СССР
Государственный стандарт от 26 июля 1977 года № ГОСТ 3285-77

ГОСТ 3285-77 Корпуса металлических судов. Методы испытаний на непроницаемость и герметичность (с Изменением N 1) (не действует на территории РФ)

Принят
Государственным комитетом стандартов Совета Министров СССР
26 июля 1977 года
    ГОСТ 3285-77*
    Группа Д49
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
    КОРПУСА МЕТАЛЛИЧЕСКИХ СУДОВ
    Методы испытаний на непроницаемость и герметичность
    Metal ship hulls. Methods of air pressure and flooding tests
    Дата введения 1978-07-01
    Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 26 июля 1977 г. N 1834 срок введения установлен с 01.07.78
    Проверен в 1982 г. Постановлением Госстандарта от 30.03.83 N 1510 срок действия продлен до 01.07.86
    ВЗАМЕН ГОСТ 3285-65
    * ПЕРЕИЗДАНИЕ (ноябрь 1983 г.) с Изменением N 1, утвержденным в марте 1983 г. (ИУС 7-83).
    Настоящий стандарт распространяется на корпуса металлических судов морских и внутреннего плавания и устанавливает методы испытаний их на непроницаемость и герметичность.
    1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПЫТАНИЯМ
    1.1 Испытанию на непроницаемость подвергают все конструкции корпуса (в дальнейшем конструкции), оборудование, дельные вещи, которые в эксплуатации или в предусмотренных расчетом аварийных случаях могут соприкасаться с водой или другой жидкостью и не должны пропускать их.
    Под непроницаемостью следует понимать способность конструкций не пропускать воду или другие жидкости.
    1.2.Испытанию на герметичность подвергают конструкции, которые по своему назначению и условиям эксплуатации должны защищать ограничиваемые ими пространства от проникновения газообразных веществ и аэрозолей.
    Под герметичностью следует понимать способность конструкций не пропускать газообразные вещества и аэрозоли.
    1.3.Номенклатуру герметичных конструкций определяют при проектировании судна по согласованию с контролирующей организацией.
    1.4.Испытания конструкций на непроницаемость и герметичность проводят согласно схеме испытаний, чертежу или таблице (в дальнейшем схеме испытаний), разработанных проектной организацией в соответствии с технической документацией.
    В схеме испытаний должны быть указаны расположение и назначение всех испытываемых конструкций, методы и нормы их испытаний.
    1.5.Методы и нормы испытаний конструкций назначает проектная организация по согласованию с контролирующей организацией.
    Примечание. Оборудование, дельные вещи, арматура, примыкающие к испытываемым конструкциям или проходящие через них, а также шахты и выгородки испытывают теми же методами и по тем же нормам, что и конструкции.
    1.6.В зависимости от применяемости методов и норм испытаний на непроницаемость конструкции делят на:
    группу а - отсеки и цистерны, в которых во время эксплуатации временно или постоянно находится жидкость, а также форпик, ахтерпик, отсеки подруливающего устройства, лага и эхолота, пустотелые рули, направляющие насадки, отсеки плавучести, воздушные ящики, крыльевые устройства;
    группу б - все прочие конструкции, которые по условиям эксплуатации должны быть непроницаемыми.
    1.7.Герметичность корпуса судна подразделяют на:
    общую - герметичность наружного контура судна, включая надстройки и рубки;
    отсековую - герметичность отсека или группы помещений, ограниченных общим герметичным контуром;
    индивидуальную - герметичность отдельного помещения.
    Примечание. Под отсеком следует понимать контур, ограниченный главными переборками и палубами.
    1.8.Корпус ремонтируемого или модернизируемого судна испытывают на непроницаемость и герметичность теми же методами и по тем же нормам, что и корпус вновь строящегося судна.
    Объем испытаний определяют перечнем работ по ремонту и модернизации и согласовывают с контролирующей организацией.
    1.9.Если непроницаемые или герметичные конструкции, оборудование, дельные вещи ремонтируемого или модернизируемого судна имеют прочность или уплотнение, недостаточные для восприятия испытательных нагрузок, установленных настоящим стандартом, то проектная организация, ведущая ремонт или модернизацию судна, определяет и согласовывает с контролирующей организацией уменьшение величины испытательных давлений, установку соответствующих подкреплений или замену конструкций.
