Полумонокок | Тип фюзеляжа самолета (вертолета), состоящий из работающей обшивки, подкрепленной каркасом |
4. Каркас фюзеляжа самолета (вертолета) Каркас фюзеляжа | Продольные и поперечные силовые элементы фюзеляжа самолета (вертолета), скрепленные между собой |
5. Отсек фюзеляжа самолета (вертолета) Отсек фюзеляжа | Часть фюзеляжа самолета (вертолета), предназначенная для выполнения определенных функций |
6. Герметичный отсек фюзеляжа самолета (вертолета) Герметичный отсек | Отсек фюзеляжа самолета (вертолета), герметично отделенный от соседних отсеков и внешней среды |
7. Кабина экипажа (летчика) Кабина | Отсек фюзеляжа, предназначенный для размещения экипажа (летчика) |
8. Фонарь кабины экипажа (летчика) Фонарь | Прозрачная часть кабины экипажа (летчика), служащая для обзора внекабинного пространства |
9. Каркас фонаря кабины экипажа (летчика) Каркас фонаря | Конструкция, образующая силовую основу фонаря кабины экипажа (летчика), для крепления остекления |
10. Остекление кабины экипажа (летчика) Остекление | Стекла, установленные на каркасе кабины экипажа (летчика) |
11. Форточка кабины экипажа Форточка | Окантованное рамкой стекло с устройством для вывода его из проема в фонаре кабины экипажа |
12. Ниша шасси самолета (вертолета) Ниша шасси | Ограниченный внутренний объем фюзеляжа самолета (вертолета) или крыла, служащий для размещения шасси в убранном положении |
13. Подвижная створка шасси Подвижная створка | Створка ниши или отсека, кинематически связанная со стойкой шасси |
14. Эксплуатационная створка шасси Эксплуатационная створка | Створка для наземного обслуживания шасси |
15. Пол кабины фюзеляжа Пол кабины | Поверхность внутри фюзеляжа, служащая для размещения на ней людей, оборудования и грузов |
16. Каркас пола кабины Каркас пола | Силовая конструкция пола кабины, состоящая из продольных и поперечных элементов, соединенных между собой, закрепленная на каркасе фюзеляжа |
17. Настил пола кабины Настил пола | Панели, накладываемые на каркас пола кабины для образования сплошной поверхности |
18. Дверь фюзеляжа Дверь | Устройство, закрывающее вырезы в фюзеляже и проемы в кабинах, предназначенное для входа и выхода людей и перемещения грузов |
19. Аварийный выход самолета (вертолета) Аварийный выход | Выход, предназначенный для аварийного покидания самолета (вертолета) пассажирами и экипажем |
20. Окно фюзеляжа Ндп. Иллюминатор | Остекленное отверстие в обшивке фюзеляжа, служащее для естественного освещения и визуального наблюдения |
21. Шпангоут фюзеляжа Шпангоут | Поперечный элемент набора фюзеляжа, обеспечивающий форму сечения, подкрепляющий обшивку и воспринимающий нагрузки |
22. Герметичный шпангоут фюзеляжа Герметичный шпангоут | Шпангоут, отделяющий герметичную часть фюзеляжа от негерметичной |
23. Панель фюзеляжа Панель | Часть обшивки, подкрепленная продольным и поперечным силовым набором |
якорь ФЮЗЕЛЯЖ ГИДРОСАМОЛЕТА |
24. Лодка гидросамолета Лодка | Фюзеляж гидросамолета, обеспечивающий плавучесть и остойчивость при взлете, посадке, рулении, буксировке и нахождении его на плаву |
25. Палуба лодки гидросамолета Палуба | Верхняя часть лодки гидросамолета |
26. Борт лодки гидросамолета Борт | Боковая часть лодки гидросамолета |
27. Днище лодки гидросамолета Днище | Нижняя часть лодки гидросамолета |
28. Корма лодки гидросамолета Корма | Задняя часть лодки гидросамолета |
29. Флор шпангоута лодки гидросамолета Флор | Нижняя часть шпангоута лодки гидросамолета |
30. Редан лодки гидросамолета Редан | Уступ на днище лодки гидросамолета в поперечном или продольном направлении, служащий для уменьшения смоченной площади при движении гидросамолета по воде на режиме глиссирования |
