ГОСТ 22915-78 Подшипники жидкостного трения. Основные правила эксплуатации (с Изменением N 1)
СССР
Государственный стандарт от 24 января 1978 года № ГОСТ 22915-78
ГОСТ 22915-78 Подшипники жидкостного трения. Основные правила эксплуатации (с Изменением N 1)
Принят
Государственным комитетом стандартов Совета Министров СССР
24 января 1978 года
ГОСТ 22915-78*
Группа Г08
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ПОДШИПНИКИ ЖИДКОСТНОГО ТРЕНИЯ
Основные правила эксплуатации
Liquid friction bearings. Basic operation rules
Дата введения 1979-01-01
Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 24 января 1978 г. N 158 срок введения установлен с 01.01.79
Проверен в 1982 г. Постановлением Госстандарта от 08.02.83 N 690 срок действия продлен до 01.01.94**
________________
** Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС N 5/6, 1993 год). - Примечание изготовителя базы данных.
* ПЕРЕИЗДАНИЕ (ноябрь 1983 г.) с Изменением N 1, утвержденным в феврале 1983 г. (ИУС 5-83).
Настоящий стандарт распространяется на гидродинамические и гидростатодинамические подшипники жидкостного трения (далее в тексте ПЖТ) для валков прокатных станов.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
якорь 1.МОНТАЖ 1.1.Общие требования 1.1.1.Срок хранения ПЖТ должен быть в пределах гарантийного срока на конкретные ПЖТ, но не более двух лет при условиях, соответствующих группе Л по ГОСТ 15150-69. 1.1.2.Монтаж и ревизию ПЖТ следует производить в специальной мастерской. Требования к мастерской приведены в рекомендуемом приложении 1. 1.1.3.ПЖТ, подушки и шейки валков перед монтажом необходимо расконсервировать и промыть. Требования по расконсервации и промывке должны быть указаны в эксплуатационной документации. 1.1.4.На промытых ПЖТ, подушках и шейках валков не допускаются: наличие коррозионного разрушения, рисок и забоин с острыми кромками на рабочих поверхностях, металлической пыли и стружки в отверстиях. 1.1.5.Размеры поверхностей подушек и валков, сопрягаемых с деталями ПЖТ, необходимо подвергнуть контролю. Методы измерения указаны в рекомендуемом приложении 3, допускаемые отклонения формы и расположения поверхностей шеек валков - в рекомендуемом приложении 2. 1.1.6.Перед сборкой детали ПЖТ окончательно промыть и смазать минеральным маслом методом погружения. 1.2.Сборка 1.2.1.Сборка узла передней крышки ПЖТ диаметром 140-400 мм (черт.1).
1 - передняя крышка; 2 - уплотнения; 3 - пружины; 4 - крышка; 5 - шнур; 6 - болты
Черт.1
Установить в переднюю крышку 1 уплотнения 2 с пружинами 3, крышку 4 и закрепить ее болтами 6. Затем установить шнур 5. 1.2.2.Сборка узла крышки задней ПЖТ диаметром 140-400 мм (черт.2).
1 - задняя крышка; 2 - уплотнения; 3 - пружина; 4 - кольцо; 5 - штифт; 6 - пружины; 7 - кольцо;
8 - ограничитель; 9 - шнур
Черт.2
Установить в заднюю крышку 1 уплотнение 2 с пружиной 3 и кольцо 4. Повернуть крышку на 180°. Затем установить штифт 5, пружины 6, кольцо 7, ограничитель 8 и шнур 9. 1.2.3.Сборка узла втулки-цапфы ПЖТ диаметром 140-400 мм (черт.3).
1 - втулка цапфа; 2 - подшипники качения
Черт.3
На цилиндрическую шейку втулки-цапфы 1 установить подшипники качения 2. 1.2.4.Сборка узла задней крышки с торцово-диафрагменным уплотнением ПЖТ диаметром 450 мм и более (черт.4).
1 - задняя крышка; 2 - кольцо; 3 - пружины; 4 - штыри; 5 - шплинты; 6 - диафрагма; 7 - кольцо;
8 - кольцо; 9 - болты; 10 - штыри; 11 - крышка; 12 - болты; 13 - винты; 14 - шнур
Черт.4
Установить в заднюю крышку 1 кольцо 2. Надеть пружины 3 на штыри 4, установить их в кольцо 2 и заштифтовать шплинтами 5. Закрепить диафрагму 6 между кольцами 7 и 8 болтами 9. Ввернуть в кольцо 8 штыри 10. Установить диафрагму 6 в крышку 1, прижать крышкой 11 и закрепить болтами 12. Ввернуть винты 13 в крышку 1. Установить шнур 14. 1.2.5.Сборка узла задней крышки с манжетным уплотнением ПЖТ диаметром 450 мм и более (черт.5).