    1.10.Все части корпуса, в том числе и расположенные внутри него, которые обеспечивают нахождение судна на плаву после спуска его со стапеля, а также конструкции, недоступные для осмотра и устранения выявленных дефектов, испытывают до спуска судна на воду на стапеле или в доке.
    Конструкции, доступные для осмотра по всему контуру при нахождении судна на плаву, испытывают на плаву или на стапеле, в доке.
    1.11.При испытании конструкций, находящихся на плаву, должны быть обеспечены достаточная прочность корпуса, остойчивость судна и контроль за его осадкой, которая не должна превышать осадку судна при полном водоизмещении.
    1.12.Качество сварных соединений должно быть проверено в соответствии с требованиями технической документации до начала проведения испытаний на непроницаемость и герметичность.
    1.13.Поверхности испытываемых конструкций и соединений должны быть очищены от загрязнений. Контролируемая поверхность конструкций должна быть сухой.
    1.14.Конструкции и соединения, подлежащие испытанию на непроницаемость, не должны быть окрашены, заасфальтированы и покрыты специальными покрытиями до окончания испытаний их на непроницаемость, кроме требований, изложенных в п.1.15.
    1.15.Конструкции, включая внутрисекционные соединения, разрешают грунтовать и окрашивать в соответствии со схемами, предусмотренными "табелем назначения красок", до подачи их на стапель или в док и до проверки их на непроницаемость при соблюдении условий:
    толщина основных листов, составляющих контур непроницаемости конструкции, должна быть не менее 12 мм, а толщина стенок набора, ограничивающих испытываемый контур и привариваемых к основным листам - не менее 8 мм;
    все внутрисекционные соединения конструкций, входящие в непроницаемый контур, должны быть подвергнуты тщательному осмотру по всей длине соединения. Результаты осмотра должны быть зафиксированы в журнале;
    стыковые и тавровые сварные соединения, относящиеся к конструкциям группы а, расположенные ниже ватерлинии, перед грунтовкой и окраской проверяют на непроницаемость смачиванием керосином. Двусторонние швы тавровых сварных соединений без сплошного провара проверяют смачиванием керосином после выполнения первого прохода шва с одной стороны;
    на всех секциях должны быть закончены сборочно-сварочные работы, работы по правке и установке насыщения (фундаменты, наварыши, наклепыши и т.п.).
    1.16.Конструкции, испытанные и принятые на предварительной сборке, должны быть загрунтованы и окрашены за исключением участков шириной 30-40 мм, примыкающих к монтажным кромкам.
    Примечание. Если грунт не влияет на процесс сварки и резки, разрешается грунтовать участки, примыкающие к монтажным кромкам.
    1.17.Монтажные соединения, выполненные на стапеле или в доке, грунтуют после проведения испытаний их на непроницаемость.
    1.18.Конструкции, которые не были испытаны на непроницаемость на предварительной сборке и которые будут длительное время находиться на открытом воздухе и подвергаться влиянию атмосферных осадков, разрешают грунтовать одним слоем.
    При этом внутрисекционные сварные соединения и участки, примыкающие к ним на ширине 10 см с каждой стороны шва, не грунтуют.
    1.19.На ремонтируемых и модернизируемых судах до проведения испытаний на непроницаемость грунтуют конструкции, на которых во время ремонта или модернизации не будут выполнять сборочно-сварочные работы.
    1.20.При доковании судов разрешается грунтовать и окрашивать конструкции, кроме мест, подлежащих при испытаниях внешнему осмотру, до проведения испытаний на непроницаемость.
    1.21.При проведении дополнительных сборочно-сварочных, монтажных или ремонтных работ на конструкциях, оборудовании и дельных вещах, испытывают на непроницаемость и герметичность, в случаях, когда общую проверку на непроницаемость и герметичность не проводят, проводят местную проверку конструкций на непроницаемость и герметичность.
    По требованию контролирующей организации проводят повторную общую проверку конструкций на непроницаемость и герметичность.
    Примечания:
    1.Под общей проверкой следует понимать испытание всего объема конструкций.
    2.Под местной проверкой следует понимать испытание сварных швов и других соединений, а также части поверхности конструкций, непроницаемость которых могла быть нарушена при проведении дополнительных работ.
