СССР
Государственный стандарт от 01 января 1980 года № ГОСТ 19006-73

ГОСТ 19006-73 Топливо дизельное. Метод определения коэффициента фильтруемости (с Изменениями N 1-3)

Принят
Государственным комитетом стандартов Совета Министров СССР
20 июля 1973 года
    ГОСТ 19006-73
    Группа Б19
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
    ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ
    Метод определения коэффициента фильтруемости*
    Motor fuel.
    Determination of the filterability factor
    ____________________
    * Наименование стандарта. Измененная редакция, Изм. N 3.
    ОКСТУ 0209
    Дата введения 1980-01-01
    ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 20 июля 1973 г. N 1787
    ПРОВЕРЕН в 1984 г. Постановлением Госстандарта от 27.12.84 N 4966 срок действия продлен до 01.07.89*

    ________________
    * Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС N 5-6, 1993 год). - Примечание "КОДЕКС"


    ПЕРЕИЗДАНИЕ (декабрь 1985 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в мае 1979 г., декабре 1984 г. (ИУС 7-79, 4-85)
    ВНЕСЕНО Изменение N 3, утвержденное и введенное в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29.09.88 N 3372 с 01.04.89 и опубликованное в ИУС N 1, 1989 год
    Изменение N 3 внесено юридическим бюро "Кодекс" по тексту ИУС N 1, 1989 год
    Настоящий стандарт распространяется на топливо для двигателей и устанавливает метод определения коэффициента фильтруемости топлива по изменению пропускной способности фильтра при последовательном пропускании через него определенных количеств топлива.
    1.АППАРАТУРА И МАТЕРИАЛЫ
    1.1.При определении коэффициента фильтруемости топлива применяются:
    аппарат типа УОФТ или полуавтоматический аппарат типа ПФДТ.
    В металлическую оправу фильтрующего устройства (черт.1) укрепляют стеклянную градуированную трубку, отрезанную от бюретки 1-2-50-0,1 по ГОСТ 20292-74, с нанесенными рисками А и В, ограничивающими объем в 2 см. Допускается применять градуированную трубку диаметром 13-14 мм с расширением в верхней части для заполнения топливом. Конец трубки устанавливают в металлическую оправу и герметизируют наполнителем (эпоксидной смолой и др.), стойким к испытуемому топливу. Кран K1XKШ-2-32-2,5 или кран K1X-2-32-2,5 по ГОСТ 7995-80 устанавливают в оправу фильтрующего устройства и герметизируют наполнителем;
    Фильтрующее устройство

    1 - стеклянная трубка; 2 - металлическая оправа; 3 и 9 - резиновые кольца (прокладки);
    4 - оправа фильтра; 5 - корпус; 6 - фильтр; 7 - стеклянный кран; 8 - седло фильтра
    Черт.1
    бумага фильтровальная марки БФДТ с тонкостью отсева не более 3 мкм и толщиной (0,33±0,03) мм;
    воронка стеклянная вместимостью 50 см или колба 1-50-2 по ГОСТ 1770-74;
    стакан В или Н исполнения 1 или 2, вместимостью 400 или 600 смпо ГОСТ 25336-82;
    секундомер;
    цилиндр 1-50, или 1-100, или 3-50, или-3-100 по ГОСТ 1770-74;
    эфир петролейный; нефрасы С-80/120 и С-80/120 по ГОСТ 443-76 или нефрас С-50/170 по ГОСТ 8505-80;
    штатив лабораторный с тремя зажимами для крепления прибора.
    (Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3).
    2.ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ
    2.1.Для определения коэффициента фильтруемости топлива пробу, отобранную по ГОСТ 2517-85, тщательно перемешивают в течение 2-3 мин и 250 см перемешанной пробы помещают в стеклянную посуду, предварительно промытую и просушенную.
    (Измененная редакция, Изм. N 3).
    2.2.Подготовка прибора
    2.2.1.Детали аппарата промывают нефрасом или петролейным эфиром и сушат сухим воздухом. При проведении серии определений допускается до установки бумажного фильтра аппарат промывать небольшим количеством перемешанного испытуемого топлива.
    (Измененная редакция, Изм. N 1, 3).
    2.2.2.Собирают аппарат для определения коэффициента фильтруемости (черт.2 или 3).
    Аппарат для определения коэффициента фильтруемости