31. Брызгоотражатель лодки гидросамолета Брызгоотражатель | Ребро, устанавливаемое снаружи вдоль борта лодки гидросамолета для уменьшения забрызгивания верха лодки |
32. Скула лодки гидросамолета Скула | Элемент продольного набора лодки гидросамолета, установленный в месте сопряжения борта и днища |
33. Поплавок лодки гидросамолета Поплавок | Элемент конструкции, обеспечивающий поперечную остойчивость гидросамолета |
34. Киль лодки гидросамолета Киль | Элемент продольного набора, обычно образной формы, являющийся нижней частью днища лодки гидросамолета |
35. Рым лодки гидросамолета Рым | Силовой элемент в виде скобы, расположенный в носовой части лодки гидросамолета, служащий для закрепления тросов при буксировке лодки |
36. Уток лодки гидросамолета Уток | Силовой элемент в виде крюка, расположенный на борту лодки гидросамолета, служащий для закрепления тросов при буксировке и швартовке лодки |
37. Гак лодки гидросамолета Гак | Силовой элемент в виде крюка, расположенный на корме лодки гидросамолета, служащий для закрепления тросов при буксировке и транспортировании лодки |
якорь КРЫЛО |
38. Крыло самолета (вертолета) Крыло | Несущая поверхность самолета (вертолета), предназначенная для создания аэродинамической подъемной силы. Примечание. Несущей поверхностью самолета (вертолета) называется поверхность, создающая подъемную силу, значительно превышающую лобовое сопротивление |
39. Центроплан крыла Центроплан | Средняя по размаху часть крыла, присоединяемая к фюзеляжу или составляющая с ним одно целое |
40. Отъемная часть крыла ОЧК | Часть крыла, соединяемая при помощи разъемных узлов с центропланом или фюзеляжем |
41. Носовая часть крыла | Передняя часть крыла до первого лонжерона или первой стенки крыла |
42. Хвостовая часть крыла | Часть крыла, расположенная за задним лонжероном или задней стенкой крыла |
43. Силовой набор крыла | Набор внутренних конструктивных элементов, воспринимающих основные силы, возникающие в крыле |
44. Лонжерон | Основной продольный элемент силового набора, воспринимающий изгибающий момент и поперечную силу |
45. Нервюра | Элемент поперечного силового набора, связывающий в одно целое элементы продольного набора и обшивку и определяющий форму профиля конструкции |
46. Стрингер | Продольный элемент силового набора, подкрепляющий обшивку, воспринимающий местные нагрузки, а также продольные силы при общем изгибе |
47. Пояс лонжерона | Наиболее удаленный от нейтральной оси элемент лонжерона, воспринимающий продольные силы от изгибающего момента |
48. Стенка лонжерона | Плоский элемент лонжерона, соединяющий пояса и воспринимающий в основном поперечные силы |
якорь ПОДВИЖНЫЕ ЧАСТИ КРЫЛА |
49. Элероны | Подвижные части крыла, отклоняемые одновременно в противоположные стороны (вверх и вниз), предназначенные для управления самолетом относительно его продольной оси |
50. Закрылок | Профилированная подвижная часть крыла, расположенная в хвостовой части и отклоняемая вниз для увеличения подъемной силы крыла |
51. Выдвижной закрылок | Закрылок, поворачиваемый относительно оси вращения и одновременно смещаемый назад вдоль хорды крыла для увеличения его площади |
52. Поворотный закрылок | Закрылок, поворачиваемый вокруг связанной с крылом оси вращения |
53. Щелевой закрылок | Закрылок, при отклонении которого между его носком и крылом образуется профилированная щель |
54. Многощелевой закрылок | Закрылок, составленный из нескольких подвижных звеньев, отклоняющихся на разные углы и разделяющихся профилированными щелями |
55. Закрылок со сдувом пограничного слоя | Закрылок, оборудованный системой управления пограничным слоем |