    1.22.Нормы и правила испытаний конструкций на непроницаемость и герметичность приведены в обязательных приложениях 1 и 2.
    1.23.Испытания корпусов металлических судов по назначению и технологической последовательности подразделяют на предварительные, основные и контрольные.
    1.24.Предварительные испытания
    1.24.1.Предварительные испытания на непроницаемость внутрисекционных соединений конструкций следует проводить при изготовлении секций и блоков корпуса для переноса возможно большего объема работ по испытаниям со стапеля или дока на участки предварительной сборки и сварки и для уменьшения объема работ по исправлению дефектов, выявленных при испытании конструкций на стапелях и в доках.
    1.24.2.Объем и методы предварительных испытаний конструкций на непроницаемость устанавливает предприятие-изготовитель в соответствии с технологией постройки судна и технической целесообразностью.
    1.24.3.Предварительные испытания на непроницаемость тех конструкций, на которых в дальнейшем на стапеле или в доке не будут выполнять сборочно-сварочные работы, за исключением сборки и сварки монтажных кромок, засчитывают как основные, если методы и нормы этих испытаний соответствуют методам и нормам основных испытаний и при условии согласования с контролирующей организацией.
    1.24.4.Предварительные испытания на герметичность проводят после окончания в конструкциях сборочно-сварочных работ.
    Необходимость проведения предварительных испытаний на герметичность устанавливает предприятие-изготовитель.
    Примечания:
    1.Под окончанием сборочно-сварочных работ следует понимать выполнение в испытываемых конструкциях работ, связанных с установкой, сборкой и клепкой всех предусмотренных технической документацией изделий, таких как: фундаменты, наварыши, наклепыши, арматура, съемные стаканы, детали крепления электрокабеля, приборов, механизмов, систем, устройств, оборудования, изоляции.
    2.На конструкциях, образующих контур испытываемого отсека, должны быть выполнены сборочно-сварочные работы со стороны смежных отсеков.
    1.25.Основные испытания
    1.25.1.Основные испытания на непроницаемость и герметичность проводят для проверки конструкций, которые согласно схеме испытаний должны быть непроницаемыми и герметичными.
    Основные испытания на непроницаемость проводят после окончания в конструкциях сборочно-сварочных работ и работ по правке.
    Основные испытания на герметичность проводят после окончания монтажных, установочных и достроечных работ с обеих сторон конструкций, образующих испытываемый отсек.
    1.25.2.Основные испытания на непроницаемость проводят на стапелях, в доках, на плаву и на участках предварительной сборки и сварки.
    1.26.Контрольные испытания
    1.26.1.Контрольные испытания на непроницаемость проводят для конструкций группы а.
    1.26.2.Контрольные испытания на непроницаемость проводят после полного окончания с обеих сторон испытываемых конструкций монтажных работ по всем специальностям.
    Примечание. Под полным окончанием монтажных работ по всем специальностям следует понимать выполнение в конструкциях всех работ по монтажу систем, механизмов, устройств, приводов, установке электрокорабля и оборудования, предусмотренных технической документацией.
    1.26.3.Контрольные испытания на непроницаемость по согласованию с контролирующей организацией могут быть совмещены с другими испытаниями, такими как: опробование вспомогательных механизмов, электросетей, радиосвязи, проводимыми в несмежных отсеках судна.
    1.26.4.Если при контрольных испытаниях на непроницаемость будут обнаружены дефекты, то после обнаружения и устранения их проводят основные испытания повторно. Результаты повторных испытаний считают окончательными.
    1.26.5.Контрольным испытаниям на герметичность подвергают конструкции, в которых после проведения основных испытаний на герметичность проводили работы, связанные с возможным нарушением герметичности.
    По требованию контролирующей организации выборочно испытывают и другие конструкции, количество которых должно составлять 5% от общего количества герметичных конструкций, но не менее двух.
    Если при проведении испытаний будут обнаружены негерметичные конструкции, проводят повторные испытания на удвоенном количестве конструкций. При неудовлетворительных результатах повторных контрольных испытаний проводят повторные основные испытания всех конструкций, к которым предъявляются требования герметичности. Результаты повторных основных испытаний считают окончательными.