    1 - воронка стеклянная цилиндрическая; 2 - зажим для крепления прибора; 3 - трубка стеклянная
    градуированная; 4 - корпус прибора; 5 - кран стеклянный; 6 - стакан стеклянный; 7 - штатив.
    Черт.2
    Аппарат для определения коэффициента фильтруемости

    1 - колба; 2 - зажим для крепления; 3 - стеклянная трубка с метками; 4 - корпус; 5 - стеклянный кран;
    6 - стеклянный стакан: 7 - штатив
    Черт.3
    В оправу фильтра вкладывают бумажный фильтр диаметром 17 мм (светлой стороной навстречу потоку топлива), резиновую прокладку и седло фильтра (насечками вверх).
    (Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
    2.2.3.Собранную оправу фильтра устанавливают в корпусе прибора седлом вниз (как указано на черт.1), после этого на оправу фильтра укладывают второе резиновое кольцо.
    Корпус прибора с фильтрующим устройством и укрепленной в нем градуированной стеклянной трубкой соединяют между собой резьбовым соединением.
    2.2.4.Собранный прибор и стеклянную воронку укрепляют вертикально зажимами в штативе.
    Под прибором устанавливают стакан для отбора отфильтрованного топлива.
    2.2.5.Перед испытанием пробу топлива выдерживают 15 мин при температуре испытания, которое проводят при комнатной температуре.
    (Измененная редакция, Изм. N 1, 3).
    3.ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ
    3.1.Кран аппарата перекрывают, после чего в стеклянную трубку наливают тщательно перемешанное испытуемое топливо на 0,3-0,5 см выше метки В. Затем в делительную воронку или мерную колбу заливают 45 см испытуемого топлива.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    3.2.После выдержки и достижения уровнем топлива верхней метки в аппарате открывают кран, одновременно включают секундомер и замеряют время истечения 2 см топлива () от метки В стеклянной трубки до метки А. Не прекращая фильтрования в стеклянную трубку аппарата доливают топливо из делительной воронки, поддерживая уровень на 2-3 см выше верхней метки ручной регулировкой или с помощью колбы, опрокинутой в расширение в верхней части бюретки. После того, как все испытуемое топливо перейдет в бюретку и уровень топлива опустится до верхней метки, замеряют время истечения последних 2 см топлива от метки В до А ().
    (Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
    4.ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
    4.1.За коэффициент фильтруемости топлива принимают отношение времени фильтрации в секундах последних 2 см топлива () ко времени фильтрации первых 2 см топлива ()
    .
    Время фильтрации измеряют с погрешностью не более 1 с.
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    4.2.За результат испытания принимают среднее арифметическое результатов двух определений. Коэффициент фильтруемости вычисляют с точностью до первого десятичного знака.
    (Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
    4.3.(Исключен, Изм. N 2).
    5.ТОЧНОСТЬ МЕТОДА
    5.1.Сходимость метода
    Два результата определений, полученные одним исполнителем, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает 0,2.
    5.2.Воспроизводимость метода
    Два результата испытаний, полученные в двух разных лабораториях, признаются достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождение между ними не превышает 0,8.
    Разд.5. (Введен дополнительно, Изм. N 2).
    Текст документа сверен по:
    официальное издание
    М.: Издательство стандартов, 1986
    Юридическим бюро "Кодекс" в текст
    документа внесено Изменение N 3,
    утвержденное Постановлением
    Госстандарта СССР от 29.09.88 N 3372