56. Закрылок с отклоняемой хвостовой частью | Закрылок, имеющий отклоняемую хвостовую часть для увеличения кривизны профиля закрылка и в целом крыла |
57. Реактивный закрылок | Закрылок, предназначенный для увеличения подъемной силы крыла выдуванием воздуха в области его задней кромки |
58. Основное звено закрылка | Центральная несущая часть многощелевого закрылка, относительно которой происходит отклонение хвостового звена закрылка и дефлектора закрылка |
59. Хвостовое звено закрылка | Отклоняемая хвостовая часть закрылка |
60. Дефлектор закрылка | Профилированная часть закрылка, установленная перед носком закрылка и образующая щель перед ним |
61. Носок закрылка | Передняя профилированная часть закрылка |
62. Предкрылок | Профилированная часть крыла, расположенная в носовой части и предназначенная для улучшения аэродинамических характеристик крыла |
63. Автоматический предкрылок | Предкрылок, выдвигающийся под действием воздушного потока при увеличении угла атаки и автоматически убирающийся при его уменьшении |
64. Управляемый предкрылок | Предкрылок, изменяющий положение под действием системы управления |
65. Фиксированный предкрылок | Прыдкрылок, жестко закрепленный относительно крыла |
66. Элевоны | Подвижные части крыла, выполняющие функцию рулей высоты и элеронов |
67. Тормозной щиток | Подвижный элемент, предназначенный для увеличения аэродинамического сопротивления самолета |
68. Тормозная аэродинамическая решетка | Подвижный элемент типа решетки, предназначенный для увеличения аэродинамического сопротивления самолета |
69. Гаситель подъемной силы Ндп. Спойлер | Отклоняемый конструктивный элемент, расположенный на верхней части крыла в зоне, обслуживаемой закрылками, и предназначенный для торможения и резкого уменьшения подъемной силы крыла |
70. Триммер | Вспомогательная рулевая поверхность, предназначенная для уменьшения усилий на рычагах управления самолетом (вертолетом) |
71. Интерцептор | Поверхность, расположенная на крыле и предназначенная для управления самолетом по крену |
якорь ОПЕРЕНИЕ |
72. Оперение Ндп. Хвостовое оперение | Несущие поверхности, предназначенные для обеспечения продольной и путевой устойчивости и управляемости самолета |
73. Горизонтальное оперение | Часть оперения, предназначенная для обеспечения продольной устойчивости и управляемости самолета |
74. Вертикальное оперение | Часть оперения, предназначенная для обеспечения путевой устойчивости и управляемости самолета |
75. Рули управления Рули | Подвижные поверхности, предназначенные для управления летательным аппаратом |
76. Руль направления Ндп. Руль поворота | Подвижная часть вертикального оперения, предназначенная для управления самолетом относительно вертикальной оси |
77. Руль высоты Ндп. Руль глубины | Подвижная часть горизонтального оперения, предназначенная для управления самолетом относительно поперечной оси |
78. Стабилизатор | Часть горизонтального оперения, предназначенная для обеспечения совместно с рулем высоты продольной устойчивости самолета в полете |
79. Подвижный стабилизатор | Стабилизатор с изменяемым в полете углом установки |
80. Управляемый стабилизатор | Подвижный стабилизатор, изменяющий положение под действием системы управления |
81. Дифференциальный стабилизатор | Управляемый стабилизатор, обеспечивающий дополнительное управление самолетом относительно продольной оси при помощи одновременного отклонения двух половин в противоположные стороны |
82. Киль | Часть вертикального оперения, предназначенная для обеспечения путевой и поперечной устойчивости самолета в полете |
якорь