    2.МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
    2.1.При испытании корпусов металлических судов применяют следующие методы: налив воды под напором, налив воды без напора, надув воздуха, поливание струей воды под напором, поливание рассеянной струей воды, обдув струей сжатого воздуха, смачивание керосином, применение вакуум-камер - при испытании на непроницаемость;
    надув воздуха - при испытании на герметичность.
    2.2.Испытания наливом воды под напором
    2.2.1.До проведения испытаний наливом воды под напором должны быть проведены мероприятия, исключающие возможные смещения и деформации корпуса во время проведения испытаний.
    2.2.2.Гидростатическое давление (напор) на конструкциях, ограничивающих отсек сверху (палуба, платформа, второе дно), создают механическими или ручными насосами, установкой напорной трубы, резинового шланга или штатной измерительной трубы диаметром не менее 25 мм.
    2.2.3.Величину гидростатического давления устанавливают в соответствии с проектной документацией на судно и требованиями настоящего стандарта.
    2.2.4.Высоту напора отсчитывают от основной линии до уровня воды в напорной трубе или шланге.
    Для судов с конструктивным дефферентом высоту напора отсчитывают от килевой линии.
    Для цистерн, расположенных на второй и выше палубах, высоту напора отсчитывают от нижней точки цистерны.
    Предельные точки отсчета должны быть указаны в схеме испытаний.
    2.2.5.Давление, создаваемое в конструкции, измеряют двумя манометрами класса точности 1,5-2,5 с пределом измерения на больше испытательного давления. Манометры устанавливают на испытываемой конструкции и напорном трубопроводе вблизи насоса. На проводящей трубе должен быть установлен запорный кран для регулирования подачи воды.
    2.2.6.При заполнении водой не допускается образование воздушных подушек в верхних частях испытываемых конструкций, поэтому в наборе верхнего перекрытия должны быть предусмотрены отводные отверстия или трубки. Для выпуска воздуха просверливают отверстия диаметром 8-10 мм, которые после окончания испытаний заваривают и проверяют на непроницаемость смачиванием керосином или обдувом струей сжатого воздуха.
    2.2.7.Для проведения испытаний должна быть использована техническая пресная вода без загрязнений.
    По согласованию с контролирующей организацией разрешается использовать морскую воду для испытаний конструкций, кроме цистерн для пресной воды, при соблюдении следующих требований:
    поверхности конструкций, соприкасающиеся во время испытаний с морской водой, непосредственно после окончания испытаний и слива воды должны быть промыты пресной водой;
    вода из труднодоступных мест, застойных зон, зазоров и др. участков должна быть удалена;
    после окончания испытаний поверхности сварных конструкций перед грунтовкой и окраской должны быть очищены;
    время нахождения воды в конструкциях должно быть минимальным и не превышать двух суток с начала заполнения.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    2.2.8.Продолжительность нахождения конструкции под напором воды определяют временем, необходимым для осмотра всей поверхности конструкции, но не менее 1 ч.
    2.2.9.После окончания испытаний вода из отсеков должна быть удалена. При отсутствии откачивающих средств или штатных отверстий воду сливают через заранее высверленные отверстия. В отсеке высверливают одно-два отверстия диаметром до 25 мм.
    Для отсеков объемом более 500 м высверливают до четырех отверстий диаметром 25 мм.
    Оверстия должны быть расположены в нижней точке отсека на расстоянии не менее 100 мм от стенок близлежащих конструкций.
    После слива воды отверстия заваривают и испытывают на непроницаемость смачиванием керосином или обдувом струей сжатого воздуха.
    2.2.10.Место расположения вварных штуцеров для подключения контрольных приборов, сливных и воздушных отверстий определяют по схеме, разработанной проектной организацией и согласованной с предприятием-изготовителем.
    2.2.11.При температурах наружного воздуха и испытуемых конструкций от 0 °С и ниже температура налитой в отсек воды должна быть достаточной для поддержания температуры наружных поверхностей испытуемых конструкций выше 0 °С и исключения их отпотевания в течение всего времени испытаний.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    2.2.12.Конструкции считают непроницаемыми, если на контролируемой поверхности не будут наблюдаться течи в виде струй, потеков и капель.