1 - задняя крышка; 2 - уплотнение; 3 - пружина; 4 - штифты; 5 - пружины; 6 - кольцо; 7 - кольцо;
8 - крышка; 9 - болты; 10 - шнур
Черт.5
Установить в заднюю крышку 1 уплотнение 2 с пружиной 3, штифты 4, пружины 5, кольца 6 и 7 и крышку 8. Закрепить крышку 8 болтами 9. Установить шнур 10. 1.2.6.Сборка узла крышки передней ПЖТ диаметром 450 мм и более (черт.6).
1 - передняя крышка; 2 - стакан; 3 - подшипник качения; 4 - крышка; 5 - болты; 6 - насадка;
7 - прокладка; 8 - шнур; 9 - крышка; 10 - болты
Черт.6
Установить в переднюю крышку 1 стакан 2. В стакан 2 установить подшипник качения 3 и крышку 4. Закрепить крышку 4 болтами 5. Установить насадку 7, шнур 8, крышку 9 и закрепить ее болтами 10. 1.2.7.Сборка в подушку деталей и узлов ПЖТ диаметром 140-400 мм (черт.7).
1 - подушка; 2 - штифт; 3 - втулка-вкладыш; 4 - кольцо; 5 - узел втулки-цапфы; 6 - гайка;
7 - узел передней крышки; 8 - болты; 9 - шнур; 10 - насадка; 11 - узел задней крышки; 12 - болты
Черт.7
Установить в подушку 1 штифт 2, втулку-вкладыш 3, кольцо 4, узел втулки-цапфы 5, гайку 6, узел крышки передней 7 и закрепить болтами 8. Повернуть подушку на 90°. Установить насадку 10 со шнуром 9, узел задней крышки 11 и закрепить болтами 12. 1.2.8.Сборка в подушку деталей и узлов ПЖТ диаметром 450 мм и более с манжетным уплотнением (черт.8).
1 - подушка; 2 - штифт; 3 - втулка-вкладыш; 4 - втулка-цапфа; 5 - втулка со шпонкой;
6 - узел передней крышки; 7 - болты; 8 - шнур; 9 - насадка; 10 - узел задней крышки; 11 - болты
Черт.8
Установить в подушку 1 штифт 2, втулку-вкладыш 3, втулку-цапфу 4, втулку 5 со шпонкой, узел передней крышки 6 и закрепить болтами 7. Повернуть подушку на 180°. Затем установить шнур 8, насадку 9, узел задней крышки 10 и закрепить болтами 11. 1.2.9.Сборка в подушку деталей и узлов ПЖТ диаметром 450 мм и более с торцово-диафрагменным уплотнением (черт.9).
1 - подушка; 2 - штифт; 3 - втулка-вкладыш; 4 - втулка-цапфа; 5 - втулка со шпонкой;
6 - узел крышки передней; 7 - болты; 8 - кольцо; 9 - узел крышки задней;
10 - болты; 11 - шнур; 12 - насадка; 13 - кольцо; 14 - крышка; 15 - болты
Черт.9
Установить в подушку 1 штифт 2, втулку-вкладыш 3, втулку-цапфу 4, втулку 5 со шпонкой, узел передней крышки 6 и закрепить болтами 7. Повернуть подушку на 180°. Установить кольцо 8, узел задней крышки 9 и закрепить болтами 10. Затем установить шнур 11, насадку 12, кольцо 13, крышку 14 и закрепить болтами 15. 1.2.10.Установку ПЖТ диаметром 140-400 мм на шейку валка (черт.10).
1 - валок; 2 - шпонка; 3 - шнур; 4 - подушка с ПЖТ; 5 - резьбовые полукольца;
6 - пружина; 7 - шнур; 8 - кольцо; 9 - шпонка; 10 - крышка; 11 - гайка; 12 - болты
Черт.10
Установить на шейку валка 1 шпонку 2, разьбовые полукольца 5 и пружины 6. Шнур 3 уложить в канавку втулки цапфы. Надеть подушку с ПЖТ 4 на шейку валка 1 и затянуть гайкой 11. Установить шнур 7, кольцо 8, шпонку 9, крышку 10 и закрепить болтами 12. 1.2.11.Установка ПЖТ диаметром 450 мм и более на шейку валка (черт.11).