    2.3.Испытания наливом воды без напора
    2.3.1.При проведении испытаний на непроницаемость наливом воды без напора уровень воды определяют по нормам, установленным в табл.1 обязательного приложения 1.
    2.3.2.Испытания проводят с учетом требований пп.2.2.7; 2.2.9-2.2.12.
    2.4.Испытания надувом воздуха
    2.4.1.Перед назначением испытаний на непроницаемость надувом воздуха проектная организация должна произвести расчет прочности конструкций, приборов и аппаратуры, установленных в испытываемых отсеках.
    2.4.2.Если при испытании на непроницаемость расчетная прочность окажется недостаточной для восприятия избыточного давления, равного 3·10 Па (0,3 кгс/см), то величина давления может быть уменьшена по согласованию с контролирующей организацией до 2·10 Па (0,2 кгс/см). Если прочность конструкции окажется недостаточной для восприятия уменьшенного давления, то допускается испытывать ее другими методами.
    2.4.3.Если при испытании на герметичность расчетная прочность окажется недостаточной для восприятия избыточного давления, равного 2·10 Па (0,02 кгс/см), то величина давления может быть уменьшена по согласованию с контролирующей организацией до 1·10 Па (0,01 кгс/см).
    2.4.4.Давление воздуха измеряют манометрами класса точности 1,5-2,5 с пределом измерения на больше испытательного давления. На подводящей трубе устанавливают запорный кран для регулирования подачи воздуха.
    Примечание. При объеме конструкций более 250 м следует использовать манометры с ценой деления 2·10 Па (0,02 кгс/см).
    2.4.5.На каждой испытываемой конструкции должны быть установлены два манометра и предохранительный клапан.
    Штуцеры для установки манометров, предохранительных клапанов и подключения воздушных шлангов устанавливают на крышках горловин, на временных заглушках или в других местах, удобных для обслуживания.
    Штатные штуцеры для проведения испытаний на герметичность устанавливают в соответствии с требованиями технической документации, разработанной проектной организацией.
    После окончания испытаний штуцеры должны быть закрыты штатными заглушками, испытаны на непроницаемость обдувом струей сжатого воздуха и опломбированы.
    2.4.6.Сжатый воздух поступает из заводской магистрали, баллонов или от приточной вентиляции.
    2.4.7.Избыточное давление воздуха окончательно устанавливают через 10-15 мин после подачи его в конструкцию.
    2.4.8.При проведении испытаний на непроницаемость сварные швы и другие соединения смачивают пенообразующим раствором, приготовленным в соответствии с требованиями технической документации.
    2.4.9.Пенообразующий раствор при отрицательной температуре окружающего воздуха должен быть приготовлен на незамерзающем и незагустевающем растворителе, который не должен ухудшать качество пены и вызывать коррозию металла.
    2.4.10.При проведении испытаний на непроницаемость сварных соединений внахлестку сжатый воздух давлением 5·10 Па (0,5 кгс/см) подают в зазор между соприкасающимися деталями.
    2.4.11.Если падение давления за время испытаний превысит допустимое, сварные швы и другие соединения испытываемых конструкций повторно смачивают пенообразующим раствором.
    2.4.12.Испытания на непроницаемость проводят при температуре окружающего воздуха не ниже минус 10 °С, ниже этой температуры испытания проводят по согласованию с контролирующей организацией. Воздух, применяемый при испытаниях, должен быть сухим.
    Испытания на герметичность не ограничивают температурой окружающего воздуха.
    2.4.13.Сварные швы и конструкции, испытываемые при отрицательной температуре окружающего воздуха, должны быть просушены нагревом до полного удаления замерзшей воды.
    2.4.14.Конструкцию считают непроницаемой и герметичной, если при смачивании пенообразующим раствором сварных швов и других соединений не образуются воздушные пузырьки и падение давления за время выдержки конструкции под избыточным давлением не превысит норм, указанных в табл.2 и 3 обязательного приложения 1.
    2.5.Испытания поливанием струей воды под напором
    2.5.1.Испытания на непроницаемость поливанием струей воды под напором проводят брандспойтом, диаметр выходного отверстия которого должен быть не менее 16 мм.
    2.5.2.Напор воды в шланге должен обеспечивать высоту струи воды, выбрасываемой вверх из ствола, не менее 10 м.
    2.5.3.Струя воды должна быть направлена перпендикулярно к поверхности шва с расстоянием от ствола до испытываемого участка не более 3 м.
    2.5.4.Поливание сварных конструкций проводят с любой стороны, клепаных - по возможности с нечеканенной стороны заклепочных соединений.
    При вертикальном расположении сварных и клепаных соединений их поливают струей воды и снизу вверх.
    2.5.5.Испытания поливанием струей воды под напором проводят при положительной температуре окружающего воздуха.
    Испытания при отрицательной температуре окружающего воздуха проводят по согласованию с контролирующей организацией с использованием воды, подогретой до температуры плюс 40-70 °С.
    При этом испытываемые участки конструкций должны быть подогреты до положительной температуры.
    2.5.6.Конструкции считают непроницаемыми, если на контролируемой поверхности не будет течей в виде струй, потеков и капель.
    2.6.Испытания поливанием рассеянной струей воды
    2.6.1.Испытания на непроницаемость проводят поливанием конструкции рассеянной струей воды, направленной перпендикулярно к контролируемой поверхности.
    2.6.2.Испытания проводят с учетом требований, установленных в пп.2.5.4-2.5.6.
    2.7.Испытания обдувом струей сжатого воздуха
    2.7.1.Испытания на непроницаемость обдувом струей сжатого воздуха проводят для местных проверок: мест приварки деталей, участков исправления дефектов сварки, дверей, люков, комингсов и других конструкций, расположенных внутри корпуса и надстроек, а также внутренних конструкций, имеющих клепаные соединения.
    2.7.2.Струя воздуха, подаваемая из шланга, должна быть направлена перпендикулярно к контролируемому соединению. Конец шланга должен быть снабжен ниппелем диаметром 10-20 мм и подведен к контролируемому соединению на расстоянии не более 100 мм.
    При испытании клепаных соединений струю воздуха направляют с нечеканенной стороны.
    2.7.3.Контролируемое соединение одновременно с обдувом струей сжатого воздуха смачивают с противоположной стороны пенообразующим раствором, качество которого должно удовлетворять требованиям, установленным в пп.2.4.8 и 2.4.9.
    2.7.4.Испытания обдувом струей сжатого воздуха проводят при температуре окружающего воздуха не ниже минус 10 °С. Испытываемые участки должны быть нагреты до положительной температуры и просушены до полного удаления замерзшей воды. Сжатый воздух должен быть сухим.
    2.7.5.Конструкции считают непроницаемыми, если на контролируемых соединениях не образуются воздушные пузырьки.
    2.8.Испытания смачиванием керосином
    2.8.1.Испытания на непроницаемость смачиванием керосином проводят для контроля сварных соединений, за исключением соединений внахлестку с полным проваром и нахлесточных и тавровых соединений с двусторонними швами без сплошного провара.
    Двусторонние швы тавровых сварных соединений без сплошного провара проверяют смачиванием керосином после окончательного выполнения первого прохода шва с одной стороны.
    2.8.2.При испытании смачиванием керосином контролируемую сторону сварного шва покрывают меловым раствором. Швы смачивают керосином после высыхания мелового раствора.
    Меловой раствор должен быть приготовлен на незамерзающем растворителе, не влияющем на белизну раствора. Если меловой раствор приготовлен на воде, то после нанесения его на сварной шов, он должен быть просушен газовой горелкой.
    2.8.3.Поверхность сварного шва во время испытаний должна быть смочена керосином. По мере стекания или высыхания керосина следует периодически смачивать им сварные швы.
    2.8.4.При проведении испытаний при отрицательной температуре окружающего воздуха контролируемый сварной шов перед смачиванием керосином должен быть прогрет до положительной температуры и просушен.
    2.8.5.Сварные швы считают непроницаемыми, если на контролируемой поверхности с нанесенным меловым раствором за время выдержки, указанное в обязательном приложении 1, не появятся пятна керосина.
    2.9.Испытания с применением вакуум-камер
    2.9.1.Испытания на непроницаемость с применением вакуум-камер, способных поддерживать устойчивый перепад давлений воздуха в пределах 9·10-9,5·10 Па (0,9-0,95 кгс/см), проводят для местной проверки сварных или других соединений.