1 - валок; 2 - шпонка; 3 - шнур; 4 - подушка с ПЖТ; 5 - шнур; 6 - шнур; 7 - кольцо; 8 - гайка;
9 - полукольца; 10 - планка; 11 - шпонка; 12 - крышка; 13 - болты; 14 - кожух; 15 - болты
Черт.11
Установить на шейку валка 1 шпонку 2. Шнур 3 вложить в канавку втулки-цапфы. Надеть подушку с ПЖТ 4 на шейку валка 1. Уложить шнур 6, установить кольцо 7 с гайкой 8 полукольца 9, скрепленные планкой 10 и затянуть подшипник гайкой. Затем установить планку 11, крышку 12 и закрепить болтами 13. Уложить шнур 5, установить кожух 14 и закрепить его болтами 15. 1.3.Установка узлов 1.3.1.У собранных узлов валков проверить работу манжетных устройств путем прокачки масла от переносной станции. Маслоподводящие и сливные отверстия перед проверкой заглушить. 1.3.2.Собранные узлы валков до установки в клеть могут храниться не более двух месяцев в условиях, исключающих попадание в них пыли, окалины, грязи и воды при температуре не ниже 10 °С. 1.3.3.При установке узлов валков в клеть смещение осей валков в горизонтальной и вертикальной плоскостях от номинального расположения не должно быть более 0,1 мм на 1000 мм длины. 1.3.4.Устройства для фиксации подушек и уравновешивания валков должны обеспечивать надежную самоустановку подушек. 1.3.5.После установки узлов валков в клеть необходимо проверить работу всей автоматики и сигнализации маслосистемы, работу фильтров клетей. Утечки масла через уплотнения и в местах подсоединения не допускаются. 1.3.6.Проверить работу ПЖТ на холостом ходу на скоростях заданной программой прокатки. 1.3.7.Проверить работу ПЖТ на режимах прокатки. При этом температура и давление масла на входе и выходе ПЖТ должны находиться в пределах, установленных технической документацией.
(Измененная редакция, Изм. N 1). 1.3.8.Все обнаруженные недостатки и неисправности при работе ПЖТ на холостом ходу и режимах прокатки следует устранить, а в случае необходимости провести полную ревизию ПЖТ. Характерные неисправности и методы их устранения указаны в рекомендуемом приложении 4. 1.3.9.При ревизии ПЖТ узлы демонтировать из клети, при этом следует:
маслоподводящие и сливные отверстия закрыть пробками;
наружные поверхности валков и подушек очистить от загрязнений;
подушки с ПЖТ снять с валков и передать в мастерскую. 1.3.10.Разборку узлов ПЖТ следует производить согласно требованиям, установленным технической документацией.
(Измененная редакция, Изм. N 1). 1.3.11.ПЖТ после проведения ревизии следует собрать в порядке, установленном настоящим стандартом, установить клеть и опробировать на холостом ходу.
якорь 2.ЭКСПЛУАТАЦИЯ 2.1.Эксплуатации ПЖТ следует производить в соответствии с требованиями, указанными в технической документации и настоящем стандарте.
(Измененная редакция, Изм. N 1). 2.2.Срок службы ПЖТ до первого ремонта должен соответствовать:
для ПЖТ рабочих клетей мелкосортных, проволочных, крупносортных и штрипсовых прокатных станов - 18 месяцев;
для ПЖТ рабочих клетей листовых станов горячей прокатки - 24 месяца;
для ПЖТ рабочих клетей листовых станов холодной прокатки - 36 месяцев.