    Испытания проводят поочередно на отдельных участках.
    Примечание. Под перепадом давления следует понимать разность между атмосферным давлением и давлением в вакуум-камере.
    2.9.2.При испытании с применением вакуум-камер участки соединений, подлежащие проверке, со стороны установки камеры смачивают пенообразующим раствором, удовлетворяющим требованиям, установленным в пп.2.4.8 и 2.4.9.
    2.9.3.Испытания при отрицательной температуре окружающего воздуха проводят с учетом требований, установленных в п.2.4.13.
    2.9.4.Соединения считают непроницаемыми, если при испытании контролируемого участка в пенообразующем растворе не образуются воздушные пузырьки.
    3.ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
    3.1.Результаты испытаний на непроницаемость и герметичность, проведенных при постройке, ремонте и модернизации судов, регистрируют в журнале, составленном по форме, приведенной в рекомендуемом приложении 3.
    К журналу должна быть приложена схема испытаний на непроницаемость и герметичность.
    3.2.Если какая-либо конструкция, подлежащая испытанию на непроницаемость и герметичность, не была испытана, то в журнале должны быть указаны: основание для отмены испытаний, фамилия и должность лица, разрешившего отступить от утвержденной схемы испытаний и согласующая подпись представителя контролирующей организации.
    3.3.Перед спуском судна на воду должен быть составлен акт о заделке сливных и воздушных отверстий с указанием расположения этих отверстий.
    4.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
    4.1.К конструкциям, осматриваемым во время испытаний, должен быть обеспечен свободный доступ.
    Для конструкций, имеющих высоту более 2 м, должны быть установлены подмости или леса.
    4.2.Если в конструкциях, подлежащих испытанию, или соседних с ними конструкциях ранее находилось горючее, то перед испытанием оно должно быть удалено.
    Конструкция должна быть пропарена и провентилирована.
    4.3.Двери, горловины, крышки и другие подобные устройства должны быть закрыты на все задрайки и болты. Перед задраиванием необходимо убедиться в отсутствии людей в испытываемой конструкции.
    Запрещается проводить испытания при неполном количестве крепежных деталей на дверях, люках, крышках, иллюминаторах и при наличии каких-либо неисправностей.
    4.4.Конструкции водой или воздухом заполняют плавно, при этом необходимо следить за показаниями манометров. По достижении требуемого давления следует прекратить заполнение конструкций и отключить шланги.
    4.5.Во время нахождения конструкций под давлением категорически запрещается проводить работы по устранению дефектов и обстукивать конструкции.
    4.6.Перед устранением дефектов должны быть приняты меры, исключающие воспламенение материалов с обеих сторон испытываемой конструкции и ожоги людей.
    4.7.Вблизи от места выполнения огневых работ (электросварки, газорезки и т.п.) не должны проводить работы с применением легковоспламеняющихся веществ.
    4.8.Во время устранения дефектов в конструкциях должны быть установлены вытяжные вентиляторы для удаления из конструкций вредных газов.
    4.9.При осмотре соединений необходимо пользоваться переносными светильниками напряжением не выше 12 В. Светильники должны иметь защитную сетку и исправный провод.
    4.10.Измерительная и предохранительная аппаратура должна быть исправной, опломбированной, с непросроченным очередным испытанием Госповерки и должна быть установлена в доступных и хорошо освещенных местах.
    4.11.Перед началом проведения испытаний на непроницаемость и герметичность необходимо убедиться в отсутствии людей в испытываемой конструкции. Все посторонние лица должны быть удалены из района испытаний.
    4.12.После окончания испытаний необходимо принять меры для безопасности проведения дальнейших работ на испытанной конструкции, а именно: снять давление, удалить испытательные шланги, восстановить ограждение люков и вырезов горловин, крышки люков отдраить и закрепить и т.п.
    4.13.При организации и проведении испытаний корпусов металлических судов на непроницаемость и герметичность необходимо руководствоваться требованиями "Общих правил техники безопасности и производственной санитарии для предприятий машиностроения", утвержденных ЦК профсоюза рабочих машиностроения в 1958 г., и "Правил техники безопасности и производственной санитарии для судостроительных и судоремонтных работ", утвержденных ЦК профсоюза рабочих судостроительной промышленности в 1970 г.