Срок службы ПЖТ указан без учета срока службы уплотнений. 2.3.Работу ПЖТ необходимо учитывать. Формы учета приведены в рекомендуемом приложении 5. 2.4.Необходимо производить частичную и полную ревизию. 2.5.Частичную ревизию следует производить после каждой перевалки валков. 2.6.При частичной ревизии от загрязнений очищают подушки и уплотнительные узлы, подвергают внешнему осмотру уплотнительные узлы и узлы крепления ПЖТ на шейках валков, проверяют состояние уплотнительных шнуров. 2.7.Полную ревизию следует проводить через каждые 500-600 ч календарного времени работы в первом полугодии эксплуатации, а затем через 1500-3000 ч. 2.8.При полной ревизии необходимо произвести: промывку и осмотр всех деталей; измерение размеров; измерение размеров рабочих поверхностей и определение степени износа их; мелкий ремонт; полировку рабочих поверхностей втулок-цапф; поворот втулок-вкладышей на 180° после 6000-7000 ч работы. 2.9.Изношенные детали следует заменять новыми в соответствии со следующими нормами износа:
при увеличении первоначального зазора между втулкой-вкладышем и втулкой-цапфой на 50% для ПЖТ диаметром 450 мм и более, на 100% для ПЖТ диаметром 140-400 мм;
при отклонении основных размеров формы и расположения поверхностей деталей ПЖТ, подушек и шеек валков на величину поля допуска;
при износе подманжетных мест: а) для ПЖТ диаметром 140-400 мм более 1,5 мм; б) для ПЖТ диаметром 450-900 мм более 2 мм; в) для ПЖТ диаметром 1000 мм и выше более 3 мм.
Нормы расхода запасных частей приведены в рекомендуемом приложении 6. 2.10.ПЖТ, которые не участвуют в работе стана, необходимо законсервировать согласно требованиям, указанным в технической документации.
(Измененная редакция, Изм. N 1). 2.11.При эксплуатации клети следует соблюдать следующие условия:
периодически при ремонтах проверять отклонение от плоскостности и смещение опорных поверхностей окон станин;
при перевалках проверять состояние рабочих поверхностей планок и сферических поверхностей, обеспечивающих самоустановку подушек;
обеспечивать подачу смазки на сферические рабочие поверхности нажимных винтов опор нижнего валка;
во время ремонтов проверять отклонение от плоскостности и смещение базовых поверхностей под прижимные планки, служащие для фиксации валка с подушками клети;
не допускать на проволочных и сортовых станах регулировку валков при наличии металла в валках;
механизм осевой регулировки валка не должен препятствовать самоустановке подушки;
не допускать в работу валки со смещенными калибрами;
не допускать при раздельном поджатии нажимных винтов перекоса валков;
на листовых станах "кварто" не допускать смещение осей опорного и рабочего валков в горизонтальной плоскости. 2.12.При эксплуатации подушек периодически при сборке (не реже одного раза в год) необходимо проверять величину износа боковых поверхностей и их смещение относительно внутренней цилиндрической расточки и состояние сферических опорных поверхностей и пазов. 2.13.При эксплуатации системы смазки необходимо:
обеспечить соответствие сорта масла, залитого в систему, требованиям, указанным в технической документации;
замену сорта масла производить только по согласованию с предприятием-изготовителем ПЖТ;
поддерживать температуру и давление масла на входе в ПЖТ в пределах, указанных в п.1.3.7;
не допускать применения масла, имеющего механические примеси 0,001% и воды более 2%;
следить за работой фильтров и регулярно промывать их;
регулярно проверять водоотделители у клетей;
электродвигатели клетей сблокировать с системой смазки.
Требования к маслам для ПЖТ приведены в рекомендуемом приложении 7.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
якорь 3.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 3.1.В помещении мастерской ремонта ПЖТ запрещается курить, зажигать огонь, находиться посторонним людям. 3.2.Запрещается загромождать проходы и доступы к местам включения средств пожаротушения и установки огнетушителей. 3.3.Обслуживающему персоналу запрещается работать в одежде, пропитанной маслом. 3.4.Не допускать утечки промывочных веществ и масла из ванн. Пролитые вещества немедленно убирать. 3.5.Перед началом работы следует включать вытяжную и приточную вентиляцию. 3.6.Ванны для промывки деталей в промежутках между работой должны быть плотно закрыты крышками. 3.7.Использованный обтирочный материал следует хранить в закрытой металлической таре и ежедневно удалять из помещения мастерской. 3.8.При работе с подогретыми маслами обслуживающему персоналу обязательно необходимо пользоваться защитными очками и рукавицами. 3.9.Обслуживающий персонал должен пройти специальное обучение по использованию оборудования, оснастки, грузоподъемных средств и аттестован. 3.10.Инструктаж по технике безопасности необходимо проводить с обслуживающим персоналом не реже одного раза в квартал. 3.11.В мастерской на видном месте необходимо вывесить плакат с правилами строповки и кантовки основных деталей и узлов ПЖТ. 3.12.При монтаже и демонтаже подшипников следует пользоваться только исправными инструментом и приспособлениями. 3.13.Открытые вращающиеся детали ПЖТ после установки в клеть должны быть закрыты кожухами. 3.14.В мастерской на видном месте следует установить аптечку для оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.
